Внеурочное мероприятие для 6-8 классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внеурочное мероприятие для 6-8 классов



Экологическое воспитание

В настоящее время экологическое образование школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах и на разных ступеньках общего образования. Оно получает дальнейшее развитие с введением ФГОС общего образования.

В ФГОС заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом.

В итоговом результате, который должен быть получен в основной школе по требованиям ФГОС, должны быть сформированы личностные характеристики, обеспечивающие осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Таким образом, ФГОС открывает новые возможности для творческого подхода по воспитанию человека-гражданина, способного сохранять своё здоровье и жизнь на нашей планете.

Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках окружающего мира, в основной и старшей школе на уроках биологии.

В нашей школе мы разработали систему уроков по экологии:

· экоуроки «Как жить экологично в мегаполисе», 5-9 классы;

· интегрированные уроки биологии и ИЗО, биологии и химии;

· уроки – лекции;

Работа по экологическому воспитанию в школе ведется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, где мы применяем различные формы работы:

- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов «Земля – наш дом», фото-, видео- коллекции «Экологические проблемы микрорайона», конкурсы поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь мусора» и др.);

- игровые (экологические викторины, эко-квесты);

- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-диспуты, «круглые столы»);

- продуктивные (сбор макулатуры, сбор батареек, уборка береговой зоны реки Камбалицы и Белого моря, а также уборка территории Соснового бора, озеленение школьного участка, уборка территории).

    Ежегодно школьники вместе с родителями принимают активное участие в экологическом субботнике: прибирают территорию школы, озеленяют ее, высаживают саженцы (в этом году высажено 3 саженца сирени и 2 клена, куст сирени и жасмина).

Вместе с родителями ученики участвуют в различных акциях:

· акция «Генеральная уборка страны»;

· акция «Покормите птиц!»;

· акция «Час Земли».

В школе ежегодно проводится неделя экологии, где мы обязательно затрагиваем актуальные экологические проблемы. Согласно плану проведения недели организуются внеклассные мероприятия, которые интересны по форме и содержанию. На всех мероприятиях применяются информационные технологии, которые способствуют развитию интереса учащихся.

В 2017 году в школе был создан экологический отряд «ЭкоМишки», который участвует в муниципальных социально-экологических проектах.

С отрядом работа ведется по 3 направлениям:

1. «Просветительская» (ребята готовят выступления на актуальные проблемы и выступают перед учащимися школы).

2. «Познавательная» (составление и проведение экологических проектов).

3. «Общественно-полезная» (участие в различных экологических акциях, конкурсах).

По некоторым направлениям отряд накопил уже определенный опыт работы и имеет результаты в городских мероприятиях.

Экологическое воспитание учащихся должно обязательно находить своё применение в практической деятельности, участии в решении конкретных экологических проблем своего региона, края, города. Только тогда можно надеяться на формирование у детей экологического сознания, активной гражданской позиции, ответственности за состояние окружающей среды.


«Практика экологического воспитания обучающихся

Темежникова Н.Н., заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Морская кадетская школа»

в МАОУ «Морская кадетская школа»

Одним из направлений работы школы является формирование экологической культуры обучающихся.

При реализации программы курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» в 1-4 классах на каждой возрастной ступени отведено определённое количество часов для экологического воспитания: в 1 классах освещаются вопросы бережного отношения к природе, во 2-х классах – занятия посвящены знакомству с богатством северной тайги, экологическим бедствиям, их последствия, в 3 классах – раскрываются факторы загрязнения окружающей среды, экологическая ситуация г. Северодвинска, проводятся ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия, проектная деятельность по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения, в 4 кл. учащиеся знакомятся с Красной книгой Архангельской области.

В школе реализуется региональная программа "Увлекательное путешествие по Архангельской области" через систему классных часов, внеурочную деятельность: экскурсии по родному краю, походы, посещение краеведческого музея и занятий в библиотеках, участие классов в МСПП  туристическо-краеведческой направленности.

Обучающиеся школы принимают участие в мероприятиях экологической направленности различного уровня. Например,  в своих стенгазетах, в рамках областного конкурса экологических стенгазет «Час Земли», организованного Центром природопользования и охраны окружающей среды Архангельской области, ребята рассказали о Международной акции «Час Земли», дали эко-советы о том, как можно заботиться о природе каждый день.

Традиционно кадеты морской кадетской школы принимают участие в проводимых социально-экологических проектах и акциях различного уровня: всероссийские акции «Сделаем вместе» и «Зелёная весна», муниципальные проекты, ЭКОдесант: выезды в опытный питомник на Окружном шоссе, «Добрый десант»: помощь приюту для бездомных животных «4 лапы».

Экскурсии по родному краю позволяют приобретать новые знания о Северном крае, в котором живут. Любимые места для посещения: Пинежский край, Голубино, Нёнокса, Малые Карелы, фермерская слобода и т.д. Также ежегодно в мае и в сентябре проходят походы «Тропой родного края» на остров Ягры, на остров Камбалица, на реку Солза.

Широко используются возможности классных часов. Различные видеоэкскурсии: «Малые Корелы – музей под открытым небом», «Истории Соловецких островов» и другие. Беседы «Почему важно беречь лес», «Земля – наш общий дом», «Берегите воду!». 26 апреля – памятная дата – День памяти о чернобыльской катастрофе и т.д.

В марте каждого года проходит общешкольный традиционный праздник «День семьи» на тему «Северодвинская весна». «День семьи» собирает более 200 семей. Учителя и кадеты нашей школы подготавливают увлекательные мастер-классы и озорные игры. Заглянув на станцию «Воодушевлённые морем», можно оформить панно по мотивам Белого моря. В мастерских «Весенняя открытка», «Удивительные бабочки», «Царь-рыба», «Народная кукла», «Травянчик» дети с родителями создают маленькие творческие шедевры. Главными спутниками это дня всегда являются хорошее настроение, позитивный настрой всех участников праздника!

«Экопутешествие в мир родного края» - игра для воспитанников 6-х классов проходит в нашей школе в апреле. Ученики отправляются в мир экологии Архангельской области. Демонстрируют свои знания, узнают что-то новое, соревнуются между собой.

Экологический квест для 5-х классов. Ребятам предлагается определить, что обозначают запрещающие знаки в лесу, рассортировать мусор в картинках, расположить различные отходы по срокам их разложения.

В течение всего учебного года организуется ЭКОакции «Сдай батарейку – спаси ёжика!», «Сдай макулатуру – спаси дерево!», акция по уборке пришкольной территории «Мой дом – моя школа!» и др.

С целью развития у подрастающего поколения чувства причастности к экологическим проблемам, в мае традиционно проходит научно – исследовательская конференция «Экологические проблемы» в которой принимают участие кадеты старших классов. В рамках данной конференции раскрываются сущность, специфичность, масштабность, причины, последствия и пути решения глобальных экологических проблем, а также проблем Архангельской области и г. Северодвинска.

Проведение подобных мероприятий в школе позволяет расширить кругозор школьников, повысить их культурный уровень, а главное, убедить учащихся в том, что забота об окружающей среде – это ответственность каждого!


 

Видеоролик о Папанине.

У «Тёплого стана» палатка стояла.

Чтоб в северном дрейфе всех нас согревать.

С тревогой Москва в дальний путь провожала,

Боясь в неизвестность нас отпускать.

 

Российский на помощь ушёл ледокол,

Палатку во льдах, как иголку, нашёл.

Записки дошли до родных и невест

Из дальних полярных безадресных мест:

 

«Пишу вам из Арктики. Скоро вернусь,

Но точную дату назвать не берусь.

Здесь ночь бесконечна, чуть брезжит рассвет,

Признаюсь – не брал я обратный билет»

 

Другая записка: «Прощай, милый друг,

Полярный на волю не выпустит круг.

С ума, словно в городе шум, здесь сведёт тишина.

И Север теперь – моей жизни весна»

 

Окончился дрейф. Времена миновали.

Романтика. Тяга. Тщеславье. Гипноз.

Наощупь. Во мраке. Брели. Замерзали.

И Север теперь – пилигримов обоз.

 

У «Тёплого стана» палатка стояла.

Четвёрка нашла в ней счастливый приют.

С тревогой Москва в дальний путь провожала,

А позже в их честь зажигала салют.

 

Ведущий 1: На арктическом просторе

Можешь вдруг увидеть ты

Море - в небе,

Небо - в море,

Сплав суровой красоты.

Мечты об Арктике.

Попасть бы мне однажды вдруг

За северный полярный круг!

Там, говорят, бывают

Такие чудеса:

Там северным сиянием

Сверкают небеса.

Там на зиму сменяет ночь

Полярный долгий день.

Там плавает усатый морж

И бархатный тюлень.

Там сквозь арктические льды,

Метели, холода

Проводят ледоколы

Промёрзшие суда.

 Там по просторам тундры

Стада свои ведёт

Широкоскулый мудрый

Старик оленевод.

Живёт он в тёплом чуме –

Такой у ненцев дом –

И он, конечно, с Умкой

Из мультика знаком.

Я с Умкой подружиться

Хочу уже давно.

И в Арктику однажды

Уеду всё равно!

Список использованной литературы:

1. А.И.Бедрицкий. Арктическая Россия. Издательство «СК-Россия», 2007 г.

2. http://goulp.ru/archives/10157

3. http://www.world-globe.ru/regions/arctic/

4. http://www.doal.ru/node/2072

5. http://www.apkpro.ru/doc/Арктика.%20Методические%20рекомендации.%2018.%2012.%202015.pdf

6. http://ria.ru/religion/20160217/1376420003.html#14562553319494&message=resize&relto=logi

Летовальцева Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования МАУДОДЮЦ, руководитель школы одарённых детей

Методическая разработка занятия «Ее величество - ВОДА!»

Форма занятия: занимательный урок

Возраст: 6-7 лет

Цель: формирование знаний о воде, ее значении для человека и природы.

Задачи.

Образовательные:

расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, прозрачность, способность растворять в себе другие вещества), ролью воды в природе и для человека;

сформировать экспериментальные умения (работать с химической посудой, водой, льдом).

Развивающие:

развивать произвольное внимание, диалогическую речь;

развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде;

воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;

воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, коллективе;

проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

 

Методы и приемы:

наглядные: презентация;

словесные: вопросы, рассказ педагога;

практические действия: проведение опытов.

 

Оборудование и материалы: стакан химический (50 мл) -10 шт, палочка стеклянная – 1 шт, колба коническая и шаровидная – по 1 шт., оргстекло 10х5 см, стакан 250 мл-1 шт., чайник, стаканчики для льда – 10 шт., чашка Петри – 15 шт., полоски цветной бумаги- 20 шт., вода, соль, гуашь, лед, масло растительное. Презентация «Ее величество-Вода!».

Предварительная подготовка: приготовление льда для каждого ребенка; подготовка группой (классом) плаката «Берегите воду!» и его защита.

 

Ход занятия

Организационный момент

Педагог: Кого называют Величеством? (королей). Что они делают? (управляют, они главные).

Называя воду «ее величеством», я тоже считаю, что она главная на нашей планете. И сегодня попытаюсь доказать вам это.

Мы рассмотрим некоторые свойства воды, и как они влияют на нашу жизнь и жизнь всей планеты. Проведем эксперименты, поговорим о значении воды для нас и природы, а также о том, как уберечь воду от загрязнения.

 

Этап Экспериментальный

Педагог: У меня на столе стоят коническая и шаровидная колбы с водой. (Переливаем воду из одной колбы в другую) Какая вода? – Жидкая (при комнатной температуре, до 0 градусов Цельсия)

Если мы вынесем жидкую воду на мороз (от 0 градусов Цельсия), она превратиться в лед. (Чтобы проверить, действительно ли лед - это замерзшая вода, даем детям кусок льда. На руках у детей – вода. В каком состоянии? (жидком). Итак, мы доказали с вами, что лед появляется из жидкой воды.

Лед какой? – холодный и твердый.

Имеет ли лед форму? (Да)

А жидкая вода имеет единую форму? (нет)

Если воду нагревать, что произойдет? (кипящую воду наливаем в стакан 250 мл и подносим оргстекло) Что появилось на стекле? (жидкая вода). А как она попала со дна стакана на стекло? (она превратилась в пар).

Сильно нагретая вода превращается в пар. В природе пар поднимается вверх, в воздухе он остывает и снова превращается в жидкую воду, накапливается и выпадает на землю в виде осадков. Как называется этот процесс? (круговорот воды в природе) Какие осадки вы знаете? (дождь, снег, град)

Смотрим фильм «Круговорот воды в природе»

Итак, вода бывает в 3-х состояниях: жидкая, твердая и газообразная.

Практическая работа «Свойства жидкой воды и льда» (группа делится на мини-группы по три- четыре человека).

1. Цель: определить физические свойства жидкой воды

Оборудование: стакан с водой, полоски цветной бумаги.

Цвет

Показываем синий, белый, зеленый листы бумаги. Просим сравнить с водой в стакане.

Вывод: вода-бесцветная

Прозрачность

Дети берут полоски бумаги и помещают под стакан. Полоска видна.

Вывод: вода - прозрачная

Запах

Машем от горлышка стакана на себя рукой.

Вывод: вода – без запаха

 

2. Цель: определить физические свойства льда

Оборудование: лед, чашка Петри, полоски цветной бумаги.

Лед кладем в чашку Петри

1. Цвет

Показываем синий, белый, зеленый лист бумаги. Просим сравнить со льдом.

Вывод: лед –бесцветный или белый

2. Прозрачность

Дети берут полоски бумаги и помещают под стакан. Полоска видна.

Вывод: лед – прозрачный или непрозрачный

3. Запах

Машем от льда на себя рукой.

Вывод: лед – без запаха

Что тяжелее?

В воду бросаем лед. Где лед находится? (На поверхности)

Вывод: жидкая вода плотнее, чем лед. Это свойство воды позволяет животным и растениям в водоемах пережить холодную зиму под слоем льда.

 

Итог: лед и пар получается из воды; лед твердый, вода жидкая, пар – газ; чистая вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, лед – прозрачный, может быть непрозрачным, бесцветный или белый, без запаха, хрупкий.

 

О пыт «Растворение веществ в воде» (опыт проводит педагог. Все садятся на свои места).

Цель: показать растворимые и нерастворимые в воде вещества

Материалы и оборудование: стаканы, вода, соль, сахар, растительное масло

В 3 стакана наливается вода. В 1 стакан добавить соль, во 2 стакан –сахар, в 3 стакан – растительное масло.

Вывод: сахар и соль – растворяются, масло – не растворяется, поднимается вверх. Все маслянистые вещества, например, нефть, попадая в воду, образуют сверху пленку, не пропускают солнечный свет к растениям. В результате в водоемах начинают гибнуть водоросли, затем животные. Водоплавающие птицы, опустившись в такой водоем, загрязняют оперение и, не имея возможности очиститься, погибают.

 

Цель: показать, что плотность соленой воды больше, чем пресной.

Оборудование и материалы: 4 стакана, гуашь двух цветов

В три стакана добавить:

В первый: воду + гуашь зеленую

Во второй: воду + гуашь желтую + 1 ложка соли

В третий: раствор из 1 и 2 стаканов. Наблюдаем смешивание жидкостей.

В четвертый: сначала раствор из 1 стакана, затем взять шприцом раствор из второго стакана, шприц опустить на дно и выдавить жидкость.

Наблюдаем расслоение жидкости.

Вывод: плотность соленой воды больше пресной, она находится на дне.

Физкультминутка

Этап. Заключительный

Педагог: Как будем беречь воду? Предлагаю посмотреть мультфильм «Капля».

Вывод: воду нужно экономить, плотно закрывать кран, после мытья рук.

Еще как спасти нашу воду от загрязнения? (Представление домашнего задания: плаката «Берегите воду).

Этап Подведение итогов

Педагог: Какие свойства воды мы рассмотрели? Какие вещества не растворяются в воде? К чему может привести загрязнение воды? Как беречь воду?

Помните, что нужно бережно относиться к воде. Она основа жизни на Земле!

 

Литература

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/21/kartoteka-opytov-i-eksperimentov-s-vodoy-dlya-doshkolnikov

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/11/24/kartoteka-opytov-i-eksperimentov-s-vodoy-ldom-i-snegom

3. https://www.maam.ru/detskijsad/opyty-s-vodoi-dlja-detei-5-7-let.html

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/02/01/dosugovoe-zanyatie-tsarstvo-vody-dlya-detey-6-7-let

5. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-udivitelnoe-svoystvo-vodi-let-3343046.html


Мастер- класс по теме

Завьялова Ольга Николаевна, учитель биологии МАОУ «СОШ № 9»

«Создание модели животных из вторсырья»

Тема мастер-класса выбрана мной не случайно. Сегодня экологические проблемы грамотного обращения с мусором актуальны как никогда. Раздельный сбор и рациональное использование вторичного сырья – важная составляющая экологичного образа жизни. А если педагог- человек творческий, то такой подход даёт массу возможностей соединить экологию с творчеством и с учебным материалом по биологии.

Цель мастер-класса: создать модели изучаемых животных из вторсырья и в такой занимательной форме продемонстрировать экологический и творческий подход в изучении материала по биологии.

При выполнении моделей за основу взят принцип папье-маше. В качестве шаблона используются объёмные модели животных, выполненные из ткани, от вещей пришедших в ни годность (старые джинсы, отрезы тканей от постельного белья), судьба которых скорее всего была бы лежать на мусорной свалке. Шаблон оклеивается тонким слоем бумаги. Для сырья используется газетная бумага, салфетки или бумажные полотенца. Чем тоньше и мягче материал, тем качественнее и прочнее будет изделие.

Кроме салфеток и ткани нам понадобятся: кисточка, клей, краски (гуашь, акриловые или акварельные)

1.Выбираем модель животного, которое будем изготавливать и делаем выкройку-шаблон, сшиваем детали и набиваем остатками ткани. Другими словами «лепим» животное из ткани.

2. Объемный шаблон нашего животного покрываем слоем салфеток или использованных бумажных полотенец с помощью клея ПВА. Придаем правильные формы, сушим.

3. Разукрашиваем просохшие части животных, стараясь придать им естественные цвета, используя информацию из учебных пособий.

По аналогии можно выполнить другие модели животных.

Мастер-класс можно провести  с учащимися начальной школы на уроках «Окружающего мира», на кружке по биологии, где речь идет об изучаемых объектах. Модели животных наглядно показывают, как ненужные вещи вместо свалки могут занять место в качестве наглядных пособий в кабинете биологии. А еще демонстрируют, что творчество помогает избавляться от мусора, превращая его в полезные, практичные или декоративные вещи.

Данный мастер-класс стал основой для написания и реализации экологического проекта ученицей 7 класса нашей школы. С этим проектом она участвовала в городском конкурсе проектов в номинации «ЭкоТворчество» и заняла призовое 3 место.


 

Ковалева Татьяна Александровна, педагог-организатор МАОУ «Морская кадетская школа»

Деятельность эковолонтёрского отряда

В «Морской кадетской школе»


Одним из приоритетных направлений деятельности МАОУ «Морская кадетская школа» является формирование экологической культуры обучающихся. На протяжении 9 лет в нашем образовательном учреждении действует волонтёрский отряд «КАДЕТ». В 2017 году, в Год экологии и особо охраняемых территорий в России, было создано его подразделение – эковолонтёрская команда «Green Team».

Члены отряда принимают участие в мероприятиях экологической направленности различного уровня:

ü городской конкурс экологических плакатов, посвящённый Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий: 3 место в номинации «Мы – за чистый город!» (2017 год);

ü муниципальный конкурс «Экология глазами детей»: 3 место в номинации «Живопись», 2 место, 1 место в номинации «Исследовательская работа»;

ü городской конкурс «Мы – за чистый и зелёный Северодвинск!»: 1 место в номинации «Социальный буклет», 2 место в номинации «Социальный плакат в форме инфографики»;

ü городской слёт экоотрядов образовательных организаций города: 1 место;

ü городская выставка «Необычное и полезное из привычного и бесполезного»: победитель;

ü отряд «Green Team» – постоянный участник муниципального социально-экологического проекта обучающихся «ЭкоДЕЛО»;

ü призёры ежегодного конкурса «На лучшее проведение экологических мероприятий», организованного Отделом экологии Администрации Северодвинска – 2016, 2017, 2018, 2019 года – 2 место.

ü члены эковолонтерского отряда ежегодно отмечаются благодарностями Управления Образования за активную деятельность.

Участники эковолонтёрского отряда организуют экологические мероприятияв школе.

Традиционная экоакция «Сдай макулатуру – спаси дерево» с каждым годом становится всё более популярной. Из года в год количество сданной на переработку макулатуры увеличивается.

Еще одна акция, которую полюбили наши ребята – «Сдай батарейку – спаси ёжика». А с 2019 года наша школа присоединилась к акции «Крышечки на благо». Членами «Green Team» были подготовлены и размещены в фойе информационные плакаты о данных акциях. Ребята следят за тем, чтобы контейнеры для сбора не были переполнены, просвещают других школьников о значимости сбора крышечек и батареек и, конечно же, сами являются активными участниками акций. Итоги радуют: за 1 полугодие 2019/2020 учебного года мы собрали более 15 кг пластиковых крышечек, а батареек и аккумуляторов – больше 100 кг!

Одно из любимых мероприятий членов «Green Team»: сбор вещей и продуктов для приюта бездомных животных. Ребята выезжают в приют и оказывают различную помощь: выгул собак, уборка клеток, сортировку еды для животных и т.д.

Традиционное мероприятие «День семьи» ежегодно собирает в стенах школы более 200 семей. Обычно этот праздник проходит под лозунгом «Северодвинская весна!». Для детей и родителей проходит игра по станциям с экотематикой: «Сорока-ворона», «Огненная птица», «Птичье перо», «В традициях русского Севера», «Пернатый беспредел», песенный марафон «ЭКОбатл» (присутствующие отгадывали песни о природе, животных, Земле и т.д.). В рамках «Дня семьи» также проходит сбор батареек и аккумуляторов.

Экологическое волонтёрство – это стиль жизни. Воспитательная работа в этом направлении в школе ведется в системе и дает свои результаты: формируется экологическое сознание и повышается уровень экологической культуры наших обучающихся.

Через КТД

Усачева Анна Валерьевна, учитель химии МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением социально-экономических дисциплин»

Наш класс – «Экокласс»!

Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры является целью национальной экологической политики в сфере образования. Безусловно, школе в этом направлении уделяется особая роль, поэтому экологическое воспитание является приоритетным направлением в деятельности классных руководителей.

 Что такое экологическая культура? С этого вопроса я начала в 7 «А» классе 3 года назад наш первый классный час, посвященный началу года экологии. Ответов и ещё больше вопросов услышала я! Вместе с ребятами, заглянув на просторы Интернета, мы нашли ответ.

Экологическая культура - особенности поведения и деятельности человека, а также сфера его духовной жизни, то есть способность человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в своей практической деятельности.

Моей задачей, как классного руководителя, было пробуждение интереса детей к участию в экологическом движении, в формировании их собственной активной позиции. Я хотела, чтобы мои ученики искренне прониклись проблемами окружающей среды, сами искали пути их решения, не по указке взрослых и не «для галочки».

На совете класса ребята решили, что сначала они могут внести свой вклад в экологическое просвещение учащихся нашей школы. Оказалось, что у них сразу появились идеи, способы их реализации, готовность трудиться здесь и сейчас. Решили начать с классного кабинета.

Так появился у нас «Зелёный классный уголок». В его создании нам помогали учителя, ребята из других классов. Эта идея превратилась в проект, с которым мы выступили на городском конкурсе «ЭкоДело».

Как оказалось, это очень большая работа: определить комнатные растения, которые были уже в кабинете, найти информацию и создать паспорта растений, составить композицию, облагородить внешний вид цветочных горшков, ухаживать за комнатными растениями согласно рекомендациям. В данной работе приняли участие девочки класса. Успешно защитили проект и стали призерами городского конкурса.

Для поддержания интереса и энтузиазма к экологической деятельности в классном коллективе требуется разнообразие подходов и форм работы. Каждое новое дело обдумывается, обсуждается, и план работы над ним принимается всеми участниками классного коллектива. Только тогда можно ожидать отдачи от каждого, желания трудиться и увидеть результат своей работы. А задача учителя – ежедневно подталкивать ребят к осознанию всей важности и значимости их дел. Я старалась убедить детей, что они – это начало «будущего без мусора» и без проблем экологии. В течение 2018-2019 года класс был активным участником школьных и городских экологических акций: Много различных мероприятий было проведено в школе при участии нашего класса: акции по раздельному сбору мусора; классные часы в младших классах, викторины и кроссворды; сбор макулатуры, батареек, пластиковых крышечек. Класс стал участником Всероссийского заповедного урока «Кто такой экотурист и зачем ему смартфон»?; Всероссийской акции «Зеленая Россия», «Водным объектам – чистые берега!». Мы очищали берега Театрального озера в Северодвинске и реки Солза в окрестностях города.

Весной 2019 года был объявлен городской конкурс «Школьный экодвор». Конечно, совет класса принял решение в нем участвовать! Рассаду для школьного двора мы решили вырастить самостоятельно!

Работа развернулась: подобрали и закупили семена, подготовили емкости для посадки; посеяли. После всходов пикировали рассаду, поливали, опрыскивали, готовили раствор удобрений, пересаживали в отдельные горшочки и наконец, подросшую и окрепшую рассаду высадили на клумбы у школьного крыльца. Рассады вырастили столько, что с радостью поделились ею, участвуя в городской акции «Цветы для любимого города» и создали свою клумбу в сквере у кинотеатра «Россия». Ребята были горды результатами своего труда.

В нашем городе существует уже несколько лет кедровый питомник. Наш класс побывал своим экодесантом и оказал помощь питомнику в пересадке кедров. Подаренные нам пять саженцев кедров сразу же было решено посадить на пришкольном участке вместо погибших тополей. Снятый на эту тему ролик «Добро пожаловать в наш школьный двор!» стал победителем в городском конкурсе видеосюжетов «Экология города через призму камеры».

Экологическая деятельность стала нашим коллективным творческим делом на несколько лет, а наш класс превратился в Экокласс! По итогам муниципального социально-экологического проекта «ЭкоГород» наш 9 «А» стал победителем номинации «Лучший экологический отряд» и был награжден дипломом Управления образования.

Хочется надеяться, что активная экологическая деятельность ребят сформирует их экологическое сознание и готовность решать экологические проблемы, начиная с себя!


 

Приложение 1.

Викторина «Экологическое ассорти» с ответами

Рециклинг – это

а) способ очистки воды, б) переработка отходов, в) циклический процесс в природе

Гарбология - это:

а) наука о доме, местопребывании, б) наука, изучающая почву, в) мусороведение.

Рециклинг –это

а) способ очистки воды б) переработка отходов в) циклический процесс в природе

Гарбология - это:

а) наука о доме б) наука, изучающая почву, в)мусороведение.

Экологическое воспитание

В настоящее время экологическое образование школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах и на разных ступеньках общего образования. Оно получает дальнейшее развитие с введением ФГОС общего образования.

В ФГОС заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом.

В итоговом результате, который должен быть получен в основной школе по требованиям ФГОС, должны быть сформированы личностные характеристики, обеспечивающие осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Таким образом, ФГОС открывает новые возможности для творческого подхода по воспитанию человека-гражданина, способного сохранять своё здоровье и жизнь на нашей планете.

Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках окружающего мира, в основной и старшей школе на уроках биологии.

В нашей школе мы разработали систему уроков по экологии:

· экоуроки «Как жить экологично в мегаполисе», 5-9 классы;

· интегрированные уроки биологии и ИЗО, биологии и химии;

· уроки – лекции;

Работа по экологическому воспитанию в школе ведется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, где мы применяем различные формы работы:

- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов «Земля – наш дом», фото-, видео- коллекции «Экологические проблемы микрорайона», конкурсы поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь мусора» и др.);

- игровые (экологические викторины, эко-квесты);

- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-диспуты, «круглые столы»);

- продуктивные (сбор макулатуры, сбор батареек, уборка береговой зоны реки Камбалицы и Белого моря, а также уборка территории Соснового бора, озеленение школьного участка, уборка территории).

    Ежегодно школьники вместе с родителями принимают активное участие в экологическом субботнике: прибирают территорию школы, озеленяют ее, высаживают саженцы (в этом году высажено 3 саженца сирени и 2 клена, куст сирени и жасмина).

Вместе с родителями ученики участвуют в различных акциях:

· акция «Генеральная уборка страны»;

· акция «Покормите птиц!»;

· акция «Час Земли».

В школе ежегодно проводится неделя экологии, где мы обязательно затрагиваем актуальные экологические проблемы. Согласно плану проведения недели организуются внеклассные мероприятия, которые интересны по форме и содержанию. На всех мероприятиях применяются информационные технологии, которые способствуют развитию интереса учащихся.

В 2017 году в школе был создан экологический отряд «ЭкоМишки», который участвует в муниципальных социально-экологических проектах.

С отрядом работа ведется по 3 направлениям:

1. «Просветительская» (ребята готовят выступления на актуальные проблемы и выступают перед учащимися школы).

2. «Познавательная» (составление и проведение экологических проектов).

3. «Общественно-полезная» (участие в различных экологических акциях, конкурсах).

По некоторым направлениям отряд накопил уже определенный опыт работы и имеет результаты в городских мероприятиях.

Экологическое воспитание учащихся должно обязательно находить своё применение в практической деятельности, участии в решении конкретных экологических проблем своего региона, края, города. Только тогда можно надеяться на формирование у детей экологического сознания, активной гражданской позиции, ответственности за состояние окружающей среды.


«Практика экологического воспитания обучающихся

Темежникова Н.Н., заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Морская кадетская школа»

в МАОУ «Морская кадетская школа»

Одним из направл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.206 с.)