![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика памяти.
Память – это важнейшее психическое свойство человека, которое в значительной степени определяет развитие его личностных особенностей. Собственно понятие “память” подразумевает множество толкований. Например, это: · способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации; [30,c.150] · психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала; · способность связывать отдельные переживания из прошлого с конкретным временем и пространством; [28,c.124] · совокупность процессов и функций, расширяющих познавательные возможности человека; [30,c.184] · сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Основные функции и свойства памяти. Основными функциями памяти являются: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), воспроизведение и забывание. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. Частота воспроизведения влияет на сохранение. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта, а использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось - это воспроизведение. Длительная невостребованность определенного материала в человеческой деятельности ведет к его постепенному забыванию. Напротив, если определенный материал часто востребован, его сохранение в памяти гарантировано. Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. По механизму выделяют логическое и механическое запоминание, по результату - дословное и смысловое. У разных людей разные функции памяти развиты неодинаково, это зависит от особенностей и свойств личности. Такие психические способности личности не автономны, они формируются в процессе разнообразной деятельности конкретной личности и определяются характером этой деятельности. Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. Качественное различие свойств памяти проявляется в том, какой вид памяти доминирует: зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Кому–то для запоминания нужно прочесть материал, у кого-то больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Это зависит от активности у человека конкретных анализаторов, хотя, по статистике, у большинства людей ведущей является зрительная память. [30,c.194]
“Чистые” виды памяти встречаются редко, чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, в обиходе – “фотографическая память”. Количественное различие свойств памяти характеризуется скоростью запоминания, прочностью сохранения запомненной информации, лёгкостью и точностью её воспроизведения. Например, можно быстро запомнить материал, но вскоре его забыть, а можно с трудом запоминать (слабая кратковременная память), но уж запоминать надолго. [8,c.160] Основные характеристики памяти. Важные характеристики памяти, от которых зависит продуктивность памяти человека это: длительность, быстрота, точность запоминания, готовность к воспроизведению, объём запоминания и воспроизведения. · длительность запоминания – это способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. · быстрота запоминания – это физиологическое свойство конкретного человека, которое можно развивать с помощью специальной тренировки памяти. · точность запоминания – это точность в припоминании деталей и последовательности фактов и событий. · готовность к воспроизведению – это способность быстро воспроизводить в сознании человека необходимую информацию. · Объём памяти – это способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти взрослого − 7 элементов (единиц) информации, у детей (2-3 лет) он начинается с 1 элемента. [8,c.161] Классификация памяти П.П. Блонского. Память принято классифицировать в зависимости от особенностей деятельности, при которой происходит сам процесс запоминания. · Если рассматривается участие воли в процессе запоминания, память подразделяется на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память – это “автоматическое” запоминание, произвольная – когда для запоминания используются волевые усилия.
· По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую. · Двигательная память – это запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память проявляется у человека первой, и крайне необходима для нормального развития. · Эмоциональная память – это память на переживания. То, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. · Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Образная память может быть зрительной (сохранение и воспроизведение зрительных образов), слуховой (запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки), обонятельной, осязательной и вкусовой (сконцентрированных на удовлетворении биологических потребностей организма, и не играющих существенной роли). · Словесно-логическая память – это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. Человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. [3,c.218-220] В зависимости от продолжительности сохранения информации память подразделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную и долгосрочную. Мгновенная память удерживает материал, только что полученный органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти − от 0,1 до 0,5 секунд. Кратковременная память – это сохранение информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока – от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение неограниченного срока, она начинает функционировать не сразу после заучивания материала, а спустя некоторое время. В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе эволюции человечества происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Тем не менее, вопрос о развитии памяти в современной психологии не имеет общепризнанного решения, а теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста не имеют классического однообразия. В настоящей работе мы рассматриваем принимаемые большинством современных исследователей простые и понятные теоретические положения концепции развития памяти, предложенные П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. [3,c.230-231]
Самый ранний вид – моторная (двигательная) память проявляется в первых, условных двигательных рефлексах детей уже на первом месяце жизни. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования сначала простейших навыков ползания, ходьбы, хватания, а затем других практических и трудовых навыков. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, хореографичность, сноровка в труде, ловкость рук. Эмоциональная (аффективная) память – память на чувства. Она появляется практически самой первой, так как для ребенка первого полугодия жизни самым важным является удовлетворение простейших потребностей. Его поведением руководят ощущения – мокро-сухо, голод, сон. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память в определенных жизненных ситуациях может оказываться сильнее других видов памяти. Иногда от давно прошедших и основательно забытых событий остается только впечатление, чувство. И чем оно сильней, тем быстрее вызовет в памяти определенную цепочку ассоциаций. [17,c.117] Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Зрительная и слуховая (музыкальная, речевая) память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке большинства людей. Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности (например, у дегустаторов развиты вкус и обоняние), или специфическими заболеваниями (у слепых – слух, осязание, обоняние, у глухих – зрение). [22,c.89] Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.
Содержанием словесно-логической памяти являются мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Словесно-логическая память - специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые, в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения. [8,c.159] Достаточно редко встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической (фотографической) памятью. Эйдетические (наглядные) образы памяти возникают в отсутствие предмета и характеризуются удивительной детализированной наглядностью, человек в своём сознании “видит” отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, “переводя взгляд” с детали на деталь, как при обычном зрительном восприятии. [30,c.195] Образная память, проявляющаяся первыми зачатками свободных воспоминаний, проявляется ко второму году жизни ребенка. Образная память появляется значительно позже моторной и эмоциональной, но несколько раньше словесной. Словесная (вербальная) память – это память, присущая только человеку, владеющему речью – мощнейшим средством запоминания. Это способ хранения информации в виде письменных текстов, устных рассказов, стихов. Словесную память необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Словесная память – это память–рассказ, которая имеется у ребенка уже в 3−4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. В концепции развития памяти вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их развитии ключевой. Более раннее появление образной памяти не означает ее последующею исчезновения и замены вербальной памятью. Образная память продолжает оставаться более низким уровнем памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым – зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда, когда сознание человека находится на более низком уровне; обычно зрительная память бедна, поэтому несравненно полезнее другой, более высокий вид памяти – память-рассказ. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляя собой, высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах: сначала это только словесное сопровождение действия, далее - это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение. [3,c.219]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.70 (0.015 с.) |