Сфера деятельности преподавателя вуза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера деятельности преподавателя вуза



Преподаватель вуза свою педагогическую деятельность осуществляет по нескольким направлениям: учебная, методическая, исследовательская, воспитательная.

Определяющей функцией труда преподавателя является учебная деятельность, направленная на организацию процесса обучения согласно нормативным документам. Она объединяет теоретическую составляющую, связанную с раскрытием сути науки, новых закономерностей, и практическую, которая направлена на решение педагогических задач. Преподаватель определяет цели и задачи обучения по конкретному предмету во взаимосвязи с другими дисциплинами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроля. Основными видами этой деятельности являются лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, рецензирование, организованная защиты курсовых работ и проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами и т.д.

С учебной работой тесно связана методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. К ней относят: подготовку к лекционным, лабораторным, практическим, семинарским занятиям, учебной практики; разработку и подготовку к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, методических материалов по курсовым и дипломным работам; текущую работу по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы); изучение передового опыта с представлением отчетности и рецензирование конспектов лекций, сборников задач и лабораторных практикумов, составление методических разработок, задач, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов и.т.п.

В процессе методической работы повышается уровень мастерства самого преподавателя: он усваивает содержание новых учебных программ, технологий, реализует их; постоянно знакомится с достижениями психолого-педагогических наук и методики преподавания учебных дисциплин; изучает и внедряет передовой педагогический опыт; совершенствует собственные навыки самообразования и т.д.

Важное место в деятельности преподавателя учебного заведения принадлежит организационно-методической работе: работа на подготовительном отделении, в приемной комиссии, организация педагогических практик, подготовка материалов на заседание кафедры, совета факультета, совета высшего учебного заведения, работа по подготовке научно-методических семинаров.

Педагогическая деятельность преподавателя должна сочетаться с исследовательской, которая обогащает внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В свою очередь педагогическая деятельность побуждает к глубоким обобщениям и систематизации материала, более совершенного формулировки идей, выводов и новых гипотез. Педагогическая наука может развиваться только при условии обогащения ее новыми фактами, добытыми в процессе научно-исследовательской работы. Хороший преподаватель, чтобы лучше и глубже овладеть своим учебным предметом, знакомится с новой научной литературой, следит за развитием этой науки за рубежом, анализирует основную методическую литературу, внимательно прорабатывает научно-методические журналы по своему предмету, изучает опыт учебно-воспитательной работы своих коллег по профессии, экспериментально проверяет целесообразность введения в собственную практику педагогических новаций. Работая над научным материалом, преподавателю следует его переосмыслить, выявить то, что целесообразно применить в своей учебно-воспитательной деятельности.

Воспитательную деятельность преподаватель осуществляет, прежде всего, в процессе обучения, используя потенциальные возможности учебных дисциплин, а также во время общения во внелекционное время. Важно, чтобы каждый преподаватель осознал значимость своего воспитательного воздействия на будущих специалистов и реализовал эту функцию не только через собеседования, кураторскую работу, руководителя клубов, работу в общежитиях, при проведении вечеров, экскурсий и т.п., но и на собственном примере.

Все рассмотренные функции преподавателя должны проявляться в единстве и взаимодействии. Хотя у разных преподавателей одни функции могут превалировать над другими над другими: у некоторых преобладает педагогическая направленность, у других – исследовательская, у третьих – одинаково выражена педагогическая и исследовательская.

Профессионализм преподавателя высшего учебного заведения проявляется в умении на основе анализа педагогических ситуаций видеть и формулировать педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения. А это требует творческого подхода к педагогической деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.58 (0.005 с.)