Делаем в тетради теоретически 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Делаем в тетради теоретически



Смещение равновесия диссоциации слабых электролитов

а) Влияние соли слабой кислоты на диссоциацию этой кислоты

Выполнение опыта. В две пробирки внести по 5-7 капель 0,1 н. раствора уксусной кислоты. В каждую пробирку прибавить одну каплю метилового оранжевого. Под влиянием каких ионов метиловый оранжевый принимает розовую окраску? Одну пробирку с уксусной кислотой оставить в качестве контрольной, а в другую внести 3-4 микрошпателя ацетата натрия и перемешать раствор стеклянной палочкой. Сравнить окраску полученного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке. На изменение концентрации каких ионов указывает изменение окраски метилового оранжевого?

Запись результатов опыта. Написать уравнение диссоциации уксусной кислоты и выражение константы ее диссоциации. Объяснить, как смещается равновесие диссоциации кислоты при добавлении ней ацетата натрия. Как меняются при этом степень диссоциации уксусной кислоты и концентрация ионов Н+?

б) Влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания

Выполнение опыта. В две пробирки внести по 5-7 капель 0,1 н. раствора аммиака. В каждую пробирку прибавить одну каплю раствора фенолфталеина. Под влиянием каких ионов фенолфталеин принимает красную окраску?

Одну пробирку с раствором аммиака оставить в качестве контрольной, в другую добавить 3-4 микрошпателя хлорида аммония и перемешать раствор стеклянной палочкой. Сравнить окраску полученного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке.

Запись результатов опыта. Написать схему равновесия в растворе аммиака. Как смещается равновесие в этом растворе при добавлении к нему хлорида аммония? Почему при этом окраска фенолфталеина бледнеет?

Характер диссоциации гидроксидов элементов (опыт 6.2.2)

Выполнение опыта. Пронумеровать 5 пробирок и внести по 4-5 капель 0,5 н. растворов: в первую – MgCl2, во вторую – AlCl3, в третью – Na2SiO3, в четвертую – NiSO4, в пятую – ZnSO4. Прибавить в пробирки 1, 2, 4, 5 по несколько капель (до начала выпадения осадков гидроксидов) 0,5 н. раствора щелочи, в пробирку 3 – 2 н. раствора HCI. Определить химический характер выпавших гидроксидов. Для этого половину суспензии гидроксида магния отлить в чистую пробирку и прибавить к ней 4-5 капель 0,5 н. раствора HCI, к оставшейся части в первой пробирке добавить дополнительно 6-8 капель 0,5 н. раствора NaOH. В обоих ли случаях растворился осадок? Кислотными, основными или амфотерными свойствами обладает Mg(OH)2?

Аналогичным образом исследовать свойства гидроксидов алюминия, кремния, никеля (II) и цинка. В чем они растворяются?

Каковы их химические свойства?

  Запись результатов опыта и обсуждение некоторых факторов, оказывающих влияние на различный характер диссоциации гидроксидов.

Записать в виде таблицы данные, относящиеся к характеру диссоциации гидроксидов магния, алюминия и кремния.

Название гидроксида Химические свойства Формула гидроксида Схема полной диссоциации

Гидроксид

Натрия

 

 
 

Гидроксид

Алюминия

 

 
 

 

 
 

Сколько электронов находится на внешнем электронном уровне ионов Mg2+, АI2+ и атома кремния в степени окисления +IV? В прямой или обратной зависимости находится усиление кислотных свойств гидроксидов от увеличения заряда ионов (степени окисления атомов), гидроксиды которых рассматриваются?

Радиусы ионов Mg2+, Аl3+ и атома кремния в степени окисления +IV соответственно равны (по Полингу) 0,065; 0,050 и 0,041 нм. Как влияет изменение радиусов ионов на характер химических свойств гидроксидов?

Составить вторую таблицу, относящуюся к диссоциации гидроксидов магния, никеля и цинка, когда ионы элементов имеют одинаковые заряды и близкие радиусы.

Ион Радиус иона, нм Внешняя электронная оболочка иона Химические свойства гидроксида Схема полной диссоциации
Mg2+ 0,065      
Ni2+ 0,069      
Zn2+ 0,071      

Какое влияние оказывает внешняя оболочка ионов на характер диссоциации гидроксидов, если известно, что Mg(OH)2 - более сильное основание, чем Ni(OH)2?

Сделать общий вывод о влиянии радиуса, заряда и внешней электронной оболочки ионов на характер диссоциации гидроксидов.

При написании схем диссоциации амфотерных гидроксидов учесть, что в щелочных водных растворах они переходят в комплексные гидроксоионы. Например, схема диссоциации амфотерного гидроксида цинка записывается следующим образом:

2ОН- + [Zn(H2O)4]2+ ↔ Zn (ОН)2+ 4H2O ↔ [Zn (ОН)4]2– + 2Н3O+ + 2H2O

       в кислой                                                  в щелочной

       среде                                                          среде

Написать уравнения растворения Zn(ОН)2 и Аl(ОН)3 в кислоте и щелочи.

Реакции ионного обмена

а) Получение сульфида свинца из сульфата свинца

Выполнение опыта. В пробирку внести 2 капли раствора нитрата свинца и прибавить туда же 3 капли раствора сульфата натрия.

Осадок какого цвета образовался? Написать ионной уравнение реакции.

Дать осадку отстояться и кусочком фильтровальной бумаги, свернутым трубочкой, отобрать жидкую фазу. К осадку добавить 3-4 капли сульфида аммония и перемешать осадок стеклянной палочкой.

Как изменился цвет осадка? Какое вещество образовалось?

Запись результатов опыта. Описать наблюдаемые явления. Ответить на поставленные вопросы. Написать выражения произведений растворимости полученных малорастворимых солей и их числовые значения (см. Приложение, табл. Х.Х). Объяснить переход одного осадка в другой.

б) Гидролиз солей. Реакция среды в растворах различных солей.

В шесть пробирок налить на 1/3 объема дистиллированной воды, добавить 2-3 капли раствора лакмуса. Одну пробирку оставить в качестве контрольной. В остальные внести по одному микрошпателю кристаллов следующих солей: в первую – ацетата натрия, во вторую – хлорида алюминия, в третью – карбоната натрия, в четвертую – сульфита натрия, в пятую – хлорида калия. Растворы перемешать стеклянной палочкой, которую надо промывать дистиллированной водой при смене одной пробирки на другую.

По окраске лакмуса сделать вывод о реакции среды в растворе каждой соли.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.49 (0.007 с.)