Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вероятностность индукции и единство частного и общего
Сказанное выше станет яснее, если учесть, что «вероятное» есть отрицательно-диалектическое как момент единства противоположностей частного и общего. Вероятностность индукции есть именно один момент этого единства, так как индукция заключается в переходе от частного к общему, а необходимость общего для частного есть не что иное, как отрицательная диалектика. Да, «вероятностность» есть скептицизм, релятивизм, но ведь «диалектика включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к релятивизму»[242]. В этом положении В. И. Ленина «релятивизм», «отрицание» и «скептицизм» берутся в одном значении. Необходимость противоречащего есть «скептицизм», поскольку объединение противоречащих есть нечто «сомнительное»; это «релятивизм», поскольку противоречащие представлены соотносительно, «текуче», в переходе в друг друга; это «отрицание», поскольку переход нечто в противоречащее есть отрицание первого (нечто). Необходимость противоречащего, необходимость противоречия есть «отрицание», «релятивизм», «скептицизм» и в том смысле, что она (эта необходимость) сама по себе, независимо, говоря словами Канта, представляет собой ошибку, «видимость», «иллюзию». Переход нечто в свою противоположность содержит момент отрицательной диалектики, именно необходимость противоположного, его неустранимость. Взаимная необходимость противоположностей, их неразрывность состоит в том, что одна из противоположностей, противоречащих, взятая сама по себе, независимо, теряет собственный смысл, но противоречие в голом виде есть упразднение самого себя, ошибка; переход отдельно взятого общего в частное означает, что оно противоречит самому себе, исключает само себя; вот именно этот момент представляет ошибку, говоря словами Канта — «иллюзию», «видимость» (Shein), Несмотря на это, такой момент необходим — в соотношении противоположностей противоречие необходимо. Именно этот момент отрицательной диалектики есть момент индукции, «вероятного» перехода частного в общее. Вероятностность индукции представляет отрицательную диалектику, которая невозможна, если она не оправдывается, если она не есть момент более полной связи — положительной диалектики. Необходимость противоречащего для нечто, как. отрицательная диалектика, есть момент перехода в противоречащее. Полнее, чем отрицательная диалектика, — такая связь, когда нечто с необходимостью, по своей внутренней природе, переходит в свою противоположность и наоборот, чем утверждается единство противоположностей. Индукция в конечном счете оправдывается в диалектическом единстве частного и общего.
Относительность в индукции Переход частного в общее и наоборот показывает относительность этих понятий. Их взаимонеобходимость и переходы выявляют «текучесть» этих понятий[243], как это было указано и выше. Проблема индукции (как и дедукции) разрешается именно тем, что частное и общее являются относительными, текучими категориями. Но эта относительность представляет собой уже диалектику, а не сферу формальной логики, на основании которой проблему индукции невозможно разрешить именно вследствие понимания частного и общего как неотносительных понятий. При номиналистическом понимании общего индукция остается навсегда проблематичной, поскольку представление частного и общего как. неотносительных понятий есть их абсолютный отрыв друг от друга. Когда частное и общее абсолютно отрывают друг от друга, то после этого уже, конечно, нельзя связать их. Это не значит, что для связывания частного и общего мы должны заранее исходить из их связи, что эту связь мы должны признать аксиомой; нет, такое допущение только переместило бы проблему, оставив ее нерешенной. Частное по своей внутренней природе переходит в общее и наоборот. Отрицательная диалектика показывает не только то, что противоречие необходимо, но и то (и это главное), что необходимость противоречащего означает и его полагание. Общее, взятое отдельно, невозможно, оно возможно на основании существования частного; частное есть основание своей противоположности — общего. Переход частного в общее есть оправдание индукции (такая относительность частного и общего разрешает и проблему дедукции). Проблему индукции (так же как и проблему дедукции) разрешает относительность частного и общего. Эта относительность проявляется и в том, что обыкновенная индукция имеет вероятностный характер, она есть приближение к необходимости. Это относительность и односторонность самой индукции, как логического метода, представляющего логическое содержательное частное. Это частное должно быть оправдано в общем методе. Преодоление и объяснение относительности и односторонности осуществляется в абсолютном, в безусловном, в универсальном. Индукция не объясняется самой индукцией[244], для этого требуется диалектический метод, который объясняет и оправдывает ее и является для нее общим. Необходимость диалектического метода для индуктивного и необходимость перехода второго в первый сама есть своеобразная индукция, но это уже диалектика, а не собственно индукция.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.180 (0.006 с.) |