Дать характеристику классификации видов памяти. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дать характеристику классификации видов памяти.



Дать характеристику процессов памяти и индивидуальных особенностей.

Охарактеризовать нарушения памяти.

Дать определение воображения.

Охарактеризовать виды воображения.

Дать определение мышления.

Охарактеризовать виды мышления.

Охарактеризовать формы и мыслительные операции.

Дать характеристику нарушений мышления.

11. Дать определения речи.

Охарактеризовать виды речи.

Перечислить и охарактеризовать нарушения речи.

 

ТЕМА: «Составляющие развития человека (психические состояния)».

Основные вопросы:

Эмоции и чувства.

Виды эмоций и чувств.

Стресс. Виды стресса и формы реагирования при стрессе.

Воля. Волевые качества личности.

Основы психосоматики.

Причины и виды психосоматических расстройств.

Эмоции и чувства.

      Эмоции (от лат. етоуеге — возбуждать, волновать)  — это психические процессы, которые существуют в форме переживаний, что отображают личностное значение и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизнедеятельности человека. Зачастую они возникают неосознанно и спонтанно, что напрямую связано с биологическими процессами, которые происходят в организме человека. Поэтому чаще всего, их относят к сфере неосознанного или подсознательного поведения.

 

  А чувства — это отображение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении его высших потребностей.

  В отличие от эмоций, чувства проявляются более осознанно, поэтому связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Это говорит о предметном и более конкретном проявлении чувств и их неразрывной связи с социальной сферой в жизнедеятельности человека.

 

   Исходя из этого, можно прийти к выводу, что эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворённость или неудовлетворённость от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени. Это и есть первое различие между этими процессами: эмоции — мгновенные и краткосрочные, а чувства — постепенные (продолжительные) и долгосрочные.

    Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

      Эмоции, как и ощущения, — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

      Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

      Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

      Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции).

      Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

 

Функции эмоций:

· регулирующие – способствуют протеканию процесса взаимодействия, когда происходит удовлетворение потребностей человека как биологического существа;

· сигнальные – проявляется в переживаниях человека при его восприятии окружающего мира и людей.

      Внешние выражения эмоций проявляются в жестах человека, его походке, позе, интонации, речи и т.д.

Виды эмоций и чувств:

1. Настроение длительное переживание, которое дает своеобразную окраску эмоциям и чувствам человека.

 

2. Аффект – бурное состояние, которое дезорганизует сознание и, достигнув высоких уровней, разряжается в виде двигательных факторов. Возникает, когда при взаимодействии с объектами окружающего мира у человека оказываются затронуты ценности его бытия, или подвергается угрозе его самосохранение.

         Аффект обладает аккумулирующим (накопительным) свойством. Эмоциональное напряжение накапливается и может привести к разрядке.

 

3. Стресс – состояние психологической напряженности, которое возникает при взаимодействии человека с окружающим миром. Наиболее высокий уровень, когда само взаимодействие происходит неожиданно или предметы и явления опасны для жизни. 

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой, деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Бывает двух видов:

· аустресс – поддерживает, активизирует жизнь человека;

· дистресс – действует разрушительно.

      В стрессовой ситуации существует две формы реагирования:

1.Стеническая – проявляется в мобилизации сил, в повышении аппетита, скорости мыслительной деятельности, активации памяти, осуществлении целенаправленной деятельности по преодолению источника стресса.

2. Астеническая – проявляется в упадке сил, блокировании работы речи, памяти, мышления, потере аппетита.

4. Фрустрация – определённое состояние личности, которое сопровождается отрицательными переживаниями, когда человек не может достичь важных, значимых для него целей деятельности и самореализовать себя в общении с другими людьми.

 

      Эмоции и чувства не являются единственными регуляторами деятельности человека. Кроме ни важным регулятором является воля.

      Воля – это способность человека организовывать определённые усилия, направленные на преодоление внутренних или внешних препятствий, стоящих на пути к достижению поставленной цели.

 

Структура волевого действия (два вида):

1 вид – простое – состоит из 2-х компонентов:

· осознание цели;

· достижение цели.

2 вид – сложное:

· 1 этап – борьба мотивов (несколько потребностей; в ходе борьбы мотивов в сознании всегда выделяется один из них, который становится доминирующим и служит для принятия решения);

· 2 этап – планирование деятельности по достижению цели;

· 3 этап – исполнение принятого решения.

 

Волевые качества личности:

· настойчивость;

· самостоятельность;

· решительность;

· выдержка (самообладание).

         Проявление волевых усилий это всегда сознательное волевое действие самого человека, обусловленное особенностями его мировоззрения, системой ценностей, взглядов, убеждений.

 

Основы психосоматики.

    Представление о тесной взаимосвязи самочувствия человека с его психическим, и прежде всего эмоциональным, состоянием является одним из важнейших в современной медицине и медицинской психологии.

   Психосоматика (др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — направление в медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

     История интереса людей к взаимоотношениям психики и тела началась с образованием первых человеческих сообществ. В примитивном обществе считалось, что болезнь вызывают духовные силы. Чтобы изгнать злого духа применяли заклинания и трепанацию черепа. По мнению некоторых ученых уже медицина Месопотамии была психосоматической во всех проявлениях.

     История психосоматики как части медицинской практики восходит к Гиппократу и Аристотелю, т.к. именно Гиппократ как бы объединял психическое и соматическое; прямо не говоря об этом и не отмечая это специально в своих трудах. Вместе с тем, он это подчеркивал, и об этом свидетельствует определение меланхолии, которое дал Гиппократ: «меланхолики страдают не только плохим настроением, но и испытывают боли в животе, как будто их колют тысячами 8 иголок». В диалоге «Хармид» Платон рассказывал Сократу об одном юноше, который страдал головной болью: «Если будет хорошо с глазами, то хорошо пойдёт и с головой, а если будет хорошо с головой, то будет хорошо и всему телу, а тело нельзя лечить без души. Ибо от души идет всё – как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека... А душа должна лечиться особыми целебными разговорами...».

     Многие философы на протяжении веков рассуждали о взаимоотношениях души и тела. Безусловно, одним из духовных отцов становления психосоматического подхода следует считать Фридриха Ницше. Он создал философию, которая «исходит из тела и нуждается в нём, как в путеводной нити», говорил о «разуме тела», его «множественности с единым смыслом». Ницше не только предвосхитил ряд концепций Фрейда в учении о бессознательном и об аффектах, но и дал много указаний врачам по этому вопросу. Однако классическая медицина не обращая внимания на философские рассуждения продолжала накапливать знания об отдельных органах и системах. Только в 19 веке ученые вновь вернулись к древнегреческой идее целостности организма и тому, что необходимо лечить больного, а не болезнь.

     Причины психосоматических расстройств:

1. Неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами (хромосомные мутации, которые в основном приводят к поражению лимбической системы).

2. Наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам.

3. Нарушения в центральной нервной системе, приводящие к нейродинамическим сдвигам.

4. Личностные особенности (замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность (чувствительность), склонность к легкому возникновению фрустраций (разочарований), преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов).

 5. Психическое и физическое состояние во время психотравмирующих событий. Возникновение в момент переживания житейских трудностей чувства безысходности, неверия в свои силы, отчужденности, отсутствие активности и предприимчивости приводит к заболеванию, тогда как энергичная позиция в отношении происходящего, способность принимать на себя ответственность, уверенность в возможности управлять событиями отмечается у тех, кто остается здоровым.

 6. Фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов. В то же время, наличие прочной социальной поддержки благоприятно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний.

7. Особенности психотравмирующих событий. Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.

     Виды психосоматических расстройств:

     К психосоматическим расстройствам относят: нарушения сна, аппетита, головные боли,  вегетососудистые нарушения, функциональные нарушения в отдельных системах организма.

Выделяют следующие функциональные психосоматические расстройства:

- Расстройства сердечно-сосудистой системы: тахикардия, различные

нарушения сердечного ритма, не сопровождающиеся органическими изменениями, синдром вегетососудистой дистонии (дисфункции симпатического или парасимпатического отдела, нарушения цикла «сон-бодрствование», нарушения терморегуляции (субфебрилитет), чувство сдавливания в области сердца, сопровождающееся одышкой, страхом удушья, парестезии.

- Расстройства дыхательной системы: гипервентиляционный синдром (ускорение и учащение дыхания, связанные с чувством нехватки воздуха, стеснения в груди, судорожное сведение конечностей, парестезии в области рта, аэрофагия, метеоризм); кашель «закатывание» (надрывность, чувство

неудовлетворения после каждого следующего откашливания, подкашливание, направленное на снятие неприятных симптомов в горле); «дыхание вздохами» (углубленные прерывающиеся вздохи, шумные выдохи, скованность грудной клетки).

- Расстройства желудочно-кишечного тракта: функциональные симптомы (аэрофагия – заглатывание человеком большого количества воздуха с формирующимся чувством переполнения желудка и потребностью освободить его с помощью отрыжки; метеоризм – «бурление и урчание» в животе,  сопровождающееся чувством дискомфорта, болью, запоры и диарея) и нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия).

- Расстройства мочеполовой системы: энурез, психогенная импотенция, аноргазмия, вагинизм, диспареуния (болевые ощущения во время коитального контакта), преждевременная эякуляция.

- Болевой синдром.

- Зуд.

    Современная психосоматика изучает оба аспекта взаимоотношений психики и тела, а в начале 19 века для разграничения этих сфер применялись термины «психосоматический» и «соматопсихический». Появление термина «психосоматический» относится к 1818 году (Heinroth Хайнрот), а термина «соматопсихический» к 1822 (Jakobi Якоби). В отечественных переводах 40-50 х годов многие авторы избегали понятия психосоматический из-за семантического сходства с понятием психоаналитический, поэтому возникло два термина в сущности относящихся к одному и тому же кругу явлений. Термин «соматопсихический» употреблялся в нашей литературе также и потому, что по мнению отдельных ученых полнее отражал материалистический подход в психологии и физиологии. Наиболее часто же наблюдается двусторонний, но единый характер психосоматических соотношений со взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот.

 

Вопросы для самоподготовки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.35 (0.029 с.)