Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Естественнонаучная культура как система.Стр 1 из 9Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ГЛОССАРИЙ РАЗДЕЛ 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА. Тема 1. Естественнонауная культура как система Тема 2. Наука. Научная теория Тема 3. Проблема методологии науки.. Контрольные вопросы. Тестирование РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Тема 1. Естествознание на Востоке. Тема 2. Становление европейского естествознания. Тема3. Проблема самоорганизации в современном естествознании Контрольные вопросы Тестирование Раздел 3. Мир как система ТЕМА 1. Пространство и время ТЕМА 2. Мегамир ТЕМА 3. Микромир ТЕМА 4. Органический мир ТЕМА 5. Антропосоциогенез ТЕМА 6. Глобальные проблемы совремееннности Контрольные вопросы Тестирование БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ Электронное учебное пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» направлено на формирование общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по уровню бакалавриата: - ОК-1 - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции - ОК -3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности. Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата образовательной программы 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление, профиль «Социально-экономическое развитие прибрежных территорий». В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение проблем и результатов естествознания, методов естественных наук, исторических этапов и направлений развития естествознания. Рассмотрены проблемы методологии науки, космологии, физики, биологии, антропологии и антропосоциогенеза. Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области естествознания. Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.
Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Концепции современного естествознания
1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к дисциплинам базовой части Блока 1 и изучается на 1 курсе по очной форме обучения .Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе. Основными факторами, определяющими логическую и содержательно-методическую взаимосвязь дисциплины «Концепции современного естествознания» с другими гуманитарными дисциплинами учебного плана, являются общность изучаемых вопросов и проблем, близость понятийно-категориального аппарата, основные методы гуманитарного познания. Дисциплина базируется на знаниях и умениях, получаемых студентами при изучении дисциплин: «Философия», «История мировых цивилизаций» при получении высшего образования по программам бакалавриата. Дисциплина «концепции современного естествознания» призвана способствовать расширению общенаучного горизонта и помогать формировать ряд важнейших образовательных компетенций студентов
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знатьосновные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления Уметь использовать философские подходы и методы естественно-научного анализа и моделирования для теоретического исследования Владеть навыками категориально-понятийного мышления, методикой построения, анализа и применения естественнонаучного знания моделей для объективного анализа ситуаций и задач, способами формирования и обоснования мировоззренческой позиции Знатьестественнонаучныеосновы экономических знаний Уметь использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности Владеть навыками применения основ экономических знаний в различных сферах деятельности 3. Объем дисциплины по видам учебных занятий
Объем дисциплины составляет 2 зачетных единицы, всего 72 часа, из которых 36 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (18 часов - занятия лекционного типа, 18 – практические занятия) 36 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.
ГЛОССАРИЙ
Научная теория.
Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию. Ученые-науковеды обычно выделяют три типа научных теорий. К первому типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории - эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории, традиционные лингвистические теории и т.п. На основании многочисленных опытных (эмпирических) данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений. На основе этих эмпирических данных формулируются общие законы, которые становятся базой теории. Теории этого типа формулируются в понятиях обыденного языка, они являются т.н. качественными теориями. Второй тип научных теорий составляют формализованные, математизированные научные теории, использующие искусственные языки, аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный объект. К этому типу теорий относятся логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе - наличии ряда базовых аксиом (принципов, принимаемых без доказательств), из которых выводятся все остальные положения теории. Третий тип - дедуктивные теоретические системы. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Исходная теоретическая основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами. Содержание и особенности каждого типа научной теории убеждают в том, что возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования, которые, в свою очередь, порождают научные термины - понятия. Понятие - это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений, форма мышления, которая обобщает и выделяет предметы по их общим признакам. Это означает, что предмет или явление исследуются только со стороны тех свойств и отношений, которые интересуют нас в этой теории, и отвлекаемся от всех прочих, неважных для данной теории. Таким образом происходит процесс огрубления действительности. Именно так получаются научные понятия и термины. Их можно разделить на две группы: эмпирические и теоретические понятия. Абсолютной границы между ними нет. Обычно к эмпирическим понятиям относятся те, что связаны с явлениями и предметами реальной действительности, с данными чувственного опыта. В качестве существенных черт этими понятиями выделяются те, которые могут быть обнаружены при помощи органов чувств. Теоретические понятия также относятся к предметам и явлениям объективного мира, но в качестве существенных черт выступают ненаблюдаемые свойства, часто гипотетические. Например, понятие «температура» мы можем определить эмпирически и теоретически. На эмпирическом уровне это делается посредством термометра. Но можно ввести это понятие и теоретически — как величину, пропорциональную средней кинетической энергии молекул тела. Научные понятия формируются как результат двух процедур: абстрагирования и идеализации. Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории. В результате мы получаем абстрактный объект, который хотя и имеет аналог в действительности, но является по сравнению с ним очень обедненным. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Именно так получаются такие абстракции, как точка, прямая, множество и т.д. Идеализация представляет собой операцию мысленного выделения какого-то одного, важного для данной теории свойства или отношения. В результате возникает некий объект, обладающий только этим свойством или отношением. Необходимость идеализации обусловлена стремлением исключить из рассмотрения различного рода побочные факторы, представить исследуемые процессы в чистом виде. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая жидкость», «сплошная среда», «идеальный газ» и т.п. Вполне очевидно, что в действительности таких объектов не существует. Знания, накопленные людьми, имеют три уровня: обыденный, эмпирический (опытный) и теоретический (уровень научного знания). Результатом научной деятельности являются научные знания, которые в зависимости от содержания и применения подразделяются на: 1.Эмпирически-фактологические - представляют собой набор систематизированных фактов объективной действительности; 2.Теоретические (фундаментальные) - теории, объясняющие процессы происходящие в объективной действительности; 3.Технико-прикладные (технологии) - знания о практическом применении полученных знаний; 4.Практически прикладные (праксеологические) - знания об материальном эффекте, получаемом в результате применения научных достижений. Структура науки по объекту иследования (т.е. по внешнему основанию). Гуманитарная. - знание о человеке как сознательном и субъективном существе. Общественные науки - знание о формах и способах общественной жизни (социология). Естественые науки - науки о природе. Структура естественных отражает структуру самой природы. Это: Знание о веществе и его структуре - физика Знание о взаимодействии веществ - химия Знание о живом веществе, в том числе и о человеке как живом существе - биология. Знание об истории и законах развития и организации Вселенной - космология Можно выделить и две междисциплинарные науки - философию и математику. Существуют и философии отдельных наук, например, философия математики, биологии. Особой наукой явялется знание науки о самой себе - т.е. науковедение.
Научная теория и ее структура. Основания теории. Типы научных теорий. Основной формой научного знания являются научные теории. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Генетически ей предшествуют другие формы, такие, как картины мира, программмы. типологии, классификации, составляющие базу для ее формирования. Поэтому теории возникают на базе таких программ или парадигм. Эти программы в свою очередь, функционируют как в рамках всего культурно-исторического целого, так и в разных типах культур. Поскольку культура общества не является однородной в рамках одного культурно-исторического целого может быть сформулировано несколько научных программ. В свою очередь, одна научная программа порождает, как правило, несколько научных теорий. Приступая к описанию структуры научной теории, необходимо отметить, что его можно давать как с содержательной так и с формальной стороны. По содержанию теория состоит из эмпирического базиса, тo есть совокупности зафиксированных в данной области знания фактов установленных в ходе экспериментов и требующих своего теоретического обобщения, логического аппарата теории, то есть множества допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства, с помощью которых делаются выводы из эмпирических фактов, собственно теории, то есть совокупности выведенных в теории утверждений с их доказательствами. По форме организации теория является системой допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих объект теории. Они часто определяются через термины других теории, обычного естественного языка, либо вводятся в теорию в виде аксиом, предложений не требующих доказательств. Можно выделить собственные основания теории. Это исходные термины и предложения теории, которые логически (с помощью правил и законов логики) обусловливают остальные ее термины и предложения. Собственные основания принадлежат самой теории, находятся внутри нее. Также есть вспомогательные основания теории то, что служит для построения, обоснования теории, решения ее прикладных и теоретических проблем. Среди них выделяются несколько групп. 1. Семиотические основания - правила построения языка теории и теории в этом языке. Часть научных теории использует естественный язык (то есть язык, на котором мы говорим), вводя некоторые ограничения (например, запрещение многозначности терминов). Но многие теории требуют формализованных языков (например, многочисленные языки компьютерного программирования), построенных по специальным правилам, удобным для данной теории. 2. Методологические основания - методы которыми пользуется данная наука. Они могут привлекаться из других теории наук, философии. 3. Логические основания - те правила и законы логики, по которым из исходных терминов и предложении теории получаются производные при сохранении определенного изначального семиотического значения предложении. Это средства логической систематизации теории, приведения ее терминов и предложении в логическую систему. Современные теории используют не только общеизвестную классическую (аристотелевскую) логику, но и многочисленные неклассические логики, многие из которых создаются специально, с учетом запросов конкретной теории. 4. Прототеоретические основания - те теории, которые используются в качестве оснований данной теории. Например, для философии естествознания это все частные естественные науки и т. д. 5. Философские основания - категории и принципы философии, используемые для построения, обоснования теории и решения ее проблем. Примерами философских проблем научных теорий являются: отношение теории к действительности, методы и критерии оценки истинности теории, введение и исключение абстракций, анализ содержания и формы теории. В качестве философских оснований науки использовались различные философские концепции. Философские основания должны быть адекватны данной науке, то есть должны способствовать обновлению, развитию, практическому применению и решению основных проблем данной науки. Например, известно, что становлению геометрии Лобачевского, то есть становлению новых для своего времени собственных оснований геометрии (новой системы аксиом, допускающей пересечение параллельных прямых), существенно препятствовали метафизические философские основания математики, господствовавшие в науке того времени. Ведь никаких аргументов логического или методологического характера против геометрии Лобачевского не было. Ее противники выдвигали аргументы чисто гносеологического характера, их не устраивал способ решения Лобачевским проблем истинности.
Методы отдельных наук Это специальные методы, применяемые в пределах отдельных отраслей науки определяемые спецификой объектов этих наук, наример, физики, химии, биологии и т. д.
Изучение любых объектов предполагает системный подход. Система - это внутренне организованная целостность, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают как нечто единое, в которой возникает качество, у элементов отсутствующее. Элеметом называется минимальный для данной системы неделимый компонент. Понятие элемент и система имеют функционально- соотносительный характер. Сложной считается такая система, элементы которой сами рассматриваются как системы. Системами являются и живые организмы, и компьютеры, и общественные структуры, и научные теории, и Вселенная, и атом. В неживой природе множество объектов будет целостной системой только в том случае, если энергия связи между ними больше их суммарной кинетической энергии совместно с энергией, направленных на разрушение системы. В противном случае система не возникнет или распадется. Стабильность и целостность систем косвенно обусловлена действием закона сохранения энергии. Чем меньше размеры материальных систем, тем более прочно связаны между собой их элементы. Система обладает многими аспектами. Взаимодействие элементов, создающее один из них называется структурой. Ни один элемент системы не может измениться без того, чтобы вся система не претерпела того или иного изменения. Структура любой системы опирается на коррелятивные связи. Гармонические, согласованные коррелятивные действия элементов – необходимое условие существования системы. Закон коррелятивной изменчивости органов в процессе биологической эволюции установил Ч. Дарвин. Принцип корреляции был использован отечественным антропологом М. М. Герасимовым в работах по реконструкции черт лица по черепу. В настоящее время коррелятивная методика используется практически во всех гуманитарных и естественных науках. Становление системы во времени и пространстве подчиняется определенным периодическим или циклическим закономерностям, которые носят название ритмичности процесса развития. Ритмы пронизывают все существование материи. Ритмичны геологические процессы (горообразование, опускание и поднятие суши, сухой и влажный климат и т. д.). Ритмичны и биологические процессы (биоритмы), информационные процессы, где без соблюдения ритмических законов нарушается сама возможность передачи информации. Общность ритмов различных процессов свидетельствует об общности самих этих процессов. Изменение ритма процесса говорит о смене качества функционирующей системы. Например, изменение в частотах электромагнитных излучений, идущих от различных органов человека, говорит о заболевании этих органов.
Критериии истинности в науке Выделяют 6 основных критериев научности знаний: 1. логическая системность знания - научные знания всегда имеют систематический, упорядоченный характер; 2. целевой - всякая научное знание является результатом поставленной научной и при этом реально достижимой цели. Невозможен, например, вечный двигатель; 3. «фальсифицируемость» - наука всегда должна допускать возможность своего опровержения или самоопровержения в процессе собственного развития. Наука должна даже искать такие опровержения. 4. рационалистический - научное знание всегда основывается на разуме, логике; 5. опытно-экспериментальный - научные знания должны реально подтверждаться (верифицироваться); 6. «эстетический» или «простота» науки – та теория более истинна, которая объясняет больше фактов меньшим числом аксиом и допущений (космология Птолемея-Кеплера). 7. математический - к научным данным должен быть применим математический аппарат.
Контрольные вопросы.
В чем заключается основное различие гуманитарной и естественнонаучной культуры? Какие аспекты единой природы изучает естествознание? Что такое научная парадигма? Каковы основные функции естествознания? Почему функции естествознания имеют положительный и негативный аспекты? Какие существуют три типа научных теорий? Что отражают и обобщают научные понятия? Что такое идеальный объект в науке? В чем отличие эмпирического и теоретического знания? Что изучает космология? Что является базисом научной теории? Что такое научный метод? Что такое научный эксперимент? Что такое модель, моделирование? Какова связь моделирования с объективной реальностью и ее познанием человека? Что такое фальсифицируемость? Каковы основные элементы естественнонаучной культуры? Что изучают философии отдельных наук?
Тестирование 1. Какие из нижеперечисленных наук относятся к естественным наукам? 1. математика 5. биология 2. кораблестроение 6. информатика 3. астрономия 7. химия 4. физика 8. электротехника
2. Критериями научного знания являются … 1. системность 5. объективность 2. нефальсифицируемость 6. воспроизводимость 3. верифицируемость 7. неверифицируемость 4. супранатурализм 8. фальсифицируемость
3. К основным критериям, по которым отличают науку от ненауки (псевдонауки), относятся… 1. системность 5. объективность 2. нефальсифицируемость 6. воспроизводимость 3. верифицируемость 7. неверифицируемость 4. супранатурализм 8. формальная непротиворечивость
4. Научным методом называется… 1. система приемов в любой деятельности 2. способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни 3. отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения 4. совокупность приемов целесообразного проведения какой-либо работы
5. Как соотносятся наука и культура? 1. культура является сферой науки 2. наука и культура – это две противостоящие друг другу сферы 3. наука является сферой культуры
6. Научная парадигма – это…… 1. система взглядов на природу и общество 2. фундаментальная теория, которая применяется для объяснения широкого круга явлений, относящихся к соответствующей области знания 3. коренной переворот в какой-либо области жизни, науки, производстве
7. К эмпирическим методам относятся … 1. сравнение 5. анализ 2. синтез 6. идеализация 3. эксперимент 7. наблюдение 4. измерение 8. дедукция
8. К теоретическим методам познания относятся … 1. формализация 5. анализ 2. синтез 6. идеализация 3. эксперимент 7. наблюдение 4. измерение 8. дедукция
9. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое»? 1. аналогия 2. синтез 3. эксперимент 4. формализация
10. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения»? 1. аналогия 2. синтез 3. эксперимент 4. анализ
11. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «объединение различных объектов в группы на основе общих признаков»? 1. аналогия 2. классификация 3. эксперимент 4. формализация
12. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны»? 1. абстрагирование 2. классификация 3. измерение 4. формализация
13. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д..»? 1. аналогия 2. классификация 3. эксперимент 4. формализация
14..Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений»? 1. аналогия 2. классификация 3. наблюдение 4. формализация
15. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «создание и изучение заместителя объекта»? 1. аналогия 2. моделирование 3. эксперимент 4. формализация
16. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар.»? 1. аналогия 2. идеализация 3. эксперимент 4. формализация
17. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «движение от общего к частному»? 1. дедукция 2. индукция 3. эксперимент 4. формализация
18. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «движение от частного (фактов. к общему утверждению»? 1. дедукция 2. индукция 3. эксперимент 4. формализация
19. Какой из перечисленных эмпирических методов познания соответствует определению: «целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них»? 1. эксперимент 2. индукция 3. измерение 4. наблюдение
20.Какой из перечисленных эмпирических методов познания соответствует определению: «выявление сходства или различия объектов или их признаков»? 1. сравнение 2. дедукция 3. измерение 4. наблюдение
21. Какой из перечисленных эмпирических методов познания соответствует определению: «метод нахождения отноше
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.21 с.) |