Диалектико-логически безусловное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектико-логически безусловное



В материалистической диалектике доказано, что диалектика есть наука о наиобщих законах природы, общества и мышления. Предмет этой науки — существующая в действительности диалектика. Универсальные законы действительности есть законы диалектики. Диалектика господствует в каждой сфере действительности; все существующее подчиняется диалектике. Все существующее находится во взаимосвязи, в движении-развитии, которое осуществляется внутренним противоречием и представляет собой восходящее развитие. Все существующее обусловлено диалектичностью; а сама же диалектика не подчиняется ничему, ничем не обусловлена; она безусловна; диалектика безусловно действует во всем. Если бы диалектика подчинялась чему-то другому, если бы она была обусловлена другим, то это другое, как обусловливающее, само бы оказалось во взаимосвязи, само было бы моментом, входящим в диалектику. Отрицание диалектики невозможно, поскольку отрицание само есть сущность диалектики, сущность развития. Попытка отрицания диалектики сама показывает ее необходимость, утверждает ее. Поэтому диалектика, по своей природе, абсолютна и безусловна.

Диалектичность есть абсолютность, движение-развитие абсолютно. Оно абсолютно везде и в каждой сфере, где оно действует, — а оно действует везде, в каждой сфере, действительности. Бытие, логическое и познание диалектичны. В каждой этой сфере диалектичность означает абсолютность и безусловность. Как известно, эта абсолютность и безусловность не исключают и не упраздняют относительности и условности, а наоборот, содержат их. Абсолютное, безусловное, бесконечное, по выражению К. Маркса, «есть «охватывающий» момент в единстве абсолютного и относительного, безусловного и условного, бесконечного и конечного. Такая абсолютность и безусловность господствуют в бытии, в мысли и познании.

Не может быть более одного безусловного. Безусловное бытия, существующее в мысли безусловное и существующее в познании безусловное или абсолютное, не три абсолютных или безусловных, а только одно. Это одно есть диалектичность, диалектика. Диалектика бытия, диалектика логического и диалектика познания, в сущности есть одна и та же диалектика, которая приобретает специфичность в этих трех сферах. Но поскольку познание есть именно познание бытия, а логичность есть логичность познания и знания, постольку диалектика бытия определяет диалектику познания и логического. Познание и его логика есть своеобразная репродукция диалектики бытия (К. Маркс). Именно вследствие этого только материалистическая диалектика есть научная диалектика.

Поскольку диалектика бытия определяет диалектику познания и логического, поскольку в этих трех сферах в сущности господствует именно диалектика, постольку и аспекте диалектики, как определенного абсолютного и безусловного, онтология, логика и теория познания, одно и то же; точнее, со стороны предметности, как известно, онтология определяет логику и теорию познания. Поэтому логика, в которой господствует диалектика, диалектическая логика, есть онтологическая логика. Онтологическое определяет логическое, поэтому логическое объективно, т.е. имеет и познавательный характер. Именно вследствие диалектичности суть одно и то же логика и теория познания. В тождестве диалектики, логики и теории познания господствует диалектика как «охватывающий» момент. В тождестве диалектики, логики и теории познания диалектика является подчиняющей и определяющей. Тождество этих трех понятий доказывается именно диалектичностью. Логика и теория познания суть одно и то же в диалектичности, которая имеет абсолютный характер.

Предмет синтетичен, поскольку он есть единство различных. Познание имеет смысл благодаря синтетичности, поскольку познание есть постижение нового. Логическое тоже синтетично, поскольку, как мы уже знаем, логическая связь может быть связью только различных. Синтетичность предмета определяет синтетичность познания и логического. Синтетичность предмета специфически проявляется в мысли, в ее формах — суждении, умозаключении, понятии, доказательстве. В аспекте синтетичности диалектика, логика и теория познания одно и то же.

Господство синтетичности в этих трех сферах, как мы уже знаем, есть господство в них внутреннего отрицания. Различие — сущность синтетичности — есть внутреннее отрицание, которое господствует в предмете, поэтому и в мысли, и познании. Для логического существенно логическое отрицание. Нет суждения без внутреннего отрицания. Это относится и к умозаключению и доказательству. В аспекте отрицания логическое и познавательное одно и то же.

Отрицание создает противоречие, поскольку вотрицании с необходимостью подразумеваются отрицаемое и отрицающее; поэтому при действии отрицания имеется взаимоотрицание, противоречие. Диалектическое противоречие господствует в формах мысли: 1) суждение имеет природу утверждения-отрицания, 2) полное умозаключение есть утверждение внутренним отрицанием и т. д. Так что противоречие, которое абсолютно в действительности (В. И. Ленин)[209], действует своеобразно и в логическом, в логике знания. Абсолютность противоречия создает безусловность логического. В аспекте диалектического противоречия диалектика, логика и теория познания суть одно и то же.

Действие единства противоречий осуществляется в самодвижении, в движении-развитии, осуществленном внутренним отрицанием-противоречием. В таком движении и развитии находятся природа, общество и мышление: логическое и познавательное. Абсолютность самодвижения-развития осуществляется и в логическом. Мы видели, что суждение из-за внутреннего противоречия переходит в непосредственное умозаключение, а оно в опосредствованное, что кончается бесконечным умозаключением. Существует логическое (развитие, переходы логический форм мысли, в которых действуют именно законы логического развития. Абсолютность развития осуществляется и в логическом. Именно в аспекте этого абсолютного и вследствие его диалектика, логика и теория познания суть одно и то же.

Действительность есть causa sui. Таково и логическое, именно его высшая форма — бесконечное умозаключение. Это не означает ни отрыва логического от действительности, ни их отождествления, а только признание того, что логическое отражает действительность и в том смысле, что в обеих сферах действует внутреннее основание. Если бы в логическом не действовало внутреннее основание, именно внутреннее логическое основание, то логическое доказательство впало бы в бесконечный регресс, было бы невозможным; вместе с тем, стало бы необходимым отождествление реального основания с логическим, в результате чего, как мы уже знаем, получается: 1) логический регресс, нелепость и 2) объективный идеализм. Если бы логическое causa sui было невозможным, то была бы невозможной и логическая закономерность, логическая внутренняя необходимость, т.е. была бы невозможной логика, как самостоятельная наука, поскольку она осталась бы без предмета. Но мы знаем, что в логическом имеет место диалектическое единство условного и безусловного, которое существует в полном виде в бесконечном, безусловном логическом — в бесконечном умозаключении, в утверждении нечто его же отрицанием, что является логическим единством противоречащих. Бесконечное умозаключение логически осуществляет то, что является абсолютным в действительности и в ее познании. Это есть единство противоречия. С этой стороны, диалектика, логика и теория познания одно и то же.

Мы знаем и то, что бесконечное умозаключение как безусловное (логически безусловное, но реально обусловленное) логическое, представляет собой вместе с тем и безусловно-абсолютную истину. Здесь имеется первое логическое и первая истина, как сущность логического и сущность истины. В бесконечном умозаключении не только потому имеется истина, что оно представляет отражение единства реального противоречия, но и потому, что в нем логическое утверждение осуществляется внутренним отрицанием, что представляет и истину. Если отрицанием нечто утверждается оно же, тогда в нем осуществляется полная логическая необходимость, которая представляет собой и истину. Не может быть ошибкой то, что есть утверждение посредством внутреннего отрицания. Единство противоречия абсолютно в бытии, в познании и в логическом. В логическом оно есть безусловное. Полное осуществление единства противоречия в логическом есть логически безусловное, что представляет собой и абсолютную истину.

Можно сказать и больше, а именно, что только посредством бесконечного умозаключения возможно доказательство существования. Существование есть не только категория онтологии, но и категория логического. Существование действует и в логическом. Логическое отрицание существования невозможно, поскольку при этом само это отрицание обязательно должно существовать. Логическое отрицание существования есть средство, которым выявляется необходимость существования. Поэтому и зиждется логическое на онтологическом.

Таким образом, диалектико-логически безусловное есть то, что делает невозможным построение логики на основе субъективизма и релятивизма;, оно выявляет, доказывает ложность такого построения.

Диалектико-логически безусловное, т.е. бесконечное умозаключение, является наиобщим и поэтому подчиняет себе каждую логическую форму. Эта общность имеет содержательный характер. Подчиненность ей каждой формы логического и мысль, например, каждое суждение есть бесконечное умозаключение; нет, бесконечное умозаключение есть не объемное, а содержательное общее. Ему подчинятся каждая его односторонность, которая, ясно, не есть неодносторонность, целое, то единство, односторонность которого оно представляет собой.

Следовательно, признание безусловности диалектико-логического является аргументом, на базе которого можно доказать и доказывается тождество диалектики, логики и теории познания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.147 (0.007 с.)