![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценочные и методические материалы (методическое обеспечение программы)Стр 1 из 7Следующая ⇒
Содержание
1. Новые требования к нормативно-правовой документации педагога дополнительного
2
Предлагаемые методические рекомендации составлены с учетом требований и рекомендаций современных нормативных документов в области образования в Российской Федерации для оказания помощи педагогам дополнительного образования ГБУ ДО ЦДЮТТИТ в правильном составлении дополнительных общеобразовательных программ.
Согласно Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одной из основных задач образования является повышение эффективности воспитательной деятельности. Одной из приоритетных задач государственной политики в области воспитания является формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности и снижение уровня антиобщественных проявлений, утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2015 года № 613-н утвержден профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, где прописаны трудовые функции педагога дополнительного образования.
В соответствии с профессиональным стандартом нормативно-правовыми документами педагога дополнительного образования являются:
· дополнительная общеобразовательная программа; · рабочая программа;
· план воспитательной работы (входит в рабочую программу); · индивидуальный план работы педагога.
Дополнительная общеобразовательная программа является нормативным документом,содержащим максимально полную информацию о предлагаемом детям дополнительном образовании по определенному виду деятельности, имеющим конкретные образовательные цели и диагностируемые образовательные результаты.
Согласно статьи 2, пункта 9 главы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в программу должны входить (кроме известных компонентов):
· учебный план; · календарный учебный график, · рабочая программа, · оценочные и методические материалы. Дополнительная общеобразовательная программа включает в себя следующие компоненты:
Титульный лист Пояснительная записка Календарный учебный график 4. Учебный план Содержание изучаемого курса (программы) Оценочные и методические материалы (методическое обеспечение программы) Материально-техническое обеспечение программы Кадровое обеспечение программы Список литературы 10. Рабочая программа
3 Титульный лист
Пример оформления титульного листа:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга
«РАЗРАБОТАНО»
Педагогическим советом
«УТВЕРЖДАЮ»
директор ГБУ ДО Центр детско-юношеского
технического творчества и информационных
технологий
_______________Ковалев Д.С.
Приказ №
от
Года
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом ГБУ ДО Центр детско-
юношеского технического творчества и информационных технологий
Протокол №1 от ________20__ года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТТТТТТТТТТТТТТТ»
Возраст обучающихся: Н - М лет Срок реализации:____________
Автор-составитель: Иванов Иван Иванович,
педагог дополнительного образования:
Санкт-Петербург 20__
4 3.
Пояснительная записка состоит из подразделов:
· перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа; · направленность программы; · новизна; · актуальность; · педагогическая целесообразность; · цель программы;
· задачи программы (образовательные, развивающие, воспитательные) · ожидаемые результаты; · отличительные особенности программы; · срок реализации программы; · условия реализации программы; · формы организации занятий.
Пример начала пояснительной записки ( рекомендуется вставить без изменений):
Дополнительная общеобразовательная программа «………» разработана согласно
требованиям следующих нормативных документов:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
· Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
· СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Данная программа имеет (техническую, социально-педагогическую, художественную, физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую) направленность. (выбрать) Программа направлена на (выбрать)
· формирование и развитие творческих способностей обучающихся
· удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном (художественно-эстетическом, …..) развитии
· развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к техническому творчеству, художественному творчеству, иностранным языкам, техническому моделированию……..)
5 Новизна программы (если присутствует!!!).
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
· новое решение проблем дополнительного образования;
· новые методики преподавания;
· новые педагогические технологии в проведении занятий;
· нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и
т.д.
Описание новизны программы возможно через обоснование изменения количества часов на изучение программы (разделов, тем); новых подходов к структурированию содержания программы (модульный подход, выделение индивидуальных образовательных маршрутов, уровней усвоения содержания для разных категорий обучающихся; дополнения содержания программы в сравнении с имеющимся; специфики использования педагогических технологий (например, проектной, исследовательской, кейс-технологии и пр.). Важно связать вносимые изменения или проектируемые характеристики с личностным заказом обучающихся и их родителей.
Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.
Актуальность программы
При определении актуальности программы важно выделить нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс по разрабатываемой программе. Показать, каким образом данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования, в том числе регионального уровня, какое место занимает в системе образовательной деятельности учреждения.
Другим аспектом обоснования актуальности программы должен стать учет конкретногосоциального заказа потребителей услуг ДОД. Следует обратиться к анализу потребностей конкретной категории детей и родителей в реализации данной программы и сопроводить обоснование соответствия программы запросу потребителей данными проведенных исследований и опросов.
Первая часть формулировки актуальности (рекомендуется вставить без изменений):
Данная дополнительная общеобразовательная программа программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: (далее выбрать)
· созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
· удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
· формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
· обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
6 Приемлемые примеры (другой аспект):
1.Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
2. Актуальность программы определяется:
- потребностью общества в специалистах, владеющих профессиональными навыками и умением пользоваться различными электроприборами, электроинструментом, грамотным чтением электрических, электромонтажных и кабельных схем при соединении источников и потребителей электроэнергии;
- определением и выбором учащимися (ещё на стадии школьного обучения) дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретных специальностей;
- более лёгкой адаптацией «во взрослой» жизни.
Примеры формулировки развивающих и воспитательных задач согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (можно выбрать)
· формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
· формировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей социальной действительности;
· познакомить с лучшими образцами мировой и отечественной культуры;
· содействовать популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
· воспитывать в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
· формировать приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
· формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
· способствовать развитию культуры межнационального общения;
9 · воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
· способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
· формировать стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
· способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;
· развить у детей нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
· формировать выраженную в поведении нравственную позицию, в том числе способности к сознательному выбору добра;
· содействовать формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; эффективно использовать уникальное российское культурное наследие, в том числе литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое;
· воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
· содействовать повышению привлекательности науки, научно-технического творчества для подрастающего поколения;
· формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
· формировать в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развить культуру здорового питания;
· способствовать развитию культуры безопасной жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
· воспитывать у детей уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям;
· формировать у детей умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
· развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
· содействовать профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
· развить у детей и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира;
· воспитывать чувство ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
10 Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты должны быть соотнесены с формулировкой задач и прописываться так же для каждого года обучения.
В ожидаемых результатах необходимо сформулировать
· требования к знаниям и умениям, которые обучающийся должен приобрести в процессе занятий по программе, т.е. что он должен знать и уметь (см. образовательные задачи)
· компетенции, которые будут сформированы и развиты, метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся в процессе обучения по программе (см. развивающие задачи)
· личностные качества и результаты, сформированные и приобретаемые в процессе обучения по программе (см. воспитательные задачи)
Например: (согласно примеру задач выше)
К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:
· технологии приготовления различных блюд;
· основы рационального и здорового питания и способы обработки продуктов; лечебные свойства некоторых продуктов, организацию труда при приготовлении пищи
· правила этикета поведения за столом, приема гостей
· и т.д.
будут уметь:
· работать с инструментами и приборами при обработке различных продуктов
· и т.д.
У обучающихся будут развиты (сформированы):
· навыки (компетенции) в области кулинарии
· эстетическое восприятие и творческое воображение, творческая активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей
· навыки работы в группе, культура общения
· и.т.д. Отличительные особенности
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программыуказываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих. Автору — составителю модифицированной образовательной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке.
Педагог, модифицирующий какую-либо аналогичную программу, может указать на внесенные им в нее изменения. Это может быть:
· дополненные темы, разделы;
· применяемые на занятиях новые формы и методы;
· самостоятельно разрабатываемые диагностические, дидактические материалы и т.п.
· изменение режима занятий, сроков реализации программы
· и т.д.
В этом случае необходимо обосновать вносимые изменения, объяснив их целесообразность.
Обязательно включить в отличительные особенности (вставить):
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Срок реализации программы
Желательно дать обоснование продолжительности реализации программы в соответствии сцелями, задачами и возрастными и личностными особенностями детей, на которых она рассчитана.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
· возраст детей, участвующих в освоении данной дополнительной общеобразовательной программы;
· условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на
основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д.
· условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования и т.д.
12 Формы организации занятий
К возможным формам организации деятельности детей на занятии относятся:
групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные, дистанционное обучение и др.
В практике работы педагог дополнительного образования использует различные формы занятий: акция,аукцион,встреча,выставка,гостиная,диспут,защита проектов,игра,концерт,конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.
13
Календарный учебный график
Может быть представлен в табличной или текстовой форме. Составляется для каждого года обучения.
Вставить без изменений:
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)
Пример текстовой формы:
Начало занятий первого года обучения – 10 сентября.
Начало занятий второго и последующих годов обучения – 1 сентября.
Окончание занятий первого года обучения – 31 мая.
Окончание занятий второго и последующих годов обучения – 31 мая Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель. Количество учебных дней: 1 – ый год обучения – 36 дней, 2 – ой год обучения – 72 дня.
Объем учебных часов: 1 – ый год обучения – 72 часа,, 2 – ой год обучения – 144 часа.
Режим работы: 1 – ый год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа, 2 – ой год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.
Пример табличной формы:
Начало учебного года – 2 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
14
Учебный план
Количество часов |
Формы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
п/п | темы | аттестации/контроля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый год обучения
Второй год обучения
Учебный план не надо превращать в поурочное планирование.
| В учебный план не включаются: | |
· часы на проведение родительских собраний; | ||
| ||
· «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах). | ||
| ||
Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. В системе дополнительного образования принята следующая формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на 4 недели (месячная норма) и умножается на 9 месяцев (годовая норма).
Пример расчета годового количества часов
Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 36 |
2 | 72 |
3 | 108 |
4 | 144 |
6 | 216 |
8 | 288 |
9 | 324 |
10 | 360 |
12 (для комплексных программ) | 432 |
15
6. Содержание программы
Теория
Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение орнамента. Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.
Практика
Выполнить роспись в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с
учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
16
7. Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы включают различные диагностические материалы (карты. тесты и т.д.), разработанные критерии оценки.
Желательно приложить к программе имеющийся диагностический материал.
Возможно использовать обобщенную таблицу
Например:
Оценочные материалы
№ | Тема (раздел) | Диагностический материал | Форма фиксации результатов | ||||||||
Вводное занятие | Входящий | тест | (проверка | Таблица | №№ | (результаты | |||||
умений, знаний) | освоения | дополнительной | |||||||||
общеобразовательной | |||||||||||
программы) | |||||||||||
1 | Тема №№ | Тест, | карточки, | анкета- | Таблица | №№ | (результаты | ||||
викторина и т.п. (название). | освоения | дополнительной | |||||||||
Приложение 1 | общеобразовательной | ||||||||||
программы) | |||||||||||
или | |||||||||||
|
|
| |||||||||
№ | Диагностический | Цель контроля | Форма фиксации результатов | ||||||||
материал | |||||||||||
Тест, карточка, анкета | Входящий | тест | (проверка | Таблица | №№ | (результаты | |||||
и | т.п. | (название) | умений, знаний..) | освоения | дополнительной | ||||||
Приложение 1 | общеобразовательной | ||||||||||
программы) | |||||||||||
Тест, карточка, анкета | Промежуточный | контроль | Таблица | №№ | (результаты | ||||||
и | т.п. | (название) | (проверка знаний (каких?), | освоения | дополнительной | ||||||
Приложение 2 | умений (каких?) | общеобразовательной | |||||||||
программы) | |||||||||||
Разрабатывая диагностические материалы следует учесть, что в процессе прохождения программы педагог проводит входящий, текущий, промежуточный контроль. Итоговый контроль проводится в конце последнего года обучения.
17
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс)
Методическое обеспечение (сопровождение) программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения.
Вариант №1
· обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
· рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
· дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Вариант № 2
Описание:
· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
· приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы может быть представлено в виде таблицы:
№ | Раздел или тема | Формы | Приемы и методы | Дидакти- | Техническое |
п/п | программы | занятий | организации | ческий | оснащение |
образовательного | материал | занятия | |||
процесса (в рамках | |||||
занятия) | |||||
Напомним, что к дидактическим материалам относятся:
· наглядные пособия,
· таблицы, схемы, плакаты,
· картины, фотографии,
· дидактические карточки,
· видеозаписи, презентации
· аудиозаписи, фонотека
· электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
· другие материалы, необходимые для проведения занятий.
При перечислении методов и педагогических приемов и технологий педагогу необходимо дать краткий комментарий, описание своих действий при использовании данных методов и педагогических приемов и технологий.
18
Например:
Основными видами деятельности являются:
· информационно-рецептивная;
Информационно-рецептивная деятельность обучающихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
· репродуктивная;
Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики обучающихся.
· творческая.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу обучающихся.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.231 (0.3 с.)