Практические советы по организации игр с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические советы по организации игр с детьми



От 2 до 6 лет

развивать логическое и образное мышление.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 4

2. Практические советы по организации игр с детьми…………………………………………………. 5

3. Развивающие игры и упражнения для детей 2 лет …………………………………………………. 7

4. Развивающие игры и упражнения для детей 3 лет ………………………………………………… 18

5. Развивающие игры и упражнения для детей 4 лет ………………………………………………… 34

6. Развивающие игры и упражнения для детей 5 – 6 лет ………………………………………….. 41

7. Литература ……………………………………………………………………………………………………………….. 64

Введение

Логика – это то, с чем мы постоянно сталкиваемся в жизни. То, о чём говорит логика, знакомо и близко каждому: это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность и доказательность рассуждений.

       У детей с раннего детства начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине, об их пространственном расположении, количестве. Так постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных логических представлений и понятий.

       Действительно, такие логические операции, как определение, классификация, доказательство, опровержение и обобщение, применяются каждым человеком, даже неосознанно, в мыслительной деятельности. Некоторые склонны считать своё мышление естественным процессом, таким как, например, ходьба или дыхание. Они не считают нужным учиться логике. Но это заблуждение: правильно мыслить не всегда достаточно. Все мы умеем говорить на своём родном языке, но это не делает ненужным изучение его грамматики, а логическое мышление и интуиция нуждаются в прояснении не меньше, чем грамматика. Размышление способствует развитию и совершенствованию не только собственно логических, но и других мыслительных навыков, таких, как обобщение, абстрагирование, выявление главных признаков и отделение их от второстепенных и побочных (синтез, анализ). Ошибочно думать, что ребёнок разовьётся самостоятельно – необходимо руководить процессом познания им окружающего мира и логических законов. Но при этом, конечно, всегда нужно обращать внимание на то, что ребёнок уже способен делать сам, а также на то, что он может делать при помощи взрослых. Поэтому в процессе обучения важно не столько сообщать ему готовые знания, сколько развивать его умственные способности.

       Отсюда вытекает вывод о необходимости использовать развивающие методы обучения, способствующие формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация и множество других, а также развитию познавательных интересов, наблюдению, речи.

       Игра и упражнения, данные в этом сборнике, направлены на эффективную тренировку мышления. Их цель – не только дать представление о логических операциях мышления, но вместе с тем пробудить у ребёнка интерес к математике и грамматике родного языка.

           

 

Практические советы по организации игр с детьми

       Методические советы, приведённые ниже, основаны на опыте, совранном по крупицам в играх и самыми разными детьми.

       В начале игры не спешите показывать, что вы быстрее ребёнка можете справиться с заданием. Когда игра будет идти на равных или дети станут обгонять взрослых, интересно станет всем.

       А теперь о некоторых правилах, которые надо стараться соблюдать, чтобы игры осваивались успешно.

Самостоятельно, без подсказки»

А как быть с ошибками?

       Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребёнка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные – окрыляют, критические – побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребёнок начинает больше судить о своих действиях не по результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведёт к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль. Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечанием.

       Можно даже пойти на хитрость, т.е. сказать об ошибке там, где её нет, пусть ребёнок докажет, что там всё «по чертежу», всё правильно. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют взрослых, и это надо поддерживать – пусть поднимаются выше старших. Но без злорадства!

Для детей 2 лет

Найди пару

       Развивает внимание, восприятие, умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

       Разложите карточки (игрушки) перед ребёнком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.

 

Помоги собрать урожай

       Способствует развитию навыков классифицирования.

Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

       Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребёнка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую – овощи.

       Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

 

Две дороги

       Способствует развитию навыков классифицирования.

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

       Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребёнку, что узкая полоска – это дорога для маленьких машин, а широкая – для больших.

       Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.

       Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

       Покатайте машины по дорогам.

       Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

 

Выбери дорогу.

       Способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

       Вырежьте из картона (бумаги) две полоски разной ширины. Объясните ребёнку, что это дороги для машин.

       Попросите его выбрать машины, для которых подойдёт узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

 

 

Матрёшка

       Развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Необходимый инвентарь: набор матрёшек.

       Почти все дети любят матрёшки.

       Покажите ребёнку большую матрёшку. Потрясите её. Откройте вместе с ребёнком и достаньте матрёшку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

       Пусть ребёнок вкладывает маленькую матрёшку в большую и достаёт её.

       Постепенно покажите ему всех матрёшек.

 

Горка

       Способствует развитию логического мышления.

Необходимый инвентарь: картон или дощечки.

       Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.

       С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.

       Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.

 

Строим башню

       Способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

       Предложите ребёнку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.

       В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

 

Разберёмся

       Способствует развитию навыков классифицирования.

Необходимый инвентарь: три круга и три квадрата, вырезанных из картона.

       Перемешайте фигуры. Попросите ребёнка помочь вам отобрать только круги.

       После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

 

Много – мало

       Способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями.

Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

       В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую – 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребёнок затрудняется, помогите ему.

       После того, как вы построили башню, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).

       Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различной ситуации.

 

Подбери крышку

       Развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов.

Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.

       Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.

       Пока вы готовите, расскажите ребёнку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.

       Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

 

Бабушкины блины

       Способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определённому признаку.

Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

       Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

 

Уборка

       Способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования предметов по цвету.

Необходимый инвентарь: корзина или ведёрко, предметы разного цвета.

       Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие вещи. Объясните ребёнку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы жёлтого (красного, синего и т.д.) цвета.

       Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «это жёлтый карандаш? Мы его возьмём?»

       Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок объяснил вам, что вы ошибаетесь.

 

Строим башню

       Способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

       Предложите ребёнку построить две башни разного цвета, предварительно рассортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

 

Подбери нитку

       Помогает освоить цветовую гамму, развивает навыки сопоставления предметов.

       Нарисуйте воздушные шары разного цвета. Попросите малыша пририсовать к ним верёвочки подходящего цвета.

 

Куда поместится кошка?

       Способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

       Попросите малыша изобразить знакомое ему животное. Предложите ему назвать места, куда бы оно могло поместиться.

       Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку? А в сумку (карман)?»

       Пусть малыш сам придумает места, куда можно пристроить кошку.

 

Волшебная шкатулка

       Развивает мелкую моторику, навыки классифицирования.

Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

       Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребёнку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

       Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребёнок не проглотил их.

 

Сортируем макароны

       Способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования.

Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.

       Покажите ребёнку, какие бывают макароны: «Это – ракушка, это – спираль, это – бантик».

       Смешайте их. Попросите ребёнка разобрать макароны.

       Помогите ребёнку справиться с заданием.

 

Первый аквариум

       Способствует развитию мелкой моторики, учит основам классификации предметов по размеру.

Необходимый инвентарь: 3 маленькие и 3 большие рыбки, вырезанные из картона, лист голубой бумаги, карандаши, клей.

       Предложите малышу сделать домик для маленьких рыбок – аквариум. Положите на стол лист бумаги и нарисуйте на нём водоросли. Поясните ребёнку, что вы делаете. Рассказывайте, как живут рыбки в своих домиках.

       А теперь попросите малыша найти маленьких рыбок, для того чтобы заселить их в аквариум. Пусть кроха самостоятельно отберёт рыбок и разместит их на листе.

       Рыбок можно приклеить, показывая, как это делается.

       Поместите аквариум на видное место и периодически обновляйте его содержимое.

 

Входит – не входит

       Способствует развитию мелкой моторики, навыков сопоставления.

Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера, пластиковая бутылка.

       Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему попробовать сделать это самостоятельно.

       Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдёт в бутылку. Пусть малыш сам сделает это открытие.

       После нескольких неудачных попыток ребёнок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы.

       После того, как в бутылке окажутся все пуговицы, кроме самых крупных, сделайте вывод, что они не вошли, потому что их размер больше чем отверстие бутылки.

 

Пирамидка из пуговиц

       Способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования.

Необходимый инвентарь: зубочистки, пуговицы.

       Закрепите зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть её в брусок пластилина). Предложите малышу нанизать на неё для начала, например, только белые пуговицы.

       Затем попросите ребёнка собрать пирамидку из пуговиц одного размера или, начиная с самой большой, в порядке уменьшения.

 

Где звенит

       Способствует развитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов.

Необходимый инвентарь: разноцветные коробочки, колокольчик.

       Положите в одну из коробок колокольчик, в другую – немного крупы, а третью оставьте пустой.

       Трясите их и слушайте, какие звуки при этом получаются.

       Обязательно называйте цвет коробок: «Интересно, что это звенит в жёлтой коробочке?» и т.д. После того, как малыш начнёт разбираться в цветах имеющихся коробок, их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.

 

Найди пару

       Развивает внимание, восприятие, умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: рисунки, игрушки, наборы парных картинок (можно сделать самим, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу, или распечатав красивые интересные картинки на принтере).

       Задача сводится к тому, чтобы посмотреть картинки и найти подходящую пару.

       Не торопитесь говорить. Что ребёнок составил неправильную пару. Ведь парой могут быть не только одинаковые предметы (два мяча или два зонтика), но и предметы или явления, связанные логически. Например, зонтик и дождик, чашка и чайник и т.д.

       Обязательно спросите, почему ребёнок составил именно такую пару.

       Моя дочь, например, выбирала пары предметов по цвету.

 

Какой остался?

       Способствует развитию внимания, памяти, логического мышления.

Необходимый инвентарь: непрозрачный мешочек, три кубика разного цвета.

       Рассмотрите вместе с малышом кубики. Затем сложите их в непрозрачный мешочек.

       Попросите ребёнка достать два кубика. Спросите, кубик какого цвета остался в мешке.

 

Пропавшая игрушка

       Способствует умению распознавать цвета, тренировать внимательность.

Необходимый инвентарь: различные игрушки.

     Нужно взять несколько игрушек, поставить их перед ребёнком вряд, рассмотреть, перечислить. Потом попросить малыша отвернуться и в этот момент убрать одну игрушку. Повернувшись, ребёнок должен ответить, какой игрушки нет. Развивая внимание и память, можно вспоминать цвета и формы. Например: посадить трёх зайцев разного цвета, тогда для правильного ответа ребёнок должен сказать: «Нет зайчика такого-то цвета». В следующий раз положить разные фигуры: круг, квадрат, овал, крестик. В этом случае ответ ребёнка будет таким: «Нет кружочка».

 

Собираем урожай

     Тренируемся классифицировать предметы по цвету, развиваем мышление и пальчики.

     Дайте ребёнку три разных по цвету мелка (красный, жёлтый, зелёный) и предложите нарисовать овощи и фрукты. Не бойтесь, это не сложно, отличать будете по цвету и форме, главное – помогайте малышу. По окончанию столь увлекательной работы, рядом схематично изобразите три корзины тех же цветов и попросите ребёнка сложить в них урожай. Все красные овощи и фрукты нужно соединить красным мелком с красной корзиной, а все зелёные – с зелёной и т.д. Это очень познавательное и развивающее задание. Для первого раза лучше всё сначала обсудить, а потом уже чертить, чтобы малыш не расстроился из-за испорченной картины.

 

Домики – гномики

     Развиваем логическое мышление и мелкую моторику, закрепляем умение дифференцировать цвета.

     Задание аналогичное предыдущему. Вы схематично изображаете 4 гномов и 4 дома разными по цвету мелками, но так, чтобы в конечном итоге было одинаковое количество гномов и домов одного цвета, то есть жёлтый домик – с жёлтым гномиком и т.д. Задача ребёнка взять мелок такого же цвета, что и гномик, и прочертить дорожку до домика соответствующего цвета. Здесь же можно дорисовать гномам колпачки нужного цвета и «построить» забор, выполнив вертикальную штриховку. Задание сложное, но безумно интересное.

 

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел…

     Развиваем память, логическое мышление, мелкую моторику.

     Выберите любой мелок, например, зелёный, и нарисуйте крокодила (схематично). Начало положено, дети заинтригованы, теперь настало самое время устроить для них конкурс. Спросите у малышей, а что ещё может быть зелёного цвета? Если названные предметы можно легко нарисовать, например, ёлочку или огурец, то дайте инициативу ребёнку, если нет – обязательно помогите ему. Победителя поддержите громкими аплодисментами. Такие задания помимо логики развивают дух соперничества и волю к победе! Растите триумфаторов!

 

Следопыты

     Развиваем зрительное внимание, мышление и речь.

Зимняя прогулка – самое благодатное время для следопытов! Гуляя по парку или идя на площадку, обязательно обращайте внимание на следы, оставленные на снегу. Какие следы у взрослых людей, какие оставляют женские каблучки, у кого самая маленькая ножка и т.д. Освоив это – начинайте изучать следы: где пробежала маленькая собака, а где большая, где следы воробушка, а где голубя или вороны. Очень интересные следы, оставленные крыльями вороны, когда она взлетает, поищите их, и вы сами удивитесь, как это красиво! На самом деле, безумно увлекательное занятие, а главное, что в процессе поиска вы общаетесь с ребёнком, и у вас появляется общий интерес!

 

Вытаптывание на снегу

       Развиваем образное мышление, учимся ходить приставными шагами.

       Наигравшись в следопытов, можно приступить к самостоятельному «изготовлению» следов! Для начала попробуйте отпечатать автомобильные шины: поставьте ноги вместе и принимайтесь переставлять шаги чётко след в след. Вытаптывать можно параллельно с мамой, тогда у вас получится след от очень смешной машинки. По мере роста мастерства можно перейти к изображению ёлочки (пятки вместе – носки врозь), велосипедного следа (идти по одной прямой, приставляя носок к пятке) или тракторной гусеницы (передвигаться боком, ставя ноги вместе), но для этого придётся приложить немало усилий!

 

Камешки – цветочки

       Развиваем логическое мышление.

       Наступило самое время научить ребёнка видеть последовательность и понимать закономерность действий. Для этого выберите наиболее яркие и привлекательные предметы, например, цветы и каштаны, и начинайте их поочерёдно выкладывать, обязательно поясняя свои действия. «Маша, смотри, я сначала кладу цветочек, потом каштанчик, затем опять цветочек и снова каштанчик. Цветочек, каштанчик, цветочек, каштанчик, цветочек, каштанчик, … а теперь что положим?» Ребёнок должен самостоятельно показать или положить цветок, если же малыш затрудняется, повторите цепочку действий, акцентируя внимание на закономерности появления предметов, а в конце сами продолжите ряд.

       Обучать чередованию можно ещё и на бордюрах, по которым так любят шлёпать юные пешеходы. Бордюры обычно выкрашены, и вам остаётся толь выбрать нужное место для тренировок, к примеру, классическое чередование чёрного и белого. Детям нравится это занятие, к тому же оно ещё и способствует развитию. И не забудьте про волшебную палочку, она как никогда поможет справиться со сложным заданием!

 

Разведчики

Тренируем зрительное внимание и логическое мышление.

       Выберите игрушки, различные по следам, например, зайчик, кукла и машинка, и старательно рассмотрите их отпечатки на песке. Затем отвлеките малыша и незаметно оставьте оттиск одной из перечисленных игрушек. Задача малыша – догадаться, кому принадлежит след. Если ребёнку сложно, помогите ему, приложив игрушку к отпечатку. Поняв смысл игры, ребёнок станет более наблюдательным и внимательным, что так важно в работе разведчика!

Разноцветные карусели

       Повторяем цвета, развиваем логическое мышление.

       Закрепить название цвета можно, катаясь на каруселях (они, как правило, покрашены в разные цвета). Раздайте детям билетики (листочки, травинки и т.д.) и укажите их места: «Сашенька, сядь не на красное, не на синее и не на жёлтое сиденье (на зелёное). Катюша, а ты сядь не на зелёное, не на красное и не на жёлтое сиденье (то есть на синее)». Такое задание придаёт значимость событиям и превращает катание в увлекательное путешествие!

 

«Фигурные домики»

       Тренируем логическое мышление, повторяем геометрические фигуры и цветы, развиваем пальчики.

       Нарисуйте вместе с малышом на асфальте геометрические фигуры разных цветов, например, три треугольника (красный, синий и жёлтый), три круга (красный, синий и жёлтый) и три квадрата. «Превратите» их в домики и предложите малышу «пойти» в гости: «Танечка, пойдём в синий треугольный домик или давай встанем в красный квадратный домик» и т.д.

       Если ваш ребёнок справляется с заданием не задумываясь, то его непременно нужно усложнить: «Танюша, а теперь найди домик не треугольный и не квадратный» (т.е. круглый). В этом случае выбирать нужно из трёх фигур (а не из 9, как прежде) и цвет уже не называть, чтобы не сбивать малыша с толку.

Найди соседа

       Развиваем внимание, мышление, ориентацию в пространстве.

       После выполнения этого задания можно смело отправляться в разведку! Нарисуйте с малышом ёлочку, слева от неё (чётко установив местоположение объекта) – грибочек, а справа – цветочек. Проговорите задание для разведчика: «Сашенька, запомни и нарисуй шифровальное письмо: грибочек – слева от ёлочки, а цветочек – справа от неё!» Как и полагается в разведшколе, по окончанию обучения нужно сдать экзамен, вот вы и спросите, где находятся второстепенные предметы по отношению к главному (естественно, говоря на языке учеников)!

       Следующим этапом повышения квалификации будет самостоятельное размещение фигур по просьбе главнокомандующего, например, «Катюша, а нарисуй-ка тучку слева от домика, а солнышко – справа от него.» За правильное решение задачи повышенной сложности наградите ребёнка бурными аплодисментами!

 

Чьи это носочки?

       Ознакомиться с понятиями «больше», «меньше».

Необходимый инвентарь: корзина и несколько пар носков различных размеров, принадлежащих разным членам семьи.

       Сложите в корзинку приготовленные носки. Выберите один носок и наденьте его на детскую ножку. Спросите: «Чей это носочек?» Потом скажите, кому принадлежит носок. После того как вы попробовали несколько носков, попросите малыша передать вам носочек сестры или папы. Если вы выложите носки на полу, то можете сравнить большие размеры с маленькими.

 

 

           

 

Для детей 3 лет

 

Логическая цепочка

       В процессе игры ребёнок учится отделять часть от целого.

       В игре может участвовать от 4 до 10 детей. Для начала игры нужно поговорить с детьми о разных профессиях: поваре, враче, спортсменах и т.д., действия которых наиболее легко воспроизвести в пантомиме.

       На игровом поле рисуется круг радиусом 2 м. внутрь круга встаёт ведущий. Остальные дети выстраиваются по кругу. Ведущий (для начала им должен быть взрослый) загадывает какое-нибудь действие. Например, работу повара. Он начинает изображать без слов его работу. Например, мешать суп в кастрюле.

       Остальные дети должны догадаться, кого он изображает, и включиться в игру, начав изображать какое-нибудь другое действие, присущее работе повара (резать овощи, чистить картофель, тереть морковь, разливать суп по тарелкам и т.д.).

       Ведущий всё это время внимательно смотрит за действиями других игроков и пытается понять, попадают ли их движения под действия загаданного им героя. Если да, то он приглашает игрока в круг. Они начинают двигаться вместе, и, уже оба высматривают среди играющих, кого можно пригласить в круг.

       Игра заканчивается, когда все играющие оказываются в кругу.

       После игры все вместе обсуждают, кого они изображали. Раскручивается логическая цепочка: кто что придумал показывать, кто кого отгадал и ввёл в круг.

 

Весёлая уборка

       Способствует развитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов.

       После игры в комнате остались разбросанными все игрушки? Уборку можно сделать весёлой и полезной. Предложите ребёнку собрать все красные фигуры (по цвету), все треугольники (по форме), все маленькие фигуры (по размеру).

       Если ваш малыш с этим легко справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зелёные круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров.

 

Четвёртый лишний

       Способствует умению обобщать и классифицировать предметы.

       Для игры понадобятся четыре картинки с изображениями предметов, три из которых относятся к одному общему понятию.

       Разложите их перед ребёнком и предложите ему определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их одним общим словом (каким?), а какая из этих картинок лишняя (почему?).

       Набор картинок может быть разнообразным. Например, чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и стул; ёлка, берёза, дуб и рыба.

       Если ребёнок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать животных (птиц, рыб), овощи (фрукты), которые он знает.

       Более сложный вариант – подобрать картинки с предметами, относящиеся к общему понятию, но отличающимися каким-то одним свойством: берёза, дуб, липа и ель.

 

Угадай предмет

       Эта игра направлена на развитие памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существенного в предмете.

       Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребёнку, рассказывая, где он находится, для чего предназначен, из какого материала сделан и т.д. ребёнок должен отгадать, что загадали.

       Для того, чтобы усложнит задание, можно предложить малышу самому задавать вопросы о загаданном предмете.

       Отвечать нужно только «да» или «нет». В этом случае ребёнок лучше научится выделять существенные признаки предмета.

 

Противоположности

       Игра расширяет словарный запас, помогает ребёнку закрепить навык определения противоположностей явлений, предметов.

       Взрослый называет: «Ночь». Ребёнок должен ответить: «День».

       Солнце – луна, холодно – жарко, зима – лето, красивый – страшный….

 

Запутанная история

       Игра помогает научиться организовать повествовательную речь. Обучает умению слушать и продолжать развивать услышанную мысль. Формирует навыки логического изложения, творческой фантазии.

Необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов.

       Для начала, подготавливая карточки, постарайтесь использовать очевидные логические связи. Например, солнце – река – мячик – лодка – удочка – рыба – панама – палатка – ложка – костёр – велосипед.

       Участники садятся в круг, им раздаются по две карточки. Первый игрок начинает рассказывать историю, произнося предложение, в которое включен предмет, изображённый на его карточке. Использованную карточку игрок кладёт в центр круга. Второй участник должен продолжить его историю, его цель – включить в неё предмет, изображённый на его карточке. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут использованы.

       В процессе игры ребёнок учится удерживать в памяти элементы нескольких уровней:

1. Первый уровень: предложение с заданным предметом.

2. Второй уровень: то же предложение, но связанное с предшествующим.

3. Третий уровень: представление обо всей истории в целом.

 

Старенькая бабушка

Способствует развитию логического мышления.

Необходимый инвентарь: много разных пуговиц – 5 больших, 3 средний, 4 с ножками, 5 покрытых материей, 3 шершавых, 2 квадратных и т.д.

       Игроки садятся за стол. Им завязывают глаза. Ведущий раздаёт каждому по 10 или 20 пуговиц разного размера, формы и фактуры. Пуговицы надо рассортировать. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.

       С каждой игрой разнообразие форм, размера и фактур используемых пуговиц рекомендуется увеличивать.

 

Двадцать палочек

Способствует развитию логического мышления.

На столе рассыпают 20 палочек (карандашей, фломастеров). Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки. Проигрывает тот, кому придётся взять последнюю палочку.

 

Какой он?

С помощью игры закрепляются знания характеристик величины, формы, цвета, умения соотносить их с конкретными предметами.

Необходимый инвентарь: любой предмет, имеющий ярко выраженную геометрическую форму (мяч, книга, косынка и др.).

       Взрослый показывает предмет детям и просит назвать его характеристики: «Какой он?». Например, мяч: круглый, лёгкий, большой, маленький, жёлтый, зелёный и др.

       Второй этап игры – введение более сложных предметов: дерево, машина и др.

 

Кто больше?

       Игра помогает ребёнку научиться анализировать предметы, выделяя их по форме.

       Ведущий называет геометрическую фигуру, а дети должны назвать соответствующий предмет. Побеждает тот, кто больше всех найдёт и назовёт соответствий. Например: прямоугольник – дом, автобус, хлеб, стол и др.

       Можно разбиться на пары взрослый – ребёнок и устроить командную семейную игру.

 

Фигуры

       Игра помогает закрепить знания о предметах, их геометрической форме. Закладывает основы абстрактного мышления.

       Ведущий называет любой предмет, а дети должны определить геометрическую фигуру, которая лежит в его основе. На первом этапе игры можно использовать наглядный материал: карточки или сами предметы. Затем необходимо перейти к словесной передаче информации. Это поможет ребёнку развить абстрактное мышление.

       Сначала берите знакомые и несложные по форме предметы (дверь, мяч, окно и др.). Например: кастрюля – круг; окно – квадрат; спящая кошка – овал и т.д.

       Когда ребёнок освоит простые геометрические фигуры, следует переходить к более сложным формам: многоугольникам и пр.

 

Были – небылицы

       Игра помогает развивать логическое мышление, развивает умение фиксировать противоположные высказывания. Закладывает навыки ведения аргументированного отстаивания своей позиции, умение корректно спорить.

       Ведущий задаёт детям вопросы подобного содержания: «Может ли крокодил летать? Почему? А может ли он летать в самолёте? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если её посадил на колени папа? Может ли торт быть солёным? А почему? А если мама перепутала банки?» и т.д.

 

Холодно – горячо

       Игра помогает научиться координировать свои действия, обучает навыкам локализации места в пространстве. Обучает логическому мышлении.

Необходимый инвентарь: небольшой предмет или игрушка.

       Один из игроков прячет предмет, остальные дети должны его искать. Ведущий должен помогать ребятам найти предмет. Ему можно произносить только слова «холодно» и «горячо», «теплее» и «холоднее».

       «Горячо» обозначает, что ищущий подошёл к предмету очень близко, «холодно», что отошёл слишком далеко.

 

Антонимы

       Игра расширяет словарный запас, помогает ребёнку закрепить навык определения противоположностей явлений, предметов.

       Игроков может быть двое, а может и больше. Можно играть с водящим, тогда он предлагает всем слова, но лучше говорить по очереди.

       Один играющий произносит слово, другой должен назвать противоположность.

       Это просто, когда говорятся слова, имеющие чёткую пару: быстро – медленно или долго, холодный – горячий или жаркий.

       Но если противопоставить огню – воду, веткам – корни, а забору – дыру или проход достаточно просто, то искать противоположности предметам одежды, профессиям, частям тела или геометрическим фигурам – занятие захватывающее и полезное.

 

Обручи

       Игра помогает ребёнку научиться классифицировать предметы по форме и по цвету.

Необходимый инвентарь: два обруча, разные игрушки по форме и по цвету или разные геометрические фигуры из детского конструктора.

       Для начала возьмите простые предметы: например, кубики красных и синих цветов или круглые и квадратные предметы. Ребёнок должен разложить предметы по признакам в разные обручи.

       Усложнить игру можно, вводя более сложные предметы, которые обладает обоими признаками: и цветом, и формой. Возможно, ребёнок сам придумает, как включить такой предмет в обе группы. Если он не догадается, покажите, как можно положить об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.142 (0.204 с.)