Технология выполнения курсовой работы. 1. Формулирование темы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология выполнения курсовой работы. 1. Формулирование темы.



1. Формулирование темы.

Работа над курсовой работой начинается с выбора темы и установочной консультации научного руководителя, в ходе которой определяется общая стратегия работы, намечаются цели и задачи, составляется рабочий график подготовки курсовой работы.

Тематика курсовых работ разрабатывается с учетом знаний, умений и навыков, требующихся от обучающихся библиотечно-информационной деятельности. При этом учитывается уровень их подготовки согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Тема должна отражать проблемный аспект выбранной темы и быть связанной с предполагаемой темой магистерской диссертации, но не повторять ее дословно. Тема курсовой работы может быть предложена обучающимся с учетом его учебных и профессиональных интересов и возможностью максимального использования полученных в процессе обучения знаний и исследовательской инициативы, места работы и занимаемой должности, целей и задач библиотек.

2. Выявление и отбор документов различных видов по теме курсовой работы.

Для выявления и отбора документов используются следующие источники информации:

1) электронные каталоги, отражающие документные фонды территориально доступных студенту библиотек; результатом библиографического поиска являются библиографические записи документов, далее необходимо поработать с этими документами de visu;

2) полнотекстовые электронные библиотеки и электронно-библиотечные системы (открытого и ограниченного доступа); работа с выявленными полнотекстовыми электронными документами проходит также de visu;

3) электронные сетевые ресурсы открытого доступа (открытые интернет-ресурсы); работа с выявленными полнотекстовыми электронными документами осуществляется в режиме de visu.

Источниковедческой базой курсовой работы могут стать труды ведущих ученых – историков библиотечного и книжного дела, практиков библиотечного дела, преподавателей высших учебных заведений, учебные и справочные издания. Выявленные публикации (монографии, статьи в периодических и продолжающихся изданиях, справочных изданиях и т.д.) следует творчески проанализировать, самостоятельно обобщить и материалы структурировать в соответствии с логикой работы. При наличии дискуссионных вопросов, студенту желательно высказать собственное аргументированное суждение и выводы.

Библиографическое обеспечение курсовой работы включает не только библиотечно-библиографические источники, но и материалы по различным отраслям – философии, психологии, культурологии, экономике и др., входящим в систему профессионального образования студента.

3. Изучение литературы.

Изучение выявленных публикаций целесообразно начинать с изданий последних лет, освещающих проблему в целом. Это поможет увидеть изучаемую тему во всей ее глубине и многоаспектности, оценить разработанность темы в специальной литературе, а в дальнейшем определить структуру курсовой работы. В ходе изучения литературы конспекты, рабочие записи следует делать таким образом, чтобы впоследствии можно было легко, точно и грамотно оформить ссылку на ту или иную цитату.

4. Составление структуры курсовой работы.

В соответствии с выявленными источниками, имеющимся материалом составляется рабочий план – будущая структура теоретического исследования. Студент самостоятельно определяет количество глав в курсовой работе и наполнение их параграфами (оптимальным является 2–3 главы по 2–3 параграфа в каждой). Примерный вариант рабочего плана согласовывается с научным руководителем.

5. Написание текста курсовой работы.

Курсовая работа должна продемонстрировать, что студент не только овладел навыком выявления литературы по теме, сумел изучить публикации, но и умеет логически изложить их основное содержание и самостоятельно обобщить, интерпретировать материал. Наличие сформулированной собственной точки зрения на изучаемую проблему обязательно.

Основная частьтеоретического исследования делится на главы (две-три), параграфы. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы отделяются только пробелом до и после. Номер и название глав, параграфов, пунктов разделяются точкой, в конце точка не ставится.

Стиль изложения материала в данной курсовой работе – научный. Он предполагает терминологическую точность, обязательное проведение терминологического анализа, выведение и использование рабочего определения, использование терминологии, соответствующей стандартам, недопущение жаргонных, просторечных, бытовых выражений. Не допускается также использование вопросительных и восклицательных конструкций (в оглавлении и в тексте), материал излагается повествовательным стилем. Не рекомендуется переписывать из источников выражения инструктивного или методического характера («Библиотеки должны», «Рекомендуем…»). Содержание публикаций не переписывается, а пересказывается своими словами. Необходимо излагать или сопоставлять позиции авторов, используя наиболее распространенные обороты для такого рода сочинений. Например: «Автор считает, что…», «Выделяет следующие проблемы…», «Дают такое определение…», «Обращает внимание на…», «В отличие от предыдущего автора, … обращает внимание на…» и т. д.

На использованные источники необходимо ссылаться. Следует помнить, что к цитированию нужно прибегать только тогда, когда действительно нельзя обойтись без ссылки на мнения ведущих ученых испециалистов. Цитату можно изложить собственными словами, если при этом не нарушается целостность изложения ине искажается авторская мысль. Ссылка на источник в этом случае тоже необходима. При изложении дискуссионного материала особенно важна персонифицированность ссылок (например, «По мнению ведущего специалиста в областиистории библиотечного дела, профессора СПбГИК А.Н. Ванеева...» [3, с. 25]. Изложение дискуссионного материала желательно завершать собственными выводами, определением собственной позиции по тому или иному вопросу.

Библиографические ссылки обязательно следует оформлять в виде отсылок к «Библиографическому списку». В тексте в скобках в конце цитаты или ее изложения приводят следующие цифры: первая отсылает к номеру библиографической записи в «Библиографическом списке», вторая – кконкретной странице или нескольким страницам цитируемой работы, например: [4, с. 24–25]. Если ссылка дается на несколько публикаций, то цифры разделяются точкой с запятой: [8, с. 31; 23, с. 5]. В случаях, когда в тексте упоминается несколько работ одного или разных авторов (например, при характеристике степени изученности темы), в скобках перечисляются через точку с запятой только номера библиографических записей: [3; 12; 22; 32–34]. Рисунки, таблицы и другой графический материал должны обязательно снабжаться заголовком. Их можно включать в основной текст со ссылками на источник или вынести в приложения и ссылаться на приложение [Прил. 1].

Помимо изложения содержания и анализа источников, в теоретическом исследовании присутствует позиция обучающегося – автора курсовой работы. Она может отражать согласие или несогласие с мнением тех или иных авторов и формулируется от первого лица единственного числа («Я считаю», «Я полагаю», «Мне представляется», «На мой взгляд» и т. д.), множественного числа («Мы считаем») или от третьего лица («Автор курсовой работы считает»). Своя позиция может быть показана и путем оценки анализируемого материала («По справедливому утверждению…», «Как совершенно правильно указывает…»). В тексте курсовой работы уместно использовать логические переходы от одной структурной части к другой.

В конце каждой главы помещаются и выделяются как отдельный структурный элемент выводы. Они даются в перечислительном порядке, нумеруются и содержат основные результаты теоретического обзора по каждой главе. Поскольку итогом курсовой работы №1 будет составление теоретической модели всего представленного материала, то при написании выводов следует указывать итоговые определения понятий, раскрываемых в главах; проанализированные классификации или виды изучаемых объектов; особенности, функции описываемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, и т.д. Все эти элементы проводимого исследования могут стать структурными компонентами теоретической модели.

6. Написание введения.

Объем введения примерно 6-8 страниц. Каждый элемент начинается с абзаца и может быть выделен полужирным начертанием.

Структура введения:

- Актуальность темы должна дать представление о том, почему сегодня изучается такая тема (проблема), какими факторами и условиями это можно объяснить. Объем около одной страницы.

- Противоречие выявляется в результате анализа актуальности темы. Определение ведущих противоречий в явлении, связанных с тематикой исследования поможет сформулировать проблему исследования. Выявление противоречия представляет собой исследовательскую операцию, состоящую из выявления нарушенных связей между элементами какой-либо системы или процесса. Важно определить противоречия, лежащие в данном исследовании: между теорией и фактами («вопреки положениям теории о… факты указывают на…»); между двумя теориями («в объяснении… возникает противоречие между теорией библиографии и теории библиографической деятельности»); между необходимостью чего-либо для человека и общества, и отсутствием знаний о том, как получить желаемое («противоречие между необходимостью эффективного формирования исследовательских навыков и отсутствием научно обоснованных способов их формирования у библиотечно-информационных работников»). Определенные противоречия требуют описания порождаемой ими проблемной ситуации, которая и обнаруживается, осознается и формулируется как актуальная научная проблема, решаемая в данном исследовании, например: «Однако, изученная литература свидетельствует о том, что до сих пор не разработаны…», или «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью… и не разработанностью методики…», или «Без знания… сейчас невозможно…. В то же время до сих пор не выявлены…» и т. п. Завершающей фразой в формулировке противоречия должно быть указание на наличие проблемы в изучении данной темы.

- Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

- Изученность темы содержит информацию о том, кто и какие аспекты темы уже исследовал раньше. Характеристика изученности дается от общего к частному, например: «Вопросы управления персоналом рассматривали О.С. Виханский, А.И. Наумов, Э.Е. Старобинский и др. Отдельные аспекты (назвать, какие) представлены в работах … Управление библиотечным персоналом изучали А.Н. Ванеев, Н.И. Мошкина, И.М. Суслова и др.». Фамилии авторов называют в алфавитном порядке (соавторы приводятся в последовательности фамилий каждого), инициалы в тексте ставят впереди фамилии.

- Рабочая гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений (о возможных путях развития, условиях эффективности библиотечной деятельности и пр.) и требующее проверки, подтверждения опытным путем.

- Объект исследования – круг изучаемых явлений (что изучается) и предмет исследования – связи и зависимости (с какой точки зрения, какие стороны, в какой взаимосвязи). Объект – это фрагмент реального мира, существующий независимо от исследователя и априори заданный ему. Предмет – это тот аспект (сторона, часть) объекта, который выбирается исследователем, а не задан ему изначально. В то же время выбор предмета происходит не случайно или по прихоти того или иного исследователя, а исходя из логики познания, традиций данной науки (библиотековедения, библиографоведения или книговедения) и познавательных потребностей общества. На математическом языке объект – это значение показателя, а предмет – функция. Обычно предмет более узок, нежели объект. Например, объект исследования – библиотечный коллектив, а предмет – психологические аспекты управления библиотечным коллективом (структура и состав библиотечного коллектива; методы формирования библиотечного коллектива и т.д.). Один и тот же объект может иметь много предметов изучения.

- Цель исследования – идеальный конечный результат, которого предполагается достичь в курсовой работе. В курсовой работе № 1 формулируется одна цель, одним предложением, либо в глагольной форме («Изучить особенности…», «Выявить взаимосвязи…», «Выявить проблемы…»), либо с помощью отглагольного существительного («Выявление…», «Изучение…», «Определение…»).

- Задачи исследования понимаются как ступени, этапы в достижении цели. Задачи должны быть логически последовательны и необходимы для достижения цели. Лишних задач, которые либо не ведут к цели, либо дублируют друг друга быть не должно. Оптимальное количество задач соответствует количеству параграфов в курсовой работе. Часто задачи ставят формально – в соответствии с шагами работы, т.е. «Выявить и изучить литературу по теме», «Выделить основные понятия и их суть», «Проанализировать позиции ученых», «Обобщить и систематизировать выводы по теме». Лучше, если задачи будут иметь содержательную направленность. Например, «Выявить и проанализировать представления о…, сложившиеся в библиотековедении» (в библиографоведении, книговедении, информатике) или за пределами библиотечной отрасли; «Сформировать целостное представление о…»; «Выделить проблемы… и предложить пути их решения» и т.д.

- Методологическая основа исследования указывает на теории, концепции, доктрины, идеи, подходы. Курсовая работа может основываться на различных педагогических, социологических, управленческих и прочих теориях (организации, мотивации, социализации, коммуникации и т.д.), концепциях (непрерывного образования, устойчивого развития, открытого общества, социальной ответственности, качества), доктринах (информационной безопасности). Можно указывать также наиболее значимые классические и современные работы и их авторов.

- Методы исследования включают те подходы и способы, которые студент использовал для раскрытия своей темы и достижения цели. В современной науке существует много различных подходов. Подходы, используемые в библиотечных исследованиях, достаточно разнообразны. Наиболее распространены системный, структурный, функциональный, деятельностный, исторический и др. В последние годы стали актуальными маркетинговый, инновационный, сервисный, компетентностный, синергийный, социокультурный и др. подходы. Избранный подход определяет характер и специфику рассмотрения объекта и предмета исследования. Например, при системном подходе необходимо выделить и рассмотреть каждый компонент отдельно, а затем во взаимосвязи с другими. Деятельностный подход требует выделения и характеристики субъекта, объекта, цели, инструментов и результатов какой-либо деятельности.

Методы в данном жанре курсовой работы используются только теоретического характера. Это анализ и синтез, умозаключение, аналогия, гипотеза, индукция и дедукция, обобщение, формализация, абстрагирование и т. д. Или более конкретные методы анализа: источниковедческий анализ, историографический анализ, семантико-лингвистический анализ, контент-анализ, категориальный анализ, факторный анализ, классификационный анализ, библиометрический анализ (особенно в книговедческих, библиографических, книгоиздательских темах), причинно-следственный анализ и т.д.

- Научная новизна предполагает четкое определение вклада автора в разработку темы, отличающее курсовую работу от уже имеющихся материалов по данной теме/проблеме. Это может быть выдвижение проблемы, не получившей достаточного освещения в литературе, выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов, установление новых связей между известными явлениями, новую постановку известной проблемы, оригинальные выводы и т.п.

- Апробация работы может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий. Официальная апробация курсовой работы часто связана с ее публичной защитой (защита отчета по научно-исследовательской работе, курсовой работы). Для оформления раздела «Апробация работы» применяются формулировки вроде: «Основные результаты курсовой работы были представлены на (название мероприятия)»; «По теме курсовой работы опубликованы (перечень работ), в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы»; «Результаты курсовой работы включены в Отчет о научно-исследовательской работе».

- Структура курсовой работы дается формализовано: «Цель и задачи теоретического исследования обусловили его структуру. Она включает …» (далее перечисляются все элементы и дается их краткая характеристика). На этом введение заканчивается.

7. Написание заключения.

В заключении оценивается степень выполнения цели и задач; отмечается подтверждение или опровержение гипотезы; раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы т.е. предполагаемого функционально-прикладного исследования. Не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам. Объем заключения составляет примерно половину от введения.

А также в заключении помещают теоретическую модель представления выбранной темы (проблемы), созданную на заключительном этапе написания курсовой работы. Модель – искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [Прил. 1]. Целью конструирования модели является уточнение зависимости между основными элементами исследуемого объекта. Модель позволит объединить эмпирическое и теоретическое в исследовании; сочетать в ходе изучения объекта построение логических конструкций и научных абстракций.

В центр модели помещают объект исследования. Следующими блоками размещают определенные параметры объекта; например, критерии оценки изменений этих параметров, выбор методик их измерения (предположение о возможности их использования при написании следующей курсовой работы). Логические переходы, взаимосвязи отмечают стрелками. Обязательно осуществляется содержательная интерпретация результатов моделирования.

Для составления теоретических моделей в сфере библиотечного дела наиболее уместно использовать следующие виды моделей по содержанию:

- описательная (раскрывает связи между проблемой, содержанием, способами его трансформации и результатами);

- структурная (обнаруживает состав, иерархию элементов системы);

- функциональная или функционально-динамическая (преимущественно использует схемы и сравнительные таблицы, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы);

- эвристическая (дает возможность обнаружить новые связи и зависимости);

- интегративная (смешанная, включает в себя компоненты нескольких или всех видов моделей).

Блоки модели, в случае необходимости, можно объединить в обобщенные разделы, соответствующие основным элементам выполненной курсовой работы:

1. Организационно-целевой: определяется цель, основные методологические подходы.

2. Содержательно-процессуальный: например, определяются процессы и их этапы, раскрывается механизм, их содержание и обеспечение (методы, формы, технологии, средства), оговариваются условия реализации этапов.

3. Оценочно-результативный: характеризуются критерии и показатели, уровни, результат.

8. Составление библиографического списка (в едином алфавитном ряду отражаются документы по теме исследования; библиографическое описание составляется по действующим государственным стандартам: ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления; ГОСТ Р 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления).

9. Составление терминологического словаря (факультативный элемент курсовой работы).

10. Составление и оформление приложений (факультативный элемент курсовой работы) включают материалы, дополняющие текст курсовой работы (таблицы, иллюстрации и др.) Приложения нужно соответствующим образом оформить: каждый материал должен иметь заглавие. Приложения необходимо пронумеровать, ссылки в тексте следует сделать к этим номерам: [Прил. 1].

Первичный, фактографический и графический, материал может быть размещен не только в приложениях, но и в основной части текста курсовой работы (например, выбранные из текстов схемы, таблицы).

11. Составление и оформление алфавитно-предметного указателя (отражает весь текст курсовой работы, кроме библиографического списка и составляется по общим правилам предметизации текста).

12. Редактирование и оформление курсовой работы.

 

Структура курсовой работы

Обложка [Прил. 2]

Титульный лист и оборот титульного листа [Прил. 3]

Оглавление (страница 3, начинается нумерация страниц) [Прил. 4]

Список сокращений (факультативный элемент курсовой работы)

Введение

Основная часть, разделенная на главы и параграфы (каждая глава начинается с новой страницы), выводы в конце каждой главы

Заключение

Библиографический список

Терминологический словарь (факультативный элемент курсовой работы)

Приложения (факультативный элемент курсовой работы)

Алфавитно-предметный указатель [Прил. 5].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.11.20 (0.036 с.)