Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Формы организации обучения.
История организации форм обучения.
История организации форм обучения. Формы организации обучения (форма с лат. – наружный вид, внешнее очертание) – это дидактическая категория, обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. В настоящее время в отечественной школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации. Индивидуальное, позже индивидуально-групповое обучение. Применялось в античное время, в период средневековья, в некоторых странах вплоть до XVIII в. При индивидуальном обучении учитель в своем доме или в доме ученика проводил с ним обучающую работу. При индивидуально-групповом – учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа также носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различного уровня подготовки. Развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой возникновение форм массового (группового) обучения детей. Одной из первых таких форм явилась организация группового (коллективного) обучения детей, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI в.) и стала зародышем классно-урочной системы. Сущность ее заключалась в том, что учащиеся распределялись в зависимости от возраста в особые группы (классы) с примерно одинаковым уровнем подготовки; занятия проводились одновременно со всей группой учащихся по одному и тому же материалу. В XVII веке, в связи с увеличением количества обучающихся, появилась необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Таковой стала классно-урочная система, разработанная Я. А. Коменским и описанная им в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками, уроки чередовались с переменами.
В 1798 г. возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся. Свое название она получила от имени английского священника А. Белля и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Суть ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что позволило при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. В конце XIX в. появилась новая форма обучения – избирательная: батавская в США и мангеймская в Европе. Батавская система обучения заключалась в том, что время учителя делилось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, вторая на индивидуальные занятия и оказание помощи как сильным, так и слабым ученикам в более успешном овладении изучаемым материалом. Суть мангеймской системы заключалась в том, что учащиеся в зависимости от способностей и успеваемости распределялись по классам на сильных, средних и слабых. В 1905 г. возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная в американском городе Далтоне (Массачусетс) учительницей Еленой Паркхерст при поддержке Джона и Эвелины Дьюи и получившая название Дальтон-плана. Сущность заключается в том, что вместо традиционных классов в школе были созданы предметные мастерские, в которых каждый ученик занимался индивидуально, получал задание от учителя и в случае необходимости пользовался его помощью. Общего плана (расписания) занятий при такой форме обучения не было. В 20-е годы ХХ столетия в отечественной системе образования развитие получила бригадно-лабораторная форма, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Такая система обучения предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания. Отметки выставлялись всем членам бригады одинаковые.
В 60-е годы прошлого века большую известность получил план Трампа, названный по имени разработчика Ллойда Трампа, при котором 40% времени ученики проводили в больших группах (100-150 человек), 20% – в малых (10-15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу. На сегодняшний день наибольшей популярностью во всем мире пользуется классно-урочная система обучения. 2. Общая характеристика классно-урочной системы. Наиболее широкое распространение в мировой школьной практике получила классно-урочная система, суть которой состоит в том, чтоучащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом. Научное обоснование классно-урочная система обучения получила в трудах Я. А. Коменского, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и других педагогов. Классно-урочную форму обучения отличают следующие особенности: – постоянный состав учеников, примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); – работа в каждом классе проводится в соответствии с годовым планом (планирование обучения); – учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); – каждый урок посвящается одному предмету (монизм); – постоянное чередование уроков (расписание); – руководящая роль учителя (педагогическое управление); – различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). Преимущества классно-урочной системы обучения следующие: – при массовости охвата учащихся обеспечивается организационная четкость и непрерывность учебной работы; – экономическая выгода; – знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; – предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы; – возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. Главным элементом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса; является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки, заранее составленное расписание. Типы и структура уроков Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация уроков, предложенная Б. П. Есиповым, в основание которой положены ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения: 1. Смешанные или комбинированные уроки. Имеют две или несколько целей. Например, усвоение новых знаний и текущий контроль. Структура: – проверка выполнения домашнего задания;
– мотивация и сообщение темы и цели урока; – организация восприятия и осознания учащимися нового материала; – осмысление, обобщение и систематизация знаний; – подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. 2. Урок усвоения нового материала. Цель – получение новых знаний. Структура: – актуализация знаний учащихся по теме (зона актуального развития); – мотивация учебной деятельности; – сообщение темы, цели и задач урока (зона ближайшего развития); – организация восприятия и первичного осознания нового материала; – осмысление связей и отношений в новом материале, раскрытие сущности явлений; – обобщение и систематизация знаний; – подведение итогов; – сообщение домашнего задания. 3. Урок закрепления знаний, их систематизации, формирования умений и навыков. К ним же относятся уроки-обобщения, уроки-тренировки, уроки-практикумы. Цель – выработка или совершенствование умений и навыков. Структура: – проверка выполнения домашнего задания; – актуализация знаний и умений, мотивация учебной деятельности; – сообщение цели и задач урока; – организация работы учащихся; – подведение итогов; – сообщение домашнего задания. 4. Урок контроля и оценки знаний. Проводится, как правило, по окончании изучения темы. Цель – контроль и оценка результатов обучения. Структура: – актуализация знаний и умений учащихся, мотивация учебной деятельности; – сообщение цели и задач урока; – выполнение контрольных заданий; – подведение итогов; – сообщение домашнего задания. Требования к современному уроку 1. Организационные: – своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности; – максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты; – оптимальный темп обучения; – сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока; – рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. 2. Воспитательные: – целенаправленная, организованная, слаженная учебная работа; – убеждение в значимости данного урока; – интерес к теме и предмету в целом; – четкость и ясность изложения материала, постановки задач; – открытость критериев и методов контроля; – четкость и разумность дисциплинарных требований; – соответствие индивидуальным особенностям учащихся и класса в целом; – связь с жизнью. 3. Дидактические:
– четко поставленные цели урока в соответствии с его местом в учебной программе и типом; – осознанность учебной деятельности; – наличие плана урока с указанием времени на реализацию его отдельных пунктов; – оптимальный отбор материала и методов организации учебной деятельности; – руководство учителя; – соответствие уровню развития учащихся; – четкость дидактических требований; – точность в изложении фактического материала; – ясность определения понятий, выработка и закрепление умений и навыков; – системность и современность знаний; – инициатива и активность учащихся в познавательной деятельности; – современная культура интеллектуального труда и общения. 4. Психологические: – учет познавательных и характерологических качеств ученика (темперамент, тип мышления, память, воля, эмоции, качества характера, интересы, склонности); – учет фактора усталости, возбуждения-торможения; – деловая, спокойная и доброжелательная атмосфера; – эмоциональность (избегать монотонности); – оптимальное соотношение сложных и простых заданий. 5. Гигиенические: – температурный режим; – освещение; – свежий воздух.
Что важно знать про требования к расписанию учебного процесса Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.В учрежденияхс углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: - для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков; - для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после второго и третьего уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности, обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный языки, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4 классов – 2-3 уроках; для обучающихся 5-11 классов – на 2-4 уроках. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках. 3. Альтернативные формы организации учебного процесса. Наряду с классно-урочной существуют и другие формы организации учебно-воспитательной работы с учащимися. Прежде всего, это экскурсии (с лат. – вылазка, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения). Экскурсия – такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников и др.) и непосредственного ознакомления с ними. Функции экскурсии: – реализуется принцип наглядности; – повышается уровень научности обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой; – способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; – способствуют профессиональной ориентации учащихся. В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой целью экскурсии условно разделяются на несколько видов: 1. Производственные – планируются в курсах физики, химии, математики, экономической географии. Они предполагают посещение учащимися предприятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек и т.д. 2. Естественно-научные – проводятся с целью углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география и др. 3. Историко-культурные – проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, архивов и др. 4. Краеведческие – проводятся с целью изучения природы истории родно края. 5. Комплексные – это те экскурсии, которые проводятся по нескольким предметам одновременно. Факультативные занятия – еще одна форма организации обучения. В переводе с латинского facultatis означает возможные, необязательный, предоставляемый на выбор. Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов. С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: – удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся; – развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. Факультативные занятия могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. Помимо экскурсий и факультативных занятий, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные и творческие запросы. Они называются внеклассными или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. К ним относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.061 с.) |