Работа 1. Группировка и графическое представление данных агрономических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 1. Группировка и графическое представление данных агрономических исследований



С.В. Щукин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы научных исследований в агрономии»

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки

35.03.04 «Агрономия» и 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»

   

 

Ярославль

2017

УДК 631.5(075.8)

ББК 41.4я73

 Щ 95

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия» и 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение».

 

Рабочая тетрадь подготовлена доцентом С.В. Щукиным.

 

Рабочая тетрадь рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Агрономия» (протокол №5 от 09.12.2016 г.), учебно-методической комиссии факультета агробизнеса (протокол №4 от 14.12.2016 г.) и Учёного совета факультета агробизнеса ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА (протокол №4 от 20.12.2016 г.).

 

Рецензенты: кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Таран Т.В. (кафедра «Экология» ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА);

кандидат сельскохозяйственных наук, профессор Гусев Г.С. (кафедра «Агрономия» ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА).

 

Щ 95

Щукин, С.В.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия» и 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» [Текст] / С.В. Щукин. – Ярославль: ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2017. – 58 с.  

    Рабочая тетрадь определяет объем и последовательность выполнения лабораторно-практических работ по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии». Приведены статистические таблицы, рекомендуется литература, даны вопросы для получения теоретических знаний при самостоятельной работе и приобретения практических навыков в лабораторных условиях.

    

                                              

 

 

                                                    © ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2017

                                                                  © Щукин С.В., 2017

 

 

Содержание

 

Введение. 4

Работа 1. Группировка и графическое представление данных агрономических исследований. 7

Работа 2. Статистические характеристики качественной изменчивости. Статистические методы проверки гипотез. 11

Работа 3. Дисперсионный анализ данных вегетационного опыта с одинаковой и разной повторностью по вариантам. 13

Работа 4. Дисперсионный анализ данных полевого опыта, заложенного методом организованных (рандомизированных) повторений (МОП) 19

Работа 5. Латинский квадрат и прямоугольник. 25

Работа 6. Корреляционно-регрессионный анализ. 29

Работа 7. Определение характера территориального варьирования плодородия почв земельных участков. 35

Работа 8. Преобразования данных наблюдений и учетов. 38

Работа 9. Ковариационный анализ. 42

Работа 10. Вычисление критерия χ2 (ХИ-квадрат) 46

Работа 11. Планирование полевого опыта. 50

Приложения. 53

 

 

 

Введение

Процесс изучения дисциплины «Основы научных исследований в агрономии» направлен на формирование компетенций

у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»:

- ПК-2: способность применять современные методы научных исследований в агрономии согласно утвержденным планам и методикам (работа 11);

- ПК-4: способность к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов (работы 1-11);

у студентов, обучающихся по направлению 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»:

- ПК-16: способность к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов (работы 1-11).

 

В рабочей тетради приведен справочный материал, рекомендуемая литература, даны вопросы для получения теоретических знаний при самостоятельной работе при подготовке к устным опросам (коллоквиумам, семинарам) и приобретения практических навыков в лабораторных условиях.

Для закрепления и проверки знаний по дисциплине и подготовки к сдаче лабораторных работ на сайте кафедры агрономии http://zemledelie.jimdo.com/ размещены тестовые материалы.

 

Выполнение и сдача работ оценивается и подписывается преподавателем.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания Используется при изучении разделов

Основная литература

1. Основы научных исследований (для бакалавров) Шкляр М.Ф. М.: Дашков и К, 2013. 244c. Планирование, Закладка и проведение опытов
2. Основы научных исследований в агрономии Кирюшин Б.Д., Усманов Р.Р., Васильев И.П. СПб.: Квадро, 2013. 408 c. Все разделы
3. Основы опытного дела в растениеводстве Ещенко В.Е., Трифонова М.Ф. М.: КолосС, 2009. 268 c. Все разделы

Дополнительная литература

1. Методика полевого опыта: с основами статистической обработки результатов исследований Доспехов Б.А. М.: Агропромиздат, 1985. 351 c. Все разделы
2. Методика полевого опыта: с основами статистической обработки результатов исследований Доспехов Б.А. М.: Колос, 1979. 416 c. Все разделы
3. Методические разработки по организации научных исследований в агрономии Смирнов Б.А. Ярославль: ЯГСХА, 1998. 45 c. Все разделы
4. Основы научных исследований в агрономии Кащеев А.Н. Пенза: Пенз. гос. техн. ун-та, 1994. 148 c. Все разделы
5. Основы научных исследований в агрономии Моисейченко В.Ф., Трифонова М.Ф., Заверюха А.Х., Ещенко В.Е. М.: Колос, 1996. 336 c. Все разделы
6. Основы научных исследований и изобретательства Рыжков И.Б. СПб.: Лань, 2012. 224 c. Методы агрономических исследований
7. Журнал «Земледелие»   ООО «Редакция журнала «Земледелие» Все разделы
8. Журнал «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии»   Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева (Москва) Все разделы

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 

1. http://window/edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам.

2. http://www.cnshb.ru – электронный каталог центральной научной сельскохозяйственной библиотеки (ГНУ ЦНСХБ Россельхозакадемии).

3. http://www.elibrary.ru – научная электронная библиотека.

4. http://www.jurzemledelie.ru – сайт журнала «Земледелие».

5. http://www.agroxxi.ru/zhurnal-agroxxi – сайт журнала «Агро XXI».

6. http://www.yaragrovuz.ru/ – сайт ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА.

7. http://agrovuz.ru/ – единый портал аграрных вузов России.

8. http://mcx.ru/ – Министерство сельского хозяйства РФ.

9. http://www.yarregion.ru/depts/dapk/default.aspx – департамент АПК и потребительского рынка Ярославской области.

10. http://www.yaragrovuz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=38 &Itemid=142 – журнал «Вестник АПК Верхневолжья».

11. http://zemledelie.jimdo.com/ – сайт кафедры «Агрономия» ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА.

12. http://ru.calameo.com/ – Internet-платформа для публикаций обучающих материалов.

13. Google, Yandex, Rambler – поисковые системы.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

- Аудитория с мультимедийным оборудованием (проектор, экран, ПК). Наличие интерактивной доски SmartBoard, ПК с установленным пакетом MS Office (включая PowerPoint).

- Компьютерный класс с установленным пакетом программ: Straz, Disant, Microsoft Office;

- Лекции-презентации, электронные мини-курсы.

Выполнение работы

 

Рабочая таблица

Номера рядов

Значения признака, X

1                    
2                    
3                    
4                    

 

n =     =          =         Мода =      Медиана =

 

 

Для удобства проведения расчетов необходимо представить все значения начиная от меньшего к большему:

 

Значения признака, X (от меньшего к большему)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Значение                    
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Значение                    
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Значение                    
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Значение                    

 

Порядок группировки:

1. Определите число классов (групп)

2. Рассчитайте классовый интервал

 

3. Установите для каждой группы (класса) нижние и верхние границы

4. Проведите статистическую обработку на основе групповых средних (таблица):

 

Расчетная таблица ( =  )

Группа (класс) Частота f Средне- групповая, М x1*=M-A fx 1 x12 fx 12
1              
2              
3              
4              
5              
6              
  Суммы:   Ʃf=n= -

Ʃfx1=

Ʃfx12=

*)x1 – отклонение от среднегрупповой

 

 

=

f

                                                    

                                                                                                                                        X

Рисунок 1.1 – Гистограмма и кривая эмпирического распределения

___________________________________ (значений изучаемого признака)

 

Вывод:  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка________________

Подпись преподавателя___________________

Дата_____________________

 

 

Выполнение работы

Задание №___­­­­__

 

Показатель Формула 1 выборка 2 выборка
1 признак n1    
2 признак n2    
Объем выборки N    
Доля 1 признака    
Доля 2 признака    
Показатель изменчивости качественного признака    
Коэффициент вариации    
Ошибка выборочной доли    
Доверительный интервал для первой и второй выборки    

 

Выполнение работы (часть 1)

(опыт с одинаковой повторностью по вариантам)

 

Пример №_____ Задание №_______

 

Варианты

Повторения

Суммы, V Средние
1 2 3 4    
             
             
             
             

                                                                              ƩX=ƩV=

 

 

Вспомогательная таблица для вычисления сумм квадратов отклонений (А=___)

 

Варианты

x1=X-A

V

x12

V2

1 2 3 4 1 2 3 4
                     
                     
                     
                     

Ʃx1=

Ʃx12=              ƩV2=

 

Общее число наблюдений N= l n =

Корректирующий фактор

Суммы квадратов отклонений

Общая СY= Ʃx12 – C=  

Вариантов CV=ƩV2 : n – C =

Остаток CZ=CY – CV =

Выполнение работы (часть 2)

(опыт с разной повторностью по вариантам)

 

Пример №_____ Задание №_______

 

Варианты

Повторения

Суммы, V Средние
1 2 3 4    
             
        -    
      - -    
             

                                                                                     ƩX=ƩV=

 

Вспомогательная таблица для вычисления сумм квадратов отклонений (А=___)

 

Варианты

x1=X-A

V

x12

V2

1 2 3 4 1 2 3 4
                     
                     
                     
                     

Ʃx1=

Ʃx12=                      ƩV2=

 

Общее число наблюдений N= l n-n =

Корректирующий фактор =

Суммы квадратов отклонений

Общая

Вариантов

Остаток CZ = CY – CV =

Выполнение работы

(опыт с одинаковой повторностью по вариантам)

 

Пример №_____ Задание №_______

 

Варианты

Повторения

Суммы, V

Средние,

1 2 3 4
             
             
             
             
             
Суммы Р            

 

Правильность расчетов проверяют по равенству ƩP=ƩV=ƩX.

Для сумм квадратов исходные даты целесообразно преобразовать по соотношению x1=X-A

 

Вспомогательная таблица для вычисления сумм квадратов отклонений

(А= ____)

 

Варианты

x1=X-A

V

x12

V2

1 2 3 4 1 2 3 4
                     
                     
                     
                     
                     
Суммы Р                    
                     

Ʃx1=

 Ʃx12=             ƩV2=           ƩР2=

 

 

Общее число наблюдений N= l n =

Корректирующий фактор

Суммы квадратов отклонений

Общая СY= Ʃx12 – C =  

Повторений CP=ƩP2 : l – C =

Вариантов CV=ƩV2 : n – C =

Остаток CZ = CY – CP – CV =

Выполнение работы

Пример №_____ Задание №_______

 

Таблица показателей (с выпавшими датами)

Варианты

Повторения

Число наблюдений

I II III IV V
1            
2   -   -    
3            
4   -        
5            
6            
Суммы по повторениям с полным набором вариантов           -
Среднее по ___ вариантам           -

 

Вспомогательная таблица для вычисления выпавших дат

Варианты

Повторения, Х

Суммы

Средние для варианта

I II III IV V      
                   
                   
                   
Среднее по ___вариантам           -      
Эффекты вариантов - - - - - -      

Восстановленный урожай

                   
                   
                   

 

Таблица___________________________ (с восстановленными датами)

Варианты

Повторения

Суммы, V Средние
  I II III IV V    
1              
2              
3              
4              
5              
Суммы Р              

 

 

Вспомогательная таблица для вычисления сумм квадратов отклонений

(А= ____)

 

Варианты

x1=X-A

V

x12

V2

1 2 3 4 1 2 3 4
                     
                     
                     
                     
                     
Суммы Р                    
                     

Ʃx1=

 Ʃx12=        ƩV2=       ƩР2=

 

Общее число наблюдений N= l n =

Корректирующий фактор

Суммы квадратов отклонений

Общая СY= Ʃx12 – C =  

Повторений CP=ƩP2 : l – C =

Вариантов CV=ƩV2 : n – C =

Остаток CZ = CY – CP – CV =

Выполнение работы

Пример №____________

 

Вспомогательные таблицы для вычисления сумм квадратов отклонений

(А= ____)

Ряды

Столбцы, х1=Х-А

Суммы

1 2 3 4 5 Р V
1              
2              
3              
4              
5              
Суммы С          

Ʃх1=

 

Таблица квадратов

Ряды

Столбцы, х12

Квадраты сумм

1 2 3 4 5 Р2 V2
1              
2              
3              
4              
5              
Квадраты сумм С          

(Ʃх12)=

ƩP2=

ƩС2=

ƩV2=

 

Общее число наблюдений N= l n=

Корректирующий фактор  =

Суммы квадратов отклонений

Общая СY = Ʃx12 – C =

Рядов CP = ƩP2 : l – C =

Столбцов CC = ƩC2 : l – C =

Вариантов CV = ƩV2 : n – C =

Остаток CZ = CY – CP – CC – CV =

 

Таблица дисперсионного анализа

Дисперсия Суммы квадратов Степени свободы Средний квадрат Fф= S2v/ S2 F05 по таблице
Общая          
Рядов          
Столбцов          
Вариантов     S2v=    
Остаток     S2=    

 

Для оценки существенности частных различий вычисляют:

а) ошибку опыта

б) ошибку разности средних

=

НСР05 = t05Sd =

 

Урожайность_________________

Варианты Урожайность, Отклонение от стандарта ц/га Группа
1      
2      
3      
4      
5      

НСР05 =______________

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка________________

Подпись преподавателя___________________

Дата_____________________

 

 

Выполнение работы

Пример____ Задание_____

Вспомогательная таблица для вычисления

Номер пары

Признаки

Y2

Х2

Y X
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
Суммы          

 

n =

 

Определение коэффициента корреляции, регрессии и уравнение регрессии:

Вычисление ошибки, критерия значимости и доверительного интервала:

Число степеней свободы n-2 __________________

t05 =

Определяем значения Y для экстремальных значений Х (Xmin и Xmax) и строим теоретическую линию регрессии Y по X.

YX=

YX=

 

 


Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выполнение работы

№ полосы____________

 

№ делянки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ц/га (Х)                    
ц/га (Х2)                    
№ делянки 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ц/га (Х)                    
ц/га (Х2)                    

 

Для определения степени варьирования плодородия почвы необходимо провести статистическую обработку урожаев.

 

Общее число делянок N =

Средняя урожайность по земельному участку =ƩХ/N=

Корректирующий фактор /N=

Общая сумма квадратов отклонений

Дисперсия 

Стандартное отклонение

Ошибка средней

Относительная ошибка (точность)

Коэффициент вариации

 

Определение вида (тренда) варьирования плодородия почвы

Отложите на графике величины урожаев от первой до последней делянки с целью получения эмпирической кривой.

 

Рисунок 7.1 – (Случайное /закономерное) варьирование урожайности ячменя по делянкам дробного учета

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка________________

Подпись преподавателя___________________

Дата_____________________

 

Работа 8. Преобразования данных наблюдений и учетов

Цель работы: Научиться выполнить статистический анализ учетов, наблюдений в полевом опыте. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.

Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:

- как получить репрезентативную (представительную) выборку;

- почему при отборе проб нельзя ориентироваться на "типичные" растения, "типичные" места делянки и т.п.;

- способы преобразования исходных дат;

- специфику статистической обработки данных при наличии исходных чисел нулевых значений;

- схему (модель) дисперсионного анализа, применяемую для обработки данных наблюдений в полевом опыте.

Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:

- выполнить статистический анализ учетов, наблюдений в полевом опыте, сделать выводы.

Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу, уясните сущность метода обработки результатов наблюдений в полевом опыте, освойте технику дисперсионного анализа данных, составьте итоговую таблицу и сделайте вывод.

 

Шифр задания

Повторность Повторность Повторность
1. 1234 6. 2357 11. 1357
2. 2345 7. 1247 12. 2567
3. 3456 8. 1256 13. 2367
4. 1235 9. 1456 14. 3457
5. 4567 10. 3567 15. 1346

 

Пример 1. Поражение ячменя корневыми гнилями

(больных растений в выборках по 50), шт.

Сорта

Повторения, Х

1 2 3 4 5 6 7
Винер (стандарт) 7 2 12 16 10 7 11
Южный 8 4 7 12 5 6 7
Московский 121 2 1 3 0 0 2 3
Нутанс 187 2 0 4 1 5 0 0
Донецкий 650 9 3 14 21 14 15 10

 

Пример 2. Поражение ризоктонией картофеля, %

Сорта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.61 (0.302 с.)