Тема 4. Становление и сущность товарного производства. Экономическая теория товара, стоимости, денег 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Становление и сущность товарного производства. Экономическая теория товара, стоимости, денег



ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТОВАРА, СТОИМОСТИ, ДЕНЕГ

Целевая установка: Раскрытие условий и причин товарного производства, содержания товара и его свойств, альтернативных теорий формирования стоимости продукта.

После изучения данной темы слушатели смогут:

     - проводить разграничение между продуктом и товаром;

     - определять свойства товара и величину его стоимости;

     - уяснить сущность денег и их функции.

 

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

    4.1. Типы общественного хозяйства и основные характеристики моделей товарного производства                     

    4.2. Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости продукта

     4.3. Происхождение, сущность и функции денег

 

Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости продукта

Товар является ключевым элементом в экономической системе. Это достаточно абстрактное и сложное явление. Существуют разные понимания его сущности.

Рассмотрим два направления.

1. По Марксу, товар – это полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи, из чего следует ряд выводов:

- товаром является лишь то, что удовлетворяет человеческую потребность;

- товар - это то, что опосредовано трудом, так что продукты природы не являются товаром сами по себе, а превращаются в товар после воздействия на них труда человека;

- товаром является то, что предназначено для продажи.

2. Австрийская экономическая школа рассматривает товар иначе.

Здесь он определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Такую трактовку товара дали: К. Менгер в работе “Основания политической экономии” (1871 г.); Ф. Визер – “Общественное хозяйство” (1924 г.); Бем-Баверк – “Теория Карла Маркса и ее критика” (1897 г.).

Экономические блага – это то, что является объектом или результатом экономической деятельности. Их можно получить в количестве, ограниченном, по сравнению с потребностями.

Общее –  в обоих случаях товар рассматривается как результат труда.

Различие – второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага для потребления.

Товары могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

Товар в нематерилизованной форме принимает форму услуги.

Услуга – это определенный результат человеческой деятельности, имеющей полезный эффект, но не имеющий вещественной формы.

Итак, два направления можно подразделить на трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности (маржинализм).

Трудовая теория стоимости

Товар обладает двумя свойствами:

- способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Эта способность называется потребительной стоимостью;

- способностью обмениваться на другие товары. Эта способность обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции характеризует товар со стороны меновой стоимости.

Потребительная стоимость - э то способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. Но это не зависит от того, приносит ли удовлетворение данной потребности пользу или вред людям. Например, сигареты имеют для курящих людей потребительную стоимость, хотя курение, несомненно, причиняет вред здоровью.

Потребительная стоимость  большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещи.. Так, хлеб, мясо, масло, фрукты и другие продовольственные продукты имеют потребительную стоимость, потому что содержат в себе белки, жиры, углеводы и витамины, необходимые для человеческого организма; нефть имеет потребительную стоимость как топливо, потому что при ее сгорании выделяется большое количество тепловой энергии.

Потребительная стоимость не зависит от количества труда, затрачиваемого для производства данной вещи. Например, килограмм зерна, произведенного с применением трактора, воплощает в себе значительно меньшее количество труда, чем килограмм зерна, произведенного с помощью сохи; однако потребительная стоимость килограмма хлеба в первом случае ничуть не меньше, чем во втором.

Потребительная стоимость как таковая существует во всяком человеческом обществе, в любую историческую эпоху. Но одна и та же человеческая потребность в зависимости от исторических условий удовлетворяется с помощью различных вещей. Полезные свойства вещей обнаруживаются лишь в результате исторического развития. Например, дерево издавна употреблялось для постройки жилищ и изготовления домашней утвари, но использование древесины для производства искусственного волокна возникло сравнительно недавно.

  Потребительная стоимость товара отличается от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве. Во-первых, в натуральном хозяйстве продукты имеют потребительную стоимость для самих производителей, товары же обладают общественной потребительной стоимостью, то есть потребительной стоимостью для других членов общества. Меройобщественной потребительной стоимости являетсявеличина спросаВо-вторых, - и это специфично для товарного хозяйства – потребительная стоимость товара есть такая потребительная стоимость, которая посредством обмена переходит из производства в потребление. Следовательно, потребительная стоимость товара имеет специфически исторический характер. В условиях товарного производства потребительные стоимости становятся вещественными носителями меновой стоимости.

Меновая стоимость

   Вторым свойством, обязательно присущим товару, является меновая стоимость, которая непосредственно выступает как способность товара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары

Общим, содержащимся во всех обмениваемых друг на друга товарах, является Ответ.3. ( начало ) общественный труд, затрачиваемый на их производство. При всем разнообразии их потребительных стоимостей товары качественно разнородны как воплощение общественного труда. Вместе с тем воплощенный в товарах общественный труд делает их и количественно соизмеримыми. Следовательно, основой меновой стоимости товаров, обусловливающей приравнивание их друг к другу в определенных пропорциях, является общественный труд.

Труд, затраченный на производство товара, определяет меновую пропорцию. Затраты труда придают товару свойства стоимости.

Стоимость

Общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством их обмена, представляет собой стоимость товаров. Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга; они эквивалентны, равноценны. Стоимость тесно связана с меновой стоимостью. Стоимость – это внутреннее свойство товара, меновая же стоимость – это внешнее проявление стоимости посредством обмена одного тора на другой.

Величина стоимости определяется не индивидуальными затратами, а общественно-необходимыми. Эти затраты определяются при общественно-нормальных условиях производства, т.е. при среднем уровне умелости и интенсивности труда, однако, не все меру стоимости рассматривали таким образом.

Так, А. Смит за меру стоимости принимал рабочее время. Д. Рикардо – рабочее время на производство товара при худших условиях.

Развитие формы стоимости

В своем развитии форма стоимости товара вплоть до появления денежной формы стоимости проходит несколько ступеней. Первая из таких ступеней – это простая форма стоимости.

На раннем этапе развития товарных отношений обмен носил эпизодический, случайный характер, поскольку еще не сформировалось общественное разделение труда. Обмен совершался по формуле Т1 – Т2. Определенное количество одного товара, обладающего какой-либо потребительной стоимостью, обозначенной здесь цифрой 1, обменивалось на определенное количество другого товара с потребительной стоимостью, обозначенной цифрой 2. Обменивался, например, хлеб на скот.

В данном меновом отношении товары выполняют неодинаковые роли. Товар Т1 играет активную роль: он выражает свою стоимость в другом товаре – Т2. Роль товара Т2 пассивна: он является материалом для выражения стоимости первого товара. Товар Т1 находится в относительной форме стоимости, в то время как товар Т2 находится в эквивалентной форме стоимости.

Эквивалентная форма стоимости обладает рядом важных особенностей.

  Перваяиз них состоит в том, что потребительная стоимость товара-эквивалента становится формой проявления своей противоположности – стоимости другого товара, находящегося в относительной форме стоимости. Вторая особенность заключается в том, что товар-эквивалент, будучи воплощением абстрактного человеческого труда, является, вместе с тем, продуктом определенного полезного, конкретного труда. Следовательно, этот последний становится выражением своей противоположности – абстрактного труда. Третья особенность эквивалентной формы стоимости состоит в том, что частный труд, производящий товар-эквивалент, становится формой выражения своей противоположности, а именно – общественного труда.

Эволюция формы стоимости осуществлялась от простой к полной, всеобщей и денежной. Здесь речьидет о меновой форме стоимости.

Меновая стоимость – это способ выражения стоимости одного товара, посредством другого. Это отношение между людьми, выраженное в товаре эквивалентом.

Деньги – это результат эволюции товарного производства деньги это:

1. товар;

2. всеобщий эквивалент;

3. форма самостоятельного бытия стоимости.

Сущность денег проявляется в их функциях:

Деньги как мера стоимости

Деньги как мера стоимости – это приравнивание товара к определенной сумме денег. Это дает количественное выражение стоимости. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.

До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро. Достаточно длительное время функцию денег выполняло золото. Это обусловлено рядом причин, характеризующих такие естественные свойства золота, как:

- однородность;

- делимость;

- портативность;

- сохраняемость.

Эти естественные свойства обеспечили привилегированное положение золота как всеобщего эквивалента.

С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами. Поскольку в обращении деньги выполняют мимолетную роль, то вместо них могут находиться их знаки или бумажные деньги, которые впервые появились в Китае в средние века (по свидетельству путешественника Марко Поло имелись уже в 1268 г.). В Европе бумажно-денежная эмиссия относится к концу XVIII в. В России бумажные деньги – ассигнации впервые были введены при Екатерине II.

Мера стоимости – это денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Правительство каждой страны устанавливает свою меру стоимости, или масштаб цен: в США – доллар, в Германии – марка, в России - рубль и т.д.

 Деньги как мера стоимости однородны. Это необходимо для вычислений и ведения записей в совершаемых сделках. Так, выражая цены в долларах и центах, люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров немедленно и без всяких усилий. Система стоимостей и цен позволяет сократить огромное число обменных операций. Например, если произведено 5000 ед. товаров, то существует 5000 цен товаров. А если нет цен, то число обменных операций составит 12497500.

Деньги как средство платежа

В силу ряда обстоятельств товары не всегда могут продаваться за наличные деньги. Они реализуются в кредит с отсрочкой уплаты денег. Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства. По истечении срока кредита покупатель должен уплатить продавцу-кредитору определенную сумму денег, обозначенную в обязательстве.

ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТОВАРА, СТОИМОСТИ, ДЕНЕГ

Целевая установка: Раскрытие условий и причин товарного производства, содержания товара и его свойств, альтернативных теорий формирования стоимости продукта.

После изучения данной темы слушатели смогут:

     - проводить разграничение между продуктом и товаром;

     - определять свойства товара и величину его стоимости;

     - уяснить сущность денег и их функции.

 

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

    4.1. Типы общественного хозяйства и основные характеристики моделей товарного производства                     

    4.2. Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости продукта

     4.3. Происхождение, сущность и функции денег

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.83.126 (0.03 с.)