Существенные и несущественные признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существенные и несущественные признаки.



Вопросы:

Предметы отличаются друг от друга своими признаками. Что такое признак? Признаки - это то, в чем предметы сходны между собой или чем отличны друг от друга. Признаками являются свойства предметов (холодный, горячий, красный и т. п.) и отношения (больший, медленный и т. п.). Признаки бывают существенными и несущественными. Какие из них существенные? Какие несущественные? Как определить, какие признаки являются существенными, а какие нет?

Задание 5: Выделите из предложенного ряда слов два наиболее существенных признака для данного слова.

Школа (здание, стол, ученики, учитель, ручка)

Квадрат (сторона, углы, чертеж, бумага, карандаш)

Город (автомобиль, улица, здание, толпа)

Больница (сад, врач, помещение, больные)

Лес (лист, охотник, дерево, кустарник)

Кольцо (диаметр, проба, округлость, алмаз)

Сад (растение, садовник, земля, забор)

Термометр (тепловые явления, шкала, температура, прибор)

Спорт (медаль, победа, стадион, состязание).

Задание 6:

Какие существенные признаки подсказывают ответ в следующих загадках?

- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.

- Чаще всего это происходит летом, а зимой очень редко. Наблюдается только днем. Увидеть его можно в стороне, противоположной от Солнца. Какое понятие я загадала?

Предложите свои понятия для продолжения игры.

Определение понятий:

3 Шаг – построение определения понятия

Шаги по определению понятия:

1 шаг – определи род понятия

2 шаг – определи видовые признаки

3 шаг – выбери из них существенные

4 шаг – сформулируй определение

Структура понятия:

Тренировочное упражнение:

Дайте определение следующим понятиям по алгоритму:

Понятие Родовое понятие Видовое отличие
Мензурка    
Диван    
Имя прилагательное    
Квадрат    
Аптека    
Шина    
Сказка т. д.    

(набор слов зависит от модератора)

Дать определения понятию, не называя его, только по родовому и видовому признаку.

Формула: понятие = обобщающее слово (родовое понятие) + (существенный признак – видовые отличия)

Критерии:

- наличие и точность определения родового признака;

- минимальное число видовых признаков (свидетельствует о том, насколько они существенны);

- мгновенное угадывание понятия коллегами.

4 Шаг– установление связей между понятиям

Задание 7: Изучите в рабочей тетради прием «Карта понятия» и пошаговую инструкцию составления карты понятий и составьте карту понятия к статье «Понятие и сущность содержания образования »

Педагоги осознают свой уровень работы с понятием, особенно после графического перекодирования понятия.     Ключевыми словами будут являться: Понятие → Мысль → Обобщение предмета → Признаки→Общие, специфические   Вывод: Понятие – это логически оформленная мысль о предмете. Через обсуждение затруднений в работе с понятиями можно вывести педагогов на цель и план освоения темы в соответствии с логикой построения понятия.     Общее понятие объединяет несколько однородных предметов в один класс. Например: мебель (общее) – стол, стул, шкаф, диван (частные понятия). Любое общее (родовое) понятие всегда включает частное     Мебель Полезные ископаемые Прибор Четырехугольник Целое Осадки Геометрическое тело Результат Часть речи     Ученик 3а класса стол геометрическая фигура прибор   Прибор, измерительный прибор, термометр Явления природы, тепловые явления, физические явления. Вещество, металл, железо. Знаки, знаки препинания, точка. Звезды, желтые звезды, Солнце. Фигура, геометрическая фигура, треугольник и т.д.   Модератору необходимо изучить материал о формировании понятия. В кейсе 3, тема 3имеется пособие «Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем»   Ученик, учитель Сторона и углы Улица, здание Врач, больные Дерево, кустарник Диаметр, проба Земля, растение Прибор, температура Состязание, стадион     Лук – многослоен, когда режешь, то плачешь.   Радуга     Организовать обсуждение шагов, обязательность каждого шага, соблюдение их последовательности.   Ответы к тренировочному упражнению:
Родовое понятие
измерительный прибор + предназначен для измерения объема жидкости
предмет мебели + на котором можно не только сидеть, но и лежать
часть речи + обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?
прямоугольник +равносторонний
учреждение +для приготовления и хранения лекарств
обруч +надеваемый на колесо с целью уменьшения его износа
произведение +устного народного творчества

Остальные должны отгадать это понятие.

Организовать анализ удачных и неудачных формулировок с определением причин неудач по заданным критериям.

3.3.3 Приемы преобразования и интерпретации информации Предтекстовая стратегия «Рассечение вопроса». Задание 1: Прочитайте название текста «Способы реализации принцип сохранения информации в долговременной памяти учащегося» и разделите его на смысловые группы. Как вы думаете, о чём, пойдёт речь в тексте? Ответьте на вопрос: «Каким образом можно сохранить изучаемый материал в долговременной памяти»? Зафиксируйте свой ответ:
До чтения текста После чтения текста
   

 

Задание 2: Отметьте их ещё раз после прочтения текста «Способы реализации принцип сохранения информации в долговременной памяти учащегося» и дополните свои выводы по вопросу. Если ваш от­вет изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

Задание 3: Работа в микрогруппах. Интерпретируйте предложенный текст с целью обеспечения собственного понимания и объяснения его другому.

Задание 4: Познакомьтесь в рабочей тетради со статьей «Способы форматирования материала» и с материалами пособий «Подарите ребенку успех» (стр.13-16, 22-23), «Прорывные технологии как реальная возможность повышения качества образования» (глава «Приемы, техники и технологии изучения нового материала. Стр. 30-45 в кейсе к теме 3). Выберете один из приемов и составьте к нему задание по какой-либо теме преподаваемого вами предмета.

Обсуждая материал, необходимо вывести педагогов на кризис информации и умений целенаправленно и непрерывно развивать умения преобразовывать и интерпретировать тексты.   Работа со стратегией и чтение текста должны обеспечить осознание значимости реализации принципа сохранения информации.   Можно усилить практическую направленность темы и провести дополнительно тренинг технологий, описываемых в материалах пособий, статей, презентаций: построение логико-смысловых моделей, модулей, интеллект-карт, обобщающих таблиц, опорных конспектов и пр. Для этого можно увеличить количество часов на освоение курса. Провести обсуждение разработанных заданий с позиций их развивающего характера.
3.3.4 Приемы оценки информации Предтекстовая стратегия «Ориентиры предвосхищения» Задание 1: Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (+)
До чтения текста Суждения После чтения текста
  Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи  
  Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений  
  Технология вырабатывает привычку подвергать все  критике  
  Приемы критического мышления предназначены для изучения предметов гуманитарного цикла  
  В структуру занятия, проводимого в технологии критического мышления входят три этапа  
  Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.  
  Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 2: Прочитайте статью «Технология РКМЧП (Развития критического мышления при чтении и письме)». Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш от­вет изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

Рефлексивно-ролевая игра «Защита технологии». Описание игры, а также приемы, использующиеся в данной технологии имеются в папке к теме №3 кейса к модулю №3.

Итоговае задание по теме: Познакомьтесь сконспектом урока литературы в папке к теме №3 кейса к модулю №3, перечислите приемы развития смыслового чтения, используемые учителем, и определите их возможности в развитии умений смыслового чтения.

Приемы Формируемые умения
   
  Данный прием не только помогает педагогам освоить приемы развития смыслового чтения, но и способствует развитию критического мышления самих педагогов. Среди суждений есть верные и есть неверные., поэтому все суждения необходимо обсудить.   Для эффективной и рациональной организации игры, лучше в качестве домашнего задания подготовить описание выбранного группой приема в объеме 1 страницы. Можно предложить группам раздать перед выступлением печатный вариант в группы. После выступления каждой группы провести рефлексию: «Что взял для себя из представления приема группой». При проведении итогового занятия в целях экономии времени также предложить педагогам просмотреть конспект урока дома.
Рефлексия Прием «Закончи фразу» В ходе изучения этой темы: } Я узнал, что… } Я научился …. } Я чувствовал… } Я понял… } Я буду… Педагоги осознают: что они взяли  для себя (смыслы, состояние, действия, способы, отношения, выводы и т.п.) в ходе изучения этой темы.

Занятие 3.4.   Требования к занятию, развивающему метапредметные умения.

Требования к структуре занятия



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.176 (0.012 с.)