МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

междисциплинарного курса

МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания

44.02.02 Преподавание в начальных классах

(заочная форма обучения)

 

 

2016-2020

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по

 учебно-воспитательной работе   

_________________ /Никонова З.В./

 

 

ПРОГРАММА ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией «Преподавание по программам начального общего образования»

Протокол № ____

от «__» _________ 20  г.

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

_____________ /Власова Е.В./

 

 

 

 
ПРОГРАММА АКТУАЛИЗИРОВАНА для использования в 2016 -2020 учебном году Предметной (цикловой) Комиссией  «Преподавание по программам начального общего образования»  ____________ /Власова Е.В./ «____» _________ 2016 г.  

 

 
       

 

Разработчики:

Власова Елена Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»,

Дьячкова Нина Ефимовна, преподаватель первой квалификационной категории КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

 

 

 

СоДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса   4
2. СТРУКТУРА и содержание междисциплинарного курса 8
3. условия реализации рабочей программы междисциплинарного курса 26  
4. Контроль и оценка результатов Освоения междисциплинарного курса                                                                                                               30

 

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ Междисциплинарного курса

МДК.01.05. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

Область применения программы

Рабочая программа междисциплинарного курса  является частью программы подготовки специалистов среднего звена КГБПОУ  «Красноярский педагогический колледж №1 им.М.Горького» по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Сроки реализации ППССЗ – сентябрь 2016 г. – июнь 2020 г.

Данная рабочая программа выполняется в 2017-2018 учебном году, в 3-4 семестрах.

1.2. Место междисциплинарного курса  в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: междисциплинарный курс Естествознание с методикой преподавания принадлежит к профессиональному модулю Преподавание по программам начального общего образования (ПМ.01).

Требования к результатам освоения МДК

Междисциплинарный курс МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания  направлен на формирование у обучающихся общих и профессиональные компетенций:

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

В результате освоения МДК.01.05. обучающийся должен уметь:

У 1. находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам окружающего мира;

У 2. определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

У 3. использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по окружающему миру, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

У 5. планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

У 6. планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

У 7. использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;

У 8. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

У 9. проводить педагогический контроль на уроках окружающего мира, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

У 10. интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;

У 11. оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках окружающего мира, выставлять отметки;

У 12. осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по окружающему миру;

У 13. анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по окружающему миру, корректировать и совершенствовать их;

У 19. анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

У 20. осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.

В результате освоения МДК.01.05  обучающийся должен знать:

З 1. особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;

З 2. требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;

З 3. программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по окружающему миру;

З 4. вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

З 5. воспитательные возможности урока окружающего мира в начальной школе;

З 6. методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по окружающему миру;

З 7. особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

З 8. основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

З 9. основы обучения и воспитания одаренных детей;

З 10. основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

З 11. содержание предмета окружающего мира в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику его преподавания;

З 13. требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся;

З 14. методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся по окружающему миру;

З 16. основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;

З 17. педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;

З 18. логику анализа уроков;

З 19. виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы междисциплинарного курса:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 131 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часов;

самостоятельной работы обучающегося 115  часов.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

П / п

Виды учебной работы

Всего

Часов

Семестры

1 2 3 4 5 6 1. Максимальная учебная нагрузка, часов 122     65 66    

2.

Обязательная учебная нагрузка, часов 16     8 8     в т.ч. лабораторных и практических занятий  -      -  -     3. Самостоятельная работа студента, часов в 115     57 58       т.ч. курсовая работа (проект) (если предусмотрено) 10      - 10     4. Форма промежуточной аттестации  зачет       зачет    

 

 


2.2. Тематический план и содержание МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания

Коды формируемых

ОК, ПК,

З, У

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала.

Иные формы учебной работы.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы.

Тематика курсовых работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Максимал. учебная

Нагрузка

Самостоят. работа

Обязательная

Учебная нагрузка

Всего в т.ч. лекций в т. ч. лаб. и практ. занятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9
    3 семестр            
    Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания естествознания            

ОК 3 ОК 4 ОК 5

ОК 6 ОК 11

ПК 1.5. ПК 4.2.

 

У 1 У 3 У 7

З 1 З 2 З 10

З 19

Тема 1.1. Функции и задачи преподавания естествознания в современной начальной школе 9 7

2

2

 
1.1.1. Методологические основы методики преподавания естествознания: значение, функции, цели и задачи ознакомления младших школьников с природой      
Самостоятельная работа:            
1.1.1. Знакомство с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предмету «Окружающий мир». Примерная программа по предмету «Окружающему миру». Составление таблицы образовательных результатов обучения естествознания. Текущий контроль.   2        
1.1.2. Анализ учебно-методического комплекта:  Е.В. Чудиновой,  А.А. Вахрушева,   А.А. Плешакова,  Н.Ф. Виноградовой, Н.Я. Дмитриевой (по выбору).   3        
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 4.2. У 1 У 7 У 3 У 5  У 13 З 19 1.1.3. Составление таблицы образовательных результатов обучения естествознанию.   2        
    Тема 1.2. Методы обучения естествоведению 8 7

1

1

 

ОК 1 ОК 11

ПК 4.2.

 

З 1 З 2 З 10 У 1

У 3 У 5 У 6 У 7

1.2.1.  Методы обучения естествознанию. Наблюдение - ведущий метод изучения природы в начальных классах. Опыт как метод познания природы.      
Самостоятельная работа:            
1.2.1.   Практические работы на уроках окружающего мира.   2        
1.2.2.   Наглядный метод на уроках окружающего мира – моделирование, демонстрация натуральных пособий, таблиц и других средств наглядности. Моделирование календаря погоды.   2        
ОК 1 ПК 1.4 ПК 4.2. З 2 З 10 У 1 У 3 У 7 1.2.3.  Проведение анализа конспекта учебного занятия, определение целей и задач урока   3        
    Тема 1.3. Типология уроков обучения естествознанию в начальной школе 12 11

1

1

 

 

ОК 1

ОК 8

ОК 9

ОК 11

ПК 4.5

 

З 1 З 2 З 3

З 5 З 7 З 8 З 9

З 11

1.3.1. Типы и структура уроков окружающего мира.  Особенности уроков экологического, астрономического, географического и исторического содержания.      
Самостоятельная работа:            
1.3.1. Виды экскурсий. Технология организации и проведения урока-экскурсии.   2        
1.3.2. Наблюдение показательного урока экологического и географического содержания, проведение анализа эффективности выбранных средств и методов работы в соответствии с целями и задачами урока.   3        
1.3.3. Особенности работы с одаренными детьми и детьми, с проблемами в развитии и трудностями в обучении на уроках окружающего мира.   3        
ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 7 ПК 4.5 У 1 У 3 У 20 З 11 1.3.4. Разработка экскурсии и листов наблюдений для экскурсии в природу. Текущий контроль   3        
    Тема 1.4. Методика проверки и оценки знаний учащихся на уроках естествознания 13 11

2

2

 

ОК 1

ОК 6

ОК 8

ОК 9

ОК 11

ПК 4.1.

ПК 4.3.

 

З 2 З 3 З 4 З 13 З 14

З 16

У 9

У 10

У 11

1.4.1. Особенности проверки и оценки знаний на уроках окружающего мира      
Самостоятельная работа:            
1.4.1. Составление диагностических заданий, ориентированных на опознание и различение изученных объектов.   2        
1.4.2. Составление диагностических заданий, ориентированных на установление последовательности явлений природы и установления причинно-следственных связей.   2        
1.4.3. Составление диагностических заданий, ориентированных на умение проводить учебное исследование.   2        

ОК 2 ОК 4

ПК 1.4

ПК 4.1.

ПК 4.4.

У 1 У9 У 10

У 11

З 14

З 16

1.4.4. Разработка урока с использованием различных форм педагогического контроля учебной деятельности учащихся по естествознанию   2        
1.4.5. Защита презентации сконструированных заданий   3        
    Тема 1.5. Система оборудования по естествознанию 12 11

1

1

 

 

ОК 4

ОК 6

ОК 8

ПК 4.1.

ПК 4.3.

 

1.5.1. Знакомство различными средствами организации учебной деятельности на уроках окружающего мира.      
Самостоятельная работа:            
1.5.1. Натуральные средства обучения: коллекции, гербарии, живые объекты природы. Объемные средства обучения: модели, муляжи.   3        
1.5.2. Использование оборудования в уроках окружающего мира: микроскоп, ШПЛ, лабораторная посуда.   3        
1.5.3. Применение ИКТ-оборудования на уроках окружающего мира: аудиозаписи звуков живой и неживой природы; видеозаписи процессов и явлений природы.    2        
ОК 2 ОК 4 ОК 11 ПК.1.4 ПК 4.1. ПК 4.4 З 7 З 8 З 9 У 1 У 8 У 9 У 10 У 11 1.5.4.Подготовка фрагмента урока использованием натуральных средств обучения, картографических пособий, демонстрационных и лабораторных опытов, различных видов практических работ (по выбору). Текущий контроль.     3        
    Тема 1.6. Методика работы с картографическими пособиями   11 10

1

1

 

 

ПК 4.2.

ПК 1.5.

ПК 4.4.

 

З 2 З 3 З 11

З 13

У 3

 

1.6.1. Методика работы с картографическими пособиями      
Самостоятельная работа:            
1.6.1. Ориентирование на местности: план и карта.   3        
1.6.2. Составление сравнительной таблицы: план и карта.   2        
1.6.3. Карты. Классификация карт. Условные обозначения (легенда карты).   2        
1.6.4. Глобус. Градусная сеть. Географические координаты.   3        
    Итого в 3 семестре 65 57 8 8    
    4 семестр            
    Раздел 2. Содержание уроков естествознания в начальной школе            
    Тема 2.1. Система классификаций живых организмов 6 5

1

1

  -

ОК 2 ОК 4

ОК 5 ОК 6

ОК 8 ОК 10

ПК 4.2. ПК 1.5.

ПК 4.3 ПК 4.4. ПК 4.5.

 

З 2 З 3 З 5

З 11

 З 13

У 1  У2 У 3

У 12

У 20

2.1.1. Биосфера. Строение и принципы организации биосферы. Основы систематики растений, основные сведения о морфологии и физиологии растений.        
Самостоятельная работа:            
2.1.1. Определение растения по систематической карточке.  Практическая работа 2: почему закрываются шишки.   1        
2.1.2. Основы систематики животных, основные сведения о морфологии и физиологии групп животных, изучаемых в начальной школе. Определение принадлежности животного к систематической группе.   1        
2.1.3. Выявление черт приспособленности животных и растений к жизни в определенных климатических условиях.  Такие разные хвосты. Клювы и лапы.   2        
2.1.4. Подготовка сообщения  о растениях или животных (по выбору). Текущий контроль   1        
    Тема 2.2. Низшие растения 4 4        

ОК 4 ОК 5 ОК 6

ОК 10

ПК 1.1. ПК 1.2.

ПК1.3.

ПК 1.4

ПК1.5.

ПК 4.5.

З 1 З 2 З 4 З 17

З 18 З 3 З 5

З 11 З 13

У 1 У 6 У 9 У 10 У 11

2.2.1.Низшие растения            
Самостоятельная работа:            
2.2.2. Бактерии, грибы, лишайники.   1        
2.2.3. Разработка и защита фрагмента урока по теме «Грибы». Текущий контроль   2        
2.2.4. Подбор материала по теме урока/ курсовая работа.   1        
Тема 2.3. Высшие растения 4 3

1

1

   
2.3.1. Высшие растения        
Самостоятельная работа:            
2.3.1. Фотосинтез. Генеративные органы растения. Размножение растений.   1        
2.3.2. Плоды и семена. текущий контроль.   1        
2.3.3. Зарисовка генеративных органов растений /курсовая работа.   1        
Тема 2.4. Голосеменные и покрытосеменные растения 4 3

1

1

   
2.4.1. Голосеменные и покрытосеменные растения        
Самостоятельная работа:          

 

2.4.1. Отличительные особенности голосеменных и покрытосеменных растений.   1      
2.4.2. Почему закрываются шишки?   1        
2.4.3. Составление сравнительной таблицы растений/ курсовая работа.   1        

ОК 3 ОК 4

ОК 6 ОК 7

ПК 1.1. ПК 1.2.

ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5.  ПК 4.2. ПК 4.4.

У 2 У 3 У 7 У 13 З 13

З 17 З 18 З 19

Тема 2.5. Вселенная и Земля 5 4

1

1

   
2.5.1. Строение и состав Солнечной системы.        
Самостоятельная работа:            
2.5.1. Небесные тела. Земля - планета солнечной системы. Отработка приемов работы с теллурием.   1        
2.5.2. Разработка фрагмента урока с использованием теллурия.   2        
2.5.3. Подбор дидактического материала по теме урока/ курсовая работа.   1        
    Тема 2.6. Литосфера. Минералы и горные породы 4 4        

ОК 2

ОК 6

ПК 1.5.

ПК 4.4

ПК 4.5.

 

У 1

 З 19

2.6.1. Литосфера. Минералы и горные породы            
Самостоятельная работа:            
2.6.1. Внутреннее строение планеты. Характеристика литосферы.   1        
2.6.2. Характеристика минералов и горных пород. Отличительные особенности.   1        
2.6.3. Свойства минералов.   1        
2.6.4. Составление сравнительной таблицы минералов/ курсовая работа.   1        

ОК 2 ОК 3

ОК 4 ОК 6

ОК 7 ОК 10

ПК 4.4. ПК 4.5.

У 1 У 3 У 8 У12

 З 13

 З 19

Тема 2.7. Рельеф 4 3

1

1

   

2.7.1. Рельеф земной поверхности.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа:          
2.7.1.  Основные формы рельефа: горы, плоскогорья, равнины, овраги.   1        
2.7.2.  Нанесение форм рельефа на контурную карту.   1        
2.7.3.  Подготовка устного выступления по теме занятия/ курсовая работа.   1        
    Тема 2.8. Гидросфера 9 8

1

1

   

ОК 2 ОК 3

ОК 4 ОК 5

ОК 6 ОК 10

ПК 4.4. ПК 4.5.

 

З 13

З 5 З 6

З 11

У 2

У 19

2.8.1. Гидросфера        
Самостоятельная работа:            
2.8.1.  Мировой океан. Состав мирового океана. Значение мирового океана в жизни людей.   1        
2.8.2.  Физико-химические свойства воды.   1        
2.8.3.  Три состояния воды.   1        
2.8.4. Воды суши. Подземные воды. Реки, озёра, болота.   1        
2.8.5. Нанесение объектов на контурную карту.   1        
2.8.6. Разработка и представление фрагмента урока.   2        
2.8.7. Подготовка сообщения о реке (по выбору)/ курсовая работа.   1        
    Тема 2.9. Атмосфера 9 8

1

1

   

ОК 3 ОК 5

ОК 6 ОК 7

ПК 1.1. ПК 1.2.

ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 4.2. ПК 4.5.

 

З 11 З 13 З 5 З 6

У 2 У 13 У 19

У 20

2.9.1. Атмосфера        
Самостоятельная работа:            
2.9.1. Состав, строение атмосферы.   1        
2.9.2. Факторы, влияющие на состояние погоды. Типы климатов. Разработка заданий по изучению погодных условий.   1        
2.9.3. Температура воздуха. Солнечная радиация. Разработка заданий с использованием термометра.   1        
2.9.4. Виды ветров. Определение силы, скорости, направления ветра с использованием ШПЛ.   1        
2.9.5. Вода в атмосфере. Виды осадков.   1        
2.9.6. Подбор материала для разработки урока/ курсовая работа.   1        
2.9.7. Разработка фрагмента урока.   2        
    Тема 2.10. Экология как наука 3 3        

ОК 6  ОК 10

 

У3  

У 13 

У 19 

У 20

З 2 З 3 З 13

2.10.1. Экология как наука            
Самостоятельная работа:            
2.10.1. Экологические факторы. Основные свойства популяций. Экологические системы. Характеристика экологических систем.   1        
2.10.2. Национальные парки, заказники, заповедники.   1        
2.10.3 Разработка содержания экскурсии в заповедник.   1        
    Тема 2.11. Краеведение 4 4        

ОК 6  ОК 10

 

У3

У 13

У 19

У 20

З 2 З 3 З 13

2.11.1. Краеведение.            
Самостоятельная работа:            
2.11.1. Виды краеведения.   1        
2.11.2. Разработка заданий/внеклассного занятия по краеведению (по выбору).   2        
2.11.3.  Подбор материала для занятия/ курсовая работа.   1        
    Тема 2.12. Животные 10 8

1

1

   

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 10

ПК 4.4.

ПК 4.5.

 

У3 У 7 У 13

У 19

У 20

З 2 З 3 З 13

З 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.182 с.)