Система понятий эколого- социологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система понятий эколого- социологического исследования.



Экологическая социология не может существовать без эмпирической информации. Исследователь может пользоваться опубликованной официальной статистикой, недостающую информацию может получить самостоятельно, используя метод социологического проса. Каждый из нас в той или иной степени соприкасался с социологическими исследованиями, возможно, был вовлечен в них в качестве респондента, т.е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-нибудь самому придется организовывать такое исследование. Поэтому необходимо иметь общее представление о методологии и методике эмпирического социологического исследования, ознакомиться с основными понятиями и процедурами.

Социологическое исследование – продуманное и организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы. Оно начинается со сбора первичных данных, проведенного по определенной программе.

Программа – стратегия исследования, его основная схема, которая содержит план и теоретическое обоснование используемых методик.

Методики и методы сбора данных – это технологии научного поиска, а сами данные – его результат.

Работа над программой включает в себя следующие шаги:

· Формулировка проблемы;

· Определение цели, задач, объекта и предмета исследования;

· Выдвижение гипотез;

· Определение выборочной совокупности;

· Составление инструментария;

· Непосредственное исследование выборочной совокупности;

· Обработка и интерпретация полученных данных;

· Подготовка научного отчета.

На шаге определения выборочной совокупности исследователь переходит от теории к практике, включаясь в непосредственное эмпирическое исследование, в котором он должен обосновать выборочную совокупность, по принципу отражения по социально-демографическим признакам структуры исследуемого объекта. Затем он должен описать и обосновать методы и приемы сбора информации (анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение или эксперимент), учитывая при этом их оперативность и экономичность; адекватность поставленным исследовательским задачам; надежность. При этом нужно учитывать, что ни один метод не является универсальным, а имеет свои четко очерченные познавательные возможности. (См. Приложение «Методические рекомендации для создания программы социологического исследования»).

 

2. Типы эколого-социологического исследования.

Различают три основных типа социологического исследования:

· Пилотажное (разведывательное);

· Описательное;

· Аналитическое.

Пилотажное исследование – пробное, предваряющее основное исследование. Оно предназначено для проверки качества основного исследования, и охватывает небольшие совокупности (100-150 чел.), основываясь на упрощенной программе. В его ходе выявляются трудности, проверяются элементы основного исследования (методика, выборка и т.п.). Иногда в ходе пилотажного исследования появляются новые гипотезы.

Описательное исследование более сложное, т.к. по своим целям и задачам предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Объектом такого исследования является большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В ходе исследования можно выявить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Его целью является выявление причин, лежащих в основе процесса и обусловливающих его специфику. Подготовка к такому исследованию требует большого времени и усилий большого количества людей. Такое исследование носит комплексный характер.

Еще одна типология исследований связана с тем, изучается ли предмет в статике или в динамике (в развитии). Исследования бывают:

· Точечные

· Повторные.

Повторные исследования подразделяются на:

· Лонгитюдные – длительное изучение одной совокупности лиц посредством мониторингов.

· Трендовые, когда одна и та же генеральная совокупность с соблюдением интервала времени и идентичности методик с целью установления трендов (тенденций социальных изменений). Осуществляются на аналогичных выборках с интервалом по времени в рамках единой генеральной совокупности

· Когортные – обследование лиц одного поколения (когорты) на протяжении длительного времени с целью анализа изменений в образе жизни, мировоззрении лиц одного поколения.

· Панельные  - обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При проведении панельного исследования важно соблюдать единообразие, т.к. сведения получают об индивидуальных изменениях. Сложность такого исследования состоит в сохранении выборки от одного интервала исследования до другого.

По месту проведения выделяют следующие типы социологического исследования:

 полевые, которые проводятся в естественной среде обитания предметов изучения;

лабораторные, которые проводятся в искусственно смоделированных для проведения экспериментальной работы условиях.

По месту нахождения социолога в процессе проведения социологического анализа выделяют следующие типы исследований:

включенные, которые подразумевают, что в процессе проведения исследования социолог находится внутри предмета изучения;

невключенные, при реализации которых социолог находится вне объекта, который подвергается социологическому изучению.

 

3. Методы эколого- социологического исследования.

Поскольку экологическая социология является переходной наукой между естественными и гуманитарными, постольку в своей методологии она должна использовать методы и естественных, и гуманитарных наук, а также те методологии, которые представляют собой единство естественнонаучного и гуманитарного подхода.

Что же касается общенаучных методов, то ознакомление с историей науки показывает, что первоначально использовался преимущественно метод наблюдения (мониторинг), позже на первый план вышел метод моделирования. Моделирование есть способ долгосрочного и комплексного видения мира. В современном его понимании это универсальная процедура постижения и преобразования мира. Вообще говоря, каждый человек на основании своего жизненного опыта и знаний строит определенные модели действительности. Последующий опыт и знания подтверждают данную модель или способствуют ее изменению и уточнению. Модель попросту представляет собой упорядоченный набор предположений относительно сложной системы. Это попытка понять некоторый сложный аспект бесконечно разнообразного мира путем выбора из накопленных представлений и опыта набора наблюдений, применимых к рассматриваемой проблеме. Авторы одной из известных моделей будущего - «Пределы роста» - описывают методологию глобального моделирования следующим образом. Сначала составляется перечень важных причинных связей между переменными и намечается структура обратных связей. Затем идет ознакомление с литературой и консультации со специалистами во многих областях, связанных с данными исследованиями, — демографами, экономистами, агрономами, специалистами по питанию, геологами, экологами и т.д. Цель на этой стадии состоит в том, чтобы найти наиболее общую структуру, которая отражала бы основные взаимосвязи между пятью уровнями. Дальнейшую разработку этой основной структуры на основе других более детальных данных можно осуществить уже после того, как будет понята сама система в ее элементарном виде. Затем следует количественно оценить каждую связь настолько точно, насколько это возможно, используя глобальные данные, если они были, и характерные локальные данные, если глобальных измерений не производилось. С помощью ЭВМ определяется зависимость одновременного действия всех этих связей во времени. Затем проверяется влияние количественных изменений в основных допущениях, чтобы найти наиболее критические детерминанты поведения системы. Нет одной «жесткой» мировой модели. Модель, как только она возникает, постоянно критикуется и пополняется данными по мере того, как можно лучше ее понять.

Глобальная модель использует наиболее важные зависимости между народонаселением, продовольствием, капиталовложениями, амортизацией, ресурсами и выпуском продукции. Сначала выдвигается несколько рабочих гипотез о связях между параметрами, а затем они проверяются на ЭВМ (теперь – на компьютере). Модель содержит динамические утверждения только о физических аспектах человеческой деятельности. Она исходит из допущения, что характер социальных переменных — распределение дохода, регулирование размера семьи, выбора между промышленными товарами, услугами и пищей — в будущем сохранится таким же, каким он был на протяжении современной истории мирового развития. Поскольку трудно предположить, какие новые формы поведения человека следует ожидать, эти изменения нельзя учесть на модели. Ценность модели определяется лишь той точкой на каждом из графиков, которая соответствует прекращению роста и началу катастрофы.

    Экологическая социология в качестве основных использует методы прикладной социологии.

Основными методами социологического исследования являются:

· Опрос (анкетирование или интервьюрование);

· Анализ документов;

· Наблюдение;

· Эксперимент.

Опрос – сбор первичной вербальной (словесной) информации. Его сущность заключается в том, чтобы на основании мнений нескольких сотен людей судить о мнениях тысяч и миллионов. Этого достигается с помощью специальной процедуры – конструирования выборки, когда исследовать отбирает наиболее типичных представителей данной совокупности. Они называются выборочной совокупностью, в отличие от генеральной, в которую входят все исследуемые.

В социологии применяются следующие разновидности опроса:

· Анкетирование (письменный заочный опрос);

· Интервью (устная беседа, очный опрос);

· Социометрический опрос (измерение динамики отношений в малой социальной группе);

· Экспертный опрос (оценка ситуации знающими людьми).

Анализ документов – наименее трудозатратный способ сбора информации. Если исследователь получает доступ к документам, он может оперативно получить объективную информацию об объекте. Необходимо учитывать, что цель создания документов различается с целями исследования, и, как правило, возникает необходимость получения дополнительной информации.

Наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, непосредственное восприятие и регистрация социальных фактов. Оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Достоинством этого метода является и то, что исследователь не зависит от объекта, он может собирать факты, независимо от желаний индивидов или группы с ним общаться и отвечать на вопросы. Фиксация результатов наблюдения с помощью звуко- и видеозаписи позволяет достичь объективности, зарегистрировать то, что другими способами исследования сделать невозможно. Выделяют две разновидности наблюдения:

Невключенное (исследователь участвует с позиции стороннего наблюдателя);

Включенное (исследователь принимает участие, возможно, анонимное, в исследуемых процессах).

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Эксперименты подразделяются на:

· Истинные

· Квазиэксперименты

· Натурные

· Натуралистические.

При истинном эксперименте выделяются две группы (экспериментальная и контрольная) на основе случайной выборки. Они проходят претест, позволяющий измерить некоторые переменные, которые должны будут быть изменены входе эксперимента. С помощью посттеста выявляются эти изменения. Истинный эксперимент имеет две формы:

· Лабораторный

· Полевой (исследователь выезжает на место поселения исследуемых).

Чаще социологи используют квазиэксперимент, когда условие случайной выборки не соблюдается.

При проведении натурного эксперимента все изменения происходят без вмешательства ученых, при изменении жизненных условий у испытуемых. Натуралистический эксперимент предполагает конструирование таких условий и обстановки, которые помогут собрать нужную информацию, но в сам ход событий исследователь не вмешивается.

Применение эксперимента в социологии носит ограниченный характер.

Приложения

Приложение 1.

Методические рекомендации для создания программы социологического исследования

 

    Программа социологического исследования - стратегический документ научного поиска. Ее цель – представить общую схему или план будущих мероприятий по сбору эмпирических данных, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Ранее полученные знания по дисциплине «Социология» должны найти отражение в выборе проблемы, определении предмета и объекта исследования, построении выборки и инструментария, анализа и интерпретации собранных данных.

Программа социологического исследования включает:

- методологическую часть (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, формулировка гипотез и задач исследования);

- методическую часть (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора информации, логические схемы ее обработки).

 

    Пошагово работа над программой будет выглядеть следующим образом:

    Шаг 1. Формулировка проблемы.

Проведение любого исследования начинается с правильной постановки проблемы. Проблема выступает как своего рода знание о незнании определенных сторон явления или процесса. Социальной проблемой называется существующую в реальной жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы, снижения спроса на отечественную бытовую технику и т.п. Необходимо стремиться к точности и избегать чрезмерно широких, абстрактных определений. Не следует браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования, это снижает качество собираемой информации.

    Например, проблемой нашего исследования будет изучение снижения успеваемости студентов 1 курса МГЭУ им. А.Д.Сахарова.

    Шаг 2. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

Объектом социологического исследования выступает носитель социальной проблемы – это люди, объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п.

Объектом изучения нашего исследования будут являться студенты и преподаватели МГЭУ.

Предмет исследования – это стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Т.е., исследователь должен выяснить, в чем скрывается противоречие проблемной ситуации, определить взаимосвязь проблемы и объекта

Предметом нашего примерного исследования будут являться причины снижения успеваемости в МГЭУ.

Цель исследования – желаемый конечный результат нашей работы, то, чего мы хотим достичь, какое новое знание получить об объекте исследования, и с помощью этого знания помочь определить пути и средства решения поставленной проблемы

Цель – выявление основных причин снижения успеваемости.

Задачи – система изучаемых вопросов, ответы на которые обеспечивают достижение цели исследования. Задачи формулируются в системном виде (основные и дополнительные). Их количество зависит от проблемы, ее изученности, цели исследования.

Задачи:

1. Исследовать динамику и провести сравнительный анализ снижения успеваемости в сравнении с предыдущим годом обучения.

2. Определить ряд причин, способствующих снижению успеваемости.

3. Выяснить путем проведения анкетного опроса мнение ППС о значимости причин снижения успеваемости.

4. Выяснить путем проведения анкетного опроса мнение студентов о значимости причин снижения успеваемости.

5. Выработать практические рекомендации для устранения причин снижения успеваемости.

 

Шаг 3. Выдвижение гипотез.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое нужно подтвердить или опровергнуть.

Например, в ходе анализа причин низкой успеваемости были выдвинуты предположения:

1) низкое качество преподавания некоторых предметов;

2) отвлечение студентов от учебы на дополнительные заработки;

3) нетребовательность администрации к соблюдению учебной дисциплины;

4) просчеты в конкурсном отборе при приеме в вуз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.44.121 (0.051 с.)