Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Педагогика как наука.
1. Объект, предмет, проблемы педагогики. 2. Основные категории педагогики. 3. Система педагогических наук. 1. Объект, предмет, проблемы педагогики. В своем наиболее широком значении педагогика – это наука о воспитании человека. Свое название она получила от греческих корней «пайдес» – дитя и «аго» – вести и буквально означает «детоведение». В Древней Греции педагогами называли рабов, сопровождающих детей своего господина в школу. Современная педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться. Для того, чтобы точнее понять, что же такое педагогика, рассмотрим предмет и объект данной науки. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление). При этом ребенок, человек, не исключается из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики в разных учебниках трактуется по разному. Чаще всего под предметом педагогики понимают воспитание, как подготовку растущего человека к жизни. Так, например, в учебнике по педагогике И.Ф. Харламова указано, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. В учебнике «Общая педагогика» под редакцией В.А. Сластенина предметом педагогики является образование, как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). К проблемам педагогики относятся: – изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
– определение целей воспитания; – разработка содержания воспитания; – исследование методов воспитания. 2. Основные категории педагогики. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим основные из них: Воспитание – это направленное воздействие на ребенка с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей; передача накопленного опыта от старшего поколения младшему. Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий, законов науки. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – умения, доведенные до автоматизма. Образование – это система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик в процессе обучения. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Развитие связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. 3. Система педагогических наук. Систему педагогических наук составляют следующие отрасли:
– общая педагогика – это базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: 1) основы учебно-воспитательного процесса; 2) дидактику (теорию обучения); 3) теорию воспитания; 4) школоведение. – возрастная, которая в свою очередь делится на преддошкольную, дошкольную, школьную и педагогику взрослых; – профессиональная, изучающая закономерности обучения и воспитания в различных учебных заведениях: профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, высших учебных заведениях; – педагогика семейного воспитания; – методика обучения различным предметам в разных типах учебных заведений; – история педагогики, изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические периоды; – специальная педагогика, в состав которой входят сурдопедагогика (педагогика для глухонемых), тифлопедагогика (педагогика слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогика умственно отсталых), логопедия (исправление речи).
Вопросы для самоконтроля: 1. Почему воспитание относится к общей и вечной категории? 2. Что является предметом исследования педагогики и какие проблемы она разрабатывает? 3. Можно ли назвать воспитанием передачу накопленного опыта от старшего поколения младшему у животных? Используемая литература: 1. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн. 2. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 3. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.158.79 (0.007 с.) |