Библиографическое описание источника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиографическое описание источника



        Источником называется текст, информация о котором или из которого представлена в более поздней работе.         Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений об источнике, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики идентификации документа (ГОСТ 7.1. – 84). В библиографическом описании статьи из журнала указываются: Фамилия И. О. Название статьи // Название журнала. - Год выпуска. - Номер журнала. - Номера страниц журнала на которых помещена реферируемая статья.

7. Объясните элементы следующего библиографического описания:

Беспрозванный П. Озоновые дыры создает сама природа // Чудеса и приключения. - 2001. - № 7. - С.17.

Аннотация

        Аннотация - сжатая краткая характеристика первоисточника, его содержания и назначения. В ней перечисляются главные вопросы тематики первоисточника, иногда характеризуется структура. Аннотация дает ответ на вопрос: “ О чем говорится в первоисточнике?” Аннотация не раскрывает содержания текста-источника, а лишь информирует о существовании работы по определенной теме. Структура аннотации 1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные) 2. Тема исходного текста 3. Проблематика (характеристика) 4. Структура источника (факультативно)

8. Прочитайте 3 аннотации к тексту “Озоновые дыры создает сама природа”. Проанализируйте их структуру и содержание. Сравните аннотации. Какая из них кажется вам наиболее удачной, какая наименее удачной, почему? Составьте свой вариант аннотации к этому тексту.

В статье рассказывается о роли озонового слоя Земли в жизни человека и высказывается оригинальный взгляд на причины его разрушения. Статья предназначена для широкого круга читателей.

 

В статье анализируются причины разрушения озонового слоя планеты. Автор предлагает новый взгляд на происхождение озоновых дыр: они возникают в результате тектонических процессов в земных недрах, а техногенный фактор играет здесь ничтожную роль.

 

   В статье рассматривается проблема разрушения озонового слоя в атмосфере. На основе полученных данных автор выдвигает еще одну гипотезу происхождения озоновых дыр, убедительно аргументированную в статье.

ТЕКСТ 6

1. Прослушайте текст.

 

Авиация и атмосфера

 

  Наблюдая за серебристым следом, который оставляет за собой крохотный самолетик в высоком синем небе, не каждый задумывается о том, что, собственно, представляет собой этот след. А он состоит из аэрозолей - взвешенных в воздухе частиц сажи, двуокиси серы, воды, серной кислоты и других веществ, выбрасываемых реактивным двигателем. Спектр этих веществ определяется типом двигателя и видом топлива: установлено, например, что концентрация аэрозолей в следе зависит в большой мере от содержания серы в авиационном керосине.

  Выбросы двигателей отнюдь не безвредны для нашей атмосферы. Образующиеся в их струе аэрозоли могут обладать высокой активностью по отношению к присутствующим в ней газам. Окислы азота, например, а также окись и двуокись углерода снижают в атмосфере концентрацию озона, что, как известно, увеличивает интенсивность биологически опасного ультрафиолетового излучения.

Сейчас уже можно считать установленным тот факт, что именно твердые частицы определяют разрушение озона на высотах 15-25 км в полярных областях, и с некоторых пор это стали учитывать при оценке влияния авиации на состояние атмосферы.

Выбрасываемые двигателем аэрозоли воздействуют и на другие процессы в атмосфере: радиационный баланс, формирование облаков, поглощение инфракрасного излучения, парниковый эффект и в какой-то мере на климат в целом.

Между тем, по прогнозам, в течение ближайших 18-25 лет авиация станет потреблять вдвое больше топлива, чем сейчас, и это потребует новых исследований в области его сгорания.

                                                   Наука и жизнь. - 2000. - № 11. - с. 99

 

2. Запишите следующие слова и словосочетания, определите их значение путем толкования, заменой синонимом или по словарю.

Сажа, керосин, полюс, полярная область, радиация, баланс,                 радиационный баланс, сгорание, аэрозоль.

 

3. Прослушайте текст еще раз и ответьте на следующие вопросы.

1) Что означает понятие “Авиация”?

2) Почему понятия “Авиация” и “Атмосфера” можно поставить рядом?

3) Из чего состоит след самолета в небе?

4) Чем определяется спектр этих веществ?

5) Как действуют на атмосферу выбросы двигателей?

6) Что определяет разрушение озона в полярных областях?

7) Как влияют аэрозоли на другие процессы в атмосфере?

8) Каковы прогнозы экологов на ближайшее будущее?

 

4. Прослушайте текст в третий раз и определите основные информационные центры текста.

5. Восстановите содержание текста с опорой на информационные центры.

6. Сформулируйте основную мысль текста в одной фразе.

 

7. Составьте библиографическое описание статьи "Авиация и атмосфера" по аналогии с описанием предыдущего текста (№ 5).

8. Прочитайте текст"Авиация и атмосфера" и напишите аннотацию.

 

 

ТЕКСТ 7

1. Прочитайте текст и объясните, почему в наше время необходимо развитие психологической экологии.

 

О психологической экологии

В наше время много сил и средств тратится на защиту природы от неблагоприятных влияний со стороны человека, неизбежных в ходе научно-технического прогресса. Но и сам человек должен рассматриваться как важнейший элемент природы, который необходимо защищать.

В прошлые тысячелетия люди боролись с дикой природой - хищниками, стихийными бедствиями, эпидемиями. Для защиты от нее человечество окружило себя искусственной средой с городами и заводами, автомобилями и телевидением и многим другим. И тут обнаружилось странное явление: искусственная среда стала сама наносить удары по людям. Особенно болезненные удары, приводящие людей к стрессу, наносит нерационально организованная среда. Проблемы психологической экологии с каждым днем становятся все злободневнее, так как неблагоприятное влияние на психику со стороны пространства, где живут и работают люди, все усиливается.

Наше индивидуальное внутреннее пространство - сложнейшая система физиологических и прочих механизмов и процессов, огромный мир, заключенный в теле. Это пространство чувств, мыслей, духовных устремлений каждого человека уникально. В нем обитают радость, горе, любовь, неприязнь и многие другие чувства. Но кроме внутреннего пространства существует и социальное пространство - пространство человеческих взаимоотношений с членами семьи, соседями, сослуживцами, согражданами. Психологическая экология учитывает оба этих пространства, поскольку они оказывают сильное влияние на психику человека.

Психологи установили, что не только экстремальные ситуации могут привести к различного рода стрессам, но психологическое, душевное переутомление может вызвать “выгорание” личности. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны “дарить” клиентам тепло своей души. Жертвами “выгорания” оказываются в первую очередь психотерапевты, учителя, врачи - люди, призванные вежливо и душевно обслуживать других людей.

Психологи указывают также на “болезни цивилизации”, вызванные разнообразными стрессами. Эти болезни начали распространяться во второй половине нашего столетия в странах с развитой индустриальной цивилизацией. Стрессы стали причиной инсульта, инфаркта, диабета, глаукомы и других болезней. При стрессе чаще возникает простуда, более долго заживают раны.

Человек - часть духовного мира. Ощущение того, что он нужен человеческой популяции, связан со всеми людьми - это психологический механизм, поддерживающий жизнь в человеке. Ослабление в старости контактов с “социальным” пространством изменяет поведение человека. Кроме того, на человеческую психику огромное влияние оказывают политические события. Поэтому можно говорить о “культурно-исторической экологии” людей, более того, об “экологии духа”. Масштабы влияния исторических событий для духовного развития, здоровья и счастья народа становятся очевидными в период духовного становления и очищения людей.

В наше время резко возрастает роль психологической грамотности и становится жизненно необходимым развитие психологической экологии, которая уже сегодня дает нам важные знания о том, как найти гармонию во внешних и внутренних психологических пространствах.

 

2. Ответьте на вопросы.

· Что вы узнали о внешнем и внутреннем психологических       пространствах?

· Как вы понимаете выражение “выгорание” личности?

· Прокомментируйте выражение “болезни цивилизации” и назовите некоторые из них.

 

3. Согласны ли вы с тем, что можно говорить о “культурно-исторической экологии”? Каково влияние исторических событий для духовного развития народа? Приведите примеры.

 

4. Прочитайте текст еще раз и подумайте, какие исторические события отразились на духовном развитии вашей страны.

5. Составьте аннотацию текста "О психологической экологии".

Научный реферат

 

Реферат – это сжатое изложение основной информации первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: “Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?” Реферат строится по определенной модели.

 

 В зависимости от количества реферируемых источников реферат может быть монографическим или обзорным. По полноте изложения содержания первичного текста подразделяются на реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-резюме (индикативный реферат) в максимально сжатой форме раскрывает основное содержание текста-источника, дает представление о цифрах, фактах, результатах, изложенных в работе. В нем не допускается детализации, развернутых доказательств, цитирования. Его цель – познакомить читателя с основным содержанием первичного документа.

Реферат-описание, или реферат-конспект (информативный реферат), содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию автора, методах исследования, сфере применения. Реферат-описание призван заменить собой текст-первоисточник.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.198.132 (0.018 с.)