Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие экологической этики.
В истории философии и морали было немало мыслителей, которые ратовали за моральное отношение и к животным, растениям, природе вообще. Особенно последовательно эту точку зрения проводили некоторые религиозные мыслители, усматривавшие в каждом живом существе Божье творение и относившиеся к природе как порождению Бога, а нередко и как к месту его обитания. Тем не менее почти во всех религиозных традициях человек выделялся из царства природы, рассматривался как венец творения и даже как сотрудник Бога в его земных делах. За исключением некоторых религий (в особенности джайнизма и дзен-буддизма), природа воспринималась лишь как источник ресурсов и средство обеспечения человека, его благополучия и торжества. Радикальный поворот в этом вопросе произошел совсем недавно, во второй половине ХХ века. В это время появляется и получает постепенное распространение новая этика – этика уважения к природе как ценности самой по себе. Этот новый взгляд на природу как этическую ценность лег в основу экологической этики. Экологическая этика формируется на основе сопряжения экологических наук и этики. Поскольку этика – это сфера регулируемых ценностями и императивами отношений человека, то экологическая этика – это этика отношений человека с окружающей средой, с миром природы – как в целом, так и в частных ее воплощениях. Экологические науки также являются одним из важных ресурсов экологической этики. Однако неверно думать, что весь материал экологического рассуждения в философии или этике доставляется экологией. Философия и этика сами определяют предмет философско-экологического или этико-экологического исследования и проблематизируют его. Ценностное и нормативное содержание экологической этики вырабатывается ею самой на основе нравственного опыта преодоления кризисных экологических ситуаций. Экологическая этика обладает уникальным образовательным и воспитательным потенциалом, который способен помочь любому человеку, независимо от его профессии, жить во благо себе и не во вред другим. Она охватывает предельно широкий круг проблем, рассматривая нравственные отношения человека и окружающей его среды и вырабатывая нравственные нормы его поведения – как в «человеческих», так и в «не-человеческих» ситуациях. При этом понятия милосердия, ответственности, сострадания становятся не просто моральным долгом, а единственно возможным содержанием и мотивом действий человека, его жизненным кредо. Тем самым экоэтика делает человека Человеком, способным проявлять любовь и уважение к Природе, ответственность перед ней.
Э то учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера (субъекта), на признании равноправия и равноценности всего живого, а также на ограничении прав и потребностей человека. Вместе с тем, делая своим предметом моральное отношение человека к природе – живой и неживой – экологическая этика выходит за пределы того, что наделено жизнью с ее биологическими критериями. Экоэтика включает представление о благе не только всех живых существ, но и экосистем, и поэтому может рассматриваться как более широкое понятие, чем биоэтика. Экоэтика организует и обеспечивает процесс моральной регуляции отношений Человека и Природы, рассматривая ее как равную себе. Это универсальная этика человеческой деятельности: что бы ни делал человек, кем бы он ни был, в каком бы возрасте ни находился – все его поступки должны определяться этическими нормами и правилами по отношению к природной среде. Акцентируя внимание на ее проблемах, экоэтика создает предпосылки для действий человека, ориентированные на сохранение и развитие и природного, и человеческого бытия. Экологическая этика – как прикладная этика – появляется во второй половине ХХ века и развивается в ответ на осознание человеком уязвимости природы (шире – экосферы) и своей уязвимости перед индустриальным давлением человека на природу, уже не проходящим для нее бесследно. Как элемент прикладной этики экологическая этика включает в свою структуру: · новое, энвайронментальное сознание, синтезирующее глобальное видение мира с подлинно гуманистическими ценностями; · этические нормы и принципы, моральные взгляды и чувства, выражающие ценностно-мировоззренческое отношение людей к природе; · безопасные и даже благоприятные для природного равновесия навыки поведения и технологии деятельности человека в природном мире.
Экологическая этика как система ценностей и принципов, регулирующих отношения человека к природе, выступает как составляющая разных видов деятельности в рамках различных профессий. Бережное отношение к природе требуется в первую очередь от тех, чья работа опосредствована отношениями с природой, связана с воздействием на природу, но также и от тех, чья деятельность не связана не природопользованием, не с природоохранной деятельностью, но кто воздействует на природу фактом своего существования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.102 (0.006 с.) |