Рекомендовано учебно-методическим советом Уральского энергетического института 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендовано учебно-методическим советом Уральского энергетического института



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

КОНСТРУКЦИОННОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

 

 

 

Код ОП Направление Профиль Номер учебного плана Код дисциплины по учебному плану
 

Электроэнергетика и электротехника

Электрические станции  

МБ.10.2

  Электроэнергетические системы и сети  
  Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем  
  Электрические машины  
  Высоковольтные электроэнергетика и электротехника  
  Электрические и электронные аппараты  
  Электротехнологические установки и системы  
  Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений  
  Электропривод и атоматизация технологических комплексов  
  Электропривод и автоматика  

 

МОДУЛЬ МБ.10 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

 

Екатеринбург, 2014

Рабочая программа дисциплины составлена авторами:

 

№ п/п ФИО Ученая степень, ученое звание Должность Кафедра Подпись
1 Яковенко Светлана Равилевна   ст. преподаватель Техника высоких напряжений  

 

 

Руководитель проектной группы модуля                                                         С.Р.Яковенко

Рекомендовано учебно-методическим советом Уральского энергетического института

 

Председатель учебно-методического совета                                                  В.И.Денисенко

Протокол № ______ от __________ г.

 

Согласовано:

 

Начальник отдела образовательных программ                                               Е.В. Сатыбалдина

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ «Электротехническое материаловедение»

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования

 

  * 03 – бакалавриат, 04 – магистратура

1.1.Аннотация содержания дисциплины 

Дисциплина является первой частью модуля «Материаловедение» и излагает основы использования конструкционных материалов, используемых при проектировании и эксплуатации электротехнических устройств.

 Дисциплина посвящена изучению конструкционных материалов в электроустановках. Рассматриваются основы строения, классификация, способы обработки и технологии производства конструкционных материалов.

1.2.Планируемые  результаты освоения дисциплины

Результатом освоения дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:

ОК1- способность участвовать в планировании, подготовке и выполнении типовых экспериментальных исследований по заданной методике;

ОК2- способность обрабатывать результаты экспериментов;

ОК3- способность принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические и экологические требования;

ОК4- готовность определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

- классификацию современных электротехнических материалов, применяемых в электрооборудовании;

- основные характеристики электротехнических материалов

- взаимосвязь состава, строения, основных свойств материала с процессами, происходящими в них, воздействии электрического поля, температуры, состава рабочей среды, поляризующего излучения и др. факторов, при технологической обработке.

 

Уметь:

- выбирать материалы для элементов электротехнических конструкций

 

Демонстрировать навыки и опыт деятельности:

-  контроля основных характеристик электротехнических материалов;

 

1.3. Объем дисциплины 

 

Виды учебной работы, формы контроля

Всего часов

Учебные семестры,

Номер

4    
Аудиторные занятия 34 34    
Лекции 17 17    
Практические занятия 17 17    
Лабораторные работы        
Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации 38 38    
Промежуточная аттестация   З    
Общий объем  по учебному плану, час.

72

Общий объем по учебному плану, з.е.

2

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины* Содержание
Р1 Классификация, строение и основные свойства материалов Основы конструкционного материаловедения. Классификация конструкционных материалов по агрегатному состоянию, химическому составу, функциональному назначению. Требования к ним.  Агрегатные состояния, основные свойства материалов и их связь с химическим составом и строением. Кристаллическое строение и свойства металлов. Дислокационная структура металлов и ее влияние на прочность. Механические свойства материалов и методы их определения.
Р2 Сплавы, строение и свойства Основы теории сплавов: понятие о металлических сплавах, виды двойных сплавов,  диаграмма состояния сплавов. Сплавы на основе железа. Стали, чугуны, их характеристика, классификация и маркировка. Основные сплавы, применяемые в электромашиностроении: легированные стали, цветные металлы и сплавы, композиционные материалы. Бетоны.
Р3 Основы термической обработки и поверхностного упрочнения сплавов Понятие о термической обработке. Сущность и назначение термической обработки. Фазовые превращения в сталях при термической обработке. Виды термической обработки сталей. Понятие о термомеханической обработке. Поверхностное упрочнение металлов и сплавов.
Р4 Общие сведения о технологиях обработки металлов Обработка деталей электротехнического оборудования. Технология конструкционных материалов. Литейное производство. Общие сведения. Основные виды литья. Порошковая металлургия. Обработка металлов давлением. Общие сведения. Основные виды ОМД. Сварка, пайка и резка металлов. Обработка металлов резанием. Процесс резания. Обработка деталей на токарных станках. Электрофизические и электрохимические методы обработки.

* Дисциплина может содержать деление только на разделы, без указания тем

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Лабораторные работы 

Не предусмотрены

Практические занятия

 

Код раздела, темы Номер занятия Тема занятия

Время на

Проведение

Занятия (час.)

Р1 1 Кристаллическое строение и свойства материалов

1

Р1 2 Дислокационная структура и ее влияние на свойства материалов

2

Р2 3 Диаграммы состояния.

2

Р3 4 Термическая обработка материалов

2

Р3 5 Конструкционные материалы. Применение.

4

Р4 6 Технологии обработки материалов

4

    Всего: 17  

4.3.Примерная тематика самостоятельной работы

Примерный перечень тем домашних работ

не предусмотрено

Примерный перечень тем графических работ

Не предусмотрено

Примерный перечень тем рефератов (эссе, творческих работ)

1.    Углеродистые стали. Маркировка, применение в электротехнике.

2.    Чугуны. Маркировка, применение в электротехнической промышленности.

3.    Легированные стали.

4.    Медь и ее сплавы.

5.    Алюминий и его сплавы.

6.    Тугоплавкие металлы и сплавы на их основе.

7.    Композиционные материалы с нульмерными наполнителями.

8.    Композиционные материалы с одномерными наполнителями.

9.    Композиционные материалы на неметаллической основе.

10.  Бетоны в электротехнике.

11.  Литье в песчано-глинистые формы.

12.  Литье в оболочковые формы.

13.  Литье в металлические формы.

14.  Непрерывные способы литья.

15.  Литье с применением давления.

16.  Листовая штамповка.

17.  Горячая объемная штамповка.

18.  Резка металлов и неметаллических материалов.

19.  Дуговая сварка.

20.  Лазерная сварка.

21.  Контактная сварка.

22.  Пайка металлов.

23.  Механическая обработка металлов.

24.  Физико-химические методы размерной обработки.

25.  Покрытие металлов.

4.3.4. Примерный перечень тем расчетных работ (программных продуктов)

Не предусмотрено

Примерный перечень тем расчетно-графических работ

Не предусмотрено

Примерный перечень тем курсовых проектов (курсовых работ)

Не предусмотрено

Примерная тематика коллоквиумов

Не предусмотрено.

 

5. СООТНОШЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ*

 

Код раздела, темы дисциплины

Активные методы обучения

Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение

Проектная работа Кейс-анализ Деловые игры Проблемное обучение Командная работа Другие (указать, какие) Сетевые учебные курсы Виртуальные практикумы и тренажеры Вебинары и видеоконференции Асинхронные web-конференции и семинары Совместная работа и разработка контента Другие (указать, какие) Р1. Классификация, строение и основные свойства материалов         *               Р2. Сплавы, строение и свойства         *               Р3. Основы термической обработки и поверхностного упрочнения сплавов         *               Р4. Общие сведения о технологиях обработки метал-лов         *              

 

*отметить звездочкой или другим символом применяемые технологии обучения по разделам и темам дисциплины.

 

 

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (Приложение 1)

ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НЕЗАВИСИМОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ (Приложение 2)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (Приложение 3)

 

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплины

9.1.Рекомендуемая литература

9.1.1.Основная литература

1.    С.Н. Колесов. Материаловедение и технология конструкционных материалов: Учеб. для вузов / С.Н. Колесов, И.С. Колесов. — М.: Высш. шк., 2006.

2.    Г.П. Фетисов. Материаловедение и технология металлов. Учебник для вузов/ - Москва.: ВШ, 2008.

3.    В. Б. Арзамасов, А. А. Черепахин. Материаловедение. Учебник для вузов/ - Москва.: Академия, 2013.

9.1.2.Дополнительная литература

1. Н.П. Богородицкий, В.В Пасынков, В.М Тареев. Электротехнические материалы. Изд.7. Л.: Энергоатомиздат, 1985.

2. У. Болтон. Конструкционные материалы: металлы, сплавы, полимеры, керамика, композиты. Справочник. Москва. Изд.дом «Додека-ХХI». 2007.

Методические разработки

1. С.Р. Яковенко. Программа и методические указания по курсу «Электротехнические материалы» для заочной формы обучения. Каф. ТВН, 2009.

Программное обеспечение

не используются

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Сведения об оснащенности дисциплины специализированным и лабораторным оборудованием

Чтение лекций проводится в специализированной аудитории, выделенной университетом для проведения поточных лекций, оснащенной средствами аудио - и видео сопровождения.

Для практических занятий требуется медиааудитория.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к рабочей программе дисциплины

 

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

6.1. Весовой коэффициент значимости дисциплины – 0,3, в том числе, коэффициент значимости курсовых работ/проектов, если они предусмотрены –0.

6.2.Процедуры текущей и промежуточной аттестации по дисциплине

1.Лекции: коэффициент значимости совокупных результатов лекционных занятий – …

Текущая аттестация на лекциях[ перечислить контрольно-оценочные мероприятия, связанные с лекциями ] Сроки – семестр, учебная неделя Максимальная оценка в баллах
Посещение лекций 4, 1-16 50
Проверка конспектов 4,8-16 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к рабочей программе дисциплины

 

Всего заданий

 

 

[ Структура тестовых материалов при использовании ФЭПО ]

№ п/п Код структурной единицы Наименование структурной единицы Число заданий в тесте Число баллов
 

Блок 1. Темы

   
  [ Указать код темы ] [ Указать наименование темы ]    
         
         
 

Блок 2. Модули

   
  [ Указать код модуля ] [ Указать наименование модуля ]    
         
 

Блок 3. Кейс-задания

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к рабочей программе дисциплины

 

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ В РАМКАХ БРС

       В рамках БРС применяются утвержденные на кафедре критерии оценивания достижений студентов по каждому контрольно-оценочному мероприятию. Система критериев оценивания, как и при проведении промежуточной аттестации по модулю, опирается на три уровня освоения компонентов компетенций: пороговый, повышенный, высокий.

Компоненты компетенций

И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

8.3.1. Примерные задания для проведения мини-контрольных в рамках учебных занятий Примерный вид теста

ВОПРОС1. Координационное число кристаллической решетки, элементарная ячейка которого представлена на рисунке:
1. 8
2. 12
3.  6
4.  4

ВОПРОС2. Дендритной ликвацией называется процесс, при котором после ускоренного охлаждения центральная часть:
1. слитка имеет более мелкое зерно, чем периферийная.
2. зерен оказывается обогащенной более легкоплавким, а периферийная – тугоплавким компонентом.
3. зерен оказывается обогащенной более тугоплавким, а периферийная – легкоплавким компонентом.
4. слитка имеет более крупное зерно, чем переферийная.

ВОПРОС3. Растворимость углерода в аустените при 900 градусах составляет:
1. 2,14
2. 6,67
3. 0,8
4. 1,4

ВОПРОС4. Способность стали к повышению твердости при закалке называется
1. прокаливаемость
2. наклеп
3. закаливаемость
4. наклеп

ВОПРОС5. Точечными дефектами кристаллической решетки являются
1. вакансии, межузельные атомы
2. краевые и винтовые дислокации
3. дефекты упаковки
4. поры, трещины

.

8.3.2. Примерные контрольные задачи в рамках учебных занятий.

 

Тема «Классификация, строение и основные свойства материалов»

 Задача 1.

Определить, сколько атомов приходится на одну элементарную ячейку в кристаллах с простой, объёмо-центрированной и гранецентрированной кубической решеткой.

Задача 2.

Вычислите относительное изменение объема материала при переходе железа из гранецентрированной в объёмо-центрированную кубическую решетку, если межатомные расстояния в этих структурах соответственно равны 0,254 и 0,248 нм.

 

Тема «Сплавы, строение и свойства»

Задача.

 Во многие титановые сплавы вводят марганец для улучшения механических свойств, особенно горячей пластичности. По диаграмме указать, при каком содержании марганца будет достигнут этот эффект.

 

Тема «Основы термической обработки и поверхностного упрочнения сплавов»

Задача.

Пластичность ряда сплавов можно улучшить термической обработкой. Рассмотреть представленную диаграмму сплава и указать, в чем заключается эта обработка и какие изменения она будет вызывать в структуре сплава.

8.3.3. Примерные контрольные кейсы.

8.3.4. Перечень примерных тем контрольных работ

1. Основные свойства металлов

2. Технологические процессы обработки материалов.

8.3.5. Перечень примерных вопросов для зачета.

1.  Классификация конструкционных материалов по агрегатному состоянию, химическому составу, функциональному назначению. Требования к ним.

2.  Агрегатные состояния, основные свойства материалов и их связь с химическим составом и строением.

3. Кристаллическое строение и свойства металлов. Аллотропия. Анизотропия.

4.  Дислокационная структура металлов и ее влияние на прочность.

5.  Механические свойства материалов и методы их определения. Испытания на растяжение.

6. Механические свойства материалов и методы их определения. Испытания на ударную вязкость.

7. Испытания на твердость.

8. Безобразцовый метод определения механических свойств.

9. Понятие о металлических сплавах, виды двойных сплавов.

10. Диаграмма состояния сплавов.

11. Сплавы на основе железа. Диаграмма железо - углерод.

12. Стали, чугуны, их характеристика, классификация и маркировка.

13.  Основные сплавы, применяемые в электромашиностроении: легированные стали, цветные металлы и сплавы, композиционные материалы.

14. Бетоны в энергетике.

15. Понятие о термической обработке. Сущность и назначение термической обработки.

16.  Фазовые превращения в сталях при термической обработке.

17.  Виды термической обработки сталей.

18. Понятие о термомеханической обработке.

19.  Поверхностное упрочнение металлов и сплавов.

20.  Литейное производство. Общие сведения. Основные виды литья.

21.  Порошковая металлургия.

22.  Обработка металлов давлением.

23. Сварка, пайка и резка металлов.

24. Обработка металлов резанием.

 

8.3.6. Перечень примерных вопросов для экзамена

Не предусмотрено

8.3.7. Ресурсы АПИМ УрФУ, СКУД УрФУ для проведения тестового контроля в рамках текущей и промежуточной аттестации [ список и ссылки на официально утвержденные электронные ресурсы ].

8.3.8. Ресурсы ФЭПО для проведения независимого тестового контроля [ список на основе ресурса www.фэпо.рф ].

8.3.9. Интернет-тренажеры [ список на основе ресурса www. i - exam. ru ].

8.3.10 …..[ указать иные наименования оценочных средств, не представленных в списке ].

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

КОНСТРУКЦИОННОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

 

 

 

Код ОП Направление Профиль Номер учебного плана Код дисциплины по учебному плану
 

Электроэнергетика и электротехника

Электрические станции  

МБ.10.2

  Электроэнергетические системы и сети  
  Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем  
  Электрические машины  
  Высоковольтные электроэнергетика и электротехника  
  Электрические и электронные аппараты  
  Электротехнологические установки и системы  
  Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений  
  Электропривод и атоматизация технологических комплексов  
  Электропривод и автоматика  

 

МОДУЛЬ МБ.10 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

 

Екатеринбург, 2014

Рабочая программа дисциплины составлена авторами:

 

№ п/п ФИО Ученая степень, ученое звание Должность Кафедра Подпись
1 Яковенко Светлана Равилевна   ст. преподаватель Техника высоких напряжений  

 

 

Руководитель проектной группы модуля                                                         С.Р.Яковенко

Рекомендовано учебно-методическим советом Уральского энергетического института

 

Председатель учебно-методического совета                                                  В.И.Денисенко

Протокол № ______ от __________ г.

 

Согласовано:

 

Начальник отдела образовательных программ                                               Е.В. Сатыбалдина

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ «Электротехническое материаловедение»

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования

 

  * 03 – бакалавриат, 04 – магистратура

1.1.Аннотация содержания дисциплины 

Дисциплина является первой частью модуля «Материаловедение» и излагает основы использования конструкционных материалов, используемых при проектировании и эксплуатации электротехнических устройств.

 Дисциплина посвящена изучению конструкционных материалов в электроустановках. Рассматриваются основы строения, классификация, способы обработки и технологии производства конструкционных материалов.

1.2.Планируемые  результаты освоения дисциплины

Результатом освоения дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:

ОК1- способность участвовать в планировании, подготовке и выполнении типовых экспериментальных исследований по заданной методике;

ОК2- способность обрабатывать результаты экспериментов;

ОК3- способность принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические и экологические требования;

ОК4- готовность определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

- классификацию современных электротехнических материалов, применяемых в электрооборудовании;

- основные характеристики электротехнических материалов

- взаимосвязь состава, строения, основных свойств материала с процессами, происходящими в них, воздействии электрического поля, температуры, состава рабочей среды, поляризующего излучения и др. факторов, при технологической обработке.

 

Уметь:

- выбирать материалы для элементов электротехнических конструкций

 

Демонстрировать навыки и опыт деятельности:

-  контроля основных характеристик электротехнических материалов;

 

1.3. Объем дисциплины 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.21 (0.14 с.)