Органы государства и их классифкация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государства и их классифкация.



Орган государства – это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией.

Орган государства – это звено, составная часть системы органов. Каждый элемент этой системы выполняет свои задачи, а все вместе они образуют государственный аппарат. Орган государства создается на основе нормативно-правовых актов, в которых четко определены вопросы, связанные с организацией и деятельностью того или иного подразделения государственного аппарата.

Так, в соответствии с теорией разделения властей органы государства классифицируются на:

1) Законодательные. В Российской Федерации органом законодательной власти является Федеральное Собрание, законодательные органы субъектов РФ, муниципальных образований;

2) Исполнительные. Это Правительство РФ, исполнительные органы субъектов РФ, муниципальных образований;

3) Судебные. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды субъектов РФ, суды на уровне муниципальных образований. Кроме того, нельзя не отметить самостоятельное значение Президента Российской Федерации, который не относится ни к одной из указанных ветвей власти. Однако на практике такая самостоятельность часто нарушается и глава государства сближается с исполнительной ветвью власти.

По порядку образования различают:

1) органы, избираемые непосредственно народом;

2) органы, формируемые другими государственными органами.

По способу принятия решений выделяют:

1) коллегиальные органы. Они принимают решения большинством голосов, простым или квалифицированным;

2) единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем.

В зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы:

1) общей компетенции. Они в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Cобрание РФ, Правительство РФ);

2) специальной компетенции. Эти органы осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни.

По положению в иерархической структуре государственного аппарата различают:

1) высшие органы государства. Их полномочия как высших органов распространяются на всю территорию данного государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два (федеральные высшие органы и высшие органы субъектов Федерации);

2) местные органы государства. Они осуществляют свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы. Может быть несколько уровней местных органов в зависимости от административно-территориального деления государства.

По характеру подчиненности существуют:

1) органы исключительно вертикального подчинения (к примеру, суды);

2) органы т. н. двойного подчинения, например различные органы отраслевого управления (министерства).

По срокам полномочий выделяются:

1) органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок;

2) бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.

По времени функционирования выделяют:

1) постоянные органы государства;

2) временные органы государства. Постоянные органы составляют абсолютное большинство, поскольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

23. Политическая система общества: понятие, структура, функции.

Павлова: Политическая система представляет собой -сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

Выделяются следующие основные признаки политической системы:

* во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

* во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

* в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

* в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность социальных объединений (государство, политические партии, профсоюзы, церковь), осуществляющих политические функции.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Основными элементами политической системы являются:

• вся совокупность политических объединений общества (государство, политические партии, профсоюзы, церковь, иные общественные организации);

• политические отношения, складывающиеся между политическими объединениями;

• деятельность субъектов политической системы;

• политические принципы и нормы, регулирующие политическую жизнь общества;

• политическое сознание как осознанное отражение субъектами социальной жизни политической сферы, в виде совокупности соответствующих знаний и оценок.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4)политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5)политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.

В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.

Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.

Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.

Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

- мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

- политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.145.150 (0.017 с.)