Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика дежурства как формы организации труда детей. Руководство дежурствами
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы в интересах всей группы. Можно сказать, что дежурство – это трудовые обязанности ребенка перед коллективом сверстников. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. В практике дошкольного образования организуются дежурства по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы. Объединять детей для дежурства следует, исходя или из их взаимных симпатий, или из уровня развития трудовых навыков, уровня умелости. Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом полагают, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми выполненную работу. Такие обсуждения особенно полезны при введении нового вида дежурств, когда дети только осваивают новые трудовые действия. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и с присутствием и участием всех детей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими. Содержание труда дежурных и методика его организации меняется в зависимости от возраста детей. Во всех возрастных группах дежурства организуют по подгруппам, устанавливается очередность (один день в неделю). Во второй младшей группе во втором полугодии вводятся дежурства по столовой. К дежурству детей привлекают по желанию, если ребенок не хочет дежурить, его не заставляют. Перед ребенком-дежурным ставят задачу: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки, расставлять тарелки. Сначала дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем объем помощи сокращается. При этом используются дидактические игры. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Следует оценивать работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровые приемы, давая оценку от лица игрушек. Руководя дежурными, педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощряет любую попытку ребенка проявить самостоятельность. Основное внимание воспитатель уделяет обучению их последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела.
В средней группе воспитатель использует в начале года (сентябрь-октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Во второй половине года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям. Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств - за каждым столом свой дежурный. Он накрывает на стол или готовит пособия, действует один, отвечая за результат своей работы перед воспитателем. Основными методами обучения дежурству являются показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребенка. Воспитатель дает объективную оценку труда детей, старается до вести до их сознания, что дежурства – это я обязанность каждого перед всеми. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремлении работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.
В старшей группе вводится еще один вид дежурства – дежурство по уголку природы. Воспитатель обращает внимание на новых обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. Он особо подчеркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе. В подготовительной к школе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм, выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов и переносят их в группу. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначается по два ребенка. Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу. Важно привлекать детей к оценке собственной деятельности и деятельности товарищей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.005 с.) |