Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зачем младшему школьнику «Кириллица»?
Этот вопрос может задать учитель, родитель и даже сам школьник. Разве в век стремительной модернизации образования церковно-славянская азбука будет востребована, да и еще и в начальной школе? Чтобы найти ответ, обратимся к наследию отечественной педагогики. Известный русский педагог К.Д. Ушинский назвал серию своих книг для первоначального обучения детей «Родное слово», подчеркнув тем самым христианский смысл грамотности – познание Слова Божия путем декодировки системы графических знаков – азбуки, созданной святыми братьями Кириллом и Мефодием для письменной передачи славянской речи. По мнению Ушинского, такая декодировка способствует гармоничному усвоению ребенком базовых национальных ценностей и формированию ценностно-смысловой сферы личности. Предлагаемые материалы Е.Б. Потаповой разработаны в русле традиций педагогики Ушинского. Сам ученый писал, что «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно чрез посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только чрез посредство той же среды – отечественного языка». В условиях глобализации и нарастающей угрозы потери личностью идентичности, введение ребенка в духовный мир отечественного языка через востребованные сегодня активные и творческие формы занятий, представляется педагогически целесообразным, особенно в начальной школе, когда он только начинает постигать азы грамотности. Именно на данном возрастном этапе ребенок сможет не только научиться читать и писать на русском языке, но и, что важно, обогатить свой мир живыми смыслообразующими образами русской духовной культуры. В.О. Гусакова, кандидат искусствоведения Победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагоги высшей школы средней школе» в 2015 году. Программа внеурочной деятельности «Кириллица» Содержание Автор-составитель: Потапова Е.Б. учитель высшей категории, магистр педагогики, победитель городского этапа и призёр регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2016 году. Возрастная категория учащихся: 1 - 4 класс. Количество часов: 34 часа. Дата разработки: 2014 год.
Пояснительная записка Анализируя взаимоотношения школьников друг с другом, мы видим, что одна из причин трудностей в общении и обучении у младших школьников возникает из-за отсутствия целостного представления о мире с его духовным началом. Ребенок приходит в школу с собственной мифологической картиной мира, которая дает ему собственное целостное мировоззрение, а школа развивает в нём рациональное мышление, с его естественнонаучной парадигмой, разбивающей целостность его мифа и мира на отдельные несвязанные фрагменты. В результате возникает душевное «раздвоение»: с одной стороны, сильно собственное «сказочное» сознание, с другой – происходит резкое погружение в научную парадигму. Выделение проблемы «сохранения и формирования» целостного миропонимания связано с необходимостью воспитания духовно-нравственного человека и переосмысления старого знания и его взаимодействия с новым знанием. Курс «Кириллица» как раз и направлен на установление таких связей. Так, на начальном этапе образования целесообразно ввести изучение не только букв русского алфавита, но и церковнославянских букв кириллицы, в которых заложен целостный образ бесконечного мира, призванный сформировать не только мироощущение, но и социокультурный стереотип поведения. Не случайно для русских людей буква всегда была и есть не просто графический знак из палочек и колечек. Каждая буква имела одухотворённое имя. Святые Кирилл и Мефодий так создавали имяслов славянского алфавита, что в нём мистически (таинственным образом) отразились мир и суть евангельского учения о мире. Цель курса – создание условий для формирования у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним. Задачи курса 1. Познакомить с именословом церковно-славянской азбуки, азбучной молитвой, художественно-символическим смыслом буквицы заставной. 2. Способствовать духовно-нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников на основе православной традиции.
3. Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства. Общая характеристика курса В основу курса «Кириллица» заложен культурологический концепт, о котором много пишут современные исследователи слова: Ю.В.Степанов, В.В.Колесов, О.А.Сергеева. Концепт – это внутренняя сущность слова, явленная в своих содержательных формах: в образе, понятии и символе; основа первосмысла. Народная культура ценит в слове образ, а христианская – символ. Мир слова, все его значения, вместе взятые – образное, понятийное и символическое – выражают тот первосмысл, который называется концептом национальной речемысли.Концепт – сущность понятия, смысл, не обретший формы, ибо сам и есть внутренняя форма слова, ячейка его первосмысла. Русская ментальность отражена в значениях русских слов, в смысле русских текстов. Русская философия в отражении народной ментальности есть в прямом смысле любомудрие, т.е. всеохватывающая мудрость; которая своим предметом имеет идею в отношении к вещи, но ищет эту связь в слове. Тут-то и нужны, и важны особенности языка, сохраняющего во времени основные концепты национального сознания. В слове сосредоточен генофонд миросозерцания, источник сопричастности культуре, оно совмещает в себе многие признаки языка. А язык, в свою очередь, по мысли В.Ю. Троицкого, есть умственный, чувственный и духовный опыт человечества, среда обитания и памятник культуры, который как таковой, надо охранять и защищать от разрушения. «Генная память» народа – его ментальность – складывалась веками, основательно укладывалась в словесном знаке, который обслуживал каждого в соответствии с его личным уровнем чувства или интеллекта: в сказке – для маленьких, в пословицах – для несмышленых и в каждом отдельном слове, таинственную силу которого мог раскрыть мудрый. Христианская культура формирует принцип умолчания, а не познания – все признается уже известным, фиксированным в символе. На символе стоит душа человека. То, что хранится, ждёт своего открытия – откровения, снятия какого-то покрова, возможно, тайны. Такой загадкой, раскрытой в последнее время, является имяслов славянской азбуки. В ключевых словах азбуки – наименованиях предметного характера – легко узнаются привычные, традиционные символы христианской культуры, представляющие «вечные истины». В целом, славянская азбука представляет собой текст. При переводе на современный язык голос Первоучителя славян звучит так: Я грамоту осознаю. Говори: Добро существует! Живи совершенно, Земля! Но как? Люди, размышляйте! У нас потустороннее прибежище. Скажи слово истинное. Научение избирательно: Херувим, – отрешением печали, – или червь. С изучения азов должно начинаться не только усвоение грамотности ребёнком, но и познание устройства мира с его духовным началом. В русской истории с создания азбуки начинается история письменности и приобщение русского народа к христианским ценностям. Воспитание детей есть именно «пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нём их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов», – говорит русский философ И.А. Ильин. При изучении курса «Кириллица» предполагается интеграция с предметами «Основы религиозных культур и светской этики», «Литературное чтение», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка». Место предмета в учебном плане На изучение курса «Кириллица» в начальной школе в 1 (или2,3,4) классе отводится 34 ч (1 ч в неделю).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.251 (0.007 с.) |