Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук
Общественное предназначение социологии определяется в первую очередь функциями, которые она выполняет. Важнейшей из них является теоретико-познавательная, так как она обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Иногда из этой функции выделяют отдельно описательную и объяснительную функции. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом проявляется прикладная (практическая) функция социологии. Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем – это прогностическая функция. О. Конт сформулировал краткий девиз социологической науки: «Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы регулировать». Организационно-технологическая функция социологии предполагает создание социальных технологий (социальных проектов) и их внедрение в практическую жизнь. Социология также выполняет идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них положительных качеств, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии. Образовательная (обучающая) функция вытекает из того, что социология является образовательной дисциплиной, способна через систему учебных заведений широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки, помогая людям, в первую очередь, обучающимся и активно действующим в тех или иных сферах общественной жизни, лучше узнать, понять и оценить то общество, в котором они живут, чтобы изменить его к лучшему. Кроме того, некоторые авторы выделяют воспитательную, мировоззренческую, оценочную, информационную, критическую и другие функции социологии.
При рассмотрении взаимоотношений социологии и смежных с нею социально-гуманитарныхнаук об обществе, социальном, социальных общностях и личности, в первую очередь, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социальная философия ставит целью осмысление качественного своеобразия общества в его отличии от природы, она изучает общие механизмы развития общества. У социальной философии и социологии широкая область совпадения объектов изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Социальная философия исследует общественную жизнь, прежде всего, под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Еще большее различие между ними обнаруживается в методах исследования социального, так как философия решает общественные проблемы умозрительно, а социология предпочитает методы эмпирической науки. Множество точек соприкосновения и взаимодействия существует между социологией и историей. Социологическая наука опирается на фактический исторический материал, историческая же использует социологические законы и закономерности в анализе исторических событий. Различие этих наук в том, что история рассматривает события, изучает социальные процессы post factum (после того, как свершилось), тогда как социология – in factum (в процессе свершения). Социология не может не взаимодействовать с экономической наукой, рассматривающей проблемы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, так как экономическая деятельность – основная форма жизнедеятельности общества. На пересечении социологии и экономической науки возникла особая дисциплина – экономическая социология, которая изучает взаимодействие экономической и социальной сфер жизни общества. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, социология по существу имеет дело с гражданским обществом, связанным с правовым государством. Последнее изучается политологией. Между социологией и политологией существует тесное взаимодействие, неслучайно их объединяют в социально-политические науки.
Социология также тесно связана с психологией, изучающей закономерности поведения и деятельности людей (на стыке их образовалась социальная психология), демографией (наукой о народонаселении), этнологией и др. социальными и гуманитарными науками. Существуют и определенные связи социологии с естественными и точными науками. В процессе взаимодействия с биологией возникли социальная экология и социальная медицина. Особое значение имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку развитие конкретных социологических исследований невозможно без широкого применения специальных математических, статистических методов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.158.79 (0.006 с.) |