Глава 1 теоретические основы организации аудио и видео экскурсионных тематических маршрутов в учебно-познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 теоретические основы организации аудио и видео экскурсионных тематических маршрутов в учебно-познавательной деятельности



Введение

 

Актуальность исследования связана с продолжающейся модернизацией российского образования, которая поставила новые задачи перед системой образования. На современном этапе развития общества ему  необходимы предприимчивые и образованные люди, которые способны принять важные решения в различных ситуациях, оценивать всевозможные последствия, готовы активно сотрудничать, являются самостоятельными, инициативными, обладающими конструктивностью, мобильностью, динамизмом, чувством ответственности за развитие страны.

В младшем школьном возрасте происходит активное познавательное и творческое развитие. В связи с этим образовательная и творческая деятельность в условиях образовательной организации является самоценным, принципиально новым этапом в жизни ребёнка: в этот период он приступает к систематическому обучению. С этого времени заметно расширяются различные аспекты взаимодействия его с окружающим миром, меняется социальный статус и повышается потребность в самоактуализации.

Особую роль в развитии познавательной активности играет детская литература, продуктивные виды деятельности, игровая деятельность, творческая активность дошкольников.

Образование, полученное в младшем школьном возрасте, является базой всего последующего процесса обучения. В первую очередь это касается сформированности общеучебных умений - таких умений и навыков, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Именно общеучебные умения во многом ответственны за результаты образовательного процесса. Уровень развития общеучебных умений определяет различные характеристики познавательной и творческой деятельности ребёнка, его возможности целесообразно её организовывать, владеть коммуникативными навыками и разнообразными способами работы с информацией. Их сформированность определяет качество познавательных процессов, а также оказывает влияние на формирование положительной учебно-познавательной мотивации.

Предполагается, что педагогический процесс в начальной школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности детей, который станет достаточным для самостоятельного творческого решения проблем практического характера. Достижение этих целей находится в зависимости от организации образовательной деятельности, которая имеет исследовательскую направленность. Именно в младшем школьном возрасте отмечается значительное стремление к творчеству, формирование познавательного интереса, активной исследовательской деятельности. Таким образом, одной из значимых задач педагога является использование этого сензитивного периода для формирования устойчивой положительной мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

 Одним из эффективных средств развития познавательной активности школьников является приобщение к окружающему миру.  В настоящее время экологическое воспитание играет большую роль в становлении и развитии личности ребёнка. При этом экологическая культура во многом формируется под влиянием взрослых – педагогов и родителей. Рассмотрим, какие факторы при этом следует принимать во внимание.

1. Поведение родителей по отношению к окружающей среде. Бережное отношение родителей к природе формирует в представлении детей важные экологические ценности.

2. Приобщение детей к живой природе. Данный фактор предполагает объяснение родителей своим детям, насколько важно заботиться о растениях и животных, какова роль человека в сохранении природного фонда планеты. Большую роль в данном направлении играет ознакомление детей с различными природными объектами.

3. Проведение экологической работы родителей с детьми.

Экологические игры, занимательные задания, экскурсии не только способствуют экологическому образованию и воспитанию детей, но и развивают конструктивное отношение родителей и детей.  

В последние годы организация виртуальных экскурсий детей младшего школьного возраста стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций. Виртуальные экскурсии часто предполагают самостоятельный поиск информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. Также следует отметить, что особую значимость организация виртуальных экскурсий приобрела в период пандемии, когда многие виды деятельности учащихся были перенесены в онлайн-формат.

Объектом исследования является участие дошкольников в виртуальных экскурсиях.

Предмет исследования:  разработка аудио и видео экскурсионных тематических маршрутов для детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: определение и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности экологического воспитания дошкольников в ходе проведения виртуальных экскурсий.

Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.  Определить актуальные тенденции развития учебно-познавательной деятельности

2. Выявить особенности виртуальных экскурсий

3. Провести диагностику развития познавательной активности учащихся

4. Разработать серию виртуальных экскурсий на основе результатов проведённой диагностики.

Гипотеза исследования: проведение виртуальных экскурсий является  эффективным средством развития познавательной активности младших школьников.

Методы исследования.  Нами были использованы основные методы теоретических и эмпирических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике учителя начальных классов, психолога, педагогов дополнительного образования.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

Ход экскурсии

Вводная часть

Педагог предложит детям самим стать пингвинами и совершить путешествие по местам, где они обитают в природе:

- Ребята! Вы сделали отличные костюмы пингвинов. И вот сегодня они нам понадобятся: сейчас вы ненадолго станете пингвинами и отправитесь в очень увлекательное путешествие по интересным местам, где они обитают.

Ассистент принесёт костюмы пингвинов для детей. Они оденутся в них и приступят к игровому шоу.

Основная часть

Педагог:

- Первое место, где предстоит побывать нашим пингвинчикам, - это Антарктида (кратко и интересно расскажет детям, что из себя представляет материк Антарктида, а затем объяснит, что, живя среди льдов и океана, пингвины должны каждый день добывать себе рыбу, чтобы кушать и кормить детёнышей).

Игра «ловля рыбы»

Участники игры – «пингвины». Им предстоит поймать как можно больше рыбы (мармеладок в форме рыбы) за то время, пока звучит музыка.

Руками рыбу брать нельзя.

После этого – игра «Пингвины на льдине».

Ассистент расстилает синюю ткань на пол. Это океан. На эту ткань он Педагог:    

- А теперь пингвины поплывут в другое место - в Новую Зеландию (рассказывает, где находится это государство, и какие животные, кроме пингвинов, там обитают. Одно из них – хищный морской лев).

В помещении неожиданно появляется морской лев (ребёнок, заранее получивший задание от ведущего). Он хочет съесть всех пингвинов. Но ведущий предлагает пингвинам немного обмануть морского льва и быстро сделать большого пингвина из отдельных кусочков картона. Каждый ребёнок по очереди должен очень быстро взять кусочек картона и соединить с другими так, чтобы в итоге получился пингвин. Ассистент засекает время, за которое ребята справятся с заданием.

Ведущий:

- Сейчас наши пингвинчики приступят к новому путешествию. На это раз в южную часть Африки и на Мадагаскар.

На большом экране детям показывают отрывок мультфильма «Пингвины из Мадагаскара».

Педагог:

- Наш следующий пункт – Галапагосские острова (рассказывает, где они находятся и как там живут пингвины, а затем проводит среди детей новые игры):

Игра «Пингвины на черепахе». Как известно, на Галапагосских островах обитают гигантские черепахи. Пингвины танцуют на островке из бумаги. Как только музыка заканчивается, необходимо занять место на панцире надувной черепахи. Черепах на одну меньше, чем пингвинов. В конце конкурса останется только один победитель.

Игра «Чёрно-белые друзья».

Ведущий говорит, что к пингвинам прибыли их чёрно-белые друзья. Необходимо написать список этих друзей за определённое время (панда, кошка, собака, зебра и др. чёрно-белые животные). Выиграет тот, чей список окажется больше.

Ведущий:

- Наконец наши пингвины оказываются в Южной Америке (ведь они обитают там на всём побережье материка).

Заключительная часть

Ведущий предлагает детям выяснить, в каких странах они побывали: необходимо выбрать верные ответы из списка стран. В нём будут страны Южной Америки, в которых обитают пингвины, и страны других континентов (Перу, Аргентина, Марокко, Чили, Норвегия, Бразилия, Китай и др.).

По окончании экскурсии проводится рефлексивный этап: педагог выясняет, что запомнилось детям, что им понравилось и о чём они хотели бы узнать больше.

Экскурсия «Наша Россия»

 

В данной видеоэкскурсии используются коллекции магнитов, которые дети привозили из путешествий по различным городам России. Экскурсия также проводится в режиме онлайн.

Цель: формирование представлений младших школьников о России на основе самостоятельных рассуждений и творческих заданий

Задачи

1. Образовательные: повысить уровень знаний учащихся о географии, истории, растительном и животном мире, ресурса России

2. Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, осуществить патриотическое, экологическое, нравственное и эстетическое воспитание.

3. Развивающие: развивать интеллектуальные способности детей и их творческий потенциал.

Формируемые познавательные УУД: умение осуществлять операции анализа и синтеза информации, выполнять учебно-познавательные действия, понимать информацию, перерабатывать и использовать её.

Содержание

 

Предварительное задание: учащиеся получили творческое задание на дом по выбору: написать рассказ или стихотворение о России, нарисовать рисунок, посвящённый России, создать фотоколлаж магнитов «Россия» и др. Результаты этого задания учащиеся представляют на данном мероприятии.

 

Ход экскурсии

 

Учитель:

- Ребята, тема нашего мероприятия очень интересна и в то же время очень важна. Сегодня мы поговорим с Вами о стране, в которой мы живём, - о России. Вы узнаете, насколько интересна наша страна, какими уникальными природными и историческими памятниками она обладает. Для этого Мы с вами приготовили магниты из путешествий по России. Все готовы? Начинаем!

Учитель: ребята, на уроках окружающего мира мы с вами уже начали знакомство с историей России. Поэтому сейчас давайте вспомним некоторые важные моменты, выполнив задания.

Задание 1. «История Руси». Парный онлайн-опрос. Два ученика письменно отвечают на вопросы, не имея возможности видеть ответы друг друга. Класс наблюдает и оценивает.

1. Какой город был столицей Руси в 10 веке?

2. Когда, где и при каком князе состоялось Крещение Руси (988 г, на Днепре, князь Владимир)

3. При каком князе появился свод законов «Русская правда» (при Ярославе Мудром)

4. Кто стал основателем Москвы? (Юрий Долгорукий)

5. Какой царь правил нашей страной дольше всех (50 лет и 105 дней)? (Иван Грозный)

(оценивание, анализ)

 

Задание 2. «История столиц России в числах».

Учитель: ребята, а теперь мы с вами посчитаем, сколько лет различные города являлись столицей нашей страны. Что нужно для этого сделать? (ответы детей) Верно, из года, в котором город перестал быть столицей, мы вычитаем год, в котором он был признан столицей. Итак, вот города, которые в разные периоды были столицами:

Ладога (862—864)

Новгород (864—882)

Киев (882—1243)

Владимир (1243—1389)

Москва (1389—1712)

Санкт-Петербург /Петроград (1713—1918)

Учитель: молодцы, всё правильно посчитали! Итак, с 1918 года столицей России является Москва. Наверное, каждый из Вас хорошо знаком с этим городом, а также с его главными достопримечательностями, поэтому, я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием.

Задание 3. «Достопримечательности Москвы».

На экране появляются магниты с изображением  достопримечательностей Москвы – учащиеся называют их.

Достопримечательности:

1. Московский Кремль

2. Государственная Третьяковская галерея

3. Большой театр

4. Собор Василия Блаженного

5. Москва-Сити

6. Царь-колокол

7. Останкинская телебашня

8. Спасская башня

9. Малый театр

10. Гранатовая палата.

Учитель: молодцы! Как вы хорошо знакомы со всеми достопримечательностями!

Ребята, большую роль в нашей истории играло время существования СССР. В это время родились ваши родители. В Советском Союзе произошло много важный событий, одним из которых стал первый полёт в Космос. Сейчас мы с Вами посмотрим небольшой видеофрагмент о советской космонавтике. Смотрите внимательно, всё запоминайте, так как после просмотра мы с вами выполним задание.

(Демонстрация видео).

Задание 4. «Космонавтика СССР»

1) Назовите самого первого в истории человечества космонавта. (Ю.А.Гагарин)

2) Назовите советских учёных, которые создали выдающиеся открытия в области космонавтики (С. Королёв, В. Глушко, К. Циолковский)

3) Назовите самый первый пилотируемый космический корабль. («Восток»)

4) Назовите самую первую женщину, вышедшую в космос в скафандре. (С.Савицкая)

5) Кто из космонавтов также был известным художником? (А. Леонов)

Учитель: Молодцы, вы внимательно смотрели фильм, поэтому вам удалось ответить верно на все вопросы. А теперь продолжим дальше разговор о нашей стране.

Задание 5. «Моря России». Наверное, каждый из Вас отдыхал на Чёрном море в нашей стране? А вы знаете, сколько всего морей в России? Их много:

Азовское

Баренцево

Балтийское

Белое

Берингово

Восточно-сибирское

Каспийское

Карское

Лаптевых

 Охотское

Чёрное

Чукотское

Японское

И сейчас Вы самостоятельно разделите моря на следующие группы:

1. Моря Атлантического океана

2. Моря Северного Ледовитого океана

3. Моря Тихого океана

4. Моря бессточных областей

(Выполнение задания, проверка, анализ).

Учитель: молодцы, вы снова справились! Продолжим рассказ о природных достопримечательностях нашей страны. Всем вам известно, что существует Красная Книга РФ. Скажите, о чём она?

(ответы детей)

- Верно, о редких и исчезающих видах растений и животных. Давайте поближе с ними познакомимся, а заодно выполним задание.

Задание 6. «Животные Красной Книги РФ».

Учитель: перед Вами списки редких и исчезающих растений и животных России. Ваша задача – разделить растений и животных на 3 группы в зависимости от склонения (I, II, III).

Животные: выхухоль, нарвал, журавль, лунь, гагара, сцинк, медянка.

Растения: подснежник, родиола, смолёвка, самшит, женьшень, плющ, сныть.

 

Молодцы, ребята! А теперь вас ждёт самое интересное! Сейчас мы познакомимся с Вашими творческими работами, выберем ту, которая больше всего Вам понравилась, и наградим победителя дипломом!

(учащиеся оценивают творческие работы)

 

Рефлексивный этап.

Учитель: ребята, вам понравилось наше мероприятие? Что нового Вы узнали о нашей стране? Что бы вы хотели добавить в это мероприятие?

Спасибо за вашу работу! До свидания!

 

Заключение

 

Как показывают исследования психологов, развитие познавательной активности детей необходимо начинать с раннего возраста. В младшем школьном образовании данная деятельность также должна стать частью педагогического процесса. Развитие педагогом познавательной активности учащихся предполагает создание педагогом определённой среды.

Педагог может осуществлять развивающую и воспитательную деятельность посредством использования различных форм. Одной из актуальных форм образовательной, воспитательной и исследовательской деятельности, которая способствует активному развитию, является проведение виртуальных экскурсий. В ходе подготовки и реализации экскурсий ребёнок может проявить заложенные в нём склонности и способности, выявить собственные возможности и развивать их в выбранном направлении. Следует отметить, что виртуальная экскурсия является интересной для детей, в связи с чем формирует в них мотивацию к развитию своих способностей.

Для повышения эффективности экологического воспитания детей целесообразным является непосредственное изучение объектов в природе, исследование их естественных свойств. В младшем школьном возрасте дети должны иметь понятия об объектах неживой и живой природы, их основных свойствах и роли в жизни человека. Однако знаний, которые они получают только в результате наблюдений, недостаточно, в связи с чем необходимо проводить работу, в которой они знакомятся и с такими объектами и явлениями, которые не смогут увидеть непосредственно. При этом важным инструментом становятся виртуальные экскурсии.

Реализуемые экскурсии должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, и лишь в этом случае они могут стать эффективными.

В данной исследовательской работе показаны возможности использования комплекса виртуальных экскурсий для развития познавательной активности младших школьников.  В данном комплексе принимали участие школьники, педагог и родители. Согласно проведённому  исследованию, в процессе реализации комплекса экскурсий происходило развитие познавательного интереса к окружающему миру и познавательной активности активности детей. Также отмечается повышение уровня знаний детей об объектах окружающего мира и ценностного отношения к ним, что способствует повышению эффективности в обучении.

Таким образом, в данной исследовательской работе показано, что виртуальные экскурсии являются благоприятной возможностью повышения эффективности развития познавательной активности детей младшего школьного возраста

 

 

Введение

 

Актуальность исследования связана с продолжающейся модернизацией российского образования, которая поставила новые задачи перед системой образования. На современном этапе развития общества ему  необходимы предприимчивые и образованные люди, которые способны принять важные решения в различных ситуациях, оценивать всевозможные последствия, готовы активно сотрудничать, являются самостоятельными, инициативными, обладающими конструктивностью, мобильностью, динамизмом, чувством ответственности за развитие страны.

В младшем школьном возрасте происходит активное познавательное и творческое развитие. В связи с этим образовательная и творческая деятельность в условиях образовательной организации является самоценным, принципиально новым этапом в жизни ребёнка: в этот период он приступает к систематическому обучению. С этого времени заметно расширяются различные аспекты взаимодействия его с окружающим миром, меняется социальный статус и повышается потребность в самоактуализации.

Особую роль в развитии познавательной активности играет детская литература, продуктивные виды деятельности, игровая деятельность, творческая активность дошкольников.

Образование, полученное в младшем школьном возрасте, является базой всего последующего процесса обучения. В первую очередь это касается сформированности общеучебных умений - таких умений и навыков, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Именно общеучебные умения во многом ответственны за результаты образовательного процесса. Уровень развития общеучебных умений определяет различные характеристики познавательной и творческой деятельности ребёнка, его возможности целесообразно её организовывать, владеть коммуникативными навыками и разнообразными способами работы с информацией. Их сформированность определяет качество познавательных процессов, а также оказывает влияние на формирование положительной учебно-познавательной мотивации.

Предполагается, что педагогический процесс в начальной школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности детей, который станет достаточным для самостоятельного творческого решения проблем практического характера. Достижение этих целей находится в зависимости от организации образовательной деятельности, которая имеет исследовательскую направленность. Именно в младшем школьном возрасте отмечается значительное стремление к творчеству, формирование познавательного интереса, активной исследовательской деятельности. Таким образом, одной из значимых задач педагога является использование этого сензитивного периода для формирования устойчивой положительной мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

 Одним из эффективных средств развития познавательной активности школьников является приобщение к окружающему миру.  В настоящее время экологическое воспитание играет большую роль в становлении и развитии личности ребёнка. При этом экологическая культура во многом формируется под влиянием взрослых – педагогов и родителей. Рассмотрим, какие факторы при этом следует принимать во внимание.

1. Поведение родителей по отношению к окружающей среде. Бережное отношение родителей к природе формирует в представлении детей важные экологические ценности.

2. Приобщение детей к живой природе. Данный фактор предполагает объяснение родителей своим детям, насколько важно заботиться о растениях и животных, какова роль человека в сохранении природного фонда планеты. Большую роль в данном направлении играет ознакомление детей с различными природными объектами.

3. Проведение экологической работы родителей с детьми.

Экологические игры, занимательные задания, экскурсии не только способствуют экологическому образованию и воспитанию детей, но и развивают конструктивное отношение родителей и детей.  

В последние годы организация виртуальных экскурсий детей младшего школьного возраста стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций. Виртуальные экскурсии часто предполагают самостоятельный поиск информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. Также следует отметить, что особую значимость организация виртуальных экскурсий приобрела в период пандемии, когда многие виды деятельности учащихся были перенесены в онлайн-формат.

Объектом исследования является участие дошкольников в виртуальных экскурсиях.

Предмет исследования:  разработка аудио и видео экскурсионных тематических маршрутов для детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: определение и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности экологического воспитания дошкольников в ходе проведения виртуальных экскурсий.

Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.  Определить актуальные тенденции развития учебно-познавательной деятельности

2. Выявить особенности виртуальных экскурсий

3. Провести диагностику развития познавательной активности учащихся

4. Разработать серию виртуальных экскурсий на основе результатов проведённой диагностики.

Гипотеза исследования: проведение виртуальных экскурсий является  эффективным средством развития познавательной активности младших школьников.

Методы исследования.  Нами были использованы основные методы теоретических и эмпирических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике учителя начальных классов, психолога, педагогов дополнительного образования.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

Глава 1 Теоретические основы организации аудио и видео экскурсионных тематических маршрутов в учебно-познавательной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.46.18 (0.102 с.)