Раздел 1 (1-15) Трансцендентное знание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 (1-15) Трансцендентное знание



Логика повествования

Харе Кришна! Дорогие вайшнавы, пожалуйста, примите мои поклоны, мы продолжаем с вами изучать «Бхагавад-гиту как она есть» с комментариями его божественной милости Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады, и сегодня мы будем разбирать четвертую главу, которая называется «Божественное знание», но вначале давайте вспомним логику нашего повествования.

В первой главе Арджуна попадает в иллюзию, он становится преданным-материалистом и сразу же погружается в скорбь, потому что материальное сознание – причина скорби и причина страданий. Как помочь Арджуне? Арджуна открывает свое сердце Кришне, говорит: «Помоги мне, пожалуйста, духовный учитель». И Кришна объясняет, что, если ты хочешь быть постоянно счастливым, тебе нужно обрести духовное сознание, обрести сознание Кришны, и для этого тебе нужно практиковать буддхи-йогу. Займись буддхи-йогой, обрети духовное сознание, ты всегда будешь счастлив.

Арджуна воодушевляется. Но Арджуна попал в небольшое замешательство, потому что в его представлении буддхи-йога, или духовная практика, означает уйти в лес, принять отречение и заниматься в лесу медитацией, изучением, но его духовный учитель призывает его сражаться на поле битвы. И он спрашивает: «Почему? Только что Ты мне объяснил, что надо заниматься духовной практикой, и при этом Ты заставляешь заниматься меня какой-то кармической деятельностью».

Но Кришна объясняет, что есть два вида духовных практик: один вид – это гьяна-йога, другой вид – это бхакти-йога. Для того чтобы заниматься гьяна-йогой, нужно уже иметь чистое сердце. Невозможно с сердцем, в котором есть материальные привязанности, заниматься гьяна-йогой, ты так не сможешь. Но бхакти-йогой ты можешь заниматься. И бхакти-йога заключается в том, что человек выполняет свои обязанности в системе варнашрамы, но делает это не ради чувственных наслаждений, а делает это для удовольствия Кришны.

Кришна заканчивает эту главу наставлением, 30-й стих третьей главы говорит: «Посвяти Мне всю свою деятельность, действуй вот таким образом». И это итог третьей главы: занимайся бхакти-йогой или карма-йогой в сознании Кришны, и тогда всё у тебя будет хорошо.

Но для того, чтобы заниматься бхакти-йогой, человеку необходимо знать, кто такой Господь. Чтобы правильно посвящать всю свою деятельность Господу, человеку нужно знать, кто такой Господь. Вы спросите: «Какая разница? Если мне нужно для кого-то что-то делать, я буду это делать, совсем не важно знать, кто это». Но на самом деле это не так.

Представьте себе такую ситуацию. У вас хороший телефон, только что вы его купили, вы к нему привязаны, наслаждаетесь работой этого телефона. И тут к вам подходит грабитель, наставляет на вас пистолет и говорит: «Отдай мне этот телефон». И у вас нет выхода, вам нужно свою деятельность, то есть свой телефон, посвятить этому бандиту. Вы не можете отказаться, иначе вас убьют. Как вы будете отдавать ему этот телефон? Вы протягиваете этот телефон, но что вы думаете в уме своем: «Ненавижу, негодяй, почему он меня просит это сделать? Я столько работал для того, чтоб заработать этот телефон. А он забирает у меня это». Вы вроде подчиняетесь, так? Внешне вы подчиняетесь, но внутри у вас ненависть.

Теперь, если к вам подходит какой-то человек, который вам купил этот телефон, купил вам дом, заботится о вас постоянно, ваш очень близкий, хороший друг, покровитель.

(00:05:06)

Этот покровитель обращается к вам и спрашивает: «Ты не мог бы дать мне свой телефон?» – «Да, конечно, дорогой, возьми, пожалуйста». Внешне вы делаете то же самое, вы протягиваете телефон, но ваше настроение совершенно другое.

А теперь представьте, что вы в пустой комнате, и вы протягиваете этот телефон в пустоту и говорите: «Пустота, прими этот телефон». В каком настроении вы будете это делать? Как-то странно очень, никаких чувств у меня нет, это какая-то формальность просто. Так ведь?

И на этих трех примерах вы можете видеть, что внешне человек делает одно и то же: то, что принадлежит ему, отдает другому. Но делает это в разных настроениях. Поэтому, в зависимости от того, кому я посвящаю свою деятельность, у меня будет разное настроение. И в зависимости от этого моя деятельность может быть в сознании Кришны, может быть деятельностью, не приводящей к последствиям. А может быть просто кармической деятельностью.

Поэтому очень хорошо надо понимать, кто такой Господь, каков Его характер, почему Он действует, в каком настроении Он действует. Зная всё это, мы можем правильным образом посвящать свою деятельность Ему.

Обзор 4-й главы

Давайте обратимся к Руководству и посмотрим логику этой главы.

Четвертая глава «Бхагавад-гиты» состоит из четырех разделов.

Раздел 3 (25-33) Ягья

Третий раздел объясняет, каким образом человек может получить это знание о Господе.

То, что было описано в первых 15 текстах, как понять? Я, конечно, могу прочитать: «Бог трансцендентен, Он действует без привязанности к плодам». Но вот я прочитал – я действительно уже понимаю это? Не совсем.

Для того чтобы человек не просто прочитал, а понимал и жил согласно этому знанию, необходимо совершать ягью, и как раз о разных видах ягьи говорится в третьем разделе этой главы, и некоторые люди делают эти ягьи.

Вы видите: тут два брахмана совершают ягью. Мы узнаем подробнее, что означает огонь, что означает вот эта гхи, которую заливают в этот огонь. И кто-то делает ягью для того, чтобы получить материальные результаты, таких людей называют карми, об этом речь уже шла в третьей главе. То есть человек выполняет свои обязанности в варнашраме, но делает это для того, чтобы просто комфортно в этом мире и после оставления этого тела получить какое-то хорошее рождение. Другие же люди делают эти обязанности в варнашраме для того, чтобы развить трансцендентное знание, то есть мотивы у них разные, и призывают нас в этом разделе действовать ради достижения этого трансцендентного знания, то есть действовать ради постижения Господа.

Итоги занятия

Итак, мы сегодня с вами разбирали четвертую главу «Бхагавад-гиты». Цель этой главы помочь человеку понять, кто такой Господь Кришна. Это очень важно для тех, кто практикует бхакти-йогу, поэтому от этого зависит то, как я буду служить Ему. Мы говорили, что самое главное качество, которое описано здесь – это то, что Господь не привязан к плодам. Когда Он действует, Он делает это не ради чувственного наслаждения, Ему не нужны чувственные наслаждения, Он полный Сам в себе. Он делает это из любви к живым существам.

Когда человек понимает это, то тогда в нем также появляется уважение и любовь к Кришне, и он посвящает свою деятельность Кришне из этой любви и уважения. Когда он действует в таком состоянии, то он не зарабатывает никакой кармы.

Кришна не зарабатывает никакой кармы, потому что карма зарабатывается, когда у людей есть привязанность к плодам страсти, благости, невежества. Когда же этого нет, то карма не прилипает к человеку.

И здесь четыре раздела.

В первом разделе открывается трансцендентное знание о том, что Господь не привязан к плодам, и преданный, который это понимает, также может так действовать.

Второй раздел объясняет, что законы кармы реагируют на мотив, а не на внешнюю деятельность, и мы видим два человека, которые бегут к яблоне, один это делает ради наслаждения, другой, чтобы предложить Кришне. Поэтому разные реакции.

Третий раздел объясняет, каким образом это знание обрести. Оно обретается через ягью. Ягья означает укрощение своих чувств, согласно Ведам. То есть подчиняет свои чувства Ведам.

(01:30:03)

И за счет этого человек получает и материальные плоды, и также развивает знания. Если он совершает свою ягью правильно, стремясь к знанию, то постепенно он достигнет этого знания, о котором говорилось выше.

И в нашем случае такой ягьей является санкиртана-ягья, но также другие виды ягьи мы тоже используем, занимаем в служение Кришне.

И как понять, какой ягьей нам заниматься? Об этом нам рассказывает духовный учитель, он дает соответствующую практику для развития, и дает трансцендентное знание, которое нужно с помощью этой практики развивать.

Поэтому Кришна как духовный учитель Арджуны говорит вот тебе практика – это сражение, вот тебе знания о непривязанности к плодам, поэтому давай занимайся духовной практикой. И на самом деле, даже если ты уже обрел трансцендентное знание, то, смотрите: есть духовная практика на двух уровнях. Для того чтобы обрести знание, то есть мы занимаемся бхакти-йогой, чтобы обрести сознание Кришны. Есть практика – заниматься бхакти-йогой уже в сознании Кришны, обретя любовь к Богу.

Но неважно. Дорогой Арджуна, хочешь ли ты обрести это знание, действуй, вот тебе практика – сражение, вот тебе знание, действуй в этом знании, и постепенно ты обретешь знание, но даже если ты достиг этого трансцендентного знания, с этим трансцендентным знанием вот тебе битва, действуй в этом трансцендентном знании. И в том, и в другом случае внешне ты будешь делать то же самое.

Итак, это была четвертая глава, божественное знание, спасибо вам большое за внимание.

Харе Кришна!

 

 

Логика повествования

Харе Кришна! Дорогие вайшнавы, пожалуйста, примите мои поклоны, мы продолжаем с вами изучать «Бхагавад-гиту как она есть» с комментариями его божественной милости Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады, и сегодня мы будем разбирать четвертую главу, которая называется «Божественное знание», но вначале давайте вспомним логику нашего повествования.

В первой главе Арджуна попадает в иллюзию, он становится преданным-материалистом и сразу же погружается в скорбь, потому что материальное сознание – причина скорби и причина страданий. Как помочь Арджуне? Арджуна открывает свое сердце Кришне, говорит: «Помоги мне, пожалуйста, духовный учитель». И Кришна объясняет, что, если ты хочешь быть постоянно счастливым, тебе нужно обрести духовное сознание, обрести сознание Кришны, и для этого тебе нужно практиковать буддхи-йогу. Займись буддхи-йогой, обрети духовное сознание, ты всегда будешь счастлив.

Арджуна воодушевляется. Но Арджуна попал в небольшое замешательство, потому что в его представлении буддхи-йога, или духовная практика, означает уйти в лес, принять отречение и заниматься в лесу медитацией, изучением, но его духовный учитель призывает его сражаться на поле битвы. И он спрашивает: «Почему? Только что Ты мне объяснил, что надо заниматься духовной практикой, и при этом Ты заставляешь заниматься меня какой-то кармической деятельностью».

Но Кришна объясняет, что есть два вида духовных практик: один вид – это гьяна-йога, другой вид – это бхакти-йога. Для того чтобы заниматься гьяна-йогой, нужно уже иметь чистое сердце. Невозможно с сердцем, в котором есть материальные привязанности, заниматься гьяна-йогой, ты так не сможешь. Но бхакти-йогой ты можешь заниматься. И бхакти-йога заключается в том, что человек выполняет свои обязанности в системе варнашрамы, но делает это не ради чувственных наслаждений, а делает это для удовольствия Кришны.

Кришна заканчивает эту главу наставлением, 30-й стих третьей главы говорит: «Посвяти Мне всю свою деятельность, действуй вот таким образом». И это итог третьей главы: занимайся бхакти-йогой или карма-йогой в сознании Кришны, и тогда всё у тебя будет хорошо.

Но для того, чтобы заниматься бхакти-йогой, человеку необходимо знать, кто такой Господь. Чтобы правильно посвящать всю свою деятельность Господу, человеку нужно знать, кто такой Господь. Вы спросите: «Какая разница? Если мне нужно для кого-то что-то делать, я буду это делать, совсем не важно знать, кто это». Но на самом деле это не так.

Представьте себе такую ситуацию. У вас хороший телефон, только что вы его купили, вы к нему привязаны, наслаждаетесь работой этого телефона. И тут к вам подходит грабитель, наставляет на вас пистолет и говорит: «Отдай мне этот телефон». И у вас нет выхода, вам нужно свою деятельность, то есть свой телефон, посвятить этому бандиту. Вы не можете отказаться, иначе вас убьют. Как вы будете отдавать ему этот телефон? Вы протягиваете этот телефон, но что вы думаете в уме своем: «Ненавижу, негодяй, почему он меня просит это сделать? Я столько работал для того, чтоб заработать этот телефон. А он забирает у меня это». Вы вроде подчиняетесь, так? Внешне вы подчиняетесь, но внутри у вас ненависть.

Теперь, если к вам подходит какой-то человек, который вам купил этот телефон, купил вам дом, заботится о вас постоянно, ваш очень близкий, хороший друг, покровитель.

(00:05:06)

Этот покровитель обращается к вам и спрашивает: «Ты не мог бы дать мне свой телефон?» – «Да, конечно, дорогой, возьми, пожалуйста». Внешне вы делаете то же самое, вы протягиваете телефон, но ваше настроение совершенно другое.

А теперь представьте, что вы в пустой комнате, и вы протягиваете этот телефон в пустоту и говорите: «Пустота, прими этот телефон». В каком настроении вы будете это делать? Как-то странно очень, никаких чувств у меня нет, это какая-то формальность просто. Так ведь?

И на этих трех примерах вы можете видеть, что внешне человек делает одно и то же: то, что принадлежит ему, отдает другому. Но делает это в разных настроениях. Поэтому, в зависимости от того, кому я посвящаю свою деятельность, у меня будет разное настроение. И в зависимости от этого моя деятельность может быть в сознании Кришны, может быть деятельностью, не приводящей к последствиям. А может быть просто кармической деятельностью.

Поэтому очень хорошо надо понимать, кто такой Господь, каков Его характер, почему Он действует, в каком настроении Он действует. Зная всё это, мы можем правильным образом посвящать свою деятельность Ему.

Обзор 4-й главы

Давайте обратимся к Руководству и посмотрим логику этой главы.

Четвертая глава «Бхагавад-гиты» состоит из четырех разделов.

Раздел 1 (1-15) Трансцендентное знание

Первый раздел, первые 15 стихов описывают как раз это трансцендентное знание, или божественное знание.

Вы видите на иллюстрации в этом темном мире мир кармы, все погружены в наслаждение чувств, но Кришна и преданные отличаются от всех остальных, потому что у них другое сознание. Кришна действует из любви к своему преданному, и преданный действует из любви к Кришне, в ответ – естественным образом, то есть любовь порождает любовь. И так как преданный знает, почему Кришна действует, почему Он приходит в этот мир, почему Он рождается, почему Он что-то делает, то, зная мотивы Господа, это воодушевляет преданного, он действует точно в таком же сознании, тоже без привязанности к плодам, из уважения и любви к Кришне.

Так как Кришна действует без привязанности к плодам, то есть Он не ради чувственного наслаждения приходит сюда, а из любви к своим преданным, то и преданный, вдохновленный таким сознанием Самого Господа, действует точно таким же образом.

И здесь на иллюстрации вы видите, что и Кришна, и преданные сияют, они действуют на трансцендентном уровне, и карма не порабощает их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.120.95 (0.034 с.)