![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция III . Проблема усвоения знаний и формирования навыков и умений в процессе обучения иностранному языку в средней школе. Классификация упражнений
План лекции I. Проблема речевых умений и навыков II. Упражнение как способ овладения речевыми навыками и умениями III. Основные компоненты упражнения IV. Классификация упражнений. Основные критерии классификации V. Типология упражнений VI. Система упражнений VII. Последовательность выполнения упражнений в соответствии с этапами формирования навыков и умений Как происходит усвоение языка? Однозначного ответа в психологии овладения и обучения ИЯ до сих пор нет, но существует ряд теорий, разработанных, в основном, психологами и некоторыми методистами, объясняющий как механизмы функционирования РД, так и процессы научения видам РД. На Украине и в СНГ (а ранее в СССР) господствует теория обучения, основанная на формировании знаний, умений и навыков (ЗУН) посредством деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, С.Ф.Шатилов, И.А.Зимняя, Е.Н.Пассов). Речевая деятельность – реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения (Зимняя 1978). Её видами (способами реализации) являются говорение, слушание, чтение, письмо. РД имеет две стороны: коммуникативно-содержательную, то есть, обмен информацией, мыслями, и материальную, лингвопсихологофизиологическую, которую еще И.П.Павлов определил как вторую сигнальную систему, представляющую собой функционирование таких анализаторов, как слуховой, речемоторный, зрительный, двигательный.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Виды РД по способу реализации С.Ф.Шатилов предлагает делить на продуктивные (экспрессивные) и рецептивные (импрессивные). Экспрессивные виды РД – это говорение и письмо, когда мы выражаем мысли для других, идем от содержания к языковым средствам выражения.
Рецептивные (импрессивные) - слушание, чтение, когда мы воспринимаем и понимаем чужие мысли, идем от языковых средств к содержанию. Из схемы также видно, что речемоторный и слуховой анализаторы участвуют во всех четырех видах РД, то ли в виде внешней речи, то ли внутренней. Основным каналом усвоения любого языка является канал слухового и речемоторного анализаторов, поэтому обучение второму языку должно начинаться со слушания и говорения, независимо от конечной цели изучения языка. В методике различают активное и пассивное владение языком. Отличие активного владения языком от пассивного состоит в более совершенном владении всеми видами РД, что проявляется в интуитивно правильном пользовании языковым материалом, появлении так называемого «чувства языка». При пассивном владении ИЯ автоматизированы только процессы узнавания языковых явлений путем сличения их с образами, хранящимися в зрительной памяти, что ведет к их опознаванию и пониманию (при чтении, слушании). При смешанном владении ИЯ в школьных условиях часть материала усваивается активно (для говорения), часть пассивно (для чтения). Какова структура РД? С.Ф.Шатилов, И.Ф.Зимняя выделяют три фазы в экспрессивных видах РД: I побудительно-мотивационная; II ориентировочно-исследовательская аналитико-синтетическая; III исполнительская Мотив говорения – жизненная потребность (Караул! Грабят!) или желание получить важную информацию. Это особенно четко видно при использовании РЯ. При обучении ИЯ в школьных условиях коммуникация носит учебный и условный характер, что снижает мотивацию учения. Главным мотивом чтения является желание узнать новую, полезную информацию, хотя существуют и другие данные по мотивации (75% читателей читают для удовольствия, reading for pleasure, исследования Джека Ричардса и Теодора Роджерса). II фаза – формирующий уровень, включает выбор языковых средств и способов речевых действий. (Например, объяснение учителю при опоздании) III фаза – исполнительская, представляет собой реализующий уровень.
РД основывается на соответствующих навыках и умениях. Что такое умение? По И.А.Зимней – это способность выражать мысль посредством языка, оптимальный уровень совершенства определенной РД. Выделяют четыре вида коммуникативных умений. Каждое включает два частных умения, например, говорение включает диалогическую и монологическую речь. С.Ф. Шатилов предлагает считать практической целью преподавания ИЯ формирование ограниченного, но коммуникативно достаточного уровня владения речевыми умениями. Речевые умения основываются на речевых навыках. Навык – автоматизированное речевое действие. Речевое действие состоит из операций, доведенных до оптимального уровня совершенства. Это такой уровень, когда внимание ученика при выполнении РД направлено только на содержание своего высказывания. Автоматизированность – главное качество навыка. Физиологическую основу навыка составляет по, И.П.Павлову, динамический стереотип, а динамический стереотип возникает в результате многократного выполнения одного или того же действия (или операции), то есть упражнений. Называют и другие свойства навыков: устойчивость (прочность), гибкость, способность к переносу. Перенос, психологическое явление, когда ученик легко переносит способ выполнения операции в новую деятельность. Именно перенос является показателем обученности ученика. Перенос осуществляется по аналогии в пределах сходных, но вариативных условий. Противоположность переносу – интерференция навыков (отрицательный перенос). Различают грамматическую, лексическую, фонетическую, семантическую интерференцию. Ее преодоление состоит в сочетании сознательного и имитативно-практического пути. Чисто практический путь возможен при овладении РЯ. Все вышесказанное объединяется очень изящной схемой, так называемый «Конверт Шатилова», который Вы встретите во всех учебниках по методике.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.58 (0.009 с.) |