Вопрос: Строение Солнечной системы. Небесные тела. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: Строение Солнечной системы. Небесные тела.



Вращение Земли вокруг оси. Доказательства вращения.

Наша планета пребывает в постоянном движении, она вращается вокруг Солнца и собственной оси. Земля вращается вокруг вокруг своей оси с запада на восток. Половина земного шара освещается солнцем, там в это время день, вторая половина находится в тени, там ночь. Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи. Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа — сутки. Географическими следствиями суточного вращения Земли также являются:

- различное в один и тот же момент местное время на разных меридианах. Разница 4 минута на каждый градус долготы. Как нам известно, вся земная поверхность поделена на 24 часовых пояса. Москва находится на 2-ом часовом поясе. Время в пределах 2-ого часового пояса называется *московским*. Нулевой часовой пояс совпадает с Гринвичским меридианом.

- существование силы Кориолиса (отклоняющиеся действия вращения Земли). Всякое движущееся тело в северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном полушарии - влево. На экваторе сила Кориолиса равна 0.

Сложное математическое доказательство этого закона мы здесь привести не можем, но постараемся дать некоторое, правда очень упрощенное, пояснение.

Предположим, что тело получило прямолинейное движение от экватора к Северному полюсу. Если бы Земля не вращалась вокруг оси, то движущееся тело в конце концов оказалось бы на полюсе. Однако на Земле этого не случается потому, что тело, находясь на экваторе, движется вместе с Землей с запада на восток. Двигаясь к полюсу, тело переходит в более высокие широты, где каждая точка земной поверхности движется с запада на восток медленнее, чем на экваторе. Движущееся же к полюсу тело согласно закону инерции сохраняет ту скорость движения с запада на восток, которую оно имело на экваторе. В результате путь тела все время будет отклоняться от направления меридиана вправо. Нетрудно понять, что в южном полушарии при тех же условиях движения путь тела отклонится влево.

Благодаря тому же вращению Земли вокруг оси мы имеем на Земле две замечательные точки, которые носят название полюсов. Полюсы — это единственные неподвижные точки земной поверхности. Опираясь на полюсы, мы определяем место экватора, проводим параллели и меридианы и создаем систему координат, которые позволяют нам определить положение любой точки на поверхности земного шара. Последнее в свою очередь дает нам возможность наносить все географические объекты на карты.

Стороны горизонта. Ориентирование на местности.

Сторона горизонта — одно из четырёх основных направлений: север, юг, запад, восток. Между ними находятся промежуточные стороны горизонта: северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток.

Ориентироваться на местности можно разными способами: по солнцу, по звездам, с помощью компаса, по некоторым особенностям окружающих местных предметов, то есть по местным признакам. При использовании всех этих способов определяют направление на север. Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта, на север направлена полуденная тень от предметов, лишайники, покрывающие деревья, гуще растут с затемненной северной стороны. Если стать лицом к северу, то сзади будет юг, направо восток, а налево запад.

Азимут

Для того чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу.

При определении азимута сначала устанавливают компас так, чтобы темный конец его стрелки показывал на север. Затем на компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитывают от темного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

 

Ориентирование на местности

 

Ориентирование на местности означает процесс определения месторасположения, на основе сторон горизонта и объектов (ориентиров) местности. Ориентирование на местности можно осуществлять при помощи таких вещей:

· карта

· компас

· небесные тела

· местные объекты

По карте можно легко определить свое месторасположение, а также выбрать свой дальнейший маршрут, учитывая такие препятствия как бездорожье или ограниченную видимость. Компас и небесные тела помогут безошибочно определить сторону горизонта.

Глобус. градусная сеть.

Глобус – уменьшенная модель земного шара. Он наглядно демонстрирует шарообразность Земли и дает правильное представление о положении на земном шаре полюсов и экватора, меридианов и параллелей, а также морей, материков и океанов, островов и крупных форм рельефа. Изображение Земли на глобусе равно-масштабно – линейные размеры объектов земной поверхности даются на нем с одинаковым уменьшением. Изображение также равноугольно (очертания фигур на глобусе подобны действительным очертаниям на земной поверхности) и равновелико (площади всех объектов, показанных на глобусе, пропорциональны их действительным площадям на земном шаре).

Первым глобусом считают глобус, изготовленный немецким географом М. Бехаймом в 1492 г. Теперь он хранится в музее в Нюрнберге. В XVII и XVIII вв. глобусами пользовались на судах дальнего плавания, где они заменяли карты.

Наряду с достоинствами у глобуса имеется существенный недостаток: он изготовляется только в мелком масштабе. Глобус такого масштаба, в котором обычно составляют стенную карту России, имел бы диаметр, равный 2,55 м. Пользоваться таким глобусом было бы неудобно.

На глобусе нанесены меридианы и параллели.

Меридианы – это линии на глобусе и картах, соединяющие полюса. Поэтому каждый меридиан составляет половину окружности земного шара, а все они имеют одинаковую длину. Меридианов можно провести бесчисленное множество. Начальный (нулевой) меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию около Лондона. От него счет ведется на восток и запад до 180°, где проходит граница Западного и Восточного полушарий.

Параллели на глобусе наносятся параллельно экватору.

Экватор – это линия пересечения земной поверхности с плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно ее оси и делящей земной шар на два полушария: Северное и Южное.

Параллелей, как и меридианов, можно провести бесчисленное множество. Параллели, в отличие от меридианов, имеют разную длину, которая постепенно уменьшается к полюсам. Так, самая длинная параллель – экватор – имеет длину 40075,7 км, параллель 30° – 30056,8 км, параллель 60° – 20037,8 км.

Меридианы и параллели, нанесенные на глобус и карту, составляют градусную сеть. По ней определяют точное положение каждого пункта на Земле, для чего вводят понятия «долгота» и «широта».

Под географической долготой понимают угол между плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана данного пункта.

Долготу выражают в градусах от начального меридиана: к востоку от него долгота восточная, к западу – западная. Поскольку счет ведется от начального меридиана, долгота может быть от 0 до 180°.

Географическая широта точки – это угол между плоскостью экватора и отвесной линией в данном месте.

Она также измеряется в градусах, причем отсчет ведется от экватора к северу и к югу (от 0 до 90°), соответственно широты могут быть северными и южными. Расстояние от экватора до полюса – это четверть окружности земного шара (90°), а длина дуги меридиана в 1° составит 111 км, увеличиваясь от экватора к полюсам (вследствие сплюснутости Земли). Длина дуги параллели в 1° у экватора составляет 110,6 км, а в районе Полярного круга – 111,7 км...

7.Географическме карты

Географическая карта — уменьшенное, обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, выполненное в масштабе с помощью условных знаков и с применением определённых математических способов (картографических проекций

Все географические карты принято разделять по охвату территории, по масштабу, по содержанию и по назначению.

Карты по охвату территории

По охвату территории различают карты мира, отдельных материков и океанов, частей материков и океанов, стран и их частей.

 

Карты по масштабу

По масштабу карты разделяют на крупномасштабные (1:200000 и крупнее), среднемасштабные (от 1:200000 до 1:1000000 включительно) и мелкомасштабные (мельче 1:1000000).

 

Карты по содержанию

По содержанию карты бывают общегеографические и тематические.

На общегеографических картах изображают неровности поверхности, реки, озёра, моря, населённые пункты, дороги, границы государств. Ни один из объектов особо не выделяется среди других. Карты с изображением материков, океанов, морей, островов, рек и других природных объектов называют физическими картами (с греч. — «природными»).

 

Тематические карты посвящены определённым темам. На них более подробно показывают какие-либо географические объекты или явления:

· карта почв;

· карта природных зон;

· карта человеческих рас;

· карта народов мира;

· карта строения земной коры;

· климатическая карта и др.

·

Карты по назначению

По назначению выделяют карты учебные, туристические, дорожные, научно - справочные и другие.

Горные породы и минералы.

Горные породы — это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов. Минерал природное тело однородного химического состава, обладающее во всей своей массе одинаковыми физическими свойствами. Кристаллы минералов в горной породе могут быть разного размера. Во многих породах их можно рассмотреть только под микроскопом.

 

Кристаллы минералов соединяются между собой с различной прочностью. Поэтому одни горные породы — твёрдые и монолитные, другие — пористые и лёгкие, третьи — рыхлые и сыпучие. Плотные — довольно прочные камни, например: гранит, известняк, мрамор, гнейс, базальт. Рыхлые — породы, которые рассыпаются или легко разламываются. Это глина, песок, торф, мел. Состав минералов в горной породе и прочность их соединения зависят от условий, в которых данная порода образовалась.

 

По условиям образования все горные породы делятся на три большие группы: магматические, осадочные и метаморфические

Магматические

Формируются в результате застывания магмы, вышедшей на поверхность земной коры. Под воздействием различных внешних факторов и сильных температурных колебаний образуются соединения с различным строением и свойствами. Магматические породы, в свою очередь, бывают излившимися и глубинными. Для последних характерна плотная кристаллическая решетка и высокая прочность (гранит, базальт).

 

Осадочные

Формируются под влиянием солнечного света, атмосферных газов и осадков, температуры, растительных и животных остатков. Осадочные породы могут быть обломочными (гравий, галька, песок, камни), химическими (гипс, каменная соль), органическими (известняк, мел).

 

Метаморфические

Образуются под действием тектонических колебаний, давления, химически активных компонентов и высокой температуры. Метаморфические появляются при сдвигах земной коры. При этом происходит смешивание различных пород и слоев.

 

Главным отличием любой горной породы от минерала является неоднородность, поскольку в ее составе уже содержится один или несколько минералов.

Рельеф суши.

Горами называют отчётливые возвышения на земной поверхности с высотами более 200 м, с хорошо выраженными склонами и подошвой.

Горные области занимают около 40% поверхности суши. Большая часть гор на Земле протягивается во взаимно перпендикулярных направлениях, близких к субширотному либо к субмеридиональному. По высоте горы делятся на низкие (с высотами до 1000 м), средневысотные (1000-2000 м) и высокие (более 2000 м). В соответствии со строением горы бывают складчатые, складчато – глыбовые и глыбовые

Холм - возвышение до 200 м.

  Горные хребты - линейно вытянутые формы рельефа, имеющая гребень и склоны.

Горные цепи- соединенные горные хребты.

Нагорь я-обширные участки земной поверхности, состоящие из горных хребтов, долин и высоких равнин.

 Равнины - участки земной поверхности, имеющие плоский слабоволнистый рельеф.

Около 60% поверхности суши занято равнинами. Это обширные участки земной поверхности с малым колебанием высот (около 200 м), относительно невысоко приподнятые над уровнем моря. По абсолютной высоте равнины делятся на низменности (высота от 0 до 200 м), возвышенности (200-500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности – на плоские, холмистые и ступенчатые

Плоскогорья - плосковершинные участки земной поверхности.

Вопрос 12

Тема: “Движение воды в океане”

Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают течения, приливы и отливы. Всё это разные виды движения воды в Мировом океане.

Ветровые волны

Трудно себе представить абсолютно спокойную гладь океана. Штиль — полное безветрие и отсутствие волн на его поверхности — большая редкость. Даже при тихой и ясной погоде на поверхности воды можно увидеть рябь.

И эта рябь, и бушующие пенные валы рождены силой ветра. Чем сильнее дует ветер, тем выше волны и больше скорость их движения. Волны могут перемещаться на тысячи километров от того места, где они возникли. Волны способствуют перемешиванию морских вод, обогащению их кислородом.

Наиболее высокие волны наблюдаются между 40° и 50° ю. ш., где дуют самые сильные ветры. Эти широты моряки называют штормовыми или ревущими широтами. Районы возникновения высоких волн расположены также у американских берегов вблизи Сан-Франциско и Огненной Земли. Штормовые волны разрушают береговые постройки.

Цунами

Самые высокие и разрушительные волны цунами. Причина их возникновения — подводные землетрясения. В открытом океане цунами незаметны. У побережья длина волн сокращается, а высота растёт и может превышать 30 метров. Эти волны приносят бедствия жителям прибрежных территорий

Океанические течения

В океанах образуются мощные водные потоки — течения. Постоянные ветры вызывают поверхностные ветровые течения. Некоторые течения (компенсационные) возмещают убыль воды, двигаясь из районов её относительного избытка.

Течение, температура воды которого выше температуры окружающих вод, называют тёплым, если ниже — холодным. Тёплые течения переносят более тёплые воды от экватора к полюсам, холодные —более холодные воды в противоположном направлении. Таким образом, течения перераспределяют тепло между широтами в океане и оказывают существенное влияние на климат прибрежных территорий, вдоль которых они несут свои воды. Одно из самых мощных океанических течений — Гольфстрим.

Приливы и отливы

Ритмические поднятия и опускания уровня воды в океанах называют приливами и отливами. Причина их возникновения — действие силы притяжения Луны на земную поверхность. Два раза в сутки пода поднимается, покрывая часть суши, и два раза отступает, обнажая прибрежное дно.

 

Болота бывают:

-низинные;

-верховые;

Низинные болота имеют богатую растительность, основная ценность торф. Верховые – имеют небогатый растительный мир.

Строение атмосферы.

В атмосфере можно выделить несколько слоев,различающихся по температуре и плотности:

- тропосфера - самый нижний слой атмосферы,толщина которого над полюсами составляет 8-10 км,в умеренных широтах—10-12 км,а над экватором—16-18 км.В тропосфере сосредоточено около 80 % массы атмосферы, находится почти весь водяной пар, возникают грозы, бури, облака и осадки.Можно сказать, что погода в основном формируется в тропосфере.

- стратосфера -слой атмосферы, расположенный над

тропосферой на высоте от 8 до 50 км.В стратосфере сосредоточено 20 % массы атмосферы. В этом слое сосредоточен озон,слой,который поглощает ультрафиолетовые лучи,не пропуская их к Земле.

- мезосфера - слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше,чем у поверхности Земли. На высоте 80 км начинается термосфера. В мезосфере и термосфере под действием лучей молекулы газов распадаются на ионизированные частицы атомов,поэтому эта часть атмосферы получила название ионосфера - слой разреженного воздуха.

- экзосфера - внешний слой атмосферы, расположенный выше 1000 км. Этот слой еще называют сферой рассеивания, так как частицы газов движутся здесь с большой скоростью и могут рассеиваться в космическое пространство.

Значение атмосферы в природе и жизни человека:

 -благодаря газообразной оболочке поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как, например, поверхность Луны, лишенная атмосферы;

 -озоновый экран (озоносфера) защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, большая доза  которых губительна для организма;

 -кислород, содержащийся в атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания.

Атмосферное давление.

Воздух, как и любое другое тело, имеет вес, а значит, давит на поверхность, находящуюся под ним. Столб воздуха давит на 1 куб. см поверхности с такой же силой, как гиря массой 1 кг 33 г.

Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы.

Человек не чувствует то высокое давление, с которой воздух давит на него, т.к. оно уравновешивается тем давлением воздуха, который находится внутри организма.

Масса воздуха на различных высотах неодинакова. Чем выше – тем значения атмосферного давления ниже.

Вопрос 16. Погода и климат

Состояние атмосферы в данной местности в определенный отрезок времени называется погодой. Погода характеризуется элементами и явлениями. Элементы погоды: температура воздуха, влажность, давление. К явлениям относятся: ветер, облака, атмосферные осадки. Иногда явления погоды носят необычайный, даже катастрофический характер, например, ураганы, грозы, ливни, засухи. Погода характеризуется не только элементами и явлениями, но и их совокупностью. При одинаковой температуре, но при разной влажности воздуха, с осадками или без осадков, с ветром или без него погода не будет одинаковой.

 

Погода изменчива. Главные причины — изменение количества солнечного тепла, получаемого в течение суток и в течение года, перемещение воздушных масс, атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Более четко и устойчиво изменение погоды в течении суток выражено в экваториальных широтах. Утром — ясная, солнечная погода, а после полудня выпадают ливневые осадки. Вечером и ночью опять ясно и тихо. В умеренных широтах закономерные изменения погоды в течение суток, обусловленные поступлением солнечного тепла, часто нарушаются сменой воздушных масс, прохождением атмосферных вихрей и фронтов.

 

Климат — многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, который с небольшими колебаниями удерживается на протяжении веков. Он проявляется в закономерной смене всех наблюдаемых в данной местности погод. Как и погода, климат зависит от количества солнечной радиации (от широты), от перемещения воздушных масс, атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов (от циркуляции атмосферы), от свойств и форм земной поверхности. Основные показатели климата: температура воздуха (средняя годовая, января и июля), преобладающее направление ветров, годовое количество и режим осадков. Географические карты, на которых нанесены показатели климата, называют климатическими.

 

Типы климата. Морской, или океанический, климат. Континентальный климат.

Климат, как и все метеорологические величины, зонален. Выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относятся: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных и два полярных. Названия переходных поясов тесно увязаны с названиями основных климатических поясов и характеризуют их расположение на Земле: по два субэкваториальных, субтропических и субполярных (субарктический и субантарктический). В основу выделения климатических поясов положены тепловые пояса и господствующие типы воздушных масс и их перемещение. В основных поясах в течение года господствует один тип воздушной массы, а в переходных типы воздушных масс зимой и летом меняются в связи со сменой времен года и смещением зон атмосферного давления.

 

Вопрос

Зона тундры.

Тундра является одной из самых молодых природных зон мира. По некоторым оценкам, ее формирование произошло около 10 000 лет назад. Она расположена в северных частях Азии, Европы и Северной Америки, а также в высоких горах средних широт и далеких регионах Океании и Южной Америки. Некоторые районы Гренландии и Аляски являются хорошими примерами тундры. Тем не менее, эта природная зона также покрывает значительные территории северных регионов Канады и России. Природная зона тундры встречается по всему миру и занимает 1/5 часть суши. Тундра представляет из себя удивительный равнинный ландшафт, который под постоянным воздействием замерзания и оттаивания земли, создает уникальные узоры на ее поверхности. Летом вода накапливаться под землей, а затем замерзает в холодное время года и выталкивает грунт, образовывая небольшие холмы, которые называются пинго.

· Большинство почв тундры были сформированы обломками осадочных пород, оставленные отступившим ледниками. Тундра славиться экстремальным климатом, что является главным фактором бесплодности (за исключением нескольких кустарников и лишайников) большей части земель природной зоны. Зима длится от 8 до 10 месяцев, а лето прохладное и короткое. Также в связи с тем, что большая часть территории тундры расположена в пределах северного полюса, для нее характерны 6 месячные периоды света и темноты. Средняя температура января: -32,1° С;

· Средняя температура июля: +4,1° С.

Типичная растительность:морошка,голубика,брусника, карликовая береза,полярная ива.

Животный мир: здесь обитают крупные травоядные, такие как северный олень, овцебык и лось. Наиболее распространенная среди животных адаптация - густой белый мех или перья. Полярная сова использует белую маскировку, чтобы замаскировать себя от потенциальных хищников или добычи. Среди насекомых преобладает темный окрас, позволяющий захватить и сохранить большую часть дневного тепла.

Требования к уроку окружающего мира.

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека. Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию.

 Урок Окружающий мир является основной организационной формой обучения и воспитания по данному предмету. Урок позволяет учителю, применяя систему разнообразных методов и приемов, планомерно и последовательно работать над формированием основных природоведческих представлений и понятий. Однако надо помнить, что эта работа проводится систематически из урока в урок, поэтому каждая тема программы представляет собой систему логически связанных между собой уроков. Чтобы ясно и отчетливо представить себе место каждого урока в этой системе, учитель осуществляет тематическое планирование, где намечает формы, методы и приемы работы, позволяющие ему достичь поставленные цели в процессе обучения и воспитания.

К урокам окружающего мира предъявляют следующие требования:

1. Учитель должен правильно представлять цель урока, какие природоведческие знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет проводиться по общему развитию школьников, особенно по развитию у них познавательной деятельности.

2. Содержание природоведческого материала должно быть научным и доступным для детей данного возраста.

3. Следует тщательно продумать систему методов и приемов, позволяющих достигнуть наибольшей эффективности в работе учителя и в учебной деятельности учащихся. Большую роль в этом играют экранные пособия, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде.

4. Необходимо проводить систематическую работу на уроке по развитию творческого мышления и познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивать сознательное и прочное усвоение природоведческих представлений и понятий.

5. Весь ход учебного процесса на уроке должен обеспечить эффективность на каждом его этапе.

Система природоведческих уроков и выполнение указанных требований к ним должны обеспечить успешное восприятие, осмысление и закрепление знаний, умений и навыков, а также применение их на практике.

Вопрос.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

 

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

 

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.

 

На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

 

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

 

При изучении курса естествознания в начальной школе экскурсии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой существующей на сегодняшний день программе по естествознани.

Виды экскурсии.

Экскурсии для начальных классов можно разделить по их содержанию. Обзорные включают в себя несколько тем, в которых основной упор делается исторические и современные сведения. В тематической экскурсии затрагивается только одна тема. Принято делить экскурсии на исследовательские, предусматривающие самостоятельную деятельность школьников, и иллюстративные, на которых можно лишь наблюдать и слушать экскурсовода.

Педагоги делят экскурсии по учебной цели на вводные, текущие, и обобщающие, различающиеся по периодам изучения экскурсионной темы. Наиболее распространено в младшей школе разделение экскурсий по тематикам:

· Наблюдение за природными явлениями, исследование отдельных природных объектов;

· Знакомство с ландшафтом, особенностями неживой природы;

· Экология, темы защиты природы;

· Экскурсии на производства;

· Посещение музеев и выставок.

Каждая тематическая группа экскурсий для начальной школы требует особой предварительной подготовки.

3)Структура экскурсии:

1. Вступление;

2. Основная часть;

 3.Заключение.

Вступление состоит из 2-ух частей:

 

- организационной (представление экскурсовода, фирмы, водителя, пилота, капитана, инструктаж по правилам безопасности)

 

- информационной (краткое сообщение по теме, маршруте, протяженности и продолжительности, время и место окончания экскурсии)

 

Вступление помогает экскурсоводу создать настроение необходимое для успешного восприятия экскурсионного материала, помогает сосредоточить внимание экскурсантов. Длительность вступления 4-6 минут. В тематических экскурсиях до 8 минут. Этого достаточно, чтобы познакомить группу с целью экскурсии, маршрутом и т.д. Во вступлении экскурсовод говорит о порядке осмотра объектов, о количестве выходов из транспорта. Во вступительном слове экскурсовод излагает правила поведения во время экскурсии.

 

Основная часть предполагает основное действие. В методике изложения материала большое значение имеет композиция построения основной части рассказа. Основная часть содержит введение в тему – это краткий рассказ об эпохе, истории объекта и т.д. Структура основной части: завязка (начало действия) – развитие действия – кульминация – развязка. Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетании показа и рассказа. Содержание основной части состоит из нескольких подтем. Каждая подтема состоит из 2-3 вопросов. Количество подтем в среднем составляет 5 –12.

 

В основной части подтемы должны быть подчинены строгой логичности, материал подбирается с учетом развития темы, показ объектов ведется от менее значимых к более значимым. Перед создателями экскурсии стоит задача соединить содержание всех подтем в единое целое. Эта задача решается с помощью логических переходов. Удачно подобранные логические переходы выполняют связующую роль, создают ощущение целостности 2-ух различных подтем, придают экскурсии стройность, обеспечивают логику в изложении материала и являются гарантом лучшего усвоения экскурсии. Часто в экскурсиях используют формальные переходы, которые не связаны с содержанием экскурсии и не являются логическим мостиком от одной подтемы к другой. Такие переходы неизбежны при осмотре музеев и выставок.

 

Заключение не связано с экскурсионными объектами. Оно помогает систематизировать в сознании экскурсантов большой и многообразный материал. Заключение даёт возможность изложить общие выводы, сформулировать общий итог экскурсии. Желательно напомнить тезисы экскурсии, чётко сформулировать выводы и порекомендовать ознакомиться с теми достопримечательностями, которые не вошли в экскурсию. Заключение состоит из 2-ух частей:

- итог основного содержания

- инфо о других экскурсиях

Заключение занимает не более 5-7 минут.

34.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция.

Рассказ это монологическое изложение учебного материла, применяемого для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод чаще других применяется в начальной школе. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора.Основными средствами обучения являются: речь, иллю­стра­ции, мето­диче­ские и мне­мони­ческие приемы, логические приемы сравне­ния, сопоставле­ния, резю­миро­вания.

Основными условиями успешности этого метода являются:

· успешное сочетание сочета­ния с другими методами:

· положительно-эмо­цио­нальное воспри­ятие;

· усло­вия (время, ме­сто);

· неперегружен­ность фак­тами;

· умение учителя расска­зывать.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой, познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед. Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопро



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.90 (0.139 с.)