Раздел І. Показатель развития общества: экология, биоресурсы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел І. Показатель развития общества: экология, биоресурсы



I четверть.

Раздел І. Показатель развития общества: экология, биоресурсы

Урок № 1

Тема урока:   Земля – наш общий дом

Цель: на этом уроке вы будете  понимать скрытый смысл текстов, определяя позицию автора; формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы

              Природа – дом, в котором живет человек.

Д. Лихачев

1. Просмотрите видеоролик «Факты. Экология в Казахстане», пройдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=iAiTHXXnxlM

2. Ответьте на вопросы:

– Что такое экология?  Какие экологические проблемы есть у нас в Казахстане? Как вы считаете мы с вами можем решить эти экологические проблемы?

 

Задания

Упр. 1, стр. 6. Прочитайте цитаты на стр. 6. Какая общая мысль их объединяет? Как можно сформулировать тему этих высказываний?

Упр. 2, стр. 7. Выберите две понравившиеся вам цитаты и заполните «Трехчастный дневник».

Цитата (слово, фраза) Комментарий Вопросы учителю
       

Упр. 3, стр. 7. Ознакомьтесь с фрагментом преамбулы из «Хартии Земли» (2000). Как вы думаете, с какой целью создан этот правовой документ? В каком из приведенных лексических значений употреблено слово мир: «вселенная», «отсутствие войны»? Каким термином обозначается данное лексикологическое понятие: синоним, антоним или омоним? Выпишите выделенные слова и определите способ их образования.

Формативная работа.

Упр. 4, стр. 8. Найдите в тексте преамбулы «Хартии Земли» ключевое предложение и запишите его. Определите его вид: простое предложение, простое осложнённое или сложное (ССП, СПП, БСП). Используйте алгоритм анализа предложения в «Вашем помощнике» (с. 200–202).

Задание для обратной связи.

Упр. 8, стр. 11. Прочитайте стихотворение. Сформулируйте его основную мысль. Составьте словесный картинный план стихотворения: поделите текст на отдельные

картины-эпизоды, озаглавьте их цитатами из стихотворения.

Упр. 10, стр. 12.  «Ассоциативный куст». Запишите вокруг слова экология все возможные ассоциации, обозначая стрелками смысловые связи.                                                                                              В ыполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                          

I четверть.

Раздел І. Показатель развития общества: экология, биоресурсы

Урок № 2

Тема урока:   Научный стиль

 

Цель: на этом уроке вы ознакомитесь со сферой употребления научного стиля, подстилями и их жанрами; научитесь разграничивать стили речи, давать развёрнутые определения лингвистических терминов, составлять учебно-научный текст на заданную тему.

  Наука – самое важное, самое прекрасное

и нужное в жизни человека...

А.П. Чехов  

Стили речи – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения. Функция научного стиля (НС) – доказательное изложение научной информации. Характерными особенностями научного стиля являются точность, логичность, отвлечённость, обобщённость. В НС выделяют следующие подстили: собственно научный (монография, диссертация, научная статья, доклад; научно-информативный (реферат, аннотация, конспект,

тезисы); научно-справочный (словарь, справочник); научно-популярный (лекция научно-популярного характера, статья в периодическом издании); учебно-научный (учебник,

устный ответ, объяснение)

1. Рассмотрите опорную схему на стр. 13.  В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи. В какой речевой ситуации используются разговорный стиль? А художественный? Когда мы пользуемся официально-деловым?

2. Посмотрите видео-презентацию «Научный стиль: языковые средства и стилевые черты», пройдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=tdrYlkGb9-Y

Задания

1. Рассмотрите таблицу «Стили речи». Распределите данные жанры по соответствующим графам.

Разговорный  Научный Официально-деловой Публицистический Художественный
           

 

2. Составьте опорную схему «Подстили научного стиля».

 

Формативная работа.

Упр. 4, стр. 14. Прочитайте тексты. Назовите источники, из которых они взяты. Какую информацию вы получили из содержания 1-го и 2-го текстов. К какому подстилю они относятся? Обоснуйте свой ответ.

Упр. 9, стр. 17. Творческий диктант. По данным терминам определите отрасль научного знания. Дайте устное определение любым 2-3 терминам.

Задание для обратной связи.

Подготовьте письменное сообщение на тему «Подстили научного стиля», используя составленную опорную схему.

В ыполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы                                                                                                                                          

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                           

I четверть.

Урок № 3

Тема урока: Лексика научного стиля

Цель: на этом уроке вы ознакомитесь с языковыми особенностями научного стиля; научитесь определять лексические, морфологические и синтаксические признаки научных текстов; анализировать и создавать тексты научного стиля (статью).

 

                                                                                                                                     Нужные слова в нужном месте –

вот подлинное определение стиля.

                                                                                                                                    Д ж о н а т а н С в и ф т

Лексику научного стиля составляют т е р м и н ы (узкоспециальные слова, характерные для конкретной научной области): кульминация (литературоведение), экосфера (экология),

кардиограмма (медицина); о бще н а у ч н ы е слова (слова, используемые в научных текстах всех областей знания): система, функция, процесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться; о б щ е у п о т р е б и т е л ь н ы е слова (слова, используемые независимо от стиля речи): вода, далёкий, делать, первый.

                   

Задания

Упр. 1, стр. 20. Распределите данные слова в три ряда: 1) общеупотребительные, 2) общенаучные, 3) термины. Дайте устно развернутые определения грамматическим терминам.

 

Упр. 2, стр. 20. Прочитайте текст. Определите его тему и количество микротем. Подберите заголовок, найдите введение и укажите основную часть текста. Скажите, для кого он предназначен. К какому подстилю относится?

Работа в группах.

Разделитесь на три группы. Выявите в прочитанном тексте языковые особенности научного стиля. Дополните таблицу примерами из текста.

 

Формативная работа.

Упр. 4, стр. 22. Прочитайте выразительно отрывок из книги Г. Троепольского «Белый Бим, Черное ухо», выделяя голосом слова с логическим ударением. Вспомните, о чем это произведение? Объясните правописание выделенного наречия, опираясь на орфографический минимум в «Вашем помощнике». Какой стиль вы использовали при ответе?

 

Задание для обратной связи.

Напишите мини-статью о значении, происхождении и употреблении терминов информатика, биология, орфография, орфоэпия. Какие источники информации вы использовали? Оформите их в виде списка использованной литературы в конце статьи.

В ыполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы                                                                                                                                          

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                           

I четверть.

Урок № 4

Тема урока: Это не должно повториться

 

Цель: на этом уроке вы научитесь понимать общенаучную и узкоспециальную лексику социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер; формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы;  использовать прилагательные и страдательные причастия в краткой форме;

   Мы не имеем права безропотно ждать конца света!

Мы привыкли бороться за мир во всём мире.

Теперь мы поняли, что бороться за мир надо каждому на своей земле.

О. О. С у л е й м е н о в 

          

О чём вам говорит сложносокращённое слово СИЯП?  Знаете ли вы, что оно означает?

                 

Задания

Упр.1, стр. 24. Прочитайте отрывок из произведения казахстанского поэта В. Кобрина «Исповедь «атомных солдат». О какой трагедии идет речь? Почему поэт называет солдат «атомными»? Укажите стиль.

Упр. 2, стр. 25. Выпишите из текста стихотворения страдательные причастия в краткой форме. Объясните написание -н- в них. От каких полных форм причастий они образованы?                        О б р а з е ц: ослепить – ослепленный – ослеплена                                                                                              Упр. 3, стр. 25. Ознакомьтесь с ключевыми понятиями к статье (авторы: А. Коновалов, И. Ахметова). Определите ее тему, опираясь на данные слова и словосочетания.                                                Семипалатинский испытательный ядерный полигон, ядерное оружие, ядерный взрыв, экология, здоровье населения, последствие от ядерных испытаний.                                                                           Упр. 4, стр. 25. Прочитайте данную статью (в сокращении) сначала целиком, затем по абзацам, выделяя в каждом из них главную мысль. Составьте вопросный план (в форме вопросительных предложений).

Работа в группах.

Разделитесь на три группы. Выявите в прочитанном тексте языковые особенности научного стиля. Дополните таблицу примерами из текста.

 

Формативная работа.

Упр. 5, стр. 26. Выпишите из текста статьи общеупотребительные, общенаучные слова и термины в начальной форме. Заполните данную таблицу 5–7 предложениями.

Упр. 6, стр. 26. Образуйте от данных глаголов и запишите полные и краткие формы страдательных причастий. Поставьте в них ударение и подчеркните орфограммы.

Задание для обратной связи.

Упр. 7, стр. 27. Выразительно прочитайте воззвание  «Невада –Семипалатинск». Укажите стиль. Составьте кластер к слову СИЯП.

В ыполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                           

I четверть.

Урок № 5

Тема урока: Слово Роллана Сейсенбаева

Цель: на этом уроке вы познакомитесь с творчеством Р.Ш. Сейсенбаева; будете составлять тезисы, анализировать статью, высказывать свою позицию.

 

  Писатель – то дерево, которое отталкивается от почвы.                                                                                                    И. Б р о д с к и й

Роллан Шакенович Сейсенбаев – известный казахский писатель, драматург, переводчик, пишет на родном и русском языках. Его первая книга рассказов «Последний снег» на русском языке вышла в Москве в издательстве «Молодая гвардия» в 1978 году с предисловием русского писателя Даниила Гранина, который писал: «…Насколько я могу судить, проза Р. Сейсенбаева глубоко национальна, в его произведениях живут и действуют герои-казахи, со всеми особенностями национального характера, их труда, традиций. Во всяком случае, в том, надеюсь, долгом и счастливом пути, который предстоит в литературе Роллану Сейсенбаеву, ему не придётся стыдиться этой книги, наоборот, думаю, что, как бы ни рос талант автора, гражданский запал, честность и нравственная чистота этой книги будут оставаться той нормой, тем уровнем, по которому писатель сможет всегда сверять смысл своей литературной работы».

 

Как вы думаете, какое отношение к творчеству Р. Сейсенбаева имеют такие понятия, как СИЯП, атомная бомба, ядерное оружие, лучевая болезнь, «Международный клуб Абая», международный литературный журнал «Аманат»?

 

Задания

 

1. Прочитайте вступительную статью на стр. 30-31.

2. Упр.1, стр. 32. Составьте тезисы к вступительной статье. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается его основная мысль. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они даны в тексте, и пронумеруйте их.

 

Формативная работа.

Упр. 2, стр. 32. Ознакомьтесь с высказываниями о Р. Сейсенбаеве.

Упр. 3, стр. 33. Выразительно прочитайте высказывание Р. Сейсенбаева, выделяя голосом слова с логическим ударением. Найдите в тексте ключевые понятия и заполните «Таблицу-синтез». Упр.4, стр. 34. Прочитайте статью казахстанского общественного деятеля, культуролога Мурата Мухтаровича Ауэзова (в сокращении). Определите, тема или основная мысль выражена в заглавии. Как вы понимаете смысл последнего абзаца? Почему существительное Слово написано с прописной буквы? Определите стиль текста. Какой тип речи является ведущим: повествование, описание, рассуждение?

 

Задание для обратной связи.

Упр. 5, стр. 35. «Ассоциативный куст». Напишите слова-ассоциации к любому из данных существительных: слово, традиция, народ, жизнь.

В ыполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы                                                                                                                                          

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                               

I четверть.

Урок № 6

Тема урока:   Роллан Сейсенбаев. «День, когда рухнул мир» (1-й час)

Цель: на этом уроке вы ознакомитесь с различными видами повествования автора для изображения действительности: разговор во сне с отцом, которого уже нет в живых; воспоминания детства; описание катастрофического разрушения природного и человеческого мира.

Природу нужно любить, но не надо её покорять и подчинять.

Это невозможно. Природа жестоко мстит человеку

за вмешательство.

Р. С е й с е н б а е в

Прочитайте в хрестоматии рассказ Р. Сейсенбаева «Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир», посвященное жертвам ядерных испытаний и экологических катастроф. Как вы думаете, почему рассказ имеет двойное название?

 

Задания

 

1. Упр. 1, 2, стр. 36-37. «Верно – неверно – нет информации». Проверьте себя, кто из вас внимательный читатель.  Распределите данные вопросы на «тонкие» и «толстые».

3. Упр. 3, стр. 38. Прочитайте еще раз отрывок из рассказа, выделяя интонацией слова, отражающие эмоциональное состояние героя.

 

Формативная работа.

Упр.4, стр. 39. Определите значение существительного гриб в следующих предложениях: «Я видел, высунувшись из-под кошмы, – огромный гриб заполонил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимо буйным соцветьем красок», «Огненный гриб тяжело поднимался». В каком значении – прямом или переносном – употреблено это слово? Обоснуйте свой ответ.

Упр. 5, стр. 39. Выпишите из текста прочитанного отрывка глаголы и причастия, которые

использует автор для описания земли как живого организма, страдающего от ядерного взрыва.

Задание для обратной связи.

Упр. 6, стр. 40. Подумайте, какая роль отведена цвету, звукам и действию. Заполните сравнительную «Таблицу – описание», опираясь на прочитанный отрывок из рассказа. Каким настроением, чувством проникнуто это слияние красок, звуков, действий?

 

Краски  Звуки Движение
«буйным соцветьем красок» «стонали горы» «покачнулась земля», «содрогнулась земля»

 

Упр. 7. Какие художественно-изобразительные средства использовал автор в произведении? Заполните таблицу.

 

Художественно-изобразительные средства Примеры из отрывка рассказа
Сравнение  
Олицетворение  
Эпитет  
Метафора  

 

В ыполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы                                                                                                                                          

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                           

I четверть.

Урок № 7

Тема урока: Роллан Сейсенбаев. «День, когда рухнул мир» (2-й час)

Цель: на этом уроке вы будете строить устное рассуждение с опорой на текст произведения; анализировать художественно-изобразительные средства, с помощью которых автор передаёт свои мысли о бездушном отношении человека к природе; об испытании атомного оружия и его последствиях.

 

Прочитайте в хрестоматии эпизод «У подножья Чингистау: одинокая юрта чабана».

 

Задания  

 

1. Упр.8, стр. 40. Составьте денотатный граф (от лат. denoto – обозначаю и греч. – пишу) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия, который составляется сверху вниз), опираясь на схему и данный алгоритм.

Алгоритм составления денотатного графа:

1. Выделите ключевое понятие – ключевое слово (имя существительное) или словосочетание. 2. Подберите несколько глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки.

3. Найдите существенные признаки ключевого понятия, подобрав к выбранным глаголам подходящие по смыслу существительные или словосочетания.

4. Проверьте смысловые связи любого слова графа с ключевым словом или словосочетанием.

 

Формативная работа.

Упр. 9, стр. 42. Познакомьтесь с диамантой, составленной к одному из эпизодов рассказа Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир». Определите, к какому фрагменту она составлена? Какую из данных строк вы можете дополнить?

Упр. 10, стр. 42. Найдите в рассказе Роллана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир» детали, которые свидетельствуют о следах экологической катастрофы. Составьте диаманту к словам земля – пепел.

Упр. 11, стр. 42. Составьте план произведения, в котором постарайтесь отразить основные структурные части композиции рассказа. Озаглавьте пункты плана, используя авторский текст.

 

Задание для обратной связи.

Упр. 12, стр. 42. Литературный диктант.

1. Поводом для написания рассказа «День, когда рухнул мир» послужил(и) …

2. Повествование ведётся от имени …

3. Герои произведения …

4. Эпизод, который особенно запомнился: …

5. В этом рассказе утверждается мысль о …

           

В ыполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы                                                                                                                                          

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                           

IV четверть.

Урок № 8

Тема урока:   Эссе «Природу нужно любить, но не надо её покорять и подчинять...»                                 (Р. Сейсенбаев)

Цель: на этом уроке вы будете писать эссе, выражая  свою авторскую позицию

  

1. Прочитайте цитаты, постарайтесь вникнуть в их смысл.

 

«Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях»

Александр Радищев

«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром»

Александр Герцен

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»

Фрэнсис Бэкон                                                      

«Бог хитер, но не злонамерен. Природа скрывает свои секреты за счет присущей ей высоты, а не путем уловок»

Альберт Эйнштейн

«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин»

Федор Достоевский

«Быть может, Бог и сотворил пустыню для того, чтобы человек улыбался деревьям»

Пауло Коэльо

Задания

1. Ответьте на вопросы.

– Как вы считаете, почему надо беречь природу?

– Что вы знаете об экологическом состоянии нашей страны?

– Назовите основные проблемы нашей экологии.

2. Выскажите свое мнение, используя ПОПС-формулу.

 

Формативная работа.

 

1. Напишите эссе по теме «Природу нужно любить, но не надо ее покорять и подчинять…»     

 

Подумайте и скажите:

Как вы думаете, как относился автор этих строк к экологической проблеме своей страны?

Какие произведения Р. Сейсенбаева вы знаете?

Какие темы раскрывал автор данных строк в своих произведениях?

Речевые клише:                                                                                                                                                   – для передачи чужого мнения: некоторые считают, что…; есть мнение, что…; часто можно услышать, что…                                                                                                                                                – для передачи своих мыслей: но я думаю, но мне кажется, по-моему, я не согласен с этим

 

Задание для обратной связи.

Напишите эссе, раскрыв смысл эпиграфа к данному уроку.

В ыполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы   

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                           

IV четверть.

Урок № 9

Тема урока: Летопись современности. Суммативное оценивание за раздел

Цель: на этом уроке вы ознакомитесь с основными особенностями и жанрами публицистического стиля; прокомментируете отдельные положения «Экологического манифеста»; выскажете свою точку зрения относительно его содержания и стиля.

 

Гений человечества должен служить только людям,

их процветанию. Зелёный свет всему, что сберегает ресурсы жизни.

Н. Ф. Р е й м е р с

 

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете его смысл?

 

Гений человечества должен служить только людям, их процветанию. Зеленый свет всему, что сберегает ресурсы жизни. Н.Ф. Реймерс Какие ассоциации у вас вызывает слово манифест?

 

Просмотрите видеопрезентацию «Публицистический стиль», по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=lnFs5GvXwB

 

Задания

 

1. Упр. 1, стр. 45. Ознакомьтесь со словарной статьей существительного манифест из «Словаря иностранных слов». Относится ли это слово к общественно-политической лексике? Обоснуйте свой ответ.

Манифест, -а, м. (нем. manifest – призыв). Воззвание, обращение, декларация политической партии, общественной организации или высшего органа государственной власти, имеющие программный характер. * Манифестация. Манифестант. Манифестировать.

2. Упр. 2, стр. 45. Послушайте и прокомментируйте высказывания известного российского ученого-зоолога, эколога Николая Федоровича Реймерса.

3. Упр. 3, стр. 45. Сопоставьте слова с их лексическим значением. Выберите нужное толкование слов.

 

Формативная работа.

 

1. Упр. 4, стр. 46. Выразительно прочитайте вступительную часть «Экологического манифеста». Почему выделенные нарицательные существительные пишутся с прописной буквы? Обоснуйте свой ответ.

2. Упр. 5, стр. 47. Какие средства публицистического стиля использованы в тексте манифеста? Какова их роль? Выпишите наречие с не- и объясните его написание, используя орфографический минимум из «Вашего помощника». Приведите примеры слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е.

 

Задание для обратной связи.

Упр. 10, стр. 49. Составьте два кластера со словами природа и защита                                               В ыполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы                                                                                                                                          

 

 Примерные задания суммативного оценивания за раздел                                                «Показатель развития общества: экология, биоресурсы»

Цель обучения

Г.11.2.2 пересказывать тексты, адаптируя содержание для определенной целевой аудитории с использованием средств для привлечения внимания;

Ч.11.3.1 понимать скрытый смысл текстов, определяя позицию автора; реплики и предоставляя обратную связь

Критерии оценивания   Обучающийся

Определяет основное содержание текста

Выделяет лексические и грамматические единицы в тексте

Вступает в диалог, правильно понимает и употребляет реплики

Предоставляет обратную связь

Время выполнения 20 минут

Чтение

Задания

Транскрипт

Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где проводились ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский полигон Лоб-Нор. Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торием, причем хранилище отходов находится в городской черте Усть-Каменогорска. В республике имеются всего три могильника для ядерных отходов и все они располагаются в водоносном слое. Добыча урановой руды проводилась без рекультивации земли, только в 1990–1991 гг. в Мойынкумский район Жамбылской области было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных пород, всего же здесь накопилось до 3 млн. тонн загрязненных отходов.

Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что одним из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне.

Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее серьезных экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению и истощению естественных водных источников. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амударьи и Сырдарьи. Если в 60-х годах море содержало 1066 км3 воды, то в конце 80-х его объем составил всего 450 км3, соленость воды увеличилась с 11–12 г/л до 26–27 г/л, что привело к гибели многих видов морских животных и рыб. Уровень моря упал на 13 метров, обнажившееся морское дно превратилось в соляную пустыню. Ежегодные пыльные бури разносят соль на огромные территории Евразии. На прилегающих землях уровень соленых грунтовых вод поднялся до 1,5–2 метров, что привело к падению плодородия поливных земель в Приаралье. Уменьшение зеркала моря повлекло за собой изменение направления ветров и климатических характеристик региона.

Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровень которого за 10–15 лет снизился на 2,8–3 метра. В то же время продолжается подъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушении залива Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные участки прибрежных районов, пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки.

Зыряновский свинцовый и Лениногорский полиметаллический комбинаты стали причиной загрязнения Иртыша, в который только в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных, 2 139 тонн органических веществ, 263 тонны нефтепродуктов. Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урала.

В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Более 69,7 млн га земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах.

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/429

Вопросы:

1. О чем говорится в тексте?

А) об особенностях природы

В) о проблемах экологии

С) об улучшение экологии

2. Что означает выражение «ждать у моря погоды»

А) отдыхать

В) работать

С) бездействовать

3. Укажите синоним к слову «загрязнение» А) засорение

В) очищение

С) улучшение

4. В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики …

Эта информация …

А) не соответствует тексту

В) отсутствует в тексте

С) соответствует тексту

Говорение

2. Используя, основную мысль прочитанного текста, подготовьте план данного текста для пересказа. Кратко перескажите текст. Время на подготовку – 5 минут.

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                          

I четверть.

Урок № 10

Тема урока: Мир наших интересов

Цель: на этом уроке вы узнаете, что понятие свободное время является социально-исторической категорией, объём, структура и содержание которой зависят от общего уровня развития общества; научитесь определять структурные, лексические и грамматические особенности публицистического стиля; создавать развёрнутое монологическое высказывание для публичного выступления.                                                                                

Мудрое распределение времени е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.1.82 (0.21 с.)