Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 43 Научная картина мира и ее эволюция.
Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) науч. картина мира; в) философ. основания научного поиска. Различают общенауч., естественнонауч., социально-науч. и специал. (частную, локальную) картины мира. Основными компонентами картины мира являются представления о фундамент. объектах, о типологии объектов, их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. Науч. картина мира – развив-еся образование, о чем свидетельствует, например, смена воззрений о материи. В процессе развития теорет. знания науч. картина мира выполняет ряд функций: эвристические, систематизирующие и мировоззренческие. Науч. картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, функц-т как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач научного поиска и выбор средств их решения. Развитие соврем. науч. картины мира выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на историч. вызов, стоящий перед соврем. цивилизацией. Общекульт. смысл картины мира определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий чел-ства, поиска новых путей развития. Соврем. научное мышление во все возрастающей степени концентрируется на задачах прогноза, безопасности, противодействия деструктивным тенденциям, сохранения и укрепления жизнестойкости самоорганизующейся системы в единстве ее биологических и социальных составляющих. Науч. картина мира менялась под влиянием диалектической логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относит-ти и квантовой механики (начало ХХ в.), общей теории систем и теор-кой кибернетики, теории хаоса (с середины ХХ в.). В построении совр-й научной картины мира важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, квантовая химия, генетика, синергетика, теория биол-й эволюции и развитие - концепции биосферы и ноосферы. В соврем. эпоху осущ-ся новые радикал. изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобал. науч. революции, в ходе кот-й рождается постнеклассич. наука. Индустр. общ-во было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустр. базируется на интеллек. технологии, информации и знаниях. Если на классич. этапе науки осваивались преимущ-но малые системы, на неклассич. – сложн. саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассич. рациональность проявл-ся при переходе к исследованию слож. исторически развивающихся систем. Такие сис-мы хар-ся открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооператив. эффектами, принцип. необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Человеч. действие не явл-ся внешним, а как бы включается в систему. Перед человеком постоянно возникает проблема выбора некот. линии развития из множества возмож. путей изменения сис-мы.
В работах И.Пригожина (бельгийского ученого и философа русс. происхождения), Джеффри Чу и других вырабатывается нов. понимание эволюции. За Вселенной признается первич. динамичес. неопред-ть, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания человеч. разума, их не надо путать с самой реаль-ю, кот. в след. момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассич. наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность так и «субъект» познания, ибо совершенст-ся познават. способ-сти человека. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каж. историч. этапе та или иная господствующая область знаний определяется соц. запросом и мат-но-технич. уровнем развития цивилизации.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.005 с.) |