Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Философская концепция человека – основа наук о человеке»Стр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция. Тема: «Философская концепция человека – основа наук о человеке» План: 1.Философская антропология. 2.Проблема человека в истории философии 3.Концепции человека о его сущности и природе. 4.Биологическое и социальное в человеке. 5.Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Философская антропология. Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, экономики, социологии, психологии, географии и т.д. Однако проблема человека, его развития и перспектив предстает перед наукой как проблема комплексная. Наука должна проследить перспективы человека не только в отдельных аспектах, но главное, в их диалектически взаимосвязанной системе. Только при таком подходе полученные в результате научного анализа выводы могут иметь реальное значение и стать основой практических рекомендаций для жизнедеятельности и развития человека. Своеобразным «интегратором» знаний о человеке является философия. По существу, в философии нет ни одной проблемы, которая не раскрывалась бы в конечном счете, как проблема, имеющая определенное отношение к человеку. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это, во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир». Философская антропология (antropos - человек, logos - учение) в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком – направление стремящееся к созданию целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук: психологии, биологии, истории, медицины и др. Возникнув в лоне философии, антропологические знания сегодня представляют собой множество научных дисциплин - от эмбриологии до футурологии. Но только философия в состоянии дать ответ на четвертый вопрос И. Канта «Что такое человек?», только она располагает средствами, позволяющими обобщить все аспекты антропологических учений в единую систему человекознания.
Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как «Что собой представляет человек?», «Чем свой отличается от чужого?», «Зачем человек живет?», возникают вместе с появлением человеческой культуры. Концепции личности. 1. Ролевая концепция - личность рассматривается как носитель различных функций. Недостаток её: она дает поверхностное представление о человеке. 2. Сущностная концепция - личность рассматривается как совокупность всех общественных отношений (семейных, правовых, политических и др.). 3. Гуманистическая концепция самоактуализации личности включает в себя: -эффективное восприятие реальности; - принятие себя, других, природы; - непосредственность, простота и естественность; - центрированность на проблеме; - автономия, независимость от массовой культуры; -демократический характер, разграничение средств и цели; - креативность, стремление не к разрушению, а к созиданию; - вершинные переживания (в любви, творчестве) и глубокие межличностные отношения; - общественный интерес. Итак, личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека. Для личности характерны: - осознание мотивов своего поведения; -постоянная работа сознания и воли, направленные на самореализацию. Вывод. Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Возникнув в 6 веке до н.э., проблема человека окончательно не разрешена сегодня. Она является непреходящей, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно - историческими и иными причинами. По- прежнему в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования. ПРИЛОЖЕНИЕ к лекции.
Высказывания о человеке. · Человек – это двуногое животное без перьев и с плоскими когтями. Платон
· Человек без ног остаётся человеком, а петух без перьев человеком не станет.
Блез Паскаль
· Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух. Апулей
· Человек становится человеком только среди людей.
· Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше. Уильям Шекспир · Человек – это единственное животное, которое должно работать. Иммануил Кант
· Человек - это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая. Блез Паскаль
· Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться. Карл Маркс
· Человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности. Фридрих Энгельс
· Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Вопросы к лекции 1. Какие сущности объединяет в себе человек? 2.Что представляет собой философская антропология? 3.Какие теории человека выделяла античная философия? 4.Какая установка лежала в основе человекознания в средневековой философии? 5.Какая философская эпоха абсолютизирует роль разума в человеке? 6.Чем отличаются понятия «человек» и «индивид»? 7.Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? 8.Какой должна быть деятельность человека?
Домашнее задание. Внимательно проработать текст лекции. Ответы на тесты выложить ВК.
Тесты. 1. Антропология – это: 1.учение о развитии и всеобщей взаимосвязи 2.учение о человеке 3.наука о поведении животных в естественных условиях 4.философское учение об обществе 2.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания: 1.антропоцентризм 2.природоцентризм 3.теоцентризм 4.космоцентризм
3.К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):
Лекция. Тема: «Философская концепция человека – основа наук о человеке» План: 1.Философская антропология. 2.Проблема человека в истории философии 3.Концепции человека о его сущности и природе. 4.Биологическое и социальное в человеке. 5.Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Философская антропология. Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой. Сегодня интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: биологии, медицины, астрономии, экономики, социологии, психологии, географии и т.д. Однако проблема человека, его развития и перспектив предстает перед наукой как проблема комплексная. Наука должна проследить перспективы человека не только в отдельных аспектах, но главное, в их диалектически взаимосвязанной системе. Только при таком подходе полученные в результате научного анализа выводы могут иметь реальное значение и стать основой практических рекомендаций для жизнедеятельности и развития человека. Своеобразным «интегратором» знаний о человеке является философия. По существу, в философии нет ни одной проблемы, которая не раскрывалась бы в конечном счете, как проблема, имеющая определенное отношение к человеку. Основная функция философии - мировоззренческая. Но мировоззрение не существует вне человека, вне его сознания. Это, во-первых. А во-вторых, именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир».
Философская антропология (antropos - человек, logos - учение) в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком – направление стремящееся к созданию целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук: психологии, биологии, истории, медицины и др. Возникнув в лоне философии, антропологические знания сегодня представляют собой множество научных дисциплин - от эмбриологии до футурологии. Но только философия в состоянии дать ответ на четвертый вопрос И. Канта «Что такое человек?», только она располагает средствами, позволяющими обобщить все аспекты антропологических учений в единую систему человекознания. Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как «Что собой представляет человек?», «Чем свой отличается от чужого?», «Зачем человек живет?», возникают вместе с появлением человеческой культуры.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.02 с.) |