Особенности использования метода проектов в обучении математике младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности использования метода проектов в обучении математике младших школьников



«Метод проектов может быть эффективно использован, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

2. Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных к межпредметным, от индивидуальных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита)  проекта» [2].

Перечислим особенности работы над проектом на уроках математики в начальной школе.

                                                                               Таблица 3.

Особенности работы педагога с младшими школьниками над проектом на уроках математики

Этапы работы Задачи Деятельность школьников Деятельность педагога
Подготовительный этап Определить тему и цели проекта. Сформировать рабочие группы по работе над проектом. Участие в обсуждении проектного задания. Уточнение необходимой информации. Распределение обязанностей между членами рабочей группы Мотивирование младших школьников. Организация обсуждения проектного задания. Внесение предложений по распределению обязанностей между членами группы.
Организационный этап Проведение анализа проблемы, решаемой в проекте. Выделить и обосновать гипотезы исследования. Составить план работы над проектом. Выделение проблемы и нахождение гипотезы и ее обоснование, уточнение информации по проекту. Формулирование задач по этапам выполнения проекта. Помощь в формулировании проблемы. Организация корректного Выдвижение гипотез. Помощь в организации планирования работ над проектом.
Практический Обсудить методы проверки выдвинутых гипотез. Определить источники информации. Найти нужную информацию, которая или подтвердит или опровергнет выдвинутую гипотезу. Обсуждение методов проверки гипотез. Выбор наилучшего метода для проверки гипотез. Определение источников информации. работа с информацией. Организация консультаций для обучающихся с нужными специалистами. Предложение обучающимся продуктивных методов работы с различными источниками. Наблюдение за школьниками.
Обобщающий Подвести итоги работы над проектом и результаты реализации проектов Подготовка публичной презентации проекта. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов деятельности. Организация анализа и обобщения проектной деятельности школьников. Наблюдение за школьниками.
Презентация Представить результаты учебных проектов. Оценить результаты реализации проектов. Подготовка публичной презентации проекта. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проектной деятельности Участие в оценке проектов и результатов проектной деятельности.

 

Таким образом, проектная деятельность младших школьников представлена следующими этапами: подготовительным, организационным, исполнительским, практическим, обобщающим (заключительным). В таблице ещё выделен презентационный этап, он представляет собой презентацию проектов.

Организации проектной деятельности будет успешной, если педагог будет соблюдать ряд условий:

1) подходить ко всему творчески, не допускать проявления конформизма и стереотипных банальных решений;

2) ориентироваться на процесс исследовательского поиска младших школьников, а не на результат;

3) стремиться открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные особенности и способности. Не забывать о воспитании школьника в процессе организации проектной деятельности;

4) не заниматься наставлениями, а помогать детям действовать самостоятельно, направлять их, а не давать прямые инструкции;

5) не делать скоропалительных допущений, не торопиться выносить оценочные суждения, учить детей этому же. При оценке деятельности оценка должна быть справедливой и мотивировать на достижение результата;

6) учитывать тот факт, что младшие школьники не обладают необходимыми базовыми навыками и знаниями, им нужна помощь в освоении нового;

7) не делать за школьника то, что он может сделать самостоятельно;

8) при правильной организации проектной деятельности у учащихся формируются умения анализировать, синтезировать, классифицировать полученную информацию. Поэтому педагогическое руководство проектной деятельностью младших школьников заключается в обучении детей управлять процессом собственного исследования.

Младшим школьникам могут быть предложены следующие темы для проектов по математике:

· Игры с числами.

· Числа вокруг нас

· Числа в пословицах и поговорках.

· Нумерация вокруг нас.

· Невозможные рисунки.

· Логические задачи.

· Магические квадраты.

· Старинные задачи.

· Логические игры.

· Развертки.

· Лист Мёбиуса.

· Бумажный домик с мебелью.

· Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).

· Энциклопедия математических развлечений.

· Математический праздник.

· Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

· Комплекты для игр.

· Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.

· Книга о логических играх.

· Измерения (что меряют, чем меряют).

· Единицы измерения в Древней Руси.

· Единицы измерения в других странах.

· Числа в спорте.

· Математика в искусстве.

· Математика в торговле.

· Математика в строительстве.

· Математика в кулинарии.

· Математика в Древнем мире.

· Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

· Макеты зданий из простых геометрических тел.

· Книга о математике в Древнем мире.

· Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

· Постановка по книге о числах.

· КолТема самодельных измерительных приборов.

· Авторские задачи по математике для учащихся начальных классов.

· Арабские числа.

· Арифметика – наука о числах.

· Великолепные цифры.

· Время, возраст, календарь

· Время. Измерение времени. Часы.

· Древние единицы длины.

· Древние меры длины.

· Единицы измерения в Древней Руси.

· Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.

и др.

 

 

7.5. Использование метода проектов на уроках математики в начальной школе (пример)

Приведём в качестве примера проект по математике на тему «Длина и ее измерение».

    Краткая аннотация проекта

Таблица 4.

Аннотация проекта «Длина и ее измерение»

Предметная область Математика
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, ИКТ
Возраст участников 2 класс
Время проведения проекта четыре недели (1 внеурочное занятие по математике; 6 часов групповой и индивидуальной работы; 6 часов самостоятельной работы)

 Основа проекта

Образовательные стандарты Задачи проекта: освоить понимание значения величин и способов их измерения; развивать интерес к математике, желание применять полученные математические знания в своей жизни; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. В результате участия в проекте ученики: · приобретут начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; · расширят представления об измерении длины; · приобретут первоначальные умения самостоятельно работать с разными источниками информации, смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.); · сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости; · определения времени по часам (в часах и минутах); · решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
Планируемые результаты обучения В результате проектной деятельности школьники овладеют следующими результатами образования: - личностные: · будут осознавать важность использования математических знаний в учении и в повседневной жизни; - метапредметные: · овладеют начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; · получат первоначальные навыки фиксирования информацию о внешнем мире с использованием инструментов ИКТ; · получат первоначальные навыки планирования и проведения несложных наблюдений, сбора числовых данных с помощью инструментов ИКТ; · создадут информационные объекты в качестве отчёта о проведённых исследованиях. - предметные: · смогут переводить одни единицы длины в другие; · исследовать ситуации, в которых требуется сравнение величин по разным параметрам, уметь упорядочивать их; решать задачи на соответствующие темы.
Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос Проблемные вопросы учебной темы Основополагающий вопрос Зачем нужно измерять длину? Проблемные вопросы 1.Всегда ли человек умел измерять длину? 2.Как умение измерять длину помогает тебе в жизни? 3.Зачем нужна единая система мер? 4.Что общего между измерением длины в старину и современности?
Частные вопросы учебной темы Учебные вопросы 1.Какие меры длины использовались в старину на Руси? 2.С чем связано происхождение старинных мер длины? 3.Как отразились названия старинных мер длины в пословицах и поговорках? 4.Почему международная система мер называется метрической? 5.Когда и где была введена метрическая система мер? 6.Как появился метр? Что взято за основу этой единицы длины? 7.Когда в России перешли на международную систему мер?

Сведения о проекте

  Необходимые начальные знания, умения, навыки Обучающиеся должны знать: - меры длины; - метрические соотношения между единицами длины; - уметь выражать длину в заданных единицах; - сравнивать величины по их числовым значениям.
Форма проведения  
Правила для участников Правила работы в группе
Учебные мероприятия На начальном этапе формируются группы с учетом индивидуальных пожеланий. Перед каждой группой ставятся учебные вопросы. Работа в группе распределяется следующим образом: 1) «Эксперты» – осуществляют поиск и отбор информации по теме проекта, используя литературные источники, справочники, Интернет. 2) «Дизайнеры» – представляют результаты работы всех групп в цифровом формате, используя мультимедиа технологии (презентация, буклет). 3) «Практики» – осуществляют практическую работу по измерению, сопоставляют старинные и современные меры длины. 4) «Риторы» – осуществляют защиту проекта в виде доклада и презентации.
Продукты проектной деятельности детей Результат работы над проектом: - внешним продуктом проекта станут созданные материалы: буклет, доклад с презентацией учащихся начальной школы; - внутренним продуктом проекта станет формирование УУД: личностные (личная ответственность и гибкость в различных ситуациях общения, совершенствование монологической речи); метапредметные (умение работать с различными источниками информации, опыт совместной деятельности, умение ставить и решать проблемы); предметные (расширение знаний по предмету и применение их на практике).

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик, слабо владеющий учебным навыками Организация взаимопомощи участниками команды, индивидуальные консультации координатора, создание ситуации успеха, выбор заданий, которые ребёнку по силам, работа в паре с сильным учеником.
Одаренный ученик На каждом этапе проекта одарённым учащимся предлагаются дополнительные задания для любознательных. В проекте предусмотрены задания на выбор, по интересам.

Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта

Оборудование Компьютер, фотоаппарат, принтер
Программное обеспечение Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы
Материалы на печатной основе Учебник математики, детские энциклопедии
Другие принадлежности, если необходимо  

План проведения проекта

 

Организационный этап

На уроке математики, при выполнении задания геометрического характера (построение отрезков заданной длины), детям была представлена стартовая презентация для вовлечения в проект.

 

 

         

            

 

             

 

                  

 

Постановка задачи

 

Участвующим в проекте школьникам предлагаются вопросы для поиска информации. Исходя из интересов детей, формируются группы. Предоставляются примерные источники информации.

1. Даль, В.И. Пословицы русского народ. [Текст] / В.И Даль. – М.: «Художественная литература», 1989. – 312 с.

2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст]/ Ю.Г. Круглов. – М: «Просвещение», 1990. – 247 с.

3. Глейзер, Г. И. История математики в школе [Текст]/ М.: 1964. – 284 с.

4. Мир чисел. Занимательные рассказы о математике [Текст] - С-Пб.:МиМ-ЭКСПРЕСС,1995.-158с.

5. Аменицкий, Н.Н. Забавная арифметика [Текст]/ Н.Н. Аменицкий – Москва: «Наука», 1991. – 123 с.

6. Каменская, Е.Н. Русская метрология [Текст]/ Е.Н. Каменская - М., 1975. – 157 с.

7. Карпушина, Н.М. Рукотворные мерки [Текст]/ Н.М. Карпушина // Математика в школе. - 2008.- №7. – С.49-61.

Интернет-ресурсы:

hhttp://www.wikipedia.org

ttp://ru.wikipedia.org

http://portfolio.1september.ru

http://www.metrologie.

http://www.iro.yar.ru

 

на данном этапе проводится анкетирование среди учащихся и их родителей на тему «Старинные русские меры длины».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.60 (0.031 с.)