По теме: «Регуляция содержания сахара в крови». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме: «Регуляция содержания сахара в крови».



 

Исходный уровень знаний:

· Источники глюкозы в крови.

· Понятие о глюкозе крови и других редуцирующих веществах.

· Пути использования глюкозы и глюкозо-6-фосфата в клетке

· Гормональная регуляция активности ферментов.

 

Студент должен знать · Глюкоза крови, как важнейший метаболит углеводного обмена · Роль печени в регуляции уровня глюкозы в крови: синтез и мобилизация гликогена в печени. · Понятие о глюконеогенезе (цикл Кори), необратимые реакции. · Гормональную регуляцию уровня глюкозы в крови (инсулин и контринсулярные гормоны) · Нарушение углеводного обмена: голодание и сахарный диабет · Сахарные кривые, их диагностическое значение.   Студент должен уметь: · Написать процессы синтеза и мобилизации гликогена в печени; охарактеризовать ферменты и отметить роль гормонов в регуляции данных процессов · Написать необратимые реакции глюконеогенеза, объяснить роль данного процесса. · Объяснить основные симптомы сахарного диабета, причины и механизм возникновения. · Изобразить виды сахарных кривых и интерпретировать результаты.   Придя на занятие: · Определить уровень глюкозы в крови. Интерпретировать полученные данные и сделать соответствующие выводы. Основная литература: · Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», Москва «Медицина», 1998, стр.357-363. · Биохимия: Учебник / под ред. Е.С.Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, стр. 355-370. · Северин Е.С., Алейников Т.Л., Осипов Е.В.Биохимия.- М.: Медицина, 2000, стр. 93-97, 100-103, 106-109.      · Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами/ Под. ред. Чл.-корр.РАН, проф. Е.С.Северина, проф. А.Я.Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, стр.142-153, 154-160 · Дзугкоева Ф.С, Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Учебное пособие с грифом УМО МЗ РФ, Владикавказ, 2007, стр. 73-82. · Дзугкоева Ф.С, Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» Тестовые задания, Владикавказ, 2007, стр. 40-46.    · Дзугкоева Ф.С.,Каряева Э.А., Гурина А.Е., Можаева И.В., Такоева Е.А. и др. «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ 2008, стр. 145-151.   Дополнительная литература: · Мак-Мюррей. Обмен веществ у человека, М.: «Мир», 1980, стр.172-175, 185-194 · Ленинджер А. Основы биохимии. М. «Мир», 1985, Т.II, стр.601-616; Т.III, стр. 752, 772-775. · Биохимические основы патологических процессов под редакцией Северина, Москва, 2000. · Б.Гринстейн, А.Гринстейн «Наглядная биохимия», М.ГЭОТАР-МЕД, 2000, стр.86-87, 90-91 · Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. «Биологическая химия». – Минск, 2008, стр. 161-166, 172-176, 189-192. · Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл «Биохимия человека», М. «Мир», 1993, Т.I, стр. 189-199, 212-224.

Задания для работы:

1. Изобразите основные источники глюкозы в крови человека в виде схемы.

 

2. Что мы понимаем под сахаром крови или глюкозой крови? Каковы его величины в норме?

 

 

3. Дополните определение:

Инсулин – гормон, который вырабатывается ________________________________, и оказывает _____________________________________ действие

Адреналин – гормон, который вырабатывается ___________________________________ и оказывает _____________________________________действие

Глюкагон – гормон, который вырабатывается _____________________________________ и оказывает _____________________________________действие

 

 

4. Что такое мобилизация гликогена? Напишите реакции этого процесса. Его регуляция.

 

5.Что такое глюконеогенез, назовите ферменты и субстраты глюконеогенеза, его регуляция

 

 

6. Для чего и как определяют толерантность к глюкозе

 

 

7. Перечислите основные нарушения обмена веществ при сахарном диабете.

 

 

Решите задачи.

1) Больной А., 16 лет. Обратился к врачу эндокринологу с жалобами на жажду, сухость во рту, повышенное мочеотделение, похудание (за 3 недели похудел на 6 кг), окружающие отмечают неприятный запах изо рта (запах ацетона). При обследовании выявлено – уровень глюкозы крови – 10,2 ммоль/л. За сутки объем выделяемой мочи – 2800 мл, глюкоза мочи – 2 ммоль/л, кетоновые тела + 3. Какой предположительно можно поставить диагноз, какие методы обследования необходимо назначить данному больному.

 

 

2) Назовите причины и последствия ацидоза и обезвоживания при сахарном диабете.

 

 

9. Заполните таблицу «Гликогенозы»

 

Название заболевания Фермент, активность которого страдает
   
   
   
   
   

 

 

Решите тестовые задания.

1. Нормальное содержание глюкозы натощак в крови:

1)  2,22-4,44 ммоль/л

2)  3,33-5,55 ммоль/л

3)  4,44-6,66 ммоль/л

   4)  5,55-7,77 ммоль/л

5) 6,66-8,88 ммоль/л

 

2. Способствует утилизации глюкозы путем поступления её в мышцы и ускорения окислительного распада:

А. Инсулин

В. Адреналин

С. Кортизол

D. Тироксин

Е. Альдостерон.

 

3. Какой показатель времени является диагностически значимым при проведении теста толерантности к глюкозе, то есть через какое время после приёма внутрь раствора глюкозы (1 г на кг веса), уровень глюкозы в крови у здорового человека должен достигнуть нормальных величин?

а) 30 минут

б) 60 минут

в) 90 минут

г) 120 минут

д) 150 минут.

 

4. Какое заключение можно сделать по графику, характеризующему тест толерантности к глюкозе?

ммоль/л

А. Нормальная сахарная кривая

В. У больного скрытый (латентный) сахарный диабет

С. У больного декомпенсированный сахарный диабет

D. У больного инсулома (избыточная секреция инсулина)

Е. Ни одно утверждение не верно.

5. Какое заключение можно сделать по графику, характеризующему тест толерантности к глюкозе?

  ммоль/л

А. Нормальная сахарная кривая

В. У больною скрытый (латентный) сахарный диабет

С. У больного декомпенсированный сахарный диабет

D. У больного инсулома (избыточная секреция инсулина)

Е. Ни одно утверждение не верно.

 

6. Глюконеогенез:

1. В процессе участвует фермент, содержащий биотин

2. В реакциях используется энергия только в форме АТФ

3. Все реакции протекают в цитозоле

4. В реакциях участвует молекула СО2, атом углерода который включается в молекулу глюкозы

5. Используется энергия гидролиза АТФ и ГТФ

 

7. Подберите соответствие

А. Гликогенсинтетаза Б. Гликогенфосфорилаза В. Оба фермента Г.Ни один   1. дефосфорилирован в абсорбтивном периоде 2. дефософрилирование активируется инсулином 3. фосфорилирование в печени активируется глюкагоном 4. дефосфорилируется с участием специфической фосфатазы

 

8. Подберите соответствие

А. Инсулин Б. Глюкагон В. Оба Г.Ни один   1. ускоряет распад гликогена в мышцах 2. активирует фосфатазу гликогенсинетазы 3. активирует реакцию сАМФ→АМФ 4. влияет на проницаемость мембран клеток мозга для глюкозы

 

9. Выберите события, происходящие в печени под влиянием глюкагона, и расставьте их в порядке протекания.

1) α-протомер G-белка, связанный с ГТФ, активирует протеинкиназу С

2) Активирование аденилатциклазы и синтез сАМФ

3) Активирование фосфодиэстеразы и разрушение сАМФ

4) Диссоциация тетрамера протеинкиназы с высвобождением каталитических субъединиц С

5) Активирование гликогенфосфорилазы

6)Повышение активности гликогенсинтетазы

7)Образование глюкозы и выход ее в кровь

8)Образование глюкозо-6-фосфата

9)Образование глюкозо-1-фосфата

 

10. Выберите фермент, который активируется в результате фосфорилирования

1) киназа фосфорилаза

2) аденилатциклаза

3) гликогенсинтетаза

4) сАМФ-зависимая протеинкиназа

5) фосфатаза гликогенфосфорилазы

 

Ответы на тестовые задания по разделу «Обмен углеводов»

Занятие № 1

Вопрос 1 – а

Вопрос 2 – б

Вопрос 3 – 1 - А, 2 – г, 3 – в, 4 – А, 5 – а, 6 – б, 7 – а, 8 – в, 9 – б, 10 – г

Вопрос 4 – 2

Вопрос 5 – 3

Вопрос 6 - 2

Вопрос 7 - 1 – Г, 2 – В, 3 – Б, 4 – Д, 5 - А

Вопрос 8 - 9

 

Занятие № 2

Вопрос 1 – в

Вопрос 2 – 5

Вопрос 3 – 1 – А, 2 – В, 3 - Б

Вопрос 4 - 1 – Б, 2 – Г, 3 – В, 4 – В

Вопрос 5 – б

Вопрос 6 - 2

Вопрос 7 - а

Вопрос 8 – в

Вопрос 9 – г

Вопрос 10 – 1-А, 2-Г, 3-В, 4-Б

 

Занятие № 3

Вопрос 1 – 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – е, 5 – а, 6 - г

Вопрос 2 – 1 – Б, 2 - Б

Вопрос 3 – а

Вопрос 4 - 2  
Вопрос 5 – с Вопрос 6 - 5  

Вопрос 7 - 1 – А, 2 – Б, 3 – В, 4 - Г

Вопрос 8 – 1 – В, 2 – Б, 3 – Г, 4 - Б

Вопрос 9 – 1 – Б, 2 – Б, 3 – В, 4 - В

Вопрос 10 – 2

 

Занятие № 4

Вопрос 1 – С

Вопрос 2 – Е

Вопрос 3 – А, В

Вопрос 4 – В

Вопрос 5 – 6,7

Вопрос 6 – 1-Б, 2 – Ж, 3- А, 4-А, 5 – Ж, 5- Д, 5 – Е, 5 – А, 6 – Ж, 7 – Г, 8 - З

Вопрос 7 - Д

Вопрос 8 – 5

Вопрос 9 – 1-А, 2 – Б, 3 – Г, 4 - Б

Вопрос 10 – Д

Занятие № 5

Вопрос 1 – 2

Вопрос 2 – А

Вопрос 3 – Г

Вопрос 4 - А  
Вопрос 5 – В Вопрос 6 - 1, 5  

Вопрос 7 - 1 – А, 2- А, 3 – В, 4 - В

Вопрос 8 – 1 – Г, 2 – А, 3 – А, 4 - Г

Вопрос 9 – 2, 4, 5, 9, 8, 7

Вопрос 10 – 1

 

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.18 (0.035 с.)