Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет, особенности и значение философииСтр 1 из 7Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..4 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО…………………….4 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….….…..5 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..………..5 4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….…...6 4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…..…….…7 4.3. Содержание тем дисциплины…………………………………………9 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………...………..15 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………....….16 6.1. Планы практических занятий для очной формы обучения………..16 6.2. Планы практических занятий для заочной формы обучения……..22 6.3. Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения…………23 6.4. Темы контрольных работ для всех форм обучения…………..….25 6.5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………..31 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………34 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..…………..38 Приложение 1.…………………………………………………………………...39 Приложение 2.…………………………………………………………………...40
ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «Философия»: Цели освоения дисциплины: формирование представления о специфике философии, ее основных разделах, этапах становления и развития, направлениях, вариантах их обоснования, критики и систематизации, философских категориях, проблемах и методах их исследования; методологической функции философии по систематизации мышления и критической рефлексии его оснований и последствий практического воплощения. Задачи дисциплины – освоение студентами: • предмета, оценок значения философии в культуре, в духовном развитии личности, в становлении специалиста; • особенностей основных периодов и направлений развития философии; • различных философских концепций
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы Данная учебная дисциплина входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП университета по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии (по элективным модулям); 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (по элективным модулям); 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: из курса «История»: Знания: отличие социальной реальности от природной реальности, особенности различных эпох Всемирной истории и истории России. Умения: различать значение крупных событий в истории по тем или иным основаниям. Владения: понятийным аппаратом описания исторических процессов. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: · Психология, · Правоведение, · Педагогика, · Социология, · Культурология
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Философия» направлена на формирование следующих компетенций: Таблица 1
По окончании изучения курса «Философия» студент должен: знать: З1. предмет, особенности и значение философии; З2. основные предметные области философского знания; З3. основные философские позиции по проблемам онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии;
З4. специфику различных периодов развития философии, основные школы и их представителей; уметь: У1. анализировать тексты с целью сопоставления позиций разных авторов для выявления различий их взглядов, трансформации постановки философских проблем и поиска путей их решения; У2. соотносить развитие философской мысли с общекультурным контекстом; владеть: В1. базовой философской терминологией; В2. методами анализа текстов с учетом философской традиции; В3. навыками системного мышления.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.
Таблица 2 Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Тематический план дисциплины для очной формы обучения Таблица 3
Тематический план дисциплины для заочной формы обучения Таблица 3
4.3. Содержание тем дисциплины Тема 2. Проблемы онтологии Учение о бытии; монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Проблема единства мира в философии. Смысл поиска единства мира, единого в многообразном. Категория субстанции как логическая основа понимания единства мира. Субстанция как причина самой себя, ее универсальность, самоопределение, самодвижение, качественная бесконечность. Материалистическое, идеалистическое. Бытие и ничто, материя и форма, сущность и явление, часть и целое, качество и количество, причина и следствие Пространство и время. Возможность и действительность. Движение и развитие. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость, случайность, свобода. Научная, философская и религиозная картины мира.
Проблемы теории познания Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самопознание. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания.
Познание и его формы. Знание и вера. Анализ гносеологических позиций: рационализм, сенсуализм, интуитивизм, эмпиризм, агностицизм. Природа мышления. Абстрактное и конкретное в мышлении. Язык и логика. Логические категории и законы, их функции в познании. Чувственное познание и его особенности. Роль интуиции. Проблема истины. Основные теории истины: корреспондентная, когерентная, конвенциальная, прагматическая. Верификация и фальсификация. Специфика научного познания. Особенности, структура и формы научного познания. Эмпирический, теоретический и методологический уровни науки. Модели развития научного знания. Функции науки и пределы ее компетенции. Наука и техника.
Тема 6. Античная философия Античная философия, ее исторические предпосылки, особенности, этапы развития Философия физиса (природы) – Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты. Космоцентризм. Средняя классика: переориентация сознания от космоса к человеку; учение софистов; жизнь и учение Сократа; этика киников и киренаиков. Высокая классика: Учение Платона об идеальной реальности и о материи, о душе и теле, о познании, государстве. Философские взгляды Аристотеля: классификация наук, критика учения Платона об идеях, учение о форме и материи, о теле и душе, мышлении, обществе, нравственности и государстве. Философия эпохи эллинизма, ее исторические предпосылки и особенности; эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатонизм. Пределы античного самосознания и значение античной философии. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в преподавании философии используются следующие формы: ▪ лекции; ▪ практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; делаются доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся дискуссии, групповая работа, контрольные работы; ▪ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, чтение и подготовку конспектов первоисточников, подготовку к практическим занятиям, подготовку докладов и сообщений выполнение творческих заданий, написание рефератов, контрольных работ, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточной аттестации – экзамену; ▪ тестирование по отдельным темам дисциплины, по модулям программы; ▪ научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включающая занятия студентов в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах; ▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовки тезисов, статей, докладов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Планы практических занятий для очной формы обучения
Для подготовки ко всем практическим занятиям используется литература, указанная в разделе «7. Учебно-методическое и информационное обеспечение» настоящей рабочей программы.
Дополнительно к темам даны списки, если предполагается знакомство с первоисточником, а не только с учебной литературой.
Первоисточники 1. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Ч 1. – М.: Наука, 1989. – С. 290-291. (раздел 8 строки 1-50) 2. Платон. Парменид // Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1970. – С. 419-428, 473-477.
Тема 2. Открытие Платоном умопостигаемого мира. Критика «идей» Платона Аристотелем Задание 1. Подготовить доклад по теме Философские взгляды Сократа. Задание 2. Прочитать тексты и подготовиться к дискуссии об идеях Платона. Вопросы для обсуждения: 1. Как обосновывает Платон существование «идей» и умопостигаемого мира? 2. Что описывает «Миф о пещере» в диалоге «Государство»? Как его можно интерпретировать? 3. Какие проблемы учения об идеях выделяет Платон в диалоге «Парменид»? 4. В чем суть критики Аристотелем учения Платона об идеях? Какие проблемы обнаруживаются для счета, происхождения вещей?
Первоисточники 1. Платон. Парменид // Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1970. – С. 422-425. (разделы 132-133) 2. Платон. Государство // Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 3.– М.: Мысль, 1970. – С. 345-354. (Книга 7. Символ пещеры) 3. Аристотель. Метафизика // Аристотель Сочинения в 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – С. 86-92. (Кн. 1, Гл. 9)
Первоисточник Аристотель. Метафизика // Аристотель Сочинения в 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – С. 146-148, 197-201, 305, 309-311. (Кн. 5, Гл. 2; Кн. 7 Гл. 7, 8; Кн. 12 Гл. 5, 7)
Первоисточники 1. Плотин. Вторая Эннеада. / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т. Г. Сидаша. – СПб., 2004. – С. 191-192, 194-196, 210-211. (Трактат 5. Разделы 6, 8, 16) 2. Плотин. Пятая Эннеада. / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т. Г. Сидаша. – СПб., 2004. – Трактат 1. – С. 16-19, 51-54. (Трактат 1. Раздел 6; Трактат 2. Разделы 1, 2)
Августин Блаженный Задание 1. Подготовиться к обсуждению представлений о Боге, мире и человеке Августина Блаженного. Вопросы для обсуждения: 1. Как определяет Августин добро и зло? Откуда человек может знать о них? 2. Каковы основные характеристики памяти по Августину? Что в ней находится и как туда попадает? Как воспоминания хранятся в памяти? 3. Как человек получает знание о Боге? 4. Каковы представления Августина о вечности и времени? Как отвечает Августин на вопрос «что делал Бог до сотворения неба и земли»? Как существует прошлое, настоящее и будущее? 5. В чем состоит идея творения мира «из ничего»? Как Августин описывает творение? 6. Как Августин понимает творение человек «по образу и подобию Божию»?
Первоисточник Августин Блаженный. Исповедь. – М.: Издательство Ренессанс; СП ИВО – СИД, 1991. (Кн. 7, Гл. X-XV; Кн. 10 Гл. IX- XVI, XXV- XXVII; Кн. 11 Гл. V- XX, XXVII; Кн. 12 Г. VII-IX, XI, XV, XXIX; Кн. 13 Гл. XXII- XXIII)
Задание 2. Выпишите значение терминов Теоцентризм, провиденциализм, креационизм, Божественный Промысел, теодицея.
Первоисточник 1. Кузанский Н. Об ученом незнании. (Кн. 1, гл. 4-6, 8, 13, 16, 19-20)
Задание 2. Подготовить доклад 1. Основные идеи Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин, Э. Роттердамский). Первоисточники 1. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. – М.: Наука, 1989. С. 659-662. (раздел «Общие поучения») 2. Бэкон Ф. Новый органон. – Ленинград: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1935. – С. 115-128, 164, 167-171, 181-182. 3. Декарт Р. Метафизические размышления. // Р. Декарт. Избранные произведения. – М.: Государственное издательство политической литературы. 1950. – С. 342, 346-347, 349, 355, 358-360, 360-362, 363-368, 377, 395-398. 4. Спиноза Б. Этика. // Б. Спиноза. Сочинения. В 2-х томах. – СПб.: Наука, 1999. Т.1 – С. 253-254 (Определения, Аксиомы), 256 (Теоремы7-8), 259 (Теорема 10), 263-264 (Теорема 14-15), 267-270 (Теорема 16-18), 273-281 (Теорема 24-25, 28-34), 289 (Определения). 5. Лейбниц Г. В. Монадология // Г. В. Лейбниц. Сочинения в 4-х томах. Т. 1 / Ред. и сост., авт. вступит. статьи и примеч. В.В. Соколов; перевод Я.М. Боровского и др. – М.: Мысль, 1982. – С. 413-429.
Первоисточники 1. Гоббс Т. О теле. // Т. Гоббс. Сочинения в 2-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1989. – С. 81-87, 146-148, 159-163, 167-168, 193, 210-211. 2. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. // Дж. Локк Собрание сочинений в 3-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 19. – С. 95-97, 154-156, 164-165, 212-215 3. Локк Дж. Элементы натуральной философии. // Дж. Локк Собрание сочинений в 3-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 19. – С. 496-499, 4. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Дж. Беркли. Сочинения. М.: Мысль, 1978. 5. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Д. Юм. Сочинения в 2-х т. Т. 2. – М., 1985. – С. 16-17, 20, 23, 26-29, 40-42, 46-48, 63-67.
Первоисточник Кант И. Критика чистого разума. / И. Кант. – СПб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993.
Задание 2. Подготовить доклады по темам 1. Субъективный идеализм И. Г. Фихте. 2. Идеалреализм Ф. В. Й. Шеллинга.
Задание 1. Подготовиться к обсуждению взглядов Г.В.Ф. Гегеля Вопросы для обсуждения: 1. В чем суть понятий «чистое бытие» и «ничто»? Каково их соотношение? 2. Поясните понятия «становление» и «снятие», «возникновение» и «прехождение». 3. Что такое «наличное бытие»? Каково соотношение «нечто» и «иного»? 4. Что такое «отрицание отрицания»? 5. Как Гегель определяет «качество»? 6. Как Гегель определяет «количество»? 7. Что такое «мера»?
Первоисточник Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель Наука логики в 3-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1970. – С. 139-141, 166-167, 169-172, 176-178 (нечто), 223-225, 256-260, 421-422. Задание 2. Подготовить доклады по темам 1. Учение об общественном развитии К. Маркса и Ф. Энгельса. 2. Развитие диалектического материализма в работе Ф. Энгельса «Диалектика природы».
Первоисточник 1. Энгельс Ф. Диалектика природы // К. Маркс, ф. Энгельс. Собрание сочинений. Т. 2з. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 391-407 (Основные формы движения). Первоисточники 1. Ницше Ф. Антихристианин // Сочинения в двух томах. Т.2. – М.: Мысль, 1997. – С. 634-637 (3-8), 640-644 (14, 16-18), 646-647 (21), 649-651 (24-25), 657-660 (32-35, 40-41), 667-668 (43), 673-674 (48), 676-678 (51), 683-686 (56-57), 690-692 (61- 62). 2. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Т. 1. – С. 20 (§ 2), 22 (§ 3), 32 (§ 6), 98-99 (§ 18), 109-110 (§ 23), 139-141. 3. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. // Т. 3. – С. 64-65. (§ 22) 4. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Культурная революция, 2010. – С. 12-14, 17-21, 29-31, 42-43, 45-46, 53-56. Первоисточник 1. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер. Что такое метафизика. – М.: Академический Проект, 2013. – С. 24-43. Задание 2. Подготовить доклады по темам 1. Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра в работе «Экзистенциализм это гуманизм». 2. Религиозный экзистенциализм Н. А. Бердяева по работе «Смысл творчества». 3. Проблема абсурда в работе А. Камю «Мих о Сизифе».
Первоисточники 1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – С. 319-344. 2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – С. 222-228, 236, 241-244, 255-257, 259-261, 261-264, 266-267), 268-270, 276-281, 282-285, 301-304, 305-308). 3. Бердяев Н. А. Смысл творчества. – М.: Академический Проект, 2013. – С.354-362. Первоисточник Бодрийяр Ж. Процессия симулякров // Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. – С. 7-13, 20-25, 31-50. Задание 2. Подготовить сообщения по темам 1. Общая характеристика философии постмодернизма. 2. Смысл проблематизации в работе М. Фуко «Дискурс и истина». 3. Проблема авторства в работе Р. Барта «Смерть автора».
Первоисточники 1. Фуко М. Дискурс и истина // Логос. 2008. № 2 (65) – С. 166-168, 203, 242-259. 2. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер с фр. – М.: Прогресс, 1989. – С. 384-391. Первоисточник Куайн У. Две догмы эмпиризма // Куайн У. Слово и объект. Перевод с английского. – М.: Логос; Праксис, 2000. – С. 342-367. Задание 2. Подготовить сообщение по теме Основные проблемы аналитической философии. Первоисточник Мамардашвили М. Эстетика мышления. – М.: Московская школа политических исследований, 2000 – С. 36-50 (Беседа 3). Задание 2. Подготовить доклады по темам 1. Философия имени А. Ф. Лосева. 2. Русская философия в конце XX - начале XXI вв. в работах В. В. Бибихина, С. С. Хоружего, В. А. Подороги, В. А. Куренного.
Планы практических занятий для заочной формы обучения Для подготовки ко всем практическим занятиям используется литература, указанная в разделе «7. Учебно-методическое и информационное обеспечение» настоящей рабочей программы. Учебно-методическое и информационное обеспечение 7.1 Основная литература 1. Балашов, Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — Москва: Дашков и К, 2017. — 612 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93388. — Загл. с экрана. 2. Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / В.П. Ратников, Э.В. Островский, В.В. Юдин. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 671 c. — 978-5-238-02531-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66306.html.— ЭБС «IPRbooks» 3. Философия (для бакалавров) [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — Москва: КноРус, 2014. — 368 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/53358. — Загл. с экрана.
7.2 Дополнительная литература 1. Ан, С.А. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.А. Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 400 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51991. — Загл. с экрана. 2. Горелов, А.А. Философия. Конспект лекций (конспект лекций) [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: КноРус, 2013. — 176 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/53350. — Загл. с экрана. 3. Горелов, А.А. Философия (для бакалавров) [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: КноРус, 2012. — 320 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/53335. — Загл. с экрана. 4. Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/74620. — Загл. с экрана. 5. Сабиров, В.Ш. Философия: Элементарный курс [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 388 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51900. — Загл. с экрана. 6. История философии: учебник для вузов / В. П. Кохановский [и др.]; под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 731 с. - (Высшее образование). 7. Спиркин А. Г. Философия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 828 с. 8. Философия: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. Ф. Зотов [и др.]; под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект; М.: Культура, 2008. - 686 с. 9. Марков, Б. В. Философия [Электронный ресурс]: учебник для вузов [Гриф УМО] / Б. В. Марков. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 464 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21965.
Приложение 1 Пример оформления 1-й страницы Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования Кафедра философии и права
Контрольная работа по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ Приложение 2 Пример оформления 2-й страницы
ПЛАН Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Ильин И.А. о духовном и душевном…………………………………..5 Глава 2. Духовные качества и ценности человека……………………………...9 Глава 3. Духовные основы воспитания, семьи, Родины, государства….........15 Глава 4. Значение философии И.А. Ильина в воспитании ценностного сознания личности………………………………………………………………21 Заключение……………………………………………………………………….25 Литература………………………………………………………………….........27
Рабочая программа дисциплины «Философия»
Подписано в печать _______. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.___. Тираж ___ экз. Заказ № ____. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..4 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО…………………….4 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….….…..5 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..………..5 4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….…...6 4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…..…….…7 4.3. Содержание тем дисциплины…………………………………………9 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………...………..15 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………....….16 6.1. Планы практических занятий для очной формы обучения………..16 6.2. Планы практических занятий для заочной формы обучения……..22 6.3. Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения…………23 6.4. Темы контрольных работ для всех форм обучения…………..….25 6.5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………..31 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………34 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..…………..38 Приложение 1.…………………………………………………………………...39 Приложение 2.…………………………………………………………………...40
ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «Философия»: Цели освоения дисциплины: формирование представления о специфике философии, ее основных разделах, этапах становления и развития, направлениях, вариантах их обоснования, критики и систематизации, философских категориях, проблемах и методах их исследования; методологической функции философии по систематизации мышления и критической рефлексии его оснований и последствий практического воплощения. Задачи дисциплины – освоение студентами: • предмета, оценок значения философии в культуре, в духовном развитии личности, в становлении специалиста; • особенностей основных периодов и направлений развития философии; • различных философских концепций
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы Данная учебная дисциплина входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП университета по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии (по элективным модулям); 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (по элективным модулям); 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: из курса «История»: Знания: отличие социальной реальности от природной реальности, особенности различных эпох Всемирной истории и истории России. Умения: различать значение крупных событий в истории по тем или иным основаниям. Владения: понятийным аппаратом описания исторических процессов. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: · Психология, · Правоведение, · Педагогика, · Социология, · Культурология
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Философия» направлена на формирование следующих компетенций: Таблица 1
По окончании изучения курса «Философия» студент должен: знать: З1. предмет, особенности и значение философии; З2. основные предметные области философского знания; З3. основные философские позиции по проблемам онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии; З4. специфику различных периодов развития философии, основные школы и их представителей; уметь: У1. анализировать тексты с целью сопоставления позиций разных авторов для выявления различий их взглядов, трансформации постановки философских проблем и поиска путей их решения; У2. соотносить развитие философской мысли с общекультурным контекстом; владеть: В1. базовой философской терминологией; В2. методами анализа текстов с учетом философской традиции; В3. навыками системного мышления.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.
Таблица 2 Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Тематический план дисциплины для очной формы обучения Таблица 3
|