Методика проведения лабораторных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения лабораторных занятий



Проведение лабораторного занятия предусматривает следующие этапы:

- предварительный контроль подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы;

- выполнение конкретных заданий в соответствии с предложенной тематикой;

- оформление индивидуального отчета;

- оценивание преподавателем результатов работы студентов.

В практике высших учебных заведений сформировалось несколько методов проведения лабораторных работ: фронтальный метод, проведение работ циклами и метод практикума. Выбор метода зависит от учебно-материальной базы и задач курса во всей системе подготовки специалистов определенного профиля.

Во время фронтальной лабораторной работы все студенты вместе или каждый в отдельности или по несколько выполняют одновременно одну и ту же работу. Происходит это в процессе изучения определенной темы.

Практикумы проводят после изучения крупных разделов курса в конце семестра. Они имеют преимущественно повторительный и обобщающий характер. Рассчитаны на бóльшую самостоятельность студентов, чем фронтальные лабораторные работы.

Лабораторные работы студенты могут выполнять индивидуально или коллективно. Чаще всего прибегают к групповой (2-3 студента) форме, при которой студенты помогают друг другу, им легче и удобнее вести наблюдение и снимать показания приборов в сложных работах. Однако, в таком случае участие студентов в выполнении поставленных задач неравнозначно, что является существенным недостатком.

С целью качественного выполнения лабораторной работы преподаватели проверяют готовность студентов. Это происходит в форме беседы с каждым студентом, в процессе которой выявляют знания теоретического материала по теме работы, ее оборудования и хода выполнения в форме машинного или устного стандартизированного контроля по этим же вопросам. Таким образом выявляют уровень теоретической подготовки студентов, практические навыки, умения применять знания для решения практических задач.

Завершается лабораторная работа оформлением индивидуального отчета и его защитой перед преподавателем. Итоговые оценки выставляют в журнале учета выполнения лабораторных работ и учитывают при выставлении семестровой итоговой оценки по дисциплине.

14 Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов

 

14.1 Самостоятельная работа студентов как одна из форм обучения

 

Современному обществу необходимы специалисты, способные оперативно принимать нестандартные решения, действовать творчески, самостоятельно. Основным средством формирования этих черт является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов.

Самостоятельная учебно-познавательная работа студентов – виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, которые они осуществляют на учебных занятиях или во внеаудиторное время по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Она является завершающим этапом решения учебно-познавательных задач, которые рассматривались на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях. Ведь знания можно считать достоянием студента только при условии, что он приложил для их получения свои умственные и практические усилия.

Самостоятельная работа студентов способствует формированию самостоятельности, инициативности, дисциплинированности, точности, чувства ответственности, необходимые будущему специалисту в обучении и профессиональной деятельности.

Важной задачей преподавателя высшего учебного заведения является правильная организация самостоятельной работы, обеспечение условий успешного ее течения, что предполагает не только базовую научную, но и соответствующую его педагогическую подготовку. Важно умение преподавателя педагогически целесообразно активизировать познавательные силы студентов в учебном процессе.

Чтобы самостоятельная работа давала хорошие результаты, ее необходимо планировать и организовывать в сочетании с другими формами обучения. Решающим в этом является тщательный отбор преподавателями и кафедрой содержания и объема учебного материала для самостоятельной работы студентов.

Определяя место отдельных предметов в самостоятельной работе кафедры, следует учитывать специфику предмета, его сложность и дидактическую направленность.

Чтобы не перегружать студентов самостоятельной работой, не лишать их возможности рационально распределять время для работы над всеми предметами, нормированием самостоятельной работы должны заниматься, прежде всего, кафедры и деканаты, а также методические комиссии факультетов.

Система управления индивидуальной самостоятельной работой студентов включает:

- четкое ее планирование, детальное продумывание ее организации,

- непосредственное или опосредованное руководство со стороны преподавателя,

- систематический контроль за поэтапными и конечными результатами самостоятельной работы студентов,

- оперативное доведение до сведения студентов оценок результатов их самостоятельной работы,

- внесения соответствующих коррективов в ее организации.

 

14.2 Виды самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельную работу студентов классифицируют по различным критериям.

1 Учитывая место и время проведения, характер руководства ею со стороны преподавателя и способ осуществления контроля за ее результатами выделяют:

а) самостоятельную работу студентов на аудиторных занятиях;

б) внеаудиторную самостоятельную работу (самостоятельные занятия студентов);

в) самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя (индивидуальные занятия с преподавателем).

2 По уровню обязательности:

а) обязательная, предусмотренная учебными планами и рабочими программами. Это выполнение традиционных домашних заданий, написание и защита курсовых и дипломных работ, а также виды задач, которые студенты самостоятельно выполняют во время ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практик;

б) желаемая – научная и исследовательская работа студентов, заключается в самостоятельном проведении исследований, сборе научной информации, ее анализе; к этой же категории относятся аудиторные поточные и групповые занятия, участие в работе научного студенческого общества (кружки, конференции, подготовка докладов, тезисов, статей);

в) добровольная – работа во внеаудиторное время, участие в кафедральных, межкафедральных, межфакультетских, межвузовских, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах.

3 По видам деятельности:

а) учебно-познавательную (через мышление, анализ, синтез и т.д.);

б) профессиональную (определенные конкретные действия студента, которые выполняют специалисты на производстве).

4 По уровнями мотивации:

а) самостоятельную работу низкого уровня (к самостоятельным действиям студента побуждает преподаватель, помогая ему практически и постоянно контролируя выполнение)

б) самостоятельную работу среднего уровня (для работы хотя и побуждает преподаватель, но студент работает самостоятельно, контролируя самого себя);

в) высокого уровня (выполнение задачи организует и контролирует сам студент).

 

14.3 Уровни самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа предусматривает воспроизводственные и творческие процессы в деятельности студента. Учитывая это, выделяют три ее уровня: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый).

Репродуктивная самостоятельная работа выполняется по определенному образцу: решение задач, заполнение таблиц и схем и т.п. Познавательная деятельность студента оказывается в познании, осмыслении, запоминании. Целью такого типа самостоятельных работ является закрепление знаний, формирование умений и навыков.

Реконструктивная самостоятельная работа предусматривает перестройку решений, составление планов, тезисов, аннотаций, написание рефератов и др.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемных ситуаций, получения новой информации. Студент самостоятельно выбирает метод решения задачи (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы).

В педагогике высшей школы выделяют еще две взаимосвязанные подсистемы в организации самостоятельной работы студентов – систематическую самостоятельную работу (распределенную по дням небольшими объемами) и аккордную (комплексную и длительную по времени). Такое деление отражает ритм работы высшей школы и на нем может основываться ее планирование, организация и управление ею. Такой подход целесообразно рассматривать в неразрывном единстве со всеми типами репродуктивного, творческого и комбинированного вариантов самостоятельных работ студентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.015 с.)