Конспект занятия в средней группе «В гостях у  весны» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект занятия в средней группе «В гостях у  весны»



Дид. игра «Экологический светофор».

Цель: Закрепить правила поведения в природе,воспитывать гуманизм.

Если правильное поведение –зеленый свет,если нет,то красный.

История 1 Сережа с Аней гуляли вечером на участке д.с. Вдруг они увидели, как мальчишки залезли на рябину и рвут зеленые ягоды, чтобы стрелять ими из стеклянных трубочек. Рябина была тоненькой, и под весом мальчишек сильно раскачивалась. Ветки прогибались, а одна даже обломалась». Слезайте иуходите! Это мы сажали рябину!»,-закричали дети.В них полетели зеленые ягоды, но они снова повторили свои слова.Мальчики покривлялись и убежали.А вечером дети посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.

-Правильно ли вели себя дети?

№2. Наташе очень нравились разноцветные мотыльки.Она вспомнила,что где-то у нее есть старенький сачок». Вот бы составить коллекцию мотыльков!»,-подумала она.Нашла сачок и отправилась на луг.И уже через час в закрытой банке оказались 5 нежных крохотных существ.Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как на лугу. Наташа их выбросила в мусорное ведро.-Правильно ли она поступила?

№3. Оля с папой шли через луг. Вдруг они увидели, что их сопровождает маленькая птичка. Она беспокойно перелетала с места на место. «она волнуется так, потому что где-то рядом есть гнездо»,-сказал папа.ни остановились.»Папа, давай посмотрим на ее гнездо»,-попросила Оля.»Пойдем домой,-сказал папа.-Птичка очень беспокоится. Я тебе дома покажу целый альбом с фотографиями птичьих гнезд».

-Правильно ли поступил папа?

№4. Летом Саша отдыхал в деревне у бабушки и часто гулял в лесу.Однажды он увидел в лесу ежа.Саша подумал: «Бедный ежик! Скоро осень, дожди, потом зима, холода!» Саша попытался взять его домой, но тот свернулся клубком, выставивколючкиСаша снял кепку и положил в нее колючий фыркающий клубок». Иди ко мне,глупенький, у нас дома тебе будет лучше».

-Правильно ли поступил Саша?»

№5. -Света с родителями поехала за город на машине. Подъезжая к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать в глубь леса. Кто-то уже поступил таким образом. И следы от колес оставались надолго. Поэтому здесь не росла трава.Светины родители решили в лес не въезжать. Они поставили машину на дороге и отправились в лес пешком, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

-Правильно ли поступили Светины родители?

Вопросы родителям:

№1. Какие звери летают?(летучая мышь).

№2. Про каких животных говорят, что они из кожи вылезают вон? (змеи).

№3. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)

№4. У какого животного детеныши родятся осенью?(у зайца –листопадничек).

№5. Куда зайцу бежать быстрее: с горы или в гору?

 

 

Экологические задачи.

Дети пошли в лес за ягодами. Они нашли спелую чернику. Что им делать?

-Срывать кустики с ягодами,чтобы получился красивый букет;

-собирать по одной ягодке;

Отламывать веточки с ягодами;

-полюбоваться и пройти мимо.

Мальчики отправились в лес по грибы. Маша увидела мухоморы. Что с ними делать?

-Срезать и положить в корзинку-ведь они такие красивые;

-Скорее растоптать их, чтобы др. не сорвали  ядовитые грибы;

-Сбить с мухоморов шляпки;

-Пройти мимо,не трогая грибы.

Девочки пошли в лес и увидели на поляне первые весенние цветы.Как им следует поступить?

-Нарвать цветов, принести их домой и поставить в вазу, чтобы стало по-весеннему красиво иуютно;

-сорвать несколько цветов, чтобы как следует их рассмотреть и понюхать;

-не трогать и не срывать цветы,ведь они нужны бабочкам и пчелам.

На лесной поляне, на привал остановилась дружная компания туристов.Как они должны себя вести?

-Под речовки разбить палатки, включить  магнитофон, чтобы под громкую музыку готовить обед;

-Спокойно, без шума приготовить еду. Пообедать, а мусор, оставшийся после привала, собрать вкучу в стороне от поляны;

-Приготовить еду, пообедать, а мусор, оставшийся после привала, забрать с собой. чтобы выкинуть в мусорный бак.

Девочки увидели очень красивую бабочку. Как им поступить?

-Поймать,принести домой и посадить ее в банку;

-остановиться, чтобы полюбоваться ее красотой;

-поиграть с ней. Попробовать покормить травой.

Прогнозировать развитие ситуаций.Задавать вопросы:

-что произойдет, если…

-как поступить, чтобы предотвратить…

-что нужно сделать, если…

 

 

Тема: «На лугу»

Цель: Закреплять знания о растениях луга, насекомых.Развивать память, воображение, речь, воспитывать любовь к природе.

Материал: иллюстрации,цветы, муляжи ягод. Игрушки. Карточки.

Ход:

Дид.игра «Отгадай загадки».(о временах года).

-Какое время года вам нравится ипочему? А вы хотели бы оказаться на летнем лугу? У меня есть знакомая бабочка. Она может нам помочь. Скажем ей:

-Пронеси нас над полями.

Пронеси нас над лесами,

Через радугу-дугу.

Отпусти нас на лугу.

-Вот мы и на лугу.Как красиво! Здесь много цветов.Погуляйте по лугу и выберите цветок, который вам больше всего нравится.-Как называется цветок. Который ты выбрал? Какого он цвета? Назовите части растения.

-Синий колокольчик покачал бутончик.

Дили-дон, дили-дон, раздается нежный звон.

Выросли ромашки- сестрички, у ромашек белые реснички.

Пляшут ромашки среди луга, до чего похожи друг на друга.

-Растут его кудряшки, какшерстка на барашке.

Но он всего лишь кашка, для каждого барашка.

-На лугу расцвел кипрей-вот семья богатырей!

Крепки, статны и румяны встали братья- великаны.

Славный выбрали наряд, куртки пламенем горят.

Не луг,а настоящий цветочный ковер. А что там краснеет в траве? Да это же луговая земляника! Давайте ее соберем.

Ягодка по ягодке-дело продвигается.

И в лукошке маленьком ягод прибавляется.

Как много земляники вы набрали! Какая она, ягода земляника?Кого вы ягодами угостите? А что это за листочки?Это щавель. Из него варят щи. Делают начинку для пирогов.

-Ты нас,мама, не ищи. Щиплем щавель мы на щи.

-Попробуйте щавель на вкус. Какой он?Щавель кислый, а земляника …? Щавель зеленый,а земляника…? Из щавеля варят щи, а из земляники…? Что нужно цветам. Ягодам и травам для того, чтобы расти и созревать?

-Солнце яркое взошло. Принесло на луг тепло.

Рады солнцу я и ты, рады травы и цветы.

-Солнце зашло за тучу,и закапал теплый летний дождь.

-Стали капельки играть: капля каплю догонять.

Зонтик мы скорей раскроем, от дождя себя укроем.

П. и «солнышко и дождик» - Дождь перестал,снова выглянуло солнце. И над лугом закружились и зажужжали насекомые. Покажите,каклетают и пищат комары.

-Мы тучей над лугом летаем

И тех, кто гуляет, кусаем.

-Кто сидит на ромашке? (пчела)

-С утра жужжу, цветы бужу.

Кружу, гужу и мед вожу.

-Какую пользу приносят пчелы?

-Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.

-Очень грозная на вид громко крыльями трещит.

Да ведь это стрекоза –удивленные глаза.

Дид. игра «Чьи крылья?»

-Собирайтесь, дети. в круг. Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за рукивозьмитесь и друг другу улыбнитесь.

Хоровод «Уж я по лугу».

-Бабочка, пронеси нас над полями, пронеси нас над лесами.

Через радугу-дугу.Было славно на лугу.

 

 

П. игра»Где мишка?»

-Где живут бурые медведи? Наш медвежонок никогда не видел леса. Давайте отправимся вместе с ним в зимний лес. Сначала поедем на поезде.-Как красиво в лесу! Как много здесь берез, елок, сосен, дубов! Интересно, каких зверей мы можем встретить в лесу? Давайте расскажем медвежонку о них.Какие они? Что едят? Как готовятся к зиме?

Разминка «Зайчик».

-Зайка- зайка, побегай-ка, по полянке, по лужайке

Прыг-скок, прыг-скок, под кусток и молчок.

(дети прыгают, приседают, замирают)

Серый волк –зубами щёлкмежду кустами похаживает,

Пушистых зайчат высматривает.

А зайчата, белые ребята, тихо-тихо сидят

Да на волка глядят.

-От кого прятались зайчата?-Кто спит под елкой? Почему спит зимой и еж? Чем питается еж? Для чего ежу иголки?

-Что ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай! Знаешь кто мои соседи?

-Лисы, волки и медведи.

-Шли по лесу не спеша, вдруг увидели ежа.

-Ежик, ежик, не пугайся и в нору не забирайся.

Мы не хищныезверята, а веселые ребята.

-Понравилось медвежонку в лесу, но пора ему возвращаться к маме. Попрощайтесь с лесными зверями и садитесь в поезд.

 

Остановка. Пень.

Кто знает, что такое пень? Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? В пне прячутся маленькие букашки и жучки всю зиму-это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.-Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Дид. игра «Найди такой же листок, какой покажу».Дед Природовед: -Дети, мне было с вами очень интересно! Я хочу вам подарить на память о нашей встрече кленовые листочки, шишки с ольхи.Из них можно делать прекрасные поделки. Я вас прошу беречь и охранять природу.

 

Узнай по объявлениям.

Свой домик ношу всегда на себе. (улитка, черепаха).

-Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. (еж, елка, дикообраз).

-Надоело ползать. Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (гусеница, змея, червяк)..

-Помогу всем, у кого сломался будильник. (петух).

-Прошу разбудить меня весной. Приходит (птица).

-Что-то стало скучно одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (волк).

-Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. (ящерица).

-Уже 150 лет жду друга. Характер положительный. Недостаток только один -медлительность (черепаха).

-Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в году обращайтесь ко мне. (лось).

-Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (сова).

-Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени- отчеству. Патрикеевной больше не называть. (лиса).

-Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов. Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку! (кукушка).

 

 

Пословицы, поговорки.

Еж под елками, как клубок с иголками.

Олень словно лес на голове носит.

Без костей и рыбки не съешь.

Что в воду упало, то пропало.

Где цветок, там и медок.

Лес и вода - родные брат и сестра.

Рано пташка запела, как бы кошка не съела.

Кто в лес пойдет, грибы найдет.

Экологические сказки.

«Как белочка Леночка перехитрила лису Лариску».

Совсем недалеко от твоего дома, за горкой, за колодцем, за кривой березой есть лес - самый обычный, вроде - бы всем привычный. Живут там зверушки, пташки, букашки- всякой живности полно. В чаще леса росла,-подрастала лиса. Звали ее Лариска. Была она молодая, много чего она не умела и не знала. И вот что однажды с ней произошло…

Играла Лариска под елью пушистой, вдруг-бум!-шишка ей на нос свалилась. Лариска голову подняла - видит: белка Ленка на ветке сидит и смеется. Разозлилась лиса и говорит: - Ну, погоди, белка Ленка, я тебя поймаю и съем! Будешь знать, как шишками кидаться. – Попробуй, съешь!- зацокала, засмеялась Ленка и еще одной шишкой в лису запустила. «Ну ладно «-думает Лариска,-белка на меня похожа: и шуба у нее с рыжинкой, пушистая, хвост, конечно, не такой красивый, как у меня, нотоже симпатичный, у меня четыре лапы и у нее тоже, мне есть- пить надо, ией тоже. Вот проголодается, никуда не денется, слезет с елки, а я ее тут караулить стану, поймаю и съем!»

Улеглась лиса Лариска под елью, ждет, когда у белки Ленки голова от высоты закружится, и она Лариске сама в рот свалится. А белка – прыг с ветки на ветку, да на другую елку, на третью, на пятую…Шишек наелась, из ручья напилась, прискакала обратно:

-Сидишь, лиса Лариска?-Сижу.

-Ждешь?-Жду…

-Ну жди, жди, -и опять ускакала по своим беличьим делам.

А у лисы Лариски живот урчит, во рту от жажды пересохло, голова от голода кружится, но лежит Лариска, терпит: -Я голодная, но и ты, Ленка, голодная, я пить хочу,но ведь тебе пить надо».

А белка тем временем весь лес обежала, всем про их спор рассказала. Тут на ель сорока Симка прилетела, увидела лису Лариску, растрещалась:

-Та-та-та,ты, лиса Лариска, молодая, глупая еще, куда тебе за белкой согнаться. Она по земле почти и не ходит, как ты, она по деревьям лазает.-А где она на деревьях зайцев да мышей ловит?-удивилась Лариска.

-Та-та-та, это ты за зайцами, да мышами гоняешься, а белке это ни к чему. Она шишками, желудями, орехами питается. И дом ее на дереве, там ей хорошо, вольно.

-Может, мен тоже на деревьях начать жить, - удивилась Лариска,- надоело по лесу бегать, пока это когоподловишь, запаришься. Буду тоже орехи да желуди есть.

Попробовала на дерево вскарабкаться, да что-то неполучается. То ли лапы не такие, то ли когти другие, да и тяжела лиса –ветки под ней ломаются. Нашла лиса желудь под дубом, раскусила и скривилась, фу. Горько, невкусно.

-Нет, -думает Лариска, -мне на земле лучше, равновесия больше. А то пока по веткам попрыгаешь, всю шубу испортишь. А что гоняться за добычей нужно, так это вместо гимнастики. Для стройности моей фигуры.

И побежала лиса Лариска домой. Поняла, что никогда ей белку Ленку на дереве не поймать. «А я сама этого не хочу!»- сказала Лариска.

«Воробьиная сказка».

Жил-был воробей. Сидел он как-то на веточке березы, смотрел на голые деревья, кусты, размокшие лесные тропинки и вдруг сверху что-то белое, легкое, холодное посыпалось. Удивился воробей, встряхнулся, а это белое все сыпется и сыпется и на него и на деревья, и на землю. Рассердился воробей и решил разузнать, кто это безобразничает. Полетел он вверх посмотреть, кто это белых мух выпускает. Летел, летел и увидел, что над лесом остановилась тетушка Туча, его старая знакомая. Летом приносила Туча в их лес дождик.

-Тетушка Туча, что это ты сыпешь на лес? Где дождик?

-А, воробьишко, это ты? Долго я до вас добиралась, дождик несла. Но по дороге повстречалась я с зимой., с ее холодными ветрами и морозами, и замерзли все мои капельки, превратились в снежинки белые, легкие, блестящие.Вот дарю я вам сегодня снег.

-А зачем он снег в лесу нужен?

-А об этом ты у лесных жителей спроси.

Попрощался воробей с тучей и полетел обратно в лес. А там уже все бело, чисто, даже светло. Летит воробьишко по лесу. И всюду слышится шорох какой-то. Сел воробей на куст и прислушался.

-Накрыл меня снег пуховым одеялом-тепло; теперь можно вздремнуть, отдохнуть до весны;- прошелестел клен.

-Да отдохнем до весны, пока снег не растает. А потом напьемся талой водицы и оживем,- сказала березка.

Притихли деревья, замерли. Тихо стало в лесу. Посмотрел воробьишко по сторонам, увидел ворона.

-Дядюшка Ворон, как тихо в лесу, чирикнул воробей-Тихо, и ты не шуми; деревья отдыхают кусты и трава.

-Какая трава? Ведь кругом только снег, - удивился воробей.

-А вот под снегом, как под одеялом, спит травка, тепло ей, никакие морозы не страшны. А сейчас т-с-с-отдыхает лес, спит.

-А что же с животными и птицами стало?

-А ты полетай по лесу, много удивительного увидишь.

-А что я увижу? Что?

Но ворон не ответил-взмахнул крыльями и улетел.

Проснулся воробей утром, открыл глаза и тут же опять зажмурился от яркого солнца. А в лесу звон хрустальный, шум,гам.

Что там случилось? Что такое?-испугался воробей.

-Весна пришла,весна!- щебечут птицы.

-Солнышко пригревает, снег тает,-потявкивают лисы.

-С весной. С теплом!-прорычал медведь.

-Подснежники на поляне. Подснежники!застрекотала вдруг сорока, и все поспешили на поляну. Воробей тоже полетел со всеми, еще не понимая,что к чему.

А на проталинке из черной, мокрой земли проросли маленькие, хрупкие белые и голубые цветочки.

-Подснежники,-сказали с восхищением все. Кто собрался на поляне.

-Что это - подснежники?- Поинтересовался воробьишко у зайчонка.

-Как, ты не знаешь? Это же первые весенние цветы. Еще вон снег лежит. А они растут из- под снега, поэтому их назвали подснежниками, -ответил зайчонок.

-А я на опушке леса была, там тоже подснежники показались, -сообщила белочка.

-Воробьишко,- позвали его друзья воробушки, -полетели с нами, посмотрим, как в лесу весенние огоньки зажигаются.

Дид. игра «Хоровод цветов»

Цель: закрепить представление о ярусности расположения растений луга, названия групп растительности: злаков, луговых цветов, разнотравья.

Ход: каждому ребенку дается эмблема с изображением растения луга и предлагается поводить хоровод, повторяя движения водящего только в своей группе растений. Н- р. По сигналу: «Злаки»,выстроиться-злаки, луговые цветы, разнотравье, а на др.-соответственно ему. Неправильно определивший место ребенок выходит из игры.

Дид. игра «Хищник - добыча»

Цель: уточнить классификацию животных по способу питания (травоядные-хищники). Умение составлять цепи питания, реагировать в зависимости от выбранной роли или образа.

Ход: выбираются 2-3 «хищника», у остальных детей – эмблемы разных животных. По мере выхода каждого «хищника» ребенок должен либо убегать от него, либо спокойно заниматься своим делом, знать цепь питания. Определяет свое отношение к встречающимся «зверям «и «хищник».

Дид. игра «Назови меня».

Цель: учить передавать и отгадывать по некоторым особенностям животное без словесного описания (только по имитации поведения животного); развивать умение детей понимать состояние животного. Выбирать в соответствии с этим свое поведение. Формировать интерес к жизни животных луга, воспитывать любовь к природе.

Ход: предлагается ребенку изобразить движениями, жестами любое животное луга, а др. играющим узнать его и определить состояние, необходимость помощи.

Дид. игра «Где чей дом?»

Цель: учить, самостоятельно анализировать, устанавливать причинно-следственные связи в зависимости между организмами биоценоза; закреплять знания детей об обитателях биоценоза луга.

Ход:

Предлагается детям рассмотреть макет луга с размещенными на нем растениями и животными и помочь обитателям луга найти свой дом, предварительно объяснив причину своего выбора. (на макете сделано несколько ошибок в размещении растений и животных на лугу.)

Попросить ответить на вопросы:

-Почему бабочка не может жить на земле?

-А не лучше ли дождевому червю жить в траве?

-Почему крот не сможет жить на солнце?

Дид. игра «Угадай- ка!»

Цель: упражнять детей в выборе животного, растения по признакам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающим особенности строения и поведения данного обитателя.

М- л: макет луга, карточки растений и животных.

Ход:

Предлагается описание обитателя взрослым или ребенком, а остальные должны узнать, о ком идет речь, н-р: «У него черная, гладкая, даже блестящая шкурка, маленькие глазки, которыми он почти ничего не видит. Живет в земле, любит рыть норы». После ответа предлагается ребенку вспомнить интересные особенности данного растения или животного.

Описание методов работы.

В начале года я старалась установить доброжелательные отношения детей друг с другом, которые отвыкли за лето от детского учреждения. Я провела диагностику уровня экологической воспитанности, в результате которой выяснила, насколько дети интересуются уголком природы, как они относятся к природным объектам, действиям взрослых с ними, отметила различные высказывания детей, их самостоятельные наблюдения за растениями и животными, игры с использованием природного материала.

Наблюдение за детьми и фиксация его результатов помогают выявить индивидуальные особенности воспитанников, составить общее представление о степени их развития. Это мне позволило определить перспективу воспитательно - образовательной работы.

Мои наблюдения за детьми показали, что дети недостаточно хорошо отличают деревья от кустарников, путают их с цветами. В непринужденной беседе я помогла детям выяснить, что растет на участке, где деревья, где кустарники, а где цветы. Останавливались около каждой клумбы, разговаривали с цветами, обращали внимание на их красоту, особенно осенью, уточняли их название, особенности их внешнего вида. Я побуждала детей к сравнительным высказываниям, употреблению эпитетов, показывая тем, что красота цветов заключается в проявлении разных признаков               (окраске, форме и т.д.)

Рассматривая с детьми золотые шары, ноготки, георгины, гладиолусы  побуждала описывать их внешний вид, пытаясь «разгадать» названия. Дети рассказывали: «Золотые шары очень высокие, намного выше нас, выше даже некоторых взрослых. Их цветы похожи на шарики, поэтому их так и назвали. Они желтые как лимон.»

В наблюдении включались действия с цветами: показать руками какой высоты,, н-р, ноготки. Поднять руки, сравнить их по высоте с золотыми шарами, осторожно погладить цветы,изобразить форму цветка (руками), положить на ладонь лист и рассмотреть его форму; понюхать цветы, прижаться к ним щекой и т. д. После наблюдения я предлагала поиграть в дид. игру «Живая клумба цветов», в ходе которой дети расширяли свои знания о цветах,стали бережно к ним относиться, перестали их рвать и топтать, стали воспринимать их красоту, беречь прекрасное творение природы, украшающее наши города и поселки, стали уважать людей, посадивших цветы для общей радости. Этому также способствовала дид. игра «Цветы», в которой кроме воспитания нравственных качеств, дети закрепили названия садовых цветов.

Читая стих. Т. Собакиной:

-Если я сорву цветок, если ты сорвешьцветок… я подводила детей к тому, что цветы нельзя рвать  на клумбах, газонах, в скверах. Для букетов цветы специально выращивают. Во время экскурсии на луг я знакомила детей с луговыми цветам - гвоздикой, ромашкой, васильком, колокольчиком. Дид. игра «Венок» позволила расширить знания детей о луговых растениях, их внешнем виде, обучая их описанию: «Белая рубашка, желтенький глазок…», «Цветик –невеличка, алый огонек, как зовут? Гвоздичка, цветик луговой.

«Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет», «Не в глуши ль еловой видела тебя? Кто же ты? –Лиловый колокольчик я.»

 Читала стих. В. Донникова «Цветы»

 -Цветы полевые просты, но мед в них заряжен душистый.

Мы любим простые цветы, что выросли в зелени чистой.

Мы лютик сорвем золотой и розовый клевер медовый.

Мы в зелени леса густой найдем колокольчик лиловый.

В простых лугах наберем охапки росистых ромашек.

С цветами домой мы пойдем, поставим их в комнате нашей.

 Стих. «Букет» учит бережному отношению к луговым цветам.

-Цветок на лугу я сорвал на бегу, сорвал, а зачем? Объяснить не могу.

В стакане он день постоял и завял, а сколько бы он на лугу простоял?!

Дети упражнялись в описании: «Стебли гвоздики тонкие, листья шильцем, с нижней стороны по краям шершавые. Цветок состоит из 5 зазубренных лепестков, вроде маленькой звездочки. В народе гвоздичку величали – зорьками, искрами, полевыми слезками.

О ромашке мы говорили: «Затмила своей белизной всех поселенцев луга», «Ромашковое «, «Листья вроде морковных, цветки 2-х видов: красивые (белые) лепестки привлекают насекомых, за ними желтые, они скручены, их так много, что выглядят сплошным белым пятном. Они-то и дают семена». Рассматривали в пальцах эту головку цветка, вдыхая ароматный запах, похожий на яблочный- это аптечная ромашка, чья целебная сила известна людям с с давних времен- для полоскания при простуде, в виде примочек и припарок. Дети пополнили свои знания о целебных свойствах ромашки.

У василька одиночный стебель, покрытый пушистым «войлочком». Листья узкие, похожие на крошечные весла. Цветки синие, собраны в диск. Своей яркостью зазывают насекомых. Много прозвищ у василька «синьки, волюшка, лоскутница. Само же название связано с древними преданиями (легенда о древнем, мифологическом существе Кентавре, лечившем болезни с помощью трав). Когда-то люди получали из него красители: синий, голубой.

В дид. игре «Что растет на лугу» я закрепляла названия растений луга, их условия жизни, взаимосвязь с др. растениями. Начинала игру с чтения стих. «На лугу растет ромашка, лютик едкий, клевер кашка…». Загадывала загадки: «Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит. У него согнулись ноги, неприметен его вид». (подорожник), «Желтый сарафанчик, прямо как желток, это…одуванчик - полевой цветок», «Белая корзинка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце» (ромашка).

В дид. игре «Насекомые» дети уточняли свои представления о внешнем виде насекомых, особенностях поведения, условиях жизни, формировали осознанное отношение к окружающему миру. Дети находили сходство между цветами и бабочками. В древности люди верили, что бабочки произошли от цветков, оторвавшихся от растений. Своей красотой они обязаны чешуйкам, покрывающим тело. Они очень малы, похожи на мешочки- в них крошечные цветные зернышки. От зернышек и расположения чешуек зависит цвет и рисунок крыльев бабочки. Достаточно взять ее пальцами за крылышки, как чешуйки сотрутся, и бабочка погибнет. Дети узнали о том, что бабочки питаются нектаром, спрятанным у цветков в глубоких чашечках, который они достают своим хоботком, что бабочки живут рядом с цветами на лугу, поляне, а не в густом еловом лесу, питаются только луговыми растениями, для полета им нужен сухой теплый воздух. Бабочки нужны растениям, чтобы их опылять. Если этого не будет, не будет и семян, а значит и растений. Дети уточняли знания о стрекозах, кузнечиках, пчелах, осах, шмелях.

Загадки: - Все жужжит она, жужжит, над цветком она кружит.

Села, сок с цветка взяла, мед готовит нам …пчела.

Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел.

Встрепенулся, всколыхнулся, взвылся вверх и улетел… бабочка.

-Бабочка-коробочка, ветер или дождь?

Полетишь- так ветер, упадешь- так дождь!

-Свет- светлячок, посвяти в кулачок!

Посвяти немножко, дам тебе горошка,

Кувшин молока и кусок пирога.

-Мотылек–ветилек, принеси нам ветерок,

От ворот в поворот гнать кораблик в ручеек.

-Ты, дружок, смотри неподкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахини сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей.

В дид. игре «Собери букет» я углубила навыки и умения детей подбирать сочетания цветов, умение составлять целое, расширять знания о растениях клумбы: тюльпан, нарцисс, анютины глазки, ноготки. Дети упражнялись в составлении целого из частей.

Учила умению подбирать одежду в связи с погодными условиями. В дид. игре «Оденем куклу на прогулку» в гости стала приходить картонная кукла Маша, которая не умела подбирать соответствующую погоде одежду. В результате дети с интересом не только одевали куклу, но и научились рассказывать о погоде, подбирать соответствующую картинку в календаре наблюдений за сезонными явлениями природы, ежедневно наблюдая погоду и отражая ее особенности в календаре.

Во время листопада дети играли в дид. игры «Мы- осенние листочки», «С какой ветки детки», в которых дети закрепляли знания о том, какому дереву принадлежит листок.

-Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался, начался листопад!

Под ногами у ребят листья весело шуршат!

-Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул-полетели.

Дети узнали о том, что опавшие листья – это не мусор, что «нет безобразия в природе» (Н. А. Некрасов). Опад убирают только с асфальта и твердых покрытий. Его нельзя сжигать. Это не только загрязняет воздух, но и противоречит естественным процессам, происходящим в природе- мешает деревьям хотя бы частично вернуть в почву те питательные вещества, которые они получили во время роста.

В дид. игре «Узнай на вкус» дети уточнили и расширили знания о том, что овощи можно есть в сыром и вареном виде, они полезны, т. к. в них много витаминов, необходимых для здоровья.

-Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня ищи. (капуста)

-Сарафан на сарафан, платьице на платьице.

А как станешь раздевать – досыта наплачешься. (лук).

-Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

Вкусный и сырой. Кто же я такой? (огурец).

-Весной одну закапывают, а осенью семью получают. (картофель.)

-Что такое: в землю вросло, сверху толсто, снизу востро, собой красно? (свекла)

Читала стих. Ю. Тувима «Овощи».Дети уточняли, что свекла твердая и сладкая, капуста хрустит на зубах, а по вкусу несладкая, но приятная. В дид. игре «Фрукты и овощи» дети учились различать плоды и объединять их по сходному признаку, а также закрепляли их названия, форму, цвет, вкус, запах. Чтобы вызвать у детей интерес в гости приходил Винни-Пух, предлагавший ребенку ощупать, погладить, рассмотреть и понюхать плод. Дети уточняли его название, описывали форму (круглая, удлиненная, продолговатая, острая), поверхность (гладкая, шероховатая, в пупырышках, блестящая).

В дид. игре «что растет в лесу?» дети закрепляли знания о том, что в лесу растут орешник и бузина-высокие кустарники, малина –ниже, деревья- сосны, ели, березы.

-Ее всегда в лесу найдешь- пойдешь гулять и встретишь…(ель)

-В белом сарафане встала на поляне…(береза)

Я знакомила со стих. «Осинка», «Ива»,учила детей бережно относиться к деревьям и кустарникам,не ломать ветки, не обрывать листья.

-Сорвал красивый гриб в лесу, любуюсь на его красу:

Он на белой ножке, на шляпе белые горошки… (мухомор).

-Грибы эти вовсе не надо искать, а если увидишь, не стоит их брать.

Почти что на каждой полянке растут …(поганки)

-Лета первая примета: под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке…(боровик)

-Блестящие шляпки надели ребятки,

Разбежались гуськом, оказались рядком… (маслята)

Дети пополнили свои знания о грибах, уточнили их название, научились отличать ядовитые поганки и мухоморы от съедобных грибов, научились бережному к ним отношению- не вырывать с корнем, не портить грибницу, узнали о пользе грибов для организма человека.

В дид. игре «Кто где живет?» дети стали отличать диких животных от домашних, уточнив, что одни живут в лесу, а др. имеют свой дом, о том, как надо заботиться о них. В дид. игре «Две белочки» дети соревновались, кто быстрей и правильней отберет необходимый корм для белочки. В конце игры дети пели в хороводе:

Собрали для белочки белые грибочки, крепкие груздочки, подосиновички.

Собрали для белочки орешки и желуди, мы ребята из дет.сада-друзья природы.

В дид. игре «Кто что ест?» дала знания о том, что ежи едят насекомых, а яблоки носят на иглах, чтобы перебить свой запах и меньше привлекать к себе клещей. Но чаще всего они накалывают на иглы опавшие листья. Дети узнали, что диких животных нельзя брать из природы, только раненых, чтобы ухаживать.

-Все от тополя до забора до большого темного бора.

И от озера до пруда – окружающая среда.

И еще и медведь и лось, и котенок Васька, небось?

Даже муха –вот это да! Окружающая среда.

Дид. игры «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает», «У кого какой дом?», «Живое-неживое» оставили отпечаток в сознании детей: для чего же нужно беречь природу, как источник радости и красоты, что же означают слова: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, дружба, скромность; зло, трусость, лень, грубость и т. д.

В дид. игре «Зоопарк» закрепляла умение детей различать и называть некоторых животных жарких стран, их повадки, корм, воспитывала гуманное отношение к ним. Дети в игре сравнивали количество животных с размерами клетки, чтобы им не было тесно. Дети готовили клетки,кассу, билеты, деньги, талоны- разрешения на поимку животных, сети, картинки-мясо, фрукты, овощи, зерно. Дид. игра переходила в сюжетно- ролевую.

О правилах поведения в лесу дети закрепили свои знания в дид. играх «Выбери правильную дорогу», «Лесные правила». По изображениям на картинках рассказывали, что нельзя в лесу стрелять из рогаток, громко включать магнитофон, не разорять птичьих гнезд, не оставлять после себя мусор и т. д.

Дид. игра «Птицы- рыбы – звери» помогла детям классифицировать птиц, рыб, зверей. Проводила циклические наблюдения за рыбками: «Кто живет в аквариуме?», «В каких условиях живут рыбки?», «Как можно улучшить условия жизни рыбок?», «Как выглядит рыбка?», «Зачем рыбкам глаза?», «Как рыбки отдыхают?».

В дид. игре» Что за птица?» дети закрепили названия зимующих птиц. Проводились циклические наблюдения«Какие птицы прилетают на участок?», «Какая ворона? Какой воробей?», «Как птицы ведут себя на кормушке?», «Сколько ног у птиц и как они ходят?», «Птичьи следы на снегу». Читала детям стих. «Воробышки» В. Звягиной, «Где чей дом?». Волжиной, инсценировали р- з Е. Чарушина «Курочка», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок», слушали, какие звуки издают птицы,.  Дети рассказывали о том, сколько ног у птиц и как они ходят. Свои наблюдения они фиксировали в «Календаре наблюдений за птицами». На занятиях «В гостях у Курочки Рябы», «Знакомство с птичьим двором» дети уточнили представления о домашних птицах: как они выглядят, «разговаривают», передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые от птенцов. Чтение стих. «Покормите птиц зимой»,инсценировка «Зимнего разговора через форточку» способствовали воспитанию у детей гуманных чувств к живому, желание заботиться, оберегать птиц, не сажать их в клетки. Родители вместе с детьми развешивали кормушки, приносили ягоды рябины, кусочки сала, зерна для подкормки птиц на участке дет. Сада.

-Птичка, птичка, вот тебе водичка.

Вот тебе и крошки на моей ладошке.

-Голуби, голуби, раз, два, три.

Прилетели голуби- сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Для обогащения знаний о повадках птиц проводила физминутки«Гусь», «Грачи прилетели».

-Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению, паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде все по -справедливости.

Отражение в воде учит нас правдивости.

Приход в гости доктора Айболита помог сформировать у детей представление о ценности здоровья. Желание вести здоровый образ жизни, испытывать сочувствие к заболевшим, знать о пользе витаминов, содержащихся в овощах, фруктах, ягодах призывал мудрый Айболит. Также он интересовался здоровьем детей, их образом жизни, осматривал их, отмечал розовые щечки, блестящие глаза, выяснял, много ли дети гуляют, хорошо ли спят, проветривают ли помещение, делают зарядку.  Он предлагал посадить лук - полезный особенно в зимний период.

В дид. игре «Узнай, что за фрукт» дети с закрытыми глазами узнавали фрукты  по вкусу, мягкости, твердости, сочности.

Айболит угощал детей настоем шиповника. Они узнали, что в шиповнике много витаминов, его собирают осенью и сушат. Дети просили мам дома приготовить им чай из шиповника.

Вместе с Чиполлино дети наблюдали за ростом лука, делали зарисовки и отмечали ежедневно изменения, происходящие с его ростом. Перед 8 марта дети решили дома вырастить лук в подарок маме и бабушке. «А что может быть лучше зеленого лука, выращенного своими руками!»

Проведение дид. игры «Чудо- дерево» помогло детям закрепить характерные признаки времен года, познать последовательность жизненных процессов в природе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.179.139 (0.176 с.)