Занятие № 1. Тема: Строение растительной клетки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 1. Тема: Строение растительной клетки.



Содержание практических занятий и самоконтроль

Необходимые индивидуальные принадлежности для выполнения практических занятий по курсу «Ботаника»:

– альбом для рисования (объем не менее 40 листов);

– комплект цветных карандашей;

– шариковая ручка;

– ластик;

– линейка;

– лабораторный практикум и учебник.

 

Требования к оформлению альбома для практических занятий по курсу «Ботаника»:

 

– титульный лист оформляется по следующей схеме: ­

 

 
    Альбом для практических занятий по ботанике студента 100 группы направления подготовки «Ландшафтная архитектура»   Иванова Ивана Ивановича

 


– дата, номер задания, тема, систематическое положение изучаемых представителей и задания записываются всегда на левой странице альбома:

12.02.2020. Занятие № 1 Тема: Строение растительной клетки. Задание 1: Зарисовать строение растительной клетки при большом увеличении. Обозначить органоиды. Задание 2: Зарисовать хлоропласты в клетках мха Мниум (Mnium sp.). Задание 3: …и т.д. по тексту текущего задания.   рисунки

 


 

 

 

– на правой странице выполняются необходимые рисунки. Если рисунки не умещаются на текущей странице, их выполнение можно переместить на левую и правую страницы следующего разворота;

– рисунки всегда выполняются карандашом, а подписи к ним – ручкой;

– рисунки должны в обязательном порядке иметь названия и подрисуночные подписи, например:

 
Анатомическое строение корневища папоротника орляка. 1 — наружная кора, 2 — внутренняя кора, 3 — полукольцо механической ткани, 4 — проводящие пучки.  

 

 


на одной странице можно помещать несколько рисунков. Размер рисунков не должен быть слишком большим или слишком маленьким. На выполнение больших рисунков уходит много времени и места, на слишком маленьких рисунках часто невозможно четко детализировать важные особенности микроскопической структуры изучаемого объекта.

 

Материальное обеспечение дисциплины:

• Микроскопы, бинокуляры, лупы, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой, полоски фильтровальной бумаги.

• Комплект плакатов и таблиц по систематике, анатомии и морфологии низших и высших растений, грибов, лишайников.

• Влажные препараты, живые образцы растений, фиксированный материал, культуры грибов и водорослей.

• Учебный гербарий по макроскопическим водорослям, грибам, лишайникам, высшим растениям.

• Коллекции плодовых тел грибов, лишайников, плодов и семян.

• Оригинальные авторские фотографии и видеоклипы.

 

Предлагаемые вам методические указания мы постарались сделать более информативными, включив, по возможности, виды грибоподобных организмов, грибов и растений, произрастающих в нашей мордовской флоре. Перед названиями некоторых видов помещены символы, означающие:

«» – растения и грибы, включённые в государственную фармакопею.

«» – ядовитые растения и грибы.

Вопросы охраны флоры в настоящее время одни из наиболее актуальных. В связи с этим, чтобы вы имели представление о том, что некоторые виды из-за их редкости собирать не стоит, мы включили ещё два символа:

«» – вид включен в Красную книгу Республики Мордовия;

«» – вид нуждается в наблюдении состояния популяций (проще говоря, если ещё чуть-чуть «постараться» со сбором, некоторые виды могут угодить в статус «»);

« » – организм включен в Красную книгу России, а то и в Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (CITESConvention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora)!

«» – декоративные растения.

«» – растения, включённые в Чёрную книгу европейской части России.

РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА

Вопросы для самоконтроля.

Предмет, разделы и методы ботаники.

Ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, вакуоль, клеточная стенка первичная и вторичная: их строение, локализация и выполняемые функции.

Пластиды: их многообразие, локализация, строение и выполняемые функции. Взаимопревращения пластид.

Запасные вещества растительной клетки: химический состав, структура, локализация.

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

Вопросы для самоконтроля.

Предпосылки и время возникновения растительных тканей и органов.

Понятие о тканях. Принципы классификации тканей.

Меристемы: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

Покровные ткани: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

Опорные, или механические ткани: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

Проводящие ткани: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

Проводящие пучки: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

Вопросы для самоконтроля.

Корень: определение, происхождение, функции, классификация корневых систем.

Функциональные зоны молодого корневого окончания: локализация, строение, функции.

Первичное строение корня (ириса): гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в формировании первичного строения.

Вторичное строение корня (тыквы): процессы перехода, приводящие орган ко вторичному строению, гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в формировании вторичного строения.

«Корнеплоды» моркови посевной, редиса и свеклы обыкновенной: их макро- и микроскопическое строение (гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в их формировании), значение в жизни растений и использование человеком.

Микоризы эндо- и эктотрофная, бактериальные клубеньки, веламен, корни-подпорки, корни-пневматофоры: их таксономическая принадлежность отделам и семействам высших растений, строение и значение.

 

Вопросы для самоконтроля.

Стебель: определение, происхождение, функции.

Анатомическое строение стебля ржи посевной и кукурузы: гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в его формировании.

Анатомическое строение стебля подсолнечника однолетнего: гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в его формировании.

Анатомическое строение стебля сосны обыкновенной: гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в его формировании.

Анатомическое строение стебля липы сердцелистной: гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в его формировании.

Побег: определение, строение. Разнообразие побегов по направлению роста, укороченные и удлиненные побеги древесных растений, типы ветвления побегов, верхушечные, пазушные и придаточные почки, внутреннее строение вегетативной и генеративной почек.

Метаморфозы побега: клубень, луковица, клубнелуковица, корневища, усики: их строение и выполняемые функции с приведением примеров растений, используемых в ландшафтном дизайне (ЛД) и строительстве.

 

Вопросы для самоконтроля.

Анатомическое строение листа ириса: гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в его формировании.

Анатомическое строение листа камелии: гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в его формировании.

Анатомическое строение листа сосны обыкновенной: гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в его формировании.

Многообразие морфологии листа.

Метаморфозы листа: колючки кактуса, шипы барбариса, усики бобовых, ловчие аппараты растений-хищников. Строение и выполняемые функции.

 

ГРИБЫ (MYCOTA)

Вопросы для самоконтроля.

Отдел оомицеты: видовое многообразие, экология, химсостав клеточных стенок, типы организации мицелия. Размножение. Основные представители. Значение оомицетов в природе и жизни человека.

Фитофтора: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Отдел настоящие слизевики: видовое многообразие, экология, типы организации мицелия. Размножение. Основные представители. Значение слизевиков в природе и жизни человека.

Отдел хитридиомицеты: видовое многообразие, экология, химсостав клеточных стенок, типы организации мицелия. Размножение. Основные представители. Значение хитридиомицетов в природе и жизни человека.

Ольпидий капустный: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Отдел зигомицеты: видовое многообразие, экология, химсостав клеточных стенок, типы организации мицелия. Размножение. Основные представители. Значение зигомицетов в природе и жизни человека.

Мукор: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

 

Вопросы для самоконтроля.

Отдел аскомицеты: видовое многообразие, экология, химсостав клеточных стенок, типы организации мицелия. Размножение. Основные представители. Значение аскомицетов в природе и жизни человека.

Тафрина черёмуховая: таксономическая принадлежность, экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Пивные дрожжи: таксономическая принадлежность, экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Пеницилл: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Эпихлое рогозовая: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Вентурия: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Сморчок и строчок: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Монилия фруктовая: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Ритисма кленовая: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Сферотека и микросфера: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Леканоромицеты, или лишайники: типы морфологического и анатомического строения, важнейшие представители. Роль в природе и использование в народном хозяйстве.

Кладония и ксантория постенная: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Охрана аскомицетов: аскомицеты Красной книги Республики Мордовия (2017). Охарактеризуйте на выбор один из видов по схеме: русское название, охранный статус, описание, распространение, особенности экологии и биологии, лимитирующие факторы, принятые и необходимые меры охраны.

Агарикоидные гименомицеты

Порядок Boletales – болетовые

Семейство Boletaceae – болетовые

Boletus edulis – белый гриб, или боровик

Порядок Russulales – сыроежковые

Род Lactarius sp. – млечник

Порядок Agaricales – шампиньоновые

Agaricus bisporus – шампиньон двуспоровый

Гастероидные базидиомицеты

Порядок Lycoperdales – дождевиковые

Род Lycoperdon sp. – дождевик

Класс Urediniomycetes – урединиомицеты

Порядок Uredinales – ржавчинные

Род Puccinia graminis – пукциния злаковая – возбудитель линейной ржавчины злаков

Класс Ustomycetes ( Ustilaginomycetes) устомицеты, или устилягиномицеты

Порядок Ustilaginales – головневые

Ustilago avenae – возбудитель пыльной головни овса

Задания: 1. Изучить и зарисовать внешний вид изучаемых представителей. 2. Жизненные циклы; для паразитных видов – внешний вид поражений организмов-хозяев.

Вопросы для самоконтроля.

Отдел базидиомицеты: видовое многообразие, экология, химсостав клеточных стенок, типы организации мицелия. Размножение. Основные представители. Значение базидиомицетов в природе и жизни человека.

Трутовик настоящий, дубовая губка и чага: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Белый гриб и млечник: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Шампиньон двуспоровый и дождевик: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Пукциния злаковая – возбудитель линейной ржавчины злаков: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Возбудитель пыльной головни овса: экология, химсостав клеточной стенки, тип строения мицелия. Значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Охрана базидиомицетов: базидиомицеты Красной книги Республики Мордовия (2017). Охарактеризуйте на выбор один из видов по схеме: русское название, охранный статус, описание, распространение, особенности экологии и биологии, лимитирующие факторы, принятые и необходимые меры охраны.

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

Вопросы для самоконтроля.

Высшие, или зародышевые растения. Общая характеристика и их классификация.

Систематика растений, ее разделы и значение. Таксономические (систематические) единицы растительного мира. Понятие о виде растений.

Искусственное вегетативное размножение растений и его значение для человека. Привести примеры.

Способы размножения растений: вегетативное, половое, бесполое. Их характеристика и значение в жизни растений и эволюционном процессе.

Надотдел мохообразные: геологическая история, важнейшие особенности жизненного цикла и строения, видовое многообразие, экология, строение тела, систематика. Размножение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека.

Кукушкин лён обыкновенный: морфологическое описание, экология, значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Отдел плауновидные: геологическая история, видовое многообразие, экология, строение тела, систематика. Размножение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека.

Плаун булавовидный: морфологическое описание, экология, значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Селягинелла: морфологическое описание, экология, значение в жизни человека. Жизненный цикл.

Мохообразные, используемые в ландшафтном дизайне (ЛД). Привести примеры как видового состава, так и схем ЛД с представителями надотдела.

Плауновидные, используемые в ландшафтном дизайне (ЛД). Привести примеры как видового состава, так и схем ЛД с представителями отдела.

Охрана мохообразных: мохообразные Красной книги Республики Мордовия (2017). Охарактеризуйте на выбор один из видов по схеме: русское название, охранный статус, описание, распространение, особенности экологии и биологии, лимитирующие факторы, принятые и необходимые меры охраны.

Охрана плауновидных: плауновидные Красной книги Республики Мордовия (2017). Охарактеризуйте на выбор один из видов по схеме: русское название, охранный статус, описание, распространение, особенности экологии и биологии, лимитирующие факторы, принятые и необходимые меры охраны.

 

Вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля.

Цветок, его строение и функции.

Самоопыление, его биологическое значение.

Анемофильные растения, приспособления к ветроопылению, био­логическое значение. Привести примеры анемофильных растений.

Энтомофильные растения, приспособления к насекомоопылению, биологическое значение. Привести примеры энтомофильных растений.

Двойное оплодотворение покрытосеменных растений.

Соцветия, их классификация и биологическая роль.

Семя, его строение, основные типы семян.

Плоды, их строение, классификация, биологическая роль. Использование плодов и семян в народном хозяйстве.

 

Вопросы для самоконтроля.

Занятие № 13. Тема: порядок розоцветные: семейство розовые. Порядок бобовоцветные: семейство бобовые. Порядок тыквенноцветные: семейство тыквенные. Порядок каперсоцветные: семейство крестоцветные. Порядок мальвоцветные: семейство мальвовые.

Систематическое положение изучаемых представителей:

Вопросы для самоконтроля.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство розовые.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство бобовые.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство тыквенные.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство капустные.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство мальвовые.

Вопросы для самоконтроля.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство астровые.

Вопросы для самоконтроля.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство пасленовые.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство норичниковые.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство яснотковые.

 

Занятие № 16. Тема: порядок лилиецветные: семейство триллиевые. Порядок: спаржевые: семейства орхидные, лилейные и спаржевые. Порядок чешуецветные, или мятликоцветные: семейство злаки, или мятликовые.

Систематическое положение изучаемых представителей:

Вопросы для самоконтроля.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство лилейные.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство орхидные.

Опишите по вышеуказанной схеме семейство злаки.

География растений как наука. Понятие о флоре и растительности. Ареал и его типы.

Что такое фитоценоз? Основные признаки фитоценоза. Дать оп­ределения понятиям биоценоз, биогеоценоз, биосфера.

Экология растений: предмет, цель и задачи.

 

Вирусы. Их строение. Роль в природе и жизни человека.

Отдел Бактерии. Общая характеристика, строение, размножение, экология. Роль бактерий в круговороте веществ в природе, значение бактерий в жизни человека.

Цианобактерии, или синезеленые водоросли. Общая характеристика, важнейшие представители, строение клеток. Распространение, роль в природе и жизни человека.

Водоросли. Общая характеристика, строение, формы таллома, размножение, распространение. Роль водорослей в круговороте веществ в природе и использование в народном хозяйстве.

Отдел Бурые водоросли. Общая характеристика, важнейшие представители, роль в природе, использование в народном хозяйстве.

Отдел Диатомовые водоросли. Общая характеристика, строение таллома, экология, классификация. Роль в природе, использование, использование в народном хозяйстве.

Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика, строение таллома, экология, классификация, представители. Роль в природе, использование человеком.

Отдел Красные водоросли. Общая характеристика, строение таллома, экология, классификация. Роль в природе, использование в народном хозяйстве.

 

 


Содержание практических занятий и самоконтроль

Необходимые индивидуальные принадлежности для выполнения практических занятий по курсу «Ботаника»:

– альбом для рисования (объем не менее 40 листов);

– комплект цветных карандашей;

– шариковая ручка;

– ластик;

– линейка;

– лабораторный практикум и учебник.

 

Требования к оформлению альбома для практических занятий по курсу «Ботаника»:

 

– титульный лист оформляется по следующей схеме: ­

 

 
    Альбом для практических занятий по ботанике студента 100 группы направления подготовки «Ландшафтная архитектура»   Иванова Ивана Ивановича

 


– дата, номер задания, тема, систематическое положение изучаемых представителей и задания записываются всегда на левой странице альбома:

12.02.2020. Занятие № 1 Тема: Строение растительной клетки. Задание 1: Зарисовать строение растительной клетки при большом увеличении. Обозначить органоиды. Задание 2: Зарисовать хлоропласты в клетках мха Мниум (Mnium sp.). Задание 3: …и т.д. по тексту текущего задания.   рисунки

 


 

 

 

– на правой странице выполняются необходимые рисунки. Если рисунки не умещаются на текущей странице, их выполнение можно переместить на левую и правую страницы следующего разворота;

– рисунки всегда выполняются карандашом, а подписи к ним – ручкой;

– рисунки должны в обязательном порядке иметь названия и подрисуночные подписи, например:

 
Анатомическое строение корневища папоротника орляка. 1 — наружная кора, 2 — внутренняя кора, 3 — полукольцо механической ткани, 4 — проводящие пучки.  

 

 


на одной странице можно помещать несколько рисунков. Размер рисунков не должен быть слишком большим или слишком маленьким. На выполнение больших рисунков уходит много времени и места, на слишком маленьких рисунках часто невозможно четко детализировать важные особенности микроскопической структуры изучаемого объекта.

 

Материальное обеспечение дисциплины:

• Микроскопы, бинокуляры, лупы, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой, полоски фильтровальной бумаги.

• Комплект плакатов и таблиц по систематике, анатомии и морфологии низших и высших растений, грибов, лишайников.

• Влажные препараты, живые образцы растений, фиксированный материал, культуры грибов и водорослей.

• Учебный гербарий по макроскопическим водорослям, грибам, лишайникам, высшим растениям.

• Коллекции плодовых тел грибов, лишайников, плодов и семян.

• Оригинальные авторские фотографии и видеоклипы.

 

Предлагаемые вам методические указания мы постарались сделать более информативными, включив, по возможности, виды грибоподобных организмов, грибов и растений, произрастающих в нашей мордовской флоре. Перед названиями некоторых видов помещены символы, означающие:

«» – растения и грибы, включённые в государственную фармакопею.

«» – ядовитые растения и грибы.

Вопросы охраны флоры в настоящее время одни из наиболее актуальных. В связи с этим, чтобы вы имели представление о том, что некоторые виды из-за их редкости собирать не стоит, мы включили ещё два символа:

«» – вид включен в Красную книгу Республики Мордовия;

«» – вид нуждается в наблюдении состояния популяций (проще говоря, если ещё чуть-чуть «постараться» со сбором, некоторые виды могут угодить в статус «»);

« » – организм включен в Красную книгу России, а то и в Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (CITESConvention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora)!

«» – декоративные растения.

«» – растения, включённые в Чёрную книгу европейской части России.

РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА

Занятие № 1. Тема: Строение растительной клетки.

Задания: 1. Освоить правила и методику работы с оптическим микроскопом. 2. Зарисовать строение растительной клетки при большом увеличении. Обозначить органоиды. 3. Зарисовать хлоропласты в клетках мха мниум (Mnium sp.). 4. Зарисовать хромопласты в клетках мякоти плодов рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia). 5. Зарисовать лейкопласты в клетках листа традесканции (Tradescantia sp.). 6. Зарисовать простые и сложные крахмальные зерна в клетках клубня картофеля (Solanum tuberosum). 7. Зарисовать алейроновые зерна (белковые тельца) в клетках семядолей гороха посевного (Pisum sativum). 8. Зарисовать кристаллы оксалата кальция (рафиды) в клетках корневища купены (Polygonatum sp.).

Вопросы для самоконтроля.

Предмет, разделы и методы ботаники.

Ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, вакуоль, клеточная стенка первичная и вторичная: их строение, локализация и выполняемые функции.

Пластиды: их многообразие, локализация, строение и выполняемые функции. Взаимопревращения пластид.

Запасные вещества растительной клетки: химический состав, структура, локализация.

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.78 (0.161 с.)