Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие форм знания и познавательной деятельности.
Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определённые этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществлялся в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Поэтому познание нельзя сводить к какой-либо одной форме. Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении и социальных связях. Основой этой формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят хотя и прочный, но хаотичный, разрозненный характер, представляя собой просто набор сведений. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, верования, приметы, первичные обобщения наличного опыта, закрепляемые в традициях, преданиях, назиданиях, а также интуитивные убеждения и предчувствия. Одной из исторически первых форм обыденно-практического познания было игровое познание. В ходе игры человек осуществлял активную познавательную деятельность, приобретая большой объём новых знаний, впитывая в себя богатство культуры. Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика состоит в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, являясь бессознательной художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определённые знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия и формах общения. Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством системы художественных образов – одна из важнейших. Художественно осваивая действительность в различных своих видах, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познаёт мир, а человек творит его – в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в определённой форме знания о разных людях и их характеристиках, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, чувствах и мыслях.
Одними из древних форм познания, связанных с мифологией, являются философское и религиозное познание. Религиозное познание обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к земным силам, которые господствуют над ними. Будучи фантастическим отражением этих сил, религиозные представления содержат в себе определённые знания о действительности. Но религия не воспроизводит знания в систематизированной форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания – рациональность, которая в качестве подчинённых моментов содержит эмоции и веру. Научное, рациональное познание стало господствующей формой осознания мира в XX веке. Но и теперь нельзя утверждать, что наука даёт полное и достоверное знание. Видимо, для наиболее качественного освоения мира недостаточно только одной какой-то формы познания. Для этого нужно объединение всех известных современному человечеству форм в некоторую синтетическую методологию, что позволит рассмотреть объект изучения со всех сторон. Но, к сожалению, современное человечество не может даже смоделировать такое объединение, не говоря уже о его применении на практике.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.163 (0.005 с.) |