![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и основные стадии применения права
Применение права (правоприменение) – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации уполномоченными на то лицами. Другими словами, это «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. Рассмотрим характерные признаки правоприменения. Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы и их должностные лица, либо иные лица, уполномоченные законом. Отдельные граждане, не являющиеся должностными лицами, таких полномочий не имеют и не могут выполнять подобную деятельность. Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет властный характер. В-третьих, результатом правоприменительной деятельности всегда является вынесение индивидуального правового предписания (правоприменительного акта). Эти акты относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (приговор суда, приказ о зачислении в вуз и т. п.). В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение этот порядок имеет в случае применения норм уголовного и гражданского права. Таким образом, применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц. Применение норм права (правоприменение) необходимо тогда, когда: - вследствие сложного характера правоотношения права и обязанности не могут возникнуть сами по себе, и требуется издание властного решения (например, назначение пенсии органом соцобеспечения); - имеются определенные препятствия в использовании субъективных юридических прав (например, обращение в суд для защиты нарушенного права собственности на жилище или земельный участок); - юридические обязанности не исполняются добровольно или совершено правонарушение (например, решение арбитражного суда по принудительному исполнению обязательств). Правоприменительная деятельность состоит из ряда последовательных действий - стадий: установление фактических обстоятельств дела; установление юридической основы дела; решение дела. Поскольку единственным основанием начала процесса правоприменения является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств, то первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупность фактов) с целью достижения фактической объективной истины.
Правоприменительный орган должен отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела (факты, имеющие юридическое значение), а затем тщательно проанализировать и дать им соответствующую оценку с точки зрения их истинности и достоверности (процесс доказывания). В ряде случаев круг обстоятельств (фактов), подлежащих установлению, обозначен в законе. На второй стадии происходит установление юридической основы дела, или, иными словами, выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к конкретным обстоятельствам дела. На этой стадии правоприменитель прежде всего решает вопрос, на основании какой правовой нормы должно решаться рассматриваемое дело (говоря юридическим языком – дать правовую квалификацию юридическим фактам этого дела), проверить подлинность нормы (достоверность ее текста с точки зрения законности, соответствие закону либо другим нормативным актам) и ее действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. Затем правоприменитель должен уяснить содержание применяемой нормы (толкование). При выборе и анализе нормы права иногда имеет место коллизия правовых норм, когда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые либо не совпадают, либо противоречат друг другу по содержанию. В этом случае коллизия решается в пользу: нормы вышестоящего нормативно-правового акта; более поздней нормы в случае противоречия норм одного и того же уровня; специальной нормы, а не общей. Особо следует сказать о ситуации, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Если исключить некомпетентность правоприменителя, то в этом случае: либо законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие-либо решения юридического характера;
либо налицо пробел в праве. На третьей стадии правоприменительного процесса компетентный орган выносит властное решение, которое доводится до заинтересованных лиц и организаций. При этом правоприменитель должен удостовериться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к этому конкретному случаю. На этом процесс применения нормы права заканчивается и начинается реализация акта применения нормы права (правоприменительного акта), т. е. реализация конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом. Правоприменительные акты Правоприменительный акт – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. Признаки правоприменительного акта: 1. носит властный характер и, следовательно, охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для адресата, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем; 2. это индивидуальный правовой акт, который не создает норм права, а конкретизирует существующие применительно к определенному лицу или к определенной ситуации; 3. выносится в строгом соответствии с законом; 4. имеет разовое значение; 5. издается в установленной законом форме и имеет точное наименование (приговор, приказ, постановление, распоряжение). Например, форма акта для приговора суда: вводная часть, описательная, мотивировочная, резолютивная. В зависимости от субъекта правоприменения выделяют акты: представительных органов государственной власти; исполнительных, распорядительных органов государственной власти; правоохранительных органов; государственных органов контроля (налоговой инспекции, таможенных органов и т. д.). В соответствии с функциями права правоприменительные акты подразделяют на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением, и охранительные, издаваемые в связи с совершением правонарушений. Пробелы в праве При выборе и юридическом анализе правовых норм, которые должны быть применены к конкретному случаю, иногда обнаруживают, как было отмечено выше, пробел в праве.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.139 (0.012 с.) |