Учебно-методический комплекс. Кафедра гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Кафедра гуманитарных наук



Кафедра гуманитарных наук

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 ДИСЦИПЛИНЫ

 

Логика

 

Специальность:

Юриспруденция

 

 

Г. Москва

Г.


                                                                                                                                       

Кафедра гуманитарных наук

Учебно-методический комплекс дисциплины

ЛОГИКА

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСа по специальности)………………………………………………………………3

2. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

2.1. Рабочая программа дисциплины………………………………………….4

2.2. Карта обеспеченности дисциплины учебной литературой……………..13

2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий всоответствии с рабочей программой:

2.3.1. Методические рекомендации к семинарам…………………………….14

2.3.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов..29

2.3.3. Примерные темы для подготовки рефератов и докладов……………..40

2.4. Методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

2.4.1. Материалы для текущего контроля знаний студентов……………….44

2.4.2. Перечень вопросов к экзамену…………………………………………………………………………………..56

 

 

 

г. Москва

2009 г.

 

 


 

 

Требования Государственного образовательного стандарта

 

ГСЭ Ф.06 Логика.

Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятия. Определение и классификация. Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория

 


 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

 профессионального образования

«Московская государственная академия водного транспорта»

 

Кафедра гуманитарных наук

Учебно-методический комплекс дисциплины ЛОГИКА

                                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Проректор МГАВТ

«____»_______________2009 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине ЛОГИКА

Специальность 030501 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Факультет ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Курс обучения 1 (4)

Семестр 1 (7)

 

Всего часов по учебному плану: 51/51

В том числе по видам учебной работы и формам обучения:

 

Лекции 34 / 12

Практические занятия 17 / 6

Индивидуальные занятия-

Самостоятельная работа-

 

Форма итогового контроля знаний                                                              семестр

 

Зачет                                                                                                                    -

Экзамен                                                                                                               1 (7)

 

 

Москва

Г.


Общие положения.

Целью курса "Логика" является воспитание современного специалиста, человека и гражданина, обладающего широким кругозором, теоретически оформленным мировоззрением, способностью критически осмысливать окружающую действительность, творчески подходить к решению общественных задач, к поиску научной истины.

Основными задачами курса ставится овладение студентом знаниями о процессе рационального мышления, умением аргументировано представлять свою точку зрения, знать технику работы с понятиями, суждениями и умозаключениями и иметь практические навыки применения знаний при решении профессиональных задач.

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины.

Выпускник должен в области логики:

- иметь представление о роли логики в юриспруденции;

- иметь представление о формах мышления и законах логики;

- уметь правильно использовать в практике логику вопросов и ответов;

- владеть приемами доказательства и опровержения;

- уметь выдвигать гипотезы (судебно-следственные версии);

- иметь представление о логике норм и оценок.

3. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам дисциплины.

 

3.1. Лекционные занятия

 

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

  очная заочная
1.   Предмет и задачи формальной логики. Логика и язык права. 2

4

2.   Понятие как форма мышления 6
3.   Суждение как форма мышления. 6
4.   Дедуктивные умозаключения 6

4

5.   Недедуктивные умозаключения 4
6.   Логические основы теории аргументации. Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория. 4
7.   Стратегия и тактика спора. Вопросно-ответные ситуации. 4
8.   Современная символическая логика и ее применение в юриспруденции. Суждение и норма. 2 4
  Всего   34 12

Семинары

Наименование занятия

Номер темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная заочная
1. Предмет и задачи формальной логики. Логика и язык права. № 1. 1

2

2. Понятие как форма мышления № 2. 2
3. Понятия и операции с ними. № 2. 2

3

4. Суждения как форма мысли. № 3 2
5. Сложные суждения № 3 2
6. Дедуктивные умозаключения. № 4 4
7. Опосредованные дедуктивные умозаключения. Недедуктивные умозаключения. № 4, №5. 2

1

8. Основы теории аргументации № 6, №7, №8. 2
  ВСЕГО   17 6

 

 

Требования к обязательному минимуму содержания программ

 

Дополнительная

2. Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

3. Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. Методические указания. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

 

 


 

 

Кафедра гуманитарных наук

Учебно-методический комплекс дисциплины Логика

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРАМ

Семинар 1.

Семинар 2.

Семинар 3.

Семинар 4.

Тема: Сложные суждения.

Продолжительность 2 часа

1. Сложные суждения. Интерпретация логических союзов при помощи таблиц истинности.

2. Отношения между сложными суждениями: эквивалентность, частичная совместимость, логическое следование, противоречие, противоположность.

3. Закон тождества и закон запрещения противоречия.

4. Закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

 

При подготовке первого вопроса сначала вспомните, что такое сложные суждения. Затем, познакомьтесь с логическими союзами. Научитесь строить таблицу истинности с произвольным количеством переменных. Внимательно проанализируйте и выпишите базовую интерпретацию логических союзов.

Содержанием второго вопроса является отношения между сложными суждениями. Изучите технику определения отношения эквивалентности, частичной совместимости, логического следования, противоположности и противоречия между сложными суждениями.

Третий и четвертый вопросы посвящены основным законам логики. Дайте общее определение закона логики как тождественно-истинной формулы. Изучите особенности применения основных законов логики для понятий и суждений. Раскройте смысл закона (принципа) достаточного основания.

 

 

Литература

Основная

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 4, § 3, 4. Гл. 1, § 3

 

Дополнительная

1. Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

2. Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

3. Ивин А.А. Логика для юристов: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. Гл. 5.

 

Семинар 6.

Семинар 7.

Семинар 8.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТОВ

Введение

 

Данные методические указания составлены для помощи студентам, изучающим формальную логику и испытывающим затруднения при решении практических задач.

Методические указания состоят из трех разделов, соответствующих учению о понятии, учению о суждении и учению об умозаключении.

В данные указания вошли не все типы задач, обычно применяемые на семинарских занятиях и на экзаменах, а только те, которые наиболее часто встречают затруднения у студентов.

Обращаем внимание на то, что данные Методические указания ни в коей мере не заменяют учебное пособие или словарь по логике. Напротив, обращаться к Указаниям имеет смысл только тогда, когда вы усвоили основное содержание темы по учебнику или конспекту лекций.

Таким образом, сначала следует внимательно изучить теорию вопроса, изучить образцы решения задач, приведенные в учебнике и конспектах лекций, и только потом переходить к Методическим указаниям.

 


Раздел 1. Понятие.

 

Цель занятия: обучить студентов технике работы с понятиями, дать представление об обобщении и ограничении, определении и делении понятий.

Основные понятия: имя, понятие, смысл имени, объем понятия, содержание понятия, деление понятия, определение понятия, классификация понятий, обобщение понятий ограничение понятий.

 

План работы:

Понятие – это форма мысли, в которой обобщаются признаки какого-либо множества (вещи или явления) и выделяются по отличительному для них признаку.

В теме «Понятие» исследуются следующие операции:

1.Обобщение и ограничение понятия.

2.Установление отношений между понятиями при помощи кругов Эйлера.

3.Определение понятий.

4.Деление понятий.

 

Для того чтобы правильно решать задачи этого раздела, запомните, что понятие имеет две основных характеристики: объем,  то есть множество (класс) предметов, относящихся к понятию, и содержание,  то есть совокупность признаков (существенных или не существенных), отличающих данное множество от других..

 

Определение понятий

А) Сначала необходимо вспомнить, что такое определение. Определение – это логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия путем перечисления входящих него признаков.

Б) Вспомним далее, что теория определения считает, что идеальное определение имеет вид дефиниции, в которой объем определяемого понятия равен объему определяющего понятия.

В) Наконец, вспоминаем правила определения. (1.Правило соразмерности; 2.Правило запрета круга; 3.Правило неотрицательности; 4.Правило ясности.)

 

Вопросы и упражнения:

1. Укажите вид определений: "Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами". "Термин "юридический" означает "относящийся к правоведению, правовой".

2. Проверьте правильность определения: "Попугай – это тропическая птичка с ярким и пестрым оперением".

 

Деление понятий.

Деление – это логическая операция, при которой объем некоторого понятия (делимого понятия) распределяется по группам (подмножествам), называемым членами деления, в зависимости от какого-нибудь признака, называемого основанием деления.  Члены деления при этом являются соподчиненными понятиями.

Вопросы и упражнения:

1. Проверьте правильность деления: «Пословицы бывают древними, современными, бытовыми, грубыми».

2. Солнечная система делится на: Меркурий, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

 

Литература

Основная

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 1, 2, 3.

 

Дополнительная

3. Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

4. Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

 

 

Раздел 2. Суждения

Суждение – это форма мысли, в которой некоторой вещи или явлению приписывается или отрицается некоторое свойство.

Суждение может быть истинным или ложным.

Суждения, имеющие структуру S есть (не есть) Р (или A R B), называются простыми. Сложные суждения представляют собой цепочки простых суждений, связанных логическими союзами.

 

Задачи и упражнения этого раздела для простых суждений связаны, как правило, со следующими действиями:

1.Выяснением количества и качества простого суждения.

2.Выяснением распределения терминов в суждении.

3.Выяснением отношений между простыми категорическими суждениями.

Для сложных суждений заданиями, обычно, является:

1.Нахождение эквивалентности сложных суждений.

2.Нахождение логического следования.

3.Формулирование сложного суждения, противоречащего данному.

 

Сложные суждения.

Сложные суждения образуются из простых суждений путем соединения их различными логическими союзами.

Так как нам важно для практических целей, чтобы логические союзы соотносились с союзами естественного (русского) языка, то из множества логических союзов мы будем использовать, конъюнкцию (&), простую (V) и сложную () дизъюнкции, импликацию (), тождество (эквивалентность) («), отрицание (Ø).

Итоговая истинность сложного суждения складывается из двух факторов. Во-первых, она зависит от истинности или ложности входящих в сложное суждение простых суждений, а, во-вторых, от того, какие логические союзы связывают простые суждения.

 

  p q p & q p V q p Ẅ q p → q p «q
  1 2 3 4 5 6 7
1 И И И И Л И И
2 И Л Л И И Л Л
3 Л И Л И И И Л
4 Л Л Л Л Л И И

 

Раздел 3. Умозаключения.

Цель занятия:  дать представление об основных видах умозаключений, обучение способам отличия правильных умозаключений от неправильных, формирование навыка построения аргументации при помощи правильных форм умозаключений.

Основные понятия: дедуктивное умозаключение, индуктивные умозаключения, аналогии, силлогизм, фигура силлогизма, модус силлогизма, энтимема, индукция, аналогия.

 

Напоминаем, что умозаключения делят на две большие группы: дедуктивные умозаключения и недедуктивные умозаключения.

Силлогизма.

 

 

Вопросы и упражнения:

Определите фигуру и модус силлогизмов:

1.«Известно, что П. – поэт. А так как все поэты имеют богатое воображение, то и П. имеет богатое воображение».

2."Все читающие художественные журналы разбираются в литературе. Иванов не читает художественных журналов. Ивонов не разбирается в литературе"

 

Энтимемы.

 

Энтимемами называются такие умозаключения, в которых пропущена одна из посылок или заключение.

Энтимема делает нашу речь более живой и естественной, но она же таит в себе большую опасность, так как пропущенная посылка (особенно посылка) или заключение, которые нам самим следует восстановить, таят в себе возможность ложного вывода.

Встретив энтимему, следует, прежде всего, восстановить ее до полной канонической формы умозаключения, а уже после применять к ней известные правила.

 

Вопросы и упражнения:

Восстановите энтимему до полной формы и проверьте ее.

1. «Дельфины не рыбы, ведь у них нет жабр».

 

2. «Глубокая психологичность пейзажа заставляет нас признать, что эта картина принадлежит классической отечественной художественной традиции».

Литература

Основная

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7.

 

Дополнительная

7. Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

8. Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

 

 

Недедуктивные умозаключения

Напоминаем, что недедуктивные умозаключения делятся на индукции и аналогии.

 

Вопросы и упражнения:

Какой вид недедуктивного умозаключения перед нами, оцените его истинность.

1. Исследуя происхождения цветов радуги, английский философ Роджер Бэкон (1214-1294) установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от удара веслами по воде.

Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.

 

2. Исследуя условные рефлексы, академик И. П. Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты - собаки практически ослепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга - центр образования зрительного рефлекса.

 

3. "...Всякий раз, как я употребляю известный род пищи, я всегда страдаю какой-нибудь определенной болезнью, между тем как если я отказываюсь от этой пищи, то перестаю и болеть."

 

4. Всякий раз при восхождении на горные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно, причиной нарастания кислородного голодания является разреженность воздуха, увеличивающаяся с подъемом на высоту.

 

5. К. А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. "Чтобы доказать это,-писал он,-прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода, и вынесем все на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску; вторые, сколько бы мы их не держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют".

 

5. Сэр Томас Мор...был послан в Кент с поручением исследовать причину засорения гавани в Сэндвиче. Когда к нему пришли местные жители, то среди них оказался один старик, долго живший в этой местности. Думая, что в течении своей долгой жизни он, наверное, видел немало на свете, Мор спросил его, что он может сказать о причине появления песков. "Действительно, сэр,-ответил старик,-я старый человек; я думаю, что Тентерденская колокольня - причина песков. Потому что я стар и помню постройку Тентерденской колокольни; помню и то время, когда колокольни здесь не было совсем. До постройки Тентерденской колокольни никто не говорил о каких-нибудь песках, которые заносили бы гавань; и поэтому мне кажется, что Тентерденская колокольня составляет причину ухудшения и засорения гавани песком".

Литература

Основная

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 8, 9.

 

Дополнительная

9. Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

10. Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.

 

 

Дополнительные материалы для самостоятельной работы студентов

Логика вопросов и ответов.

Цель занятия: познакомить студентов с логикой вопросов и ответов, как необходимой составной части теории аргументации.

Основные понятия: вопрос, ответ, ли-вопрос, что-вопрос, сколько-вопрос, какой-вопрос.

 

План занятия:

Для самостоятельной подготовки к этому вопросу Вам необходимо прочесть соответствующую главу учебного пособия[1].

Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного или базисного знания.

Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.

1.Виды вопросов. Следует обратить внимание на многообразие видов вопросов, которые могут быть:

А. Корректные и некорректные (по правильности или неправильности постановки).

Б. Ли-вопросы, что-вопросы, сколько-вопросы, какой (кто, какие) - вопросы (по их функциям).

В. Простые и сложные (по наличию или отсутствию в структуре других вопросов).

Г. По существу и не по существу обсуждаемой темы.

 

Упражнение

 

Попробуйте определить, какие из перечисленных вопросов являются корректными.

1. Сколько студентов из вашей группы имеют в этом месяце дни рождения?

2. Сколько студентов выпустил факультет Космических исследований Московской государственной академии водного транспорта?

3. Как звали третью жену А.С. Пушкина?

4. Сколько отличных оценок Вы получили при сдаче вступительных экзаменов в МГАВТ?

 

1.1. Правила постановки вопросов [2]. Обратите внимание на то, что при постановке вопроса следует соблюдать следующие правила:

1. Должна быть четко выражена грамматическая форма вопроса.

2. Вопрос должен быть сформулирован корректно.

3. Следует предусмотреть альтернативность ответа на уточняющие вопросы.

4. Вопрос следует формулировать кратко и ясно.

5. Сложный вопрос предпочтительно разбить на простые вопросы.

6. В сложных разделительных вопросах следует перечислить все альтернативы.

7. Вопросы следует отличать от риторических вопросов (последние есть суждения).

8. Желательно формулировать вопрос в позитивной форме.

 

2.Виды ответов так же разнообразны. Они могут быть:

А. Истинными и ложными.

Б. Прямыми и косвенными.

В. Краткими и развернутыми.

Г. Полными и неполными.

Д. Точными и неточными.

 

2.1. Правила выражения ответов [3].

1. Ответ должен быть ясным, однозначным, кратким.

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса.

3. Если вопрос некорректен, то в ответе должно быть указание на некорректность.

4. Недопустимо отвечать вопросом на вопрос.

 

 

Упражнение

Дайте характеристику приведенным ответам.

· -Ты сделал задание по английскому языку?

- Я сделал задание по логике и по математике.

· -Кого считают отцом логики?

- Аристотеля.

· -Кого считают отцом логики?

- Какого-то древнего грека.

· -Подготовил ли ты реферат для сдачи его преподавателю?

- Поверишь, я вчера весь день не вставал из-за стола!

· -Скажите, Вы были вчера у Н.?

- А, собственно говоря, зачем Вам это надо знать?

 

Вопросы к теме «Логика вопросов и ответов»

1. Что представляет собой вопрос?

2. Какие виды вопросов Вы знаете?

3. Каковы правила постановки вопросов?

4. Что такое ответ?

5. Какие виды ответов Вам известны?

6. Каковы основные правила формулировки ответов?

 

Литература

Основная

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 5.

 

Основные понятия модальной логики.

 

Цель занятия: Познакомить студентов с основными понятиями модальной логики.

Основные понятия: модальность, эпистемическая модальность, деонтическая модальность, алетическая модальность

 

План занятия:

1. Понятие модальных понятий, модальных суждений и модальной логики.

2. Эпистемологическая и алетическая модальности.

3. Оценочные модальные суждения и деонтическая модальность.

 

 

1. Модальная логика – это раздел логики, изучающей логические связи модальных высказываний.

Понятие модальных суждений. При подготовке к первому вопросу обратите внимание на общий смысл понятия «модальности». Модальностью суждения называется явно или неявно выраженная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.

Модальные высказывания такие, в которые входят модальные (от лат. modus – мера, образ, способ) понятия, или операторы. Например, это понятия (операторы) «необходимо», «возможно», «невозможно», «обязательно», «запрещено», «безразлично», «лучше» и т.д. Какого либо полного списка модальных понятий нет, они могут выражаться в том или ином контексте различными словами. Модальные понятия конкретизируют качественный характер связи, установленной в высказывании.

Модальный оператор выражается обычно в трех степенях: сильной положительной, слабой, сильно отрицательной.

Истинность модального суждения зависит от истинности того суждения, которое стоит под модальным оператором и от типа модального оператора.

2. Эпистемологическая и алетическая модальности. Посмотрите по толковому словарю, что означают понятия «эпистемологическая модальность»[4] и «алетическая модальность»[5].

Для знакомства с эпистемологической и алетической модальностью используйте приведенную табличку.

 

Операторы Эпистемические модальности Алетические модальности
Сильный положительный Доказано (верифицировано), V. Необходимо, □.
Слабый Проблематично, Р. Возможно, ◊.
Сильный отрицательный Опровергнуто, (фальсифицировано), F. Невозможно, Ø □.

 

2.1. В эпистемологической модальности можно установить следующую связь операторов:

Vp «F Ø p

V Ø p «F p

Pp «Ø Vp & Ø Fp, где «, знак эквивалентности, а р – некоторое суждение.

Изучите вопрос о выражении проблематических суждений в терминах теории вероятности (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2001. С. 97 – 99).

 

Упражнение

1.Покажите, что Vp «ØР Ø p.

2.Покажите, что Ø Vp «F Ø p.

 

 

2.2. В алетической модальности выделяют фактическую модальность и логическую модальность. Фактическая модальность связана с положением дел в природе, в объективной реальности, их истинность или ложность определяется положением дел в действительности. Логическая модальность характеризуется тем, что ее истинность или ложность определяется формой суждения.

Обратите внимание, что между логической и фактической модальностью существуют следующие закономерности:

1. Логическая необходимость влечет фактическую необходимость, но не наоборот.

2. Фактическая возможность влечет логическую возможность, но не наоборот.

3. Логическая невозможность влечет фактическую невозможность, но не наоборот.

Или же в кругах Эйлера:

 

 

A
B
C
D
A -Логически необходимое

B - Фактически необходимое

C - Фактически возможное

D - Логически возможное

 

 

Между высказываниями, содержащими алетические модальности, имеют место следующие соотношения:

□р «Ø◊ Øр.

Ø□р «Ø◊р & Ø◊ Øр.

◊р «Ø□ Øр.

Упражнение

1.Покажите, что если □р → ◊р, где → знак импликации.

2. Покажите, что если □р → р.

3.Оценочные модальные суждения и деонтические модальности. Для подготовки вопроса об оценочных высказываниях и логике оценок рекомендуем Вам дополнительно к учебному пособию Кириллова В.И., Старченко А.А. следующий учебник: Ивин А.А. Логика для юристов. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004., Гл. 7, § 7.3., 7.4., Гл. 8.

 

Опрераторы Оценочная модальность Деонтическая модальность
Сильный положительный Хорошо Обязывание (O)
Слабый Безразлично Разрешение (P)
Сильный отрицательный Плохо Запрещение (F)

 

3.1.Оценочное высказывание – это высказывание, устанавливающее абсолютную или относительную ценность какого-то объекта. Ценность же можно определить как представление субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект.

Оценочное высказывание включает следующие части:

субъект оценки – лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту:

предмет оценки – объект, которому приписывают ценность, или же объекты, ценности которых сопоставляются:

характер оценки – указание на то, является ли оценка абсолютной или относительной, оценивается ли объект положительно или отрицательно:

основание оценки – позиция, с точки зрения которой происходит оценка.[6]

Модальности оценок включают в себя такие понятия (операторы) как «хорошо», «плохо», «безразлично», «лучше», «хуже».

Логика оценок оценивает логическую структуру и логические связи оценочных высказываний.

Например, в логике абсолютных оценок можно выделить следующие необходимые связи (законы).

«Ничто не может быть хорошим и плохим одновременно, с одной и той же точки зрения».

«Ничто не может быть вместе и хорошим, и безразличным».

«Невозможно быть и плохим, и безразличным».

Из логики сравнительных оценок отметьте следующие связи (законы):

«Ничто не может быть лучше самого себя».

«Ничто не может быть хуже самого себя»

«Если одно лучше другого, то второе хуже первого».

Для дальнейшего понимания изучаемого вопроса проанализируйте принцип транзитивности для логики оценок[7].

3.2. Деонтическая модальность – это выраженная в суждении просьба, приказ, совет, предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям[8].

Среди предписаний можно выделить нормативные предписания, включающие в себя нормы права. Элементами нормы правы являются:

1. авторитет;

2. адресат;

3. диспозиция;

4. деонтическая характеристика нормы;

5. санкция.

При помощи толкового словаря определите значение указанных выше терминов и запишите их в тетрадь.

Рассмотрите и проанализируйте некоторые отношения деонтической модальности:

O(d) «F(Ø d).

Ø F(d) «P (d).

P(d) «Ø O(d) & Ø F(d).

Упражнение

1.Покажите, что: Ø O(d) «P(Ø d).

 2.Покажите, что: O(d) «F(Ø d).

Далее, познакомьтесь и проработайте материал, связанный с пониманием «рационально построенной нормативно-правовой системы»[9].

Рационально построенная правовая система должна быть:

1. непротиворечивой;

2. сбалансированной;

3. полной.

 

Упражнения

1. К каким модальностям относятся перечисленные высказывания.

· Возможно, что инопланетяне существуют.

· Из высказывания «Елена – сестра Петра» следует высказывание «Петр – брат Елены».

· Запрещено переезжать железнодорожные пути, если шлагбаум закрыт.

· Вор должен сидеть в тюрьме.

· Плохо, если твои товарищи не помогают тебе в трудную минуту.

· Доказано, что на эвклидовой плоскости сумма углов треугольника равно 180 градусам.

 

2. К каким алетическим модальностям (логическим или фактическим) относятся перечисленные высказывания.

· Возможно, что этот нож был орудием преступления.

· Если этот треугольник правильный, то он имеет равные стороны.

· Действительно, что И. Репин – великий русский художник.

· Если это конъюнктивное сложное суждение, то оно истинно, если истинны оба члена конъюнкции.

 

3. Определите деонтическую модальность суждений и запишите их с помощью необходимых операторов.

· Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

· Никто не может нести ответственность дважды за одно и то же преступление.

· Не сотвори себе кумира.

· Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них.

 

4. Используя необходимые логические операторы, запишите следующие высказывания в виде формул.

· Если высказывание логически возможно, то неверно, что его отрицание является логически необходимым.

· Если высказывание логически необходимо, то неверно, что его отрицание логически возможно.

 

 

Вопросы к теме «Основные понятия модальной логики»

1. Как выражаются в естественном языке модальные суждения?

2. Что такое эпистемическая модальность?

3. Чем отличается вера от знания?

4. Какие суждения считаются достоверными?

5. Как связаны эпистемические операторы доказанности и опровергнутости?

6. Как выражаются проблематические суждения при помощи теории вероятности?

7. Что такое алетическая модальность?

8. Чем отличаются логически истинные и фактически истинные алетические суждения?

9. Что такое деонтическая модальность?

10.  Каковы условия рационально построенной нормативной системы?

11.  Чем характеризуются оценочные суждения?

12. Чем отличаются абсолютные оценки от относительных оценок?

 

 

Литература

Основная

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 4, п.п.5.

 


 

Кафедра гуманитарных наук

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 ДИСЦИПЛИНЫ

 

Логика

 

Специальность:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.67 (0.325 с.)