Как обучать принятию решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как обучать принятию решений



"Итак, Павел и его спутники старались понять, чего хочет от них Бог, куда им направиться дальше." — Учитель решил, что беседа в классе подошла к моменту, когда пора поставить перед подростками серьезный вопрос."Они имели ясное указание от Святого Духа не идти в Вифинию, по направлению к Византию, где сейчас находится Стамбул. Но вот проблема: как узнать, чего хочет от нас Бог, куда Он велит нам идти? Подобный вопрос наверняка вставал несколько раз в жизни каждого из нас.

Наконец Павел и его друзья решили отправиться в Троаду. Они уже благовествовали по всему западному побережью современной Турции. Они, скорее всего, посетили все семь церквей, упомянутых в Откровении Иоанна Богослова: Лаодикийскую, Филадельфийскую, Сардисскую, Ефесскую, Фиатирскую, и Пергамскую. Троада по-другому называлась Троя — та самая Троя, о которой писал Гомер. Помните миф о Прекрасной Елене из Трои? Жители Трои назывались троянцами. Географическое расположение этого города предопределяло его важное стратегическое значение. Он контролировал пролив Дарданеллы, через который проходил путь всех торговых и военных кораблей, плывущих в Византий (ныне Стамбул) и к Черному морю.

И вот ночью Павла посещает видение. Бог наконец открывает ему Свою волю. Павлу является некий человек, который говорит: "Приди в Македонию и помоги нам." Эта история записана в шестнадцатой главе Деяний Апостолов. Павел и его спутники немедленно повиновались и поплыли через северную часть Эгейского моря. Прибыв в провинцию, называемую Самофракией, они двинулись оттуда в Филиппы. Там они положили начало христианскому движению, которое распространилось затем по всей Западной Европе. И вот теперь я хочу, чтобы мы вместе некоторое время подумали над следующим вопросом: А как влияет на нас с вами тот факт, что Павел дождался этого повеления от Бога и повиновался Ему?"

Ребята несколько секунд обдумывают эпизод из жизни Павла и вопрос учителя, и наконец один из них говорит:

"Ну, если бы не это, мы бы, наверное здесь не сидели, во всяком случае, мы не были бы такими, как мы есть. Я имею ввиду, что Северная Америка осваивалась в основном выходцами из Западной Европы. И если бы туда не было принесено христианство, там, может быть, не развилась бы цивилизация. И Америку мог бы открыть и заселить кто-нибудь другой. "

Тут в разговор вступает другой мальчик: — "А по Европе, может быть, все еще кочевали бы дикие племена, и воевали бы между собой, как это происходит сейчас в некоторых районах Африки и Азии. "

"Если бы Павел пошел на Восток, а не на Запад,говорит еще один подросток, — нам, может быть, проповедовали бы Евангелие китайцы. Они


посылали бы к нам миссионеров. Кто знает? Может быть, основной христианской страной была бы Индия."

"Хорошо, — прерывает их учитель — я думаю, мы все согласны, что распространение христианства в Западной Европе в огромной мере повлияло на всю нашу историю. Ясно также, что христианство распространялось именно в этом направлении благодаря послушанию одного человека, который очень старался понять, чего хочет от него Бог. А теперь позвольте мне задать еще несколько вопросов:

— Если сейчас вы поймете или не поймете Божью волю о вас, послушаетесь или не послушаетесь ее — то как это скажется через пять лет? А через десять? Через двадцать пять? Как может сказаться через сто лет, живете ли вы сегодня в вере и послушании Богу?"

Так учитель искусно подвел молодых людей к вопросам нравственного характера, имеющим прямое отношение к каждому из них. Хороший учитель может сделать это, не используя никаких религиозных штампов. Наш учитель не стал выносить суждений о том, каковы отношения с Богом у каждого из его учеников. Важно, чтобы они сами научились делать для себя выводы. Ниже мы рассмотрим несколько направлений, по которым можно работать, чтобы развить у учащихся способность принимать правильные решения.

Факт + факт = концепция

В четвертой и пятой главах мы рассмотрели, какую роль играет фактическая информация в формировании устойчивых убеждений, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы, в частности, отметили, что нелегко удержать в голове отдельный "кусочек информации", если он не связан каким-либо образом с другими хранящимися в памяти сведениями. Тот факт, что Павел имел видение, в Троаде можно попытаться запомнить сам по себе. Но он лучше удержится в памяти, если, будет входить в один блок с другими сведениями: Троада — это то же самое, что античная Троя. Троя была расположена рядом с проливом Дарданеллы, который является западными воротами Мраморного моря. На восточном побережье Мраморного моря лежит город Стамбул; раньше он назывался Константинополь, а еще прежде — Византий. После видения Павел отплыл на северо-запад, в Филиппы (северная часть современной Греции). Переплыв Дарданеллы, он покинул Азию и оказался в Европе.

Рассматривая решение Павла в географическом контексте, мы накапливаем материал сразу для нескольких тем:

Троада (или Троя)

Европа

Азия

Призванные Богом

Деятельность миссионеров в Европе


Этот список можно продолжить. С другой стороны, практически невозможно удержать в памяти эпизод в Троаде, если не рассматривать его как составную часть одной из таких тем.

Если классифицировать виды умственной активности человека, одним из самых простых будет "узнавание".(#1) Когда вы "узнаете" что-то, это значит только, что вы отличаете в ряду подобных человека, событие или факт, так, как узнали бы знакомого при встрече. На этом уровне не предпринимается попыток что-либо запомнить.

#1. Джой Гилфорд разработал полезную модель человеческого интеллекта. В этой модели выделяются четыре типа содержания познавательной деятельности (цифровой, символический, словесный и поведенческий) и шесть возможных результатов познавательной деятельности (разделы, классы, отношения, системы, преобразования и последствия). Типы содержания и результаты представляют собой два взаимодействующих измерения модели; всего в модели три измерения — она имеет форму куба. Третье измерение — это операции познания: узнавание, запоминание, конвергентное мышление, дивергентное мышление, оценка. Мы используем этот перечень операций, размышляя о типах мышления, которые следует развивать в контексте христианского образования. См. Joy P. Guilford, "Three Faces of Intellect" {American Psychologist, 14:469-479, August 1959).

Если вы хотите запомнить то, что вы узнали, вам придется сделать для этого специальное усилие. По некоторым оценкам человек производит в среднем девять миллионов "узнаваний" в день. Конечно, все это запомнить невозможно. Но можно выбрать для запоминания несколько фактов из этого множества. Представьте себе, что вам представляют группу незнакомых людей. Они называют свои имена: Томас Джонс, Вильям Браун, Юджин Джонсон, Джозеф Адаме и так далее. Вы киваете каждому и говорите: "Рад с вами познакомиться". Вы знаете, что завтра будут другие имена и другие лица, а этих нет нужды запоминать. А теперь предположим, что вам предстоит встречаться с этими людьми не только завтра, но еще неоднократно в течение многих месяцев. Я должен запомнить эти имена, говорите вы себе, и пытаетесь связать имена и лица с чем-то хорошо вам известным, вставить их в рамки, существующие у вас в голове. Вы придумаете собственные мнемонические правила: Джонс = острый взгляд, как у моего одноклассника Джонса + Томас, второе имя моего младшего брата и так далее. Вы будете использовать временные зацепки до тех пор, пока имена не обрастут более существенными сведениями, пока вы не познакомитесь с чертами характера Томаса Джонса и не приобретете достаточный опыт общения с ним.

Запоминание, так же как и узнавание, является умственной операцией довольно низкого уровня. Оно сводится просто к классификации сведений и их хранению с целью дальнейшего использования. Наши аттестаты и дипломы — свидетельство того, что мы научились запоминать на достаточно долгий срок и


выдавать по требованию сведения, которые кажутся нашим учителям наиболее важными. Однако в церкви мотивы для запоминания иные, чем получение диплома или ученой степени(#2). Узнавание и запоминание — довольно сложные задачи; при этом они являются неотъемлемой частью любого учебного процесса. Но это еще не те типы умственной деятельности, которые непосредственно обеспечивают процесс принятия решений.

#2. См. главу 5, начиная с раздела "Примитивные культуры и память".

Подбор верного ответа

Существует по крайней мере два подхода к решению проблем. Можно придерживаться той точки зрения, что существует единственный правильный ответ для каждого вопроса, и что наша задача состоит в том, чтобы найти этот, ответ. Вторая точка зрения состоит в том, что не всегда легко найти лучшее из. возможных решений для данной проблемы, и что требуется задействовать воображение, гибкость ума и привлечь все свои интеллектуальные ресурсы для того, чтобы с проблемой справиться. Первый подход предполагает, что все пути в конце концов приведут к одному ответу. Такой способ решения проблем получил название "конвергентное мышление". Теоретически, если для каждого вопроса существует ответ, его можно найти, располагая достаточным количеством информации. Перед христианами часто встают проблемы, которые требуют определенного, единственно верного решения. Мы имеем ряд четких данных. Например, есть Десять Заповедей. Это ясные указания по различным вопросам морали и нравственности. Это часть непреходящего и неоспоримого


Слова Божьего. Это Слово может быть приложено к любой житейской ситуации в любое время; оно верно при всех обстоятельствах и для всех типов человеческих взаимоотношений. Кощунство, воровство, похоть, прелюбодеяние, жадность всегда неправомерны; они неправомерны, где бы они ни проявились и кто бы в них ни участвовал. Учение Иисуса Христа тоже можно непосредственно применить ко многим случаям нашей жизни. Таким образом, на многие вопросы мы имеем верные ответы. Но значительная часть наших вопросов не сводится к выбору между черным и белым. Десять Заповедей запрещают воровство, но как быть с ленью? Как заставить себя добросовестно трудиться в течение положенных восьми часов каждый рабочий день? Более того, может быть вы и запомнили, что воровство противно Богу, но как сделать честность непреложной нормой своей жизни? Чем простое знание правил морали и нравственности отличается от волевого решения их выполнять?

Человек может собрать информацию и выработать ряд правил, даже выучить их наизусть, но если интеллектуальная обработка данных не требует от него личного нравственного выбора, нельзя сказать, что принято какое-либо решение. Например, человек может помнить наизусть не только Десять Заповедей, но и апостольский символ веры. Эти тексты состоят из абсолютно истинных с богословской точки зрения утверждений. Если их выучить наизусть, то можно дать множество верных ответов любому, кто вздумает проверить наши знания. Но то, что мы способны рассказать наизусть, и то, что мы принимаем для себя лично и исполняем, может быть разделено глубокой пропастью. Предположим, я собираюсь стать членом церкви и на членском собрании меня спрашивают, что я думаю о воскресении Христа во плоти. Я могу произнести правильный ответ; но действительно ли я убежден в том, что говорю? Рассматривал ли я возможные альтернативы? Исповедовать воскресение Христа — значит исключать возможность того, что люди после смерти возвращаются в землю, становятся землей и ничем больше. Если бы это было верно, это значило бы, что я создан не для двух миров, а для одного, что я — продукт и пленник этого мира. Я должен обдумать значение того утверждения, что один Человек жил на Земле, умер, а потом — разорвал цепи смерти, обратил вспять процесс умирания, присущий ранее всем живым существам без исключения. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа явлены нам в доказательство того, что и мы тоже созданы для двух миров и призваны к вечной жизни вместе с Ним. После серьезного размышления на эту тему нелегко произнести слова "Я верю в воскресение мертвых" равнодушно. Придется или сомкнуть губы в молчании, чтобы не оказаться лжецом, или исповедать свою веру со всей твердостью и ответственностью.

Конвергентное мышление плодотворно, когда мы работаем над созданием системы правил и принципов, но может сослужить плохую службу, если мы будем применять его в процессе всей учебной деятельности в церкви. Когда преподавание догматично и -авторитарно, у наших учеников создается ложное впечатление, что мы знаем правильные ответы на все вопросы. В результате учитель воскресной школы также чувствует, что он должен пресекать "неудобные" вопросы. Это может случиться с каждым из нас — все мы склонны "любым путем утвердить истину", будь эта "истина" нашей собственной идеей или официально утвержденным догматом христианства.


Другими словами, если мы останавливаем наше мышление на уровне подбора верных ответов, то догматизм становится образом жизни в церкви. Если мы ведем себя подобным образом, мы не только ограничиваем личностный и духовный рост членов церкви (что, по сути, является грехом против Святого Духа, Который живет в них), но также подавляем жизнерадостность и творческую активность, которые процветают только в том случае, если человек обдумывает все новые и новые вопросы и ищет подходящие способы решения возникающих перед ним задач.

                           Творческий подход к решению проблем

Конвергентное мышление особенно полезно, когда надо отделить истину от лжи. Однако когда нам встречается более сложная задача, могут понадобиться и другие типы мышления. Дивергентное мышление, в отличие от конвергентного, заключается в выдвижении различных рабочих гипотез и попытках приложить их к сложной проблеме. Тут особенно ценны спонтанные идеи, привлечение сведений, на первый взгляд не связанных с поставленной проблемой. Любая свежая мысль принимается к рассмотрению. Мы черпаем из таинственного источника, в котором бурлят свежие мысли и оригинальные идеи. При обсуждении эпизода с Павлом в Троаде могут быть заданы некоторые конвергентные вопросы, например, "Как Троада называлась в древних исторических повествованиях о битвах и героях?" Тут возможен только один ответ. Можно спросить, какие промежуточные пункты посетил Павел по пути в Филиппы. Эти вопросы хороши, если вы хотите удостовериться, что ученики знакомы с базовым материалом.

Однако тут есть еще над чем поработать. Вероятно вы не без основания подозреваете, что хотя ваши ученики справляются с ответами на фактические вопросы, цель урока не достигнута. Значит, наступил черед дивергентных вопросов. "Какое значение имеет лично для вас то, что Павел послушался Божьего повеления?" — пример такого вопроса. Вы сразу увидите, что на этот вопрос может быть дано столько ответов, сколько учеников в классе. Отвечая на него, ребята привлекают многое из того, что было ранее изучено на уроках и что известно им из жизненного опыта. Каждый может быстро сопоставить всю эту информацию, создать правдоподобную рабочую гипотезу и предложить ее для всеобщего обсуждения. При ответе на дивергентные вопросы ученикам почти неизбежно приходится производить моральные оценки; таким образом они приобретают навык нравственного выбора.


Если вы будете решать поставленную проблему с помощью дивергентного мышления и обнаружите недостаток собственных знаний и опыта, вы будете искать способы пополнить их запас. Таким образом, возникшая проблема побуждает, человека к заполнению пробелов в его образовании. Одно из самых серьезных обвинений, которое может быть предъявлено образовательному учреждению — это то, что обучение там оторвано от жизни. В церкви так быть не должно, мы должны постоянно заботиться о том, чтобы научить людей применять полученные знания в жизни. Мы должны сломать искусственные перегородки, разделяющие "религию" и "жизнь", чтобы увеличить арсенал средств для разрешения вопросов, относящихся к обеим этим областям.

"Я есмь... истина", — говорил Иисус; и еще Он говорил: "познаете истину и истина сделает вас свободными" (Ин 8:32, 14:6); это значит, что Он полагал благом стремление постичь тайны мироздания, сущность человека и сущность Бога. Павел, стараясь уразуметь необъятную и непостижимую истину о сущности Бога, утверждал, что Иисус Христос "есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... — все Им и для Него создано."(Кол 1:14,15) а также что во Христе "сокрыты все сокровища премудрости и ведения"(Кол 2:3). Таким образом, христианская истина — это не шаткая конструкция, нуждающаяся в подпорках и ограждении для надежной защиты, а предмет для всестороннего исследования. Беритесь за исследовательскую работу! Собирайте фактический материал! Когда вы получите неопровержимые результаты, они будут свидетельствовать о Христе. Корень всякой правды — в Нем. Реальная жизнь и окончательная истина подтверждают друг друга. Только так можно познавать в полноте мир и человеческую природу.


Самостоятельный нравственный выбор

Итак, мы рассмотрели ряд типов умственной деятельности, которые образуют своеобразную лестницу по мере возрастания сложности. Каждый следующий тип сложнее предыдущего. Для "узнавания" достаточно быть в состоянии следить за речью учителя и понимать его слова. При запоминании мы отсеиваем часть из воспринятого, а то, что отобрано для хранения в памяти, классифицируем и связываем с родственной информацией, уже содержащейся в нашем сознании. В процессе "конвергентного мышления" учащийся производит логический анализ вариантов с тем, чтобы выбрать подходящий ответ. Когда включается "дивергентное мышление", к решению проблемы привлекается весь имеющийся запас знаний и опыта, при этом может быть выдвинуто несколько вариантов решения, различных по своей ценности. Следующая ступень — "оценочное мышление", когда учащийся стоит перед необходимостью решать, что должно быть сделано. Учащийся должен выбрать, то, что верно не только с точки зрения логики, но и с точки зрения нравственности. Для того, чтобы произвести нравственный выбор, требуется большое количество информации, но одной только информации недостаточно. Ваши моральные суждения, выражаемые в словах, решениях и поступках являются выражением вашей совести; они вытекают из принятой вами системы ценностей, которую можно определить как "совокупность здравых и социально значимых верований и убеждений" личности. "Принятие решений требует большего, чем простое знание фактов и принципов; необходимо оценить и взвесить всю имеющуюся информацию в свете внутренней шкалы ценностей."(#3)

#3. Shirley H. Engle, "Decision Making: The Heart of Social Studies Instruction," Social Education, 24:301-304, 306, November, 1960.


В оценочном мышлении христианское образование достигает своего апогея. Христианская вера — это в первую очередь определенные ценности; для каждого отдельного человека уверовать — значит изменить "совокупность здравых и социально значимых верований и убеждений". Христианин — это не просто человек, ежедневно решающий такие же проблемы, как и все остальные люди; христианин — это человек, искупленный и воссозданный Богом; по мере того, как происходит его рост во Христе, его все больше и больше волнует нравственный аспект любой проблемы.

Например, Вопрос, который встал перед Павлом в Троаде, мог быть рассмотрен как чисто деловой, если бы его решал, к примеру, торговец восточными товарами. Но для Павла это был нравственный вопрос, напрямую


связанный с жизнью и со смертью. Он не мог делать ничего, если не имел уверенности, что его деятельность направляется Богом. От того, познает ли он волю Бога и повинуется ли ей, зависела жизнь и судьба множества людей.

Учитель, о котором писалось в начале этой главы, провел своих учеников через дивергентные вопросы к оценочным: "Если вы сегодня сделаете свой выбор, жить ли вам в вере и послушании Богу, то как это скажется через сто лет?" — пример оценочного вопроса. Обдумывая различные стороны этого вопроса, ученики не только развивают свои способности мыслить логически и использовать накопленный запас знаний, они еще должны самостоятельно вынести определенные суждения нравственного характера. Из известных им фактов вытекают следующие моральные принципы:

1) Бог имеет определенный план для каждого человека.

2) Бог имеет планы для различных наций — то есть для групп людей.

3) Иногда такие планы зависят друг от друга.

 

4) Если в истории случаются благоприятные периоды, то это потому,
что люди принимали верные решения.

5) Неблагоприятные периоды случаются, вероятно, потому, что люди
принимали неверные решения.

Итак, ясно, что качество решений, которые мы принимаем, зависит от наших знаний. Ясно также, что проблема, требующая безотлагательного решейия, побуждает нас собирать дополнительную информацию и пересматривать имеющиеся знания с тем, чтобы получить все необходимое для принятия решения. Если перед вами стоит важная задача, вы будете с большим вниманием вникать во все факты, которые могут иметь отношение к решению задачи, чем если бы вам просто велели сидеть спокойно и запоминать то, что вам говорят.

Более того, качество принятого решения зависит от того, развит ли у нас навык соотносить информацию, которой мы владеем, со сложившейся у нас совокупностью здравых, социально значимых, вполне христианских верований и убеждений. Завтрашний мир поставит перед нами еще более сложные проблемы, чем те, что стоят на повестке дня сегодня. Вероятно, мы не имели бы надежды снабдить наших детей достаточным количество точных инструкций для того, чтобы они смогли найти свой курс в тех неизведанных морях, что простираются перед ними. Однако если они смогут испытать свои навыки в построении гипотез и принятии решений в дружелюбной атмосфере церкви и семьи — они будут хорошо подготовлены к проблемам завтрашнего дня.

Как приобретаются эти столь необходимые нашим детям "вполне христианские верования и убеждения"? Можно ли научить нравственности? Как формируется совесть человека? Это, может быть, главные вопросы, из тех, что встают перед людьми, работающими в сфере христианского образования. Им посвящена следующая глава.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.34.205 (0.046 с.)