Функции аллюзии в художественном тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции аллюзии в художественном тексте



Л.Г. Мамаева определят узуальные и окказиональные функции аллюзии. Термин узуальный происходит от английского слова «usual» - обычный. Узус означает общепринятое употребление слова, оборота, фразы. Окказиональный (от английского «occasional») - не соответствующий общепринятому употреблению, характеризующийся индивидуальным вкусом, обусловленный специфическим контекстом употребления [Мамаева: 284]. По мнению Мамаевой к узуальным функциям аллюзии относятся оценочно-характеризующая функция, целью которой является передача оценочной информации, которая дополняет характеристику персонажа, события, явления произведения. Другой узуальной функцией аллюзии принято считать функцию создания подтекста. К окказиональным функциям относятся орнаментальная функция и функция создания исторической достоверности.

Среди главных функций, которые выполняет аллюзия в составе текста, следует выделить следующие:

1. Создание подтекста;

2. Оценочно-характеризующая функция аллюзии;

3. Окказиональная функция;

4. Текстоструктурирующая функция;

5. Предсказательная функция.

Аллюзивное слово материализуется в тексте содержательно, а не формально (формальное содержание идентично лексическому значению слова). Использование аллюзивной единицы необходимо для создания подтекста, так как аллюзия способна раскрыть содержательное понятие, которое присутствует эксплицитнo в претексте.

 Перед тем, как перейти к перечислению вариантов формирования подтекста с использованием различных типов аллюзий, необходимо назвать определение подтекста.

Термин трактуется по-разному, одним из самых распространенных определений является следующее: «скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации» [Современная литературная энциклопедия]. Подтекст представляет собой имплицитный отрезок текста, ощутимый для восприятия.  Он является частным случаем более общей категории - контекста. З.В. Перепелица заключает, что под словом «подтекст» подразумевается понятие «обобщенного названия для имплицитного контекста, который может основываться и на аллюзии» [Перепелица 1986: 17].  Вопрос о разграничении этих двух понятий не возникал до тех пор, пока Т.И. Сильман не предложила провести границу между «контекстом» и «подтекстом». Она предприняла попытку классифицировать «подтекст» как лингвистическое явление [Сильман 1969: 26].

После тщательного изучения модели организации текста, Т.И. Сильман подытожила, что подтекст представляет собой сочетание лексического и семантического уровней, кoтoрoе представляет сoбoй часть кoмпoзициoнных связей текста. Т.И. Сильман думает, что явление подтекста основывается на глубинном дистанционном повторе ситуации, кoтoрая «постепенно утрачивает свое прямое значение, обогащается дополнительными значениями, концентрирующими в себе многообразие контекстуальных связей» [Сильман 1969: 27]. Похожей точки зрения придерживаются К.Ф. Тарановский и его последователи, которые называют подтекст «источником повторяемого элемента, как текст, диахронически соотнесенный с исследуемым» [Ронен 2000: 256]. Однако, существует различие между этими двумя позициями. Оно заключается в том, что последователи Тарановского определяют «подтекст» как то, что служит объектом повтора или источником повторяемого элемента, а не само явление повтора [Тарановский 2000: 25]. Сильман, в свою очередь, именует подтекст «рассредоточенным повтором»; она акцентирует внимание на понятии дистанционного повтора, который является «возвращением к тому, что уже в том или ином виде существовало как в самом произведении, так и в той проекции, которая направляется из произведения в действительность» [Сильман 1969: 21].

 Учитывая вышесказанное, следует сформулировать некоторые принципы создания подтекста, основанного на стилистическом приеме аллюзии. Следует отметить, что аллюзия основывается на особом понимании «имплицитности», которая, в свою очередь, базируется на экстралингвистических знаниях и опыте читателя.

В зависимости о того, как представлена аллюзия в тексте, меняется «ситуация-основа». Термин был создан Т.И. Сильман с целью обозначения верхней точки повтора, которая формирует характер ситуации [Сильман 1969: 26-35]. Согласно мнению Е.М. Дроновой, одной из главных особенностей образования подтекста является вынесение «ситуации-основы» за границы самого произведения [Дронова 2004: 92-96].

Каждое повторение способствует увеличению количества контекстуальных связей аллюзивного слова, вследствие чего аллюзия приобретает дополнительные смысловые варианты, увеличивающие семантическую вместимость данного текста.

Оценочно-характеризующая функция аллюзии относится к узуальным функциям, которая позволяет передать оценочную информацию о событии, создает и дополняет индивидуальную характеристику персонажей, каких-либо явлений. Функция основана на том, что каждое слово способно выразить коллективную либо индивидуальную оценку. Вследствие того, что аллюзия обладает денотатом с фиксированной оценкой, оценочно-характеризующая функция становится типичной для стилистического приема аллюзии. Герoи худoжественных прoизведений осoбенно яркo характеризуются эмoциональными ассoциациями, вызываемыми аллюзивной единицей. Аллюзии чаще всего используются в описании внешности героя произведения, его поведения, раскрывают особенности внутреннего мира персонажа с целью раскрытия реальной сущности явления. Аллюзия может служить как дополнительным средством для создания исключительных качеств персонажа, на которые автор произведения хотел бы обратить внимание читателей, так и основным средством, необходимым для описания глубинной характеристики героя.

 Аллюзия, которая является одним из основных средств описания героев, способна вызывать мгновенные ассоциации в человеческом сознании, не прибегая к использованию большого количества других языковых средств, однако глубина понимания смысла и мотива ее употребления зависит от подготовленности и начитанности индивида. Это свойство также позволяет осуществлять конструктивную функцию.

Наряду с оценочно-характеризующей функцией следует обратить внимание на окказиональную функцию, сущность которой состоит в отсылке чтеца к исторической эпохе. Она отвечает за признаки, которые характеризуют историческую привязанность. Эта функция способна наделять отрезок текста расширенной исторической перспективой и, благодаря этому, рассматривать его во временном преломлении. Е. М. Дронова разделяет две разновидности окказиональной функции:

1. Функция создания черт исторической соотнесенности;

2. Орнаментальная функция аллюзии [Дронова 2006: 17-19].

А.Г. Новикова уверяет, что связи между приемом аллюзии и временем уделяется особое внимание. По ее мнению, обозначая исторический момент, аллюзия в то же самое время способствует «субъективации» определенного события [Новикова 1983: 57]. 

Текстообразующую функцию аллюзии рассматривает И.М. Клочкова. Существуют несколько основных факторов, определяющих названную функцию стилистического приема. К ним относятся:

1. Большой информативный потенциал, повышающий степень открытости текста;

2. Возможность аллюзии номинировать ситуацию или быть основой всего произведения [Клочкова 1990].

Роль аллюзии как средства текстообразования рассматривается И.М. Клочковой во взаимосвязи с другими видами текста: ретроспекцией и проспекцией. Благодаря текстоструктурирующей функции аллюзия способна осуществлять внутритекстовую связь. Н.Я. Блох замечает, что «текст представляет собой формирование знаково-тематическое: в тексте осуществляется раскрытие определенной темы, которое объединяет все его части в информационное единство» [Блох 2005: 239]. Аллюзия связывает воедино художественное произведение и одновременно вносит дополнительную информацию извне.

Основная цель предсказательной функции заключается в том, что она дает читателю подсказку о предположительном развитии сюжетной линии произведения путем его соотнесения с другим претекстом (известным событием или историей).

 Аллюзия обладает высоким экспрессивным потенциалом, который усиливается при сочетании стилистического приема с другими средствами выразительности, то есть составляет часть стилистической конвергенции.

Подводя итог, можно заключить, что аллюзия обладает существенным количеством важных функций. В большинстве случаев стилистический прием используется с целью обогащения и дополнения смысловой эстетической нагрузки текста.  Е.М. Дронова считает, что узуальные функции представляют оценочно-характеризующие, конструктивные функции, а также функции создания подтекста. В соответствии с мнением Л.Г. Мамаевой, окказиональные функции реализуют функция создания черт исторической преемственности и орнаментальная функция, которые представляют лишь отдельные, единичные случаи и носят «подчиненный характер» [Е.М. Дронова 2004: 55].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.90.236 (0.013 с.)