В отличии от других учебников,в учебниках Л.Г.Петерсона переместительное свойство вводится сразу же с первых страниц 1 класса.Однако это вводится не на основе чисел,а на основе букв,которые обозначют соответсенно цвет или названия фигур.
Например:
Картинка с аквариумом.В нем большие и маленькие рыбки.Дети еще не изучили все цифры,но уже начинаю понять суть переместительного свойства,группируя рыбок по размеру и составляя равенства.
На стр 43 детьми уже изучено 5 цифр. В учебнике Л.Г. Петерсона ярко показано на примере с треугольниками и фишками домино,что дети уже познакомились с переместительным свойством,поняли его суть.
10. Раскройте методику изучения вычислительного приема для случаев +5, 6, 7, 8, 9. Составьте фрагмент урока ознакомления с приемом перестановки слагаемых (М1М, ч.2, стр. 15).
Методика изучения вычислительного приема для случаев +5,6,7,8,9 опирается на прием перестановки слагаемых.
Т.О: 1.Переместительное свойство сложения
2. Знание случаев сложения +1,2,3,4.
Старый способ(прибавления по частям)-неудобный для новых случаев.
Новый случай опирается на переместительное свойство сложения,который дети уже знают наизусть.
Номер 1 в учебнике Моро.
Детям задается вопрос:что легче:к 1 прибавить 6 кубиков или к 6 прибавить 1 кубик.Объясняем детям на основе переместительного мвойства меняем слагаемые местами.в итоге получится случай, с которым дети уже знакомы (+ - 1)
На следующем уроке дети составляют таблицу и заучивают ее наизусть.
При заучивании обращается внимание на состав чисел в пределах 10.
Дети обязаны заучить состав чисел наизусть,т.к это служит основой для следующего этапа.
Фрагмент урока:
Тема урока: «Сложение и вычитание чисел 5,6,7,8,9».
Цель урока: повторить состав чисел и закрепить умения применять
приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 10.
Задачи:
· Повторить знание состава чисел, переместительное свойство сложения;
· закрепить умения применять приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10;
· решать задачи изученных видов; р
· развивать логическое мышление, внимание, память,
Название этапа
| Содержание этапа
| Оформление доски
|
1.Организационный момент.
| Учитель:
-Здравствуйте,ребята.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
– Проверим готовность к уроку
|
|
2.Актуализация знаний.
| Учитель:
-Ребята,возьмите круги 2х цветов.
Выложите слева 1 желтый круг. Добавьте к нему 4 синих круга. Сколько кругов получилось? (5)
Дети:5 кругов
Учитель:Правильно, а кто сможет записать это равенство на доске.
(выходит ребенок,записывает равенство)
- Запишите равенство на доске. (1+4=5)
Учитель:
- Поменяйте местами фигуры. Сначала положите 4 синих, а затем добавьте 1 желтый круг. Сколько получилось? (5)
Дети:5
Учитель:Верно.Запишите равенство на доске. (4+1=5)
Учитель:Ребята,сравните равенства: чем они похожи и чем отличаются? (Слагаемые одни и те же только поменяли местами, результат остается тот же)
Учитель:Почему же у нас получилось одинаковое значение суммы?Какое свойство мы знаем?
Дети вместе с учителем:
От перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется.
Учитель:Дети,а теперь давайте проверим,как хорошо вы знаете таблицу сложения на 1,2,3,4.
По цепочке я буду задавать выражение, а вы отвечать.чему оно равно.Итак:
· 1+5
· 2+3
· 3+2
· 8+1
· 9+1
· 4+2
· 3+4
· 6+3
· 7+2
· 6+2
Учитель:
-Дети,а теперь давайте отгадем загадки.Все готовы?
Дети:Да
Учитель:Тогда слушайте внимательно:
Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря: Пять карасиков в ведёрке И четыре пескаря. Посчитайте-ка улов. У кого ответ готов? (5+4=9)
Загадка №2.
На качели, на качели В зоопарке звери сели. Два пятнистых леопарда Солнцу улыбаются И со старым добрым львом Весело качаются. Сколько всего зверей? (2+1=3)
Загадка №3.
Пять ворон на крышу сели, Две ещё к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело? (5+2=7)
(все объяснения и записи составляются кратко,если же дети затрудняются с вычислением,то возращаемся к подробному объяснению)
|
1+4=5
|
3.Изучение новых знаний
| Учитель:Ребята,молодцы.
Откройте учебник на странице 15. Посмотрите на задание 1.
Учитель:Что мы видим на левой картинке?
Дети: Мальчик перетаскивает кубики.
Учитель:Да,мальчик решил к 1 одному кубику перетщить еще 6
А что мы видим на правой картинке?
Дети:На этой картинке мальчик к 6 кубикам принем еще 1.
Учитель:Веерно!Молодцы.
Ребята,а как вы думаете,что легче:
К 1 кубику добавить еще 6 или же к 6 кубикам добавить еще 1?
Дети:к 6 кубикам добавить еще 1.
Учитель:Правильно.Мы знаем с вами переместительное свойство сложения.Поэтому мы можем поменять слагаемые местами и,соответственно,можем найти значение выражения.
Учитель:6+1=
Дети:7.
Учитель:Ребята,результат сложения не меняется от перестановки мест слагаемых,поэтому мы можем менять их местами и находить более удобным способом значение суммы.
Давайте попробуем отгадать такую загадку:
-Есть в коробочке у Светы
Шоколадных две конфеты,
У Марины целых семь,
А у Коли — нет совсем.
Для него большой секрет,
Сколько у подруг конфет!
Учитель:
-Ребята.а как же мы будем решить эту задачу
Учитель:Сколько конфет было у Светы?
Дети:2 конфеты
(вывешивается на доску 2 кружка)
Учитель:а у Марины?
Дети:7 конфет
(на доску вывешивается еще 7 кружков)
-Давайте составим выражение.Кто мне в этом поможет?(дети тянут руки)
Дети:2+7
Учитель:Что мы можем сделать,чтобы решить это выражение?
Дети:Поменять слагаемые местами.
Учитель: (Имя),покажи,пожалуйста,второй способ решения.Запиши выражение.
7+2
Учитель: Ребята.так сколько же конфет всего у девочек?
Дети:9 конфет
|
6+1=7
|
4Физкульминутка:
| Поднимает руки класс – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки вниз, вперед смотри – это «три», Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять», Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
|
|
5Первичное закрепление:
| Учитель:
-Ребята,на доске записаны выражения.Вы задача:соотнести выражения,используя переместительное свойство сложения.
Учитель:А теперь давайте решим 2 задачи:
-У Наташи было 3 воздушных шара,а у Кости 5 воздушных шара.Сколько всего воздушных шаров было у ребят.
Дети:3+5.Используем переместительное свойство сложения:5+3.Получим 8.
Учитель: Маша сорвала 6 ягод клубники,а Света всего 2 ягоды.Сколько вместе ягод собрали девочки.
Дети:6+2=8
Учитель:верно,в этом случае нам уже не нужно использовать переместительное свойство сложения,ведь мы знаем случае сложения числа 2.
|
3+5 9+1
2+7 5+3
1+9 8+2
3+6 6+3
2+8 7+2
|
| Учитель:Ребята,посмотрите на магнитную доску.На ней расположены лепестки с записанными выражениями.
2+7
3+7
1+8
1+9
2+8
4+6
7+3
9+1
2+6
6+4
Учитель:Ваша задача собрать цветок.Для этого нужно решить выражения и понять,по какому принципу построен наш цветочек.Нужно понять,ккое число должно находиться в середине
(в середине будет число 10)
«Собери цветок.»
-Что мы повторим выполняя это задание? (Состав числа-10)
-Зачем нужно знать состав числа? (Чтобы быстро считать)
-Что ещё поможет нам быстрее решить выражения? (Знание свойства перестановки слагаемых)
-Выберите нужные выражения и запишите в тетрадь.
Проверка. Ученик, который первым поднял руку, выходит к доске и собирает цветок.
|
|
6.Рефлекия
| Учитель:
Итак,ребята.Сегодня мы научились складывать такие числа,как 5,6,7,8,9.Но основе какого свойства мы выполняли сложение с этими числами?
Дети:На основе переместительного свойства сложения.
Учитель:Правильно.А что еще нам помогло применять действия с такими числами?
Учитель:Знания случаев сложения +1,2,3,4.
Поэтому,ребята,нужно обязательно повторить таблицы сложения,которые мы с вами записывали.Потому что без этого,вы не сможете дальше правильно вычислять значения выражения.
Итак.урок окончен.Можете идти на перемену.
|
|