По теме «стероидные гормоны». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «стероидные гормоны».



 

Исходный уровень знаний.

· Холестерин – как общий предшественник всех стероидных гормонов;

· Регуляция скорости синтеза и секреции гипоталамо-гипофизарной системой по принципу обратной отрицательной связи;

· Роль ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС) в регуляции водно-солевого обмена;

· Понятие об адаптивных (или индуцибельных) ферментах

 

Студент должен знать: 20. Стероидные гормоны регулируют процессы синтеза «de novo». 21. Классификацию стероидных гормонов по биологическому действию и химическому строению (минералокортикоиды, глюкокортикоиды, половые гормоны). 22. Условия синтеза стероидных гормонов 23. Биосинтез стероидных гормонов 24. Регуляция секреции альдостерона; роль почек в секреции альдостерона. Основная литература: 1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия, Москва, 2008. – с. 272-280; 280-288. 2. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия. - М.: Медицина, 2000. - 3. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. Ч.I. – Влад-з. – 2008. – стр. 33-50. 4. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Учебное пособие с грифом УМО МЗ РФ, Владикавказ, 2007. – стр. 173-185. 5. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Тестовые задания, Владикавказ, 2007. – стр. 85-95. 6. Конспект лекций.
Студент должен уметь: 15. самостоятельно работать с аудиторными таблицами 16. решать ситуационные задачи 17. составлять тесты 18. объяснить механизмы передачи гормональных сигналов в клетки 19. объяснять биологические эффекты стероидных гормонов на организм человека Доплнительная литература: 1. В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия.- Москва.- 2004.- С. 189-192.

Задания для работы.

1. Изобразите в виде схемы передачу сигналов в клетки-мишени с помощью стероидных гормонов.

 

2. Изобразить в виде схемы механизм действия альдостерона.

 

3. Составьте схему регуляции секреции кортизола

 

4. Составьте схему регуляции водно-солевого обмена предсердным натриуретическим фактором (ПНФ), используя термины:

 

артериальное давление, кардиоциты предсердия, ПНФ, почки, гипофиз, надпочечники. Опишите механизмы снижения АД до нормы.

 

 

5. Решите задачу:

Женщине в период беременности врач назначил препарат «Кальций Адванс», содержащий витамин Д3, магний и др. Объясните, почему врач назначил беременной этот препарат. Для ответа на этот вопрос укажите:

a) Причины повышения потребности в кальции при беременности

 

 

b) Гормоны, обеспечивающие поддержание уровня кальция в крови

 

 

c) За счет каких источников эти гормоны обеспечивают поддержание концентрации кальция в крови в норме

 

 

d) Почему необходимым компонентом препарата, назначенного беременной, является витамин

 

Выполните тестовое задание

1. Изменения метаболизма отнести к действию кортизола:

 

1. активация и мобилизация гликогена в печени; 2. активация глюконеогенеза; 3. стимуляция катаболизма белков в мышцах 4. стимуляция синтеза ТАГ из углеводов; 5. активация распада гликогена в мышцах; 6. ингибирование синтеза белка в мышцах 7. активация липолиза ТАГ в жировой ткани А. характерно для кортизола Б. характерно для глюкагона В. для обоих Г. ни для одного

 

2. Указанные изменения соотнести с избытком или недостатком секреции кортизола:

 

1. гиперглюкоземия 2. остеопороз 3. гиперпигментация кожи 4. увеличесние в моче 17-кетостероидов 5. гипертензия 6. гипоглюкоземия 7. гипокалиемия 8. мышечная слабость 9. гиперкальциемия 10. кетонемия 11. нарушение обмена аминокислот 12. обезвоживание А. характерно для гиперкортицизма (болезнь Иценко-Кушинга) Б. Характерно для гипокортицизма (болезнь Аддисона) В. характерно для обоих Г. ни для одного не характерно

 

3. К стероидным гормонам относятся:

 

1. кальцитонин 2. вазопрессин 3. окситоцин 4. тестостерон 5. адреналин

 

4. Стероидные гормоны синтезируются:

 

1. в поджелудочной железе 2. в семенниках 3. в мозговом слое надпочеечников 4. в коре надпочечников 5. в щитовидной железе

 

5. Биосинтез кортикостероидов стимулирует:

 

1. адренокортикотропин

2. кальцитонин

3. кортикостерон

4. инсулин

 

6. Кортизол – гормон коры надпочечников регулирует:

 

1. обмен жиров, белков, углеводов

2. обмен воды и минеральных солей

3. биосинтез фермента гликогенсинтетазы

 

7. Минералокортикоиды регулируют обмен:

 

1. углеводный

2. липидный

3. водно-солевой

 

8. Производными ненасыщенных жирных кислот являются:

 

1. пролактин

2. простагландины

3. соматостатин

4. секретин

5. тироксин

6. 9. Установить соответствие:

 

гормон 1. инсулин 2. соматотропин 3. глюкагон 4. окситоцин показания к применению a. гипоталамо-гипофизарная низкорослость b. гипогликемия c. слабость родовой деятельности d. сахарный диабет

 

10. Глюкокортикоидные гормоны как лекарственные препараты применяют при:

 

1) аддисоновой болезни 2) сахарном диабете 3) базедовой болезни 4) болезни Кушинга

 

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию

По теме: «Эндокринопатии».

 

Исходный уровень знаний.

· Роль гормонов в регуляции метаболизма

· Классификация гормонов

· Механизмы действия гормонов на клетки-мишени

 

Студент должен знать: 10. нарушения метаболизма кортизола 11. изменения метаболизма при сахарном диабете 12. нарушения водно-солевого обмена 13. гипо- и гиперкальциемия 14. гипо- и гиперфункция щитовидной железы Основная литература: Ø Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия, Москва, 1998. Ø Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. Под ред. проф. Е.С.Северина и проф. А.Я.Николаева. – М: «Гэотар-мед», 2001. Ø Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия. - М.: Медицина, 2000. Ø Дзугкоева Ф.С., Калоева Л.А., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Баллаева С.А. «Обмен веществ (учебно-методическое пособие)» с грифом Учебно-методическое объединение МЗ РФ, Владикавказ, 2003. Ø Руководство к практическим занятиям по биологической химии. Ч.I. – Влад-з. – 2008. Ø Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Учебное пособие с грифом УМО МЗ РФ, Владикавказ, 2007. Ø Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Тестовые задания, Владикавказ, 2007. Ø Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Можаева И.В., Такоева Е.А. и др. «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ, 2008. Ø Конспект лекций.
Студент должен уметь: 12. самостоятельно работать с аудиторными таблицами 13. решать ситуационные задачи 14. составлять тесты 15. объяснить механизмы передачи гормональных сигналов в клетки 16. объяснять механизмы регуляции обмена углеводов, липидов и аминокислот 17. писать формулы гормонов Доплнительная литература: · Страйер Л. «Биохимия», Москва, 1985 (Т.1,2,3) · Ленинджер Л. Биохимия, Москва, 1986 (Т.1,2,3) · Уайт А. Основы биохимии, Москва, 1981 · Мак Мюррей У. Обмен веществ у человека. Москва, 1980 · Вельтишев Ю.В., Князев Ю.А. «Обмен веществ у детей». Москва, 1983 · Е.С.Северин, Т.Л.Алейникова, Е.В.Осипов «Биохимия». М.: Медицина, · 2000, 164 с. · Биохимические основы патологических процессов (под ред.Е.С.Северина). М.Медицина, 2000, 304 с. · В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия.- Москва.- 2004.- С. 189-192.

 

Задания для работы.

1. Больному в течение длительного времени назначали преднизолон (структурный аналог кортизола – гормона коры надпочечников). После улучшения препарат отменили. Вскоре появились признаки гипокортицизма (слабость, гипотония, гипогликемия). Чем объясняется ухудшение состояния больного? Наступит ли улучшение, если ему ввести кортикотропин?

 

 

2. Решите ситуационную задачу.

Люди, постоянно и часто питающиеся в «фаст фут», обычно склонны к полноте и ожирению. Какие изменения метаболизма при таком питании приводят к ожирению? Для ответа на вопрос:

a) Назовите гормон, концентрация которого повышена в крови людей, часто употребляющих много жиров и легкоусвояемых углеводов

 

b) Объясните влияние этого гормона на поступление в жировую ткань глюкозы и жирных кислот

 

 

c) Опишите механизм передачи гормонального сигнала в ткани-мишени

 

 

3.Решите ситуационную задачу.

В надпочечниках происходит образование трех основных типов стероидных гормонов: глюкокортикоидов, минералокортикоидов и половых стероидных гормонов. Процесс их формирования из холестерола находится под контролем многочисленных ферментов, недостаточность любого из них ведет к блокаде (или замедлению) синтеза соответствующего продукта, вызывая в организме гормональную дискорреляцию. Дефицит образования кортизола ведет к повышению выработки АКТГ, в ответ на сброс которого происходит ускорение начальных этапов синтеза стероидов и возникает гиперплазия коры надпочечников.

1. Что понимают под термином «адреногенитальный синдром»?

2. Назовите наиболее частый дефект фермента при данной патологии.

3. Опишите клинические проявления адреногенитального синдрома.

 

4. Изобразите в виде схемы нарушения водно-солевого обмена при болезни Кона, используя термины: отеки из-за …., повышение возбудимости миокарда из-за …, повышение артериального давления из-за …. Укажите причину данного заболевания и другие клинические проявления.

 

 

5.Составьте кроссворд по теме «Гиперкортицизм – синдром Иценко-Кушинга» (до 10 слов).

 

 

6. Выполните тестовое задание

1. Подберите к указанным гормонам регулируемые ими процессы:

 

1) Кортизол 2) Альдостерон 3) Кальцитриол 4) Прогестерон   a) Обмен кальция и фосфатов b) Репродуктивная функция c) Обмен углеводов, жиров, аминокислот d) Водно-солевой обмен

 

 

2. Подберите к указанным заболеваниям правильные утверждения:

 

1) Базедова болезнь 2) Микседема 3) Эндемический зоб 4) Кретинизм 5) Аутоиммунный тироидит a) Возникает при гипофункции щитовидной железы в раннем детском возрасте b) Сопровождается накоплением протеогликанов и воды в коже c) Является следствием образования иммуноглобулина, имитирующего действие ТТГ

 

 

3. Выберите симптомы, характерные для гипертироидизма:

1) Увеличение массы тела

2) Экзофтальм

3) Повышение температуры тела

4) Снижение толерантности к холоду

5) Повышенный аппетит

 

4. Увеличение скорости синтеза кетоновых тел при голодании является следствием:

 

1) Снижения уровня глюкагона

2) Снижения образования ацетил-КоА в печени

3) Повышение концентрации жирных кислот в плазме крови

4) Снижения скорости окисления β-окисления в печени

5) Снижение активности гормоночуствительной ТАГ-липазы в адипоцитах

 

5. При сахарном диабете в печени происходит:

 

1) Ускорение синтеза глюкагона

2) Снижение скорости глюконеогенеза из лактата

3) Снижение скорости мобилизации гликогена

4) Повышение скорости синтеза ацетоацетата

5) Повышение активности ацетил-КоА-карбоксилазы

 


6. При инсулиннезависимом сахарном диабете у больных наиболее часто обнаруживаются:

 

1) Гиперглюкоземия

2) Снижение скорости синтеза инсулина

3) Концентрация инсулина в крови в норме или выше нормы

4) Антитела к β-клеткам поджелудочной железы

5) Микроангиопатии

 

7. Сравните некоторые клинические проявления, характерные для сахарного диабета и голодания:

 

1) Высокий уровень инсулина 2) Ацидоз 3) Гипоглюкоземия 4) гиперглюкоземия 8. Только при диабете 9. Только при голодании 10. В обоих случаях 11. Ни в одном случае

 

12. Установите соответствие:

 

Причины Симптомы гиперкортицизма
1) Торможение синтеза коллагена в соединительной ткани 2) Угнетение синтеза мышечных белков 3) Ускорение мобилизации гликогена в печени 4) Повышение скорости глюконеогенеза в печени 5) Увеличение поступления глюкозы в жировую ткань и мышцы a. Снижение толерантности к глюкозе b. Мышечная слабость c. Истончение кожи

 

13. Выберите гормон, синтез и секреция которого возрастает в ответ на повышение осмотического давления:

 

1) Альдостерон

2) Кортизол

3) Вазопрессин

4) Адреналин

5) Глюкагон

 


14. Выберите положения, правильно отражающие роль кальцитриола:

 

a) Увеличивает скорость всасывания кальция в кишечнике

b) Стимулирует реабсорбцию кальция в почках

c) Стимулирует мобилизацию кальция из костей

d) Стимулирует реабсорбцию натрия в почках

e) Является предшественником 7-дегидрохолестерина

 

 

 

Ответы на тестовые задания по разделу «Гормоны»

 

Ответы на тестовое задание «ОБЩИЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ БЕЛКОВО - ПЕПТИДНЫХ ГОРМОНОВ. ХИМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ КАТЕХОЛАМИНОВ».   № 1.- 3. № 2. - 4. № 3.-1. № 4.-1. № 5. - 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-А, 6-Б, 7-Б, 8-Г, 9-А, 10-А, 11-В, 12-Г. № 6. - 4. № 7. - 1) -а, 2) — Ь, 3) — е, 4) - е, 5) - с № 8. - 1-Б, 2-А, 3-Б, 4-А, 5-А, 6-Г, 7-В, 8-В, 9-Г, 10-Г, 11-Е, 12-Д. № 9. - 1 - Е, 2 - А, 2 - Г, 2 - Д, 3 - А, 3 - Д, 4 - А, 4 - В, 4 - Г, 4 - Д, 5 - В, 6 - В, 6 - Е, 7 - А, 7 - Г, 8 - А, 8 - В, 8 - Г, 8 - Д, 9 - В, 9 - Е, № 10. 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-А, 6-Б, 7-Б, 8-Г, 9-А, 10-А, 11-В, 12-Г.   Ответы на тестовое задание к теме «Инсулин. Гормоны щитовидной железы». № 1.1. № 2. 2. № 3. 4. № 4. 4. № 5. 4. № 6. 2. № 7. 2. № 8. 1)-б; 2)-б; 3)-а; 4)-а № 9. 1)-г; 2)-а; 3)-б; 4)-в. № 10. 3.  
Ответы на тестовое задание по теме «Стероидные гормоны».   № 1. 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – Г; 5 – Г; 6 – В; 7 – Б. № 2. 1-А, 2 – А, 3 – Б, 4 – А, 5 – А, 6 – Б, 7 – А, 8 – Б, 9 – А, 10 – Г, 11 – В, 12 – Б. № 3. 4. № 4. 2, 4. № 5. 1. № 6. 1. № 7. 3. № 8. 2. № 9. 1 – d, 2 – а, 3 – b, 4 – с. № 10. 1.     Ответы на тестовое задание по теме «Эндокринопатии» №1. 1-с; 2-d; 3-а; 4-в №2. 1-с; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – с. № 3. 2,3,5. №4. 1,3,5 №5. 1,2. №6. 1); 4); 5) №7. 1 -d; 2 – с; 3 – в; 4 – а. № 8. 1 – в, с; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – а. № 9. 1. № 10. а.  

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.215.0 (0.065 с.)