Лекарственные средства из группы углеводов, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекарственные средства из группы углеводов,



МОДУЛЬ 2

 

 

Смысловой модуль 2.1.

 

 

Лекарственные средства из группы углеводов,

Сердечных гликозидов, терпенов и их синтетических аналогов

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов IV курса фармацевтического факультета
специальности «Фармация»

 

 

Запорожье

2012

 

Составители:

доценты: Моряк З.Б., Шабельник К.П., ст. преп. Ткаченко Г.И.,
асс. Скорина Д.Ю.

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено

Цикловой методической комиссией по фармацевтическим дисциплинам

(протокол № ___ от «____» ____________ 20___ года),

а также Центральным методическим советом ЗГМУ

(протокол № ___ от «____» ____________ 20___ года).

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лабораторных, семинарских занятий и самостоятельной работы

по фармацевтической химии для студентов IV курса

фармацевтического факультета (VIII семестр),

специальность «Фармация»

 

 

Модуль 2, смысловой модуль 2.1:

«Лекарственные средства из группы углеводов,

сердечных гликозидов, терпенов и их синтетических аналогов»

 

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Лаб., сем. Самост.
1 Анализ качества лекарственных средств из группы моносахаридов и их синтетических аналогов 4  
2 Анализ качества лекарственных средств из группы олиго- и полисахаридов и их синтетических аналогов 4  
3 Анализ качества лекарственных средств из группы сердечных гликозидов и их синтетических аналогов 4  
4 Анализ качества лекарственных средств из группы моноциклических терпенов и их синтетических аналогов 4  
5 Анализ качества лекарственных средств из группы бициклических терпенов и их синтетических аналогов 4  
6 Итоговое занятие по теории и практике по теме: «Лекарственные средства из группы углеводов, сердечных гликозидов, терпенов и их синтетических аналогов» 4  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Фармацевтическая химия изучается согласно утвержденной типовой программе 2010 года для студентов ВУЗов Украины III-IV уровней аккредитации, обучающихся по специальности 7.110201 «Фармация», в соответствии с образовательно-квалификационной характеристикой и образовательно-профессио­нальной программой подготовки специалистов, утвержденных приказом № 629 МОН Украины от 29.07.2004 г.

Обучение осуществляется в соответствие с учебным планом подготовки специалистов по специальности «Фармация», утвержденным приказом № 930 МОЗ Украины от 07.12.2009 г.

Согласно приказу, фармацевтическая химия изучается на III, IV и V курсах. На IV курсе (VII-VIII семестры) программа дисциплины структурирована на 2 модуля: модуль 1 – «Использование физических, физико-химических и химических методов в анализе качества лекарственных веществ и лекарственных форм из группы биологически активных соединений природного происхождения, их полу- и синтетических аналогов» и модуль 2 – «Анализ качества лекарственных веществ и лекарственных форм из группы биологически активных соединений природного происхождения, их полу- и синтетических аналогов по действию».

Модуль 2 состоит из трех смысловых модулей:

Смысловой модуль 2.1. – «Лекарственные средства из группы углеводов, сердечных гликозидов, терпенов и их синтетических аналогов»

Смысловой модуль 2.2. – «Анализ качества лекарственных средств из группы алкалоидов и их синтетических аналогов по действию».

Смысловой модуль 2.3. – «Анализ качества лекарственных средств из группы антибиотиков, их полу- и синтетических аналогов».

 

 


 

 

Смысловой модуль 2.1. – «Лекарственные средства из группы углеводов, сердечных гликозидов, терпенов и их синтетических аналогов».

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

- Усвоить свойства лекарственных средств из группы углеводов, гликозидов и терпенов.

- Знать основные источники и методы получения лекарственных средств из группы углеводов, гликозидов и терпенов.

- Предлагать и осуществлять выбор физических, физико-химических и химических методов анализа качества лекарственных средств из группы углеводов, гликозидов и терпенов согласно требованиям ГФУ, аналитической нормативной документации (АНД), а также методик контроля качества (МКК).

- Объяснять особенности проведения анализа лекарственных средств из группы углеводов, гликозидов и терпенов с использованием физических, физико-химических и химических методов.

- Трактовать результаты исследований лекарственных средств из группы углеводов, гликозидов и терпенов, полученные с помощью физических, физико-химических и химических методов.

- Объяснять особенности хранения лекарственных средств из группы углеводов, гликозидов и терпенов, исходя из их физико-химических свойств.

 


ЗАНЯТИЯ № 1-2

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова Э.Н. и др. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии / Под ред. А.П. Армазасцева. – Медицина, 1987.

2. Анцупова Т.П., Ендонова Г.Б. Методы анализа биологически активных веществ: Конспект лекций. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.

3. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медпресс-информ, 2007.

4. Бочков А.Ф., Афанасьев В.А., Заиков Г.Е. Углеводы. – М.: Наука, 1980.

5. Вшивков А.А. Основы косметической химии: Учеб. пособ. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005.

6. Глущенко Н.Н., Плетнева Т.В., Попков В.А. Фармацевтическая химия: Учебник / Под ред. Т.В. Плетневой. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

7. Державна Фармакопея України / ДП "Науково-експертний фармакопейний центр". – 1-е вид. – Харків: "РІРЕГ", 2001. [Доповнення 1. – 2004; Доповнення 2. – 2008; Доповнення 3. – 2009; Доповнення 4. – 2011].

8. Кочетков Н.К. Синтез полисахаридов. – М.: Наука, 1994.

9. Кочетков Н.К., Бочков А.Ф., Дмитриев Б.А. и др. Химия углеводов. – М.: Химия, 1967.

10. Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества: Пер. со словацк. – М.: Мир, 1988.

11. Лабораторные работы по фармацевтической химии / Под ред. Беликова В.Г. – М.: Высшая школа, 1989.

12. Максютина Н.П. и др. Методы анализа лекарств. – К.: Здоров'я, 1984.

13. Машковский М.Д. Лекарственные средства. 15-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005.

14. Мелентьева Г.А. Фармацевтическая химия. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – В 2-х томах. – М.: Медицина, 1976.

15. Мелентьева Г.А., Цуркан А.А., Гулимова Т.Е. Анализ фармакопейных препаратов по функциональным группам. – В 4-х частях. – Рязань, 1981.

16. От субстанции к лекарству. / Под ред. В.П. Черных. – Харьков: Изд-во НФаУ; Золотые страницы, 2005.

17. Племенков В.В. Введение в химию природных соединений. – Казань, 2001.

18. Практикум по химии углеводов (моносахариды). – Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. Ю.А. Жданова. – М.: Высшая школа, 1973.

19. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии / Под ред. П.Л. Сенова. – М.: Медицина, 1978.

20. Туркевич М.М. Фармацевтична хімія: Підручник. – Вид. 2-ге., перероб. і доп. – К.: Вища школа, 1973.

21. Фармацевтическая химия: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Арзамасцева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

22. Фармацевтична хімія: Підручник. – Вид. 2-ге, випр., доопр. / За заг. ред. П.О. Безуглого. – Вінниця: Нова книга, 2011.

23. Фармацевтичний аналіз: Навч. посібник. / За ред. П.О. Безуглого. – Харків: Вид. НФаУ; «Золоті сторінки», 2001.

24. Химический анализ лекарственных растений. / Под ред. Н.И. Гринкевич, Л.Н. Сафронич. – М.: Высшая школа, 1983.

25. Лекционный материал.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ЗАНЯТИЕ № 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова Э.Н. и др. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии / Под ред. А.П. Армазасцева. – Медицина, 1987.

2. Анцупова Т.П., Ендонова Г.Б. Методы анализа биологически активных веществ: Конспект лекций. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.

3. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медпресс-информ, 2007.

4. Вшивков А.А. Основы косметической химии: Учеб. пособ. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005.

5. Глущенко Н.Н., Плетнева Т.В., Попков В.А. Фармацевтическая химия: Учебник / Под ред. Т.В. Плетневой. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

6. Державна Фармакопея України / ДП "Науково-експертний фармакопейний центр". – 1-е вид. – Харків: "РІРЕГ", 2001. [Доповнення 1. – 2004; Доповнення 2. – 2008; Доповнення 3. – 2009; Доповнення 4. – 2011].

7. Коренман И.М. Методы количественного химического анализа. – М.: Химия, 1989.

8. Лабораторные работы по фармацевтической химии / Под ред. Беликова В.Г. – М.: Высшая школа, 1989.

9. Максютина Н.П. и др. Методы анализа лекарств. – К.: Здоров'я, 1984.

10. Машковский М.Д. Лекарственные средства. 15-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005.

11. Мелентьева Г.А. Фармацевтическая химия. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – В 2-х томах. – М.: Медицина, 1976.

12. Мелентьева Г.А., Цуркан А.А., Гулимова Т.Е. Анализ фармакопейных препаратов по функциональным группам. – В 4-х частях. – Рязань, 1981.

13. От субстанции к лекарству. / Под ред. В.П. Черных. – Харьков: Изд-во НФаУ; Золотые страницы, 2005.

14. Племенков В.В. Введение в химию природных соединений. – Казань, 2001.

15. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии / Под ред. П.Л. Сенова. – М.: Медицина, 1978.

16. Туркевич М.М. Фармацевтична хімія: Підручник. – Вид. 2-ге., перероб. і доп. – К.: Вища школа, 1973.

17. Фармацевтическая химия: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Арзамасцева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

18. Фармацевтична хімія: Підручник. – Вид. 2-ге, випр., доопр. / За заг. ред. П.О. Безуглого. – Вінниця: Нова книга, 2011.

19. Фармацевтичний аналіз: Навч. посібник. / За ред. П.О. Безуглого. – Харків: Вид. НФаУ; «Золоті сторінки», 2001.

20. Химический анализ лекарственных растений. / Под ред. Н.И. Гринкевич, Л.Н. Сафронич. – М.: Высшая школа, 1983.

21. Лекционный материал.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ЗАНЯТИЯ № 4-5

1. ТЕМА: Анализ качества лекарственных средств из группы моно- и
бициклических терпенов и их синтетических аналогов

 

2. ЦЕЛЬ: Овладеть методами анализа лекарственных средств из группы терпенов.

 

3. ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

3.1. Изучить строение, номенклатуру, синонимы, физико-химические свойства, источники и методы получения лекарственных средств из группы терпенов и их синтетических аналогов.

3.2. Изучить методы анализа рассматриваемой группы лекарственных средств согласно ГФУ, АНД, МКК.

3.3. Предложить и обосновать возможные методы идентификации и количественного определения, исходя из строения лекарственных средств изучаемой группы.

3.4. Изучить специфические примеси, а также методы испытаний на чистоту данной группы веществ.

3.5. Рассмотреть особенности проведения анализа лекарственных средств из группы терпенов и их синтетических аналогов с использованием физических, физико-химических и химических методов.

3.6. Научиться проводить анализ качества рассматриваемой группы лекарственных средств с использованием физических, физико-химических и химических методов.

3.7. Трактовать и давать правильную оценку полученным результатам анализа, делать вывод о качестве анализируемых веществ.

3.8. Объяснять особенности хранения лекарственных средств из группы терпенов и их синтетических аналогов, исходя из их физико-химических свойств.

3.9. Изучить и соблюдать правила безопасной работы в химической лаборатории.

 

 

Терпеныкласс преимущественно ненасыщенных углеводородов, молекулы которых содержат различное число связанных между собой остатков изопрена:

Изопрен  (2-метилбутадиен-1,3)

Общая формула всех терпенов кратна числу изопреновых звеньев, т.е. (C5H8)n, где n≥2 (n обычно лежит в пределах от 2 до 8). Сам изопрен (n = 1) не принято относить к терпенам (рассматривается как алкадиен).

Терпены – это природные органические вещества, т.н. вторичные растительные метаболиты. В больших количествах терпены содержатся в растениях семейства хвойные, во многих эфирных маслах – мяты, розы, лимона, лаванды и др.

При изучении терпенов установлено, что изопреновые звенья в их молекулах связаны между собой по типу «голова к хвосту» («изопреновое правило», Л. Ружичка, 1921 г.). Разветвленный конец (с метильной группой) изопреновой единицы рассматривают как «голову», а неразветвленный – как «хвост».

 

Рис. 1. Варианты изображения формулы гераниола

Это не является строгим, т.к. известны нерегулярные изопреноиды, образованные по типу «голова к голове» или «хвост к хвосту» (например, при образовании тритерпенов (С30) и тетратерпенов (С40) димеризация идет по типу «хвост к хвосту»). Однако, данное правило помогло выяснить строение многих терпенов и родственных им соединений.

В зависимости от количества изопреновых остатков в молекуле выделяют следующие группы терпенов:

Ø Монотерпены C10H16, (C5H8)2, 2 изопреновых фрагмента;

Ø Сесквитерпены (полуторатерпены), C15H24, (C5H8)3, 3 изопреновых фрагмента;

Ø Дитерпены, C20H32, (C5H8)4, 4 изопреновых фрагмента;

Ø Тритерпены, C30H48, (C5H8)6, 6 изопреновых фрагмента;

Ø Тетратерпены, C40H60, (C5H8)8, 8 изопреновых фрагмента;

Ø Политерпены – соединения с большим числом изопреновых фрагментов (C5H8)n, где n≥8.

Кислородсодержащие производные терпенов – терпеноиды – по характеру функциональных групп разделяют на спирты, альдегиды, кетоны, сложные эфиры, кислоты и т.д.

Молекулы терпенов могут быть ациклическими (с открытой цепью углеродных атомов) и циклическими (моноциклическими, бициклическими и т.д.).

Ациклические монотерпены относятся к типу 2,6-диметилоктана и могут иметь три, две или одну двойную связь. Они представлены углеводородами (мирцен и его изомер оцимен), спиртами (гераниол, линалоол, цитранелол), альдегидами (цитраль, цитронеллаль).

Рис. 2. Принципиальное строение ациклических монотерпенов, производных 2,6-диметилоктана: мирцен (I), оцимен (II), β-линалоол (III), цитраль (IV)

Моноциклические монотерпены относятся к типу п -ментана. Из ненасыщенных углеводородов типа ментана наиболее распространены лимонен, α-, β- и γ-терпинен, α- и β-феландрен и др.

В составе эфирных масел часто встречаются кислородсодержащие производные ментана: спирты (ментол, терпинеол), кетоны (ментон, пулегон, карвон), окиси (цинеол) и перекиси (аскаридол).

 

Рис. 3. Принципиальное строение м оноциклических монотерпенов типа ментана: α-терпинен (I), лимонен (II), терпинеол (III), ментон (IV), 1,8-цинеол (V), аскаридол (эвкалиптол) (VI)

 

Бициклические монотерпены имеют два конденсированных неароматических кольца. В зависимости от строения углеводорода их делят на типы: туйана, карана, пинана, камфана, фенхана и пр.

 

Рис. 4. Принципиальное строение б ициклических монотерпеноидов типа туйана: туйан (I), туйол (II), туйон (III), сабинен (IV), сабинон (V)

Рис. 5. Принципиальное строение б ициклических монотерпеноидов типа карана: каран (I), Δ3-карен (II), Δ4-карен (III)

Рис. 6. Принципиальное строение б ициклических монотерпеноидов типа пинана: п инан (I), α-пинен (II), β-пинен (III)

Рис. 7. Принципиальное строение б ициклических монотерпеноидов типа камфана: к амфан (I), борнеол (II), (+)-камфора (III), (-)-камфора (IV)

Ациклические сесквитерпены состоят из трех С5-единиц по изопреноидному правилу «голова к хвосту».

Рис. 8. Принципиальное строение ациклических сесквитерпенов: фарнезен

Моноциклические сесквитерпены – это соединения с циклогексановым одним незамкнутым гидроароматическим кольцом и двумя-четырьмя двойными связями. Распространены в природе соединения бисаболана (лимон, ромашка, имбирь, виды сосны), гумулана (хмель), элемана (аир).

Рис. 9. Принципиальное строение м оноциклических сесквитерпенов: бисаболан (I), γ-бисаболен (II), α-бисаболол (III)

Бициклические сесквитерпены имеют два конденсированных углеводородных кольца с 2-4 двойными связями. По строению колец и типом конденсации или связи сесквитерпены делят на группы, основными из которых являются кадинан, эвдесман и гвайан:

Рис. 10. Принципиальное строение б ициклических сесквитерпенов: кадинан (I), эвдесман (II), гвайан (III)

Терпены весьма реакционноспособны: легко окисляются на воздухе, особенно на свету, часто превращаясь при этом в кислородсодержащие соединения; при нагревании изомеризуются (прежде всего при взаимодействии с кислыми агентами); диспропорционируют в присутствии катализаторов (Pd, Pt, Ni); по двойным связям легко гидрируются, гидратируются, присоединяют галогены, галогеноводороды, органические кислоты и т. д. При сильном нагревании без доступа воздуха (400-500°С) кольца терпенов раскрываются, причем из бициклических терпенов можно получить моноциклические и даже алифатические. При нагревании до 700 °С и выше все терпены разлагаются с образованием сложной смеси продуктов (изопрен, ароматические углеводороды и др.).

Терпеноиды являются активными участниками обменных процессов, протекающих в растениях. Некоторые терпеноиды регулируют активность генов растений, участвуют в фотохимических реакциях. Углеродные цепи ряда терпеноидов являются ключевыми промежуточными продуктами в биосинтезе сте­роидных гормонов, холестерина, ферментов, витаминов Д, Е, К, желчных кислот. Растительные терпеноиды имеют широкий спектр биологического действия и поэтому представляют интерес для поиска новых лекарственных препаратов.

Лекарственные средства из группы терпеноидов классифицируют по количеству циклов на моноциклические (ментол рацемический, левоментол, валидол, терпингидрат); бициклические – (камфора, камфора рацемическая, бромкамфора, кислота сульфокамфорная, сульфокамфокаин), 3-я группа препаратов представлена моноциклическим дитерпеном – ретинола ацетатом (витамин А).

Терпены являются одной из важнейших групп душистых веществ, широко применяемых в качестве компонентов парфюмерных смесей и отдушек в косметической промышленности.

Душистые вещества – органические соединения с характерным запахом, применяемые как пахучие компоненты в производстве парфюмерных и косметических изделий, мыла, косметических моющих средств, косметических и других продуктов.

Обширный экспериментальный материал о связи между запахом вещества и структурой его молекулы (тип, число, положение функциональных групп, разветвленность, пространственная структура количество кратных связей и др.) пока недостаточно изучено, чтобы на основании этих данных можно было предсказать запах вещества. За последние столетие выдвинуто порядка 30 теорий, в которых предпринята попытка объяснить природу запаха и его зависимость от свойств душистого вещества. Наиболее известные следующие:

Ø стереохимическая теория (рассматривает молекулы душистого вещества как жесткие стереохимические модели, а их взаимодействие с рецептором описывает на основании исключительно геометрических факторов),

Ø волновая теория (постулирует, что запах определяется спектром колебательных частот молекул в диапазоне волн 500-50 см–1),

Ø теория функциональных групп (природа запаха зависит от общего профиля молекулы и наличия функциональных групп).

Однако ни одна из этих (и многих других теорий) не позволяет успешно предсказать запах вещества. Согласно современным представлениям, восприятие душистого вещества и узнавание запаха на клеточном уровне не отличается принципиально от восприятия других химических сигналов и реализуется посредством общих молекулярных механизмов.

Рис. 11. Соединения из группы терпенов, применяемые в качестве душистых веществ или являющиеся их предшественниками: мирцен (I), гераниол (II), линалоол (III), мирценол (IV), фарнезол (V), гераниаль (VI), нераль (VII), жасмон (VIII)

Мирцен (I) – (2-метил-6-метилен-2,7-октадиен), бесцветная жидкость с приятным ароматом, растворим в этаноле, не растворим в воде, легко окисляется на воздухе и при нагревании, получают дегидратацией линалоола или пиролизом β-пинена при 600-700 °С. Для идентификации мирцена обычно получают его тетрабромид (т.пл. 95-96 °С) или аддукт с малеиновым ангидридом. Является ключевым исходным веществом для получения многих душистых веществ.

Гераниол (II) – (3,7-диметил- транс -2,6-октадиен-1-ол), бесцветная или светло-желтая жидкость с ароматом розы, растворим в этаноле, плохо растворим в воде. Содержится (преимущественно в виде эфиров) в гераниевом, цитронелловом, розовом, лемонграссовом и др. эфирных маслах. В промышленных масштабах чаще всего получают синтетически, используя в качестве исходного вещества мирцен. Применяют в качестве компонента парфюмерных композиций и отдушек.

Линалоол (III) – (3,7-диметил-1,6-октадиен-3-ол), бесцветная жидкость с ароматом ландыша, растворим в этаноле, плохо растворим в воде. Содержится в гераниевом, бергамотовом, лавандовом, кориандровом и др. эфирных маслах. В промышленных масштабах получают, главным образом, химической модификацией α-пинена.

Рис. 12. Получение линалоола из α-пинена

Линалоол находит широкое применение в качестве компонента парфюмерных композиций, отдушек, служит сырьем для получения ряда других душистых веществ, используется для получения витамина Е и некоторых других лекарственных препаратов.

Мирценол (IV) – (2-метил-6-метилен-7-октен-2-ол), бесцветная жидкость с фруктовым запахом, растворима в этаноле и органических растворителях, не растворим в воде. Содержится в китайском лавандовом масле и некоторых других растениях. В промышленных масштабах получают синтетически. Применяют в качестве компонента парфюмерных композиций и отдушек.

Фарнезол (V) – (3,7,11-триметил-2,6,10-додекатриен-1-ол), бесцветная вязкая жидкость, при сильном разбавлении имеет запах ландыша. Содержится в неролиевом, цитронероловом, розовом и др. эфирных маслах. Получают выделением из эфирных масел. Применяют как компонент парфюмерных композиций и фиксатор запаха.

Цитраль – представляет собой смесь геометрических изомеров 3,7-диме­тил-2,6-октадиен-1-аля (структуры VI и VII), гераниаля и нераля соответственно. В природном цитрале преобладает гераниаль (до 90%). Содержится в лемонграссовом, лимонном, эвкалиптовом и др. эфирных маслах. В промышленных масштабах получают как природным, так и синтетическим методами. Для идентификации получают семикарбазоны или 2,4-динитрофенилгидразоны, которые имеют точные температуры плавления. Применяют как компонент парфюмерных композиций и пищевых эссенций, в качестве противовоспалительного и антисептического средства, а также как исходное вещество для синтеза многих душистых соединений.

цис-Жасмон (VIII) – [3-метил-2-(2- цис -пентен-1-ил)-2-циклопентен-1-он], бесцветная или слегка желтоватая маслянистая жидкость с запахом жасмина, растворима в этаноле и органических растворителях, не растворим в воде. Содержится в масле цветков жасмина (источник промышленного получения), неролиевом, апельсиновом и др. эфирных маслах. Используется для приготовления парфюмерных композиций, пищевых эссенций.

 

4. ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

4.1. Организационные вопросы – 3 минуты.

4.2. Постановка цели занятия и мотивация изучения темы занятия (вступительное слово преподавателя) – 7 минут.

4.3. Инструктаж по безопасным условиям проведения лабораторной работы – 5 минут.

4.4. Контроль и коррекция исходного уровня знаний-умений – 35 минут.

4.5. Организация самостоятельной работы студентов (целевые указания преподавателя, техника безопасности) – 5 минут.

4.6. Лабораторная работа и оформление протоколов– 110 минут.

4.7. Итоговый контроль: проверка результатов лабораторной работы и протоколов – 10 минут.

4.8. Заключительное слово преподавателя, указания к следующему занятию – 5 минут.

5. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ:

5.1. Повторить теоретический материал из курсов органической и аналитической химии по данной теме.

5.2. Изучить программный материал по теме занятия согласно вопросам, приведенным ниже.

 

Учебные вопросы для самоподготовки студентов

1. Определение понятий «терпены», «терпеноиды». Общая характеристика, строение, классификация, распространение в природе.

2. Химическое строение, номенклатура, синонимы лекарственных веществ из группы терпенов.

3. Охарактеризовать физико-химические свойства, источники и методы получения лекарственных средств из группы терпенов.

4. Обосновать использование химических и инструментальных методов в анализе качества лекарственных средств из группы терпенов.

5. Константы оптической активности как показатели качества лекарственных средств из группы терпеноидов.

6. Лекарственные средства из группы терпеноидов. Строение, номенклатура, источники и методы получения, характеристика физико-химических свойств. Идентификация, испытания на чистоту, количественное определение. Приведите соответствующие уравнения реакций, расчетные формулы.

6.1. Моноциклические терпеноиды: ментол рацемический, левоментол, валидол, терпингидрат. Получение, строение, номенклатура, свойства, анализ, применение.

6.2. Бициклические терпеноиды: камфора, камфора рацемическая, бромкамфора, кислота сульфокамфорная, сульфокамфокаин. Получение, строение, номенклатура, свойства, анализ, применение.

7. Связь между строением и биологическим действием в ряду лекарственных средств из группы терпеноидов. Роль оптической изомерии в проявлении фармакологической активности.

8. Особенности хранения лекарственных средств из группы терпеноидов.

 

 

5.3. Проработать тестовые задания

Занятие № 4

1. В основе строения лекарственных средств из группы терпеноидов лежит фрагмент молекулы:

A. п -Хинона

B. м -Крезола

C. Изопрена

D. Стирола

E. Ванилина

 

2. Специалист ОТК фармацевтического предприятия анализирует левоментол – оптически активное вещество. Укажите, какой показатель измеряют при его поляриметрическом определении?

A. Показатель преломления

B. Оптическую плотность

C. Температуру плавления

D. Вязкость

E. Угол вращения

 

3. Укажите химическое название лекарственного вещества нижеприведенной структуры:

A. п -Ментандиол-1,8

B. (–)-2-Метил-5-(1-метилэтил)циклогексанол-1

C. l -2-Метил-5-изопропилциклогексанол-1

D. (1 RS,4 SR)-1,7,7-триметилбицикло[2.2.1]гептан-2-ол

E. (1 R,2 S,5 R)-5-метил-2-(1-метилэтил)циклогексанол

 

4. Провизор-аналитик проводит согласно ГФУ идентификацию лекарственного средства левоментол методом тонкослойной хроматографии. Хроматограмму при этом проявляют раствором:

A. Калия йодвисмутата

B. Нингидрина

C. Глиоксальгидроксианила

D. Анисового альдегида

E. Гидроксиламина

 

5. В промышленности ментол рацемический получают по нижеприведенной схеме. Укажите название исходного вещества А, используемого в данном методе синтеза:

A. м -Крезол

B. β-Пиколин

C. п -Хинон

D. Тимол

E. α-Пинен

 

6. Для идентификации ментола рацемического провели реакцию согласно приведенной схеме. Укажите реактив, который использовался в данном испытании:

A. 2,4-Динитрофенилгидразин

B. 2,4-Динитрохлорбензол

C. 2,6-Дихлорфенолиндофенол

D. 3,5-Динитробензоилхлорид

E. Глиоксальгидроксианил

 

7. На химико-фармацевтическом предприятии внедряется схема получения ментола рацемического. При этом в качестве исходного соединения рационально использовать:

A. Тимол

B. α-Нафтол

C. Фурфурол

D. п -Хинон

E. β-Пиколин

8. Работникам аптечного склада следует учесть, что субстанцию ментола рацемического следует хранить в хорошо укупоренной таре в прохладном месте, так как даже при комнатной температуре ментол способен к:

A. Полимеризации

B. Декарбоксилированию

C. Улетучиванию

D. Выветриванию

E. Гидролизу

 

9. Провизор-аналитик ОТК фармацевтического предприятия проводит количественное определение субстанции ментола рацемического методом ацетилирования. При этом ацетилирующим агентом является:

A. Фенолфталеин

B. Уксусный ангидрид

C. Ацетатный буферный раствор

D. Ацетат натрия

E. Ацетатная кислота

 

10. В контрольно-аналитическую лабораторию поступила субстанция левоментола. Испытание на чистоту, согласно ГФУ, предусматривает определение специфической примеси методом спектрофотометрии в видимой части спектра. Назовите эту примесь:

A. Галогены

B. Ментон

C. Алюминий

D. Бор

E. Тимол

 

11. Провизор-аналитик цеховой лаборатории фармацевтического предприятия проводит количественное определение ментола рацемического методом ацетилирования. Избыток уксусного ангидрида после гидролиза он определил:

A. Куприметрически

B. Рефрактометрически

C. Алкалиметрически

D. Йодометрически

E. Ацидиметрически

 

12. Возможность существования цис - и транс -изомеров терпингидрата обусловлена различной конфигурацией заместителей в п -положении насыщенного шестичленного цикла. Выберите правильное утверждение относительно данных изомеров терпингидрата:

A. Транс -изомер обладает фармакологической активностью

B. Транс -изомер образует гидратную форму

C. Цис -изомер обладает фармакологической активностью

D. Цис -изомер не образует гидратную форму

E. Фармакологическая активность и способность к гидратации для цис- и транс- изомеров одинакова

 

13. Укажите название лекарственного вещества, которому соответствует ниже­приведенная структурная формула:

A. Камфора рацемическая

B. Левоментол

C. Терпингидрат

D. Ментол рацемический

E. Валидол

 

14. На химико-фармацевтическом предприятии разработана схема получения ментола рацемического исходя из ментона. Укажите, какой химический процесс лежит в основе данного метода синтеза:

A. Восстановление

B. Окисление

C. Ацилирование

D. Декарбоксилирование

E. Этерификация

 

15. Укажите, какое из лекарственных веществ представляет собой белый кристаллический порошок без запаха, слабо горького вкуса, мало растворимый в воде, но растворимый в спирте:

A. Ментол рацемический

B. Камфора рацемическая

C. Валидол

D. Терпингидрат

E. Левоментол

 

16. Укажите вещество, которое является исходным для синтеза терпингидрата:

A. Глюкоза моногидрат

B. α-Пинен

C. п -Хинон

D. Бензойная кислота

E. β-Пиколин

 

17. В промышленности ментол рацемический получают по нижеприведенной схеме. В данном методе синтеза промежуточным веществом В является:

A. β-Пиколин

B. Тимол

C. м -Крезол

D. п -Хинон

E. α-Пинен

 

18. Укажите метод, пригодный для количественного определения валидола:

A. Обратная алкалиметрия

B. Обратная ацидиметрия

C. Комплексонометрия

D. Прямая алкалиметрия

E. Прямая ацидиметрия

 

19. Левоментол по химическому строению является:

A. Первичным спиртом

B. Одноатомным фенолом

C. Третичным спиртом

D. Циклическим кетоном

E. Вторичным спиртом

 

20. Укажите химическое название лекарственного вещества нижеприведенной структуры:

A. п -Ментандиол-1,8 моногидрат

B. (1 R,2 S,5 R)-5-метил-2-(1-метилэтил)циклогексанол моногидрат

C. Гексагидротимол моногидрат

D. l -2-Метил-5-изопропилциклогексанол-1 моногидрат

E. п -Ментанол-3 моногидрат

 

21. Согласно ГФУ, левоментол идентифицируют по температуре плавления продукта взаимодействия субстанции с раствором 3,5-динитробензоил­хлорида в присутствии пиридина безводного. При этом продукт реакции представляет собой:

A. Циклический ангидрид

B. Лактон

C. Амид кислоты

D. Сложный эфир

E. Соль диазония

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.105 (0.281 с.)