Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концептуальные подходы к организации
социально-педагогической деятельности студентов в период практики В педагогике под социально-педагогическим процессом, в который студент включается в период практики, понимают динамику развития социально-педагогического явления или последовательность целенаправленных действий социального педагога, его взаимодействие с воспитуемыми, обеспечивающее достижение определенной социально-педагогической цели.[1] Существуют определенные педагогические условия, концептуальные подходы, обеспечивающие достижение студентом-практикантом оптимальных результатов в: · проектировании, организации и совершенствовании социально-педагогической деятельности в период практики; · профессиональной подготовке, формировании профессионального мастерства Важным методологическим ориентиром в совершенствовании социально-педагогической деятельности в период практики является «многомерно-диалектический подход, следование которому спасает от односторонности и узости в исследовании, организации и результатах работы».[2] По мнению Никитина В.А., нужно также учитывать диалектику общего и особенного, случайного и необходимого, внутреннего и внешнего, возможного и действительного, содержания и формы в социально-педагогической деятельности. В соответствии с данным подходом необходимо руководствоваться различными способами социально-педагогической деятельности /индивидуальными и коллективными, коррекционными и реабилитационными/, важно учитывать условия, факторы, социальные, пространственно-временные обстоятельства, в которых развиваются различные типы людей и социальные группы. Системно-деятельностный подход является важнейшей методологической ориентацией в деятельности студента-практиканта, при которой объект познания или преобразования рассматривается как развивающаяся система.[3] В данном случае объектом преобразования может быть как отдельная личность, определенный тип социально-педагогического учреждения, так и формирующаяся социальная среда. Системно-деятельностный подход предполагает: 1) организацию и управление развивающей деятельностью воспитуемого в общем контексте его жизнедеятельности: направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла жизни, личностного опыта, имеющего важное значение в процессе его социализации;
2) взаимосвязь всех видов деятельности воспитуемых, имеющих личностно-смысловое и формирующее значение, в которые они включаются в социально-педагогическом процессе; 3) единство, целостность целей, содержания, форм, методов социально-педагогической деятельности, учитывающей: · специфику развивающе-образовательной среды, формирующей базовую культуру воспитуемых и профессиональную культуру студентов-практикантов, укрепляющей их профессиональные интересы, способствующей пониманию ими смысла организуемой социально-педагогической деятельности, развитию и становлению их личностного опыта по преобразованию окружающей действительности; · особенности развития определенной категории воспитуемых; 4) создание целостной системы социально-педагогической деятельности, которая позволяет объединить все функции социального педагога в единую структуру. Данное условие реализации системно-деятельностного подхода в ряде исследований /Бордовского Г.А., Нестеровой А.А., С.Ю. Трапицына/ рассматривается как структурно-функциональный подход к организации системы педагогической деятельности.[4] В социальном плане функция (functio - исполнение) предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. В государственном образовательном стандарте по специальности «Социальная педагогика» определена система обязанностей социального педагога, выполняемых в процессе организации всех видов деятельности. В соответствии с данным государственным документом социальный педагог: · должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности; · должен способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ; · должен использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания; · должен осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; · должен систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
· должен быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб; · должен осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими); · должен выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; · должен обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Выпускник должен быть подготовлен к их выполнению в процессе следующих видов деятельности в различных типах социально-педагогических учреждений: научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, управленческой, исследовательской. Социальный педагог – представитель новой профессии, которая относится к числу «помогающих» профессий, осуществляющих поддержку каждому члену общества в личностном развитии. Он является посредником между личностью и окружающей ее средой. Поэтому главная цель деятельности социального педагога – содействие реализации основных прав человека в процессе его социализации. «Для социального педагога характерным является целостное видение человека в его индивидуальном своеобразии и развитии, в социокультурном пространстве и в его экономической ситуации».[5] В целях четкого и полного представления социально-педагогического процесса перечисленный выше круг видов деятельности (функций) в специальной литературе конкретизируется, детализируется. В нем дополнительно выделяются такие функции, как диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитационная, охранно-защитная, предупредительно-профилактическая, эвристическая, социального контроля и т.д. Любой вид социально-педагогической деятельности предусматривает одновременное выполнение всех функциональных обязанностей социального педагога, так как они направлены на обеспечение успешной социализации каждого ребенка. Однако, как показывают проведенные нами исследования, при организации социально-педагогической деятельности студенты и практикующие социальные педагоги не всегда учитывают такие требования к выполнению функций, как обязательность, комплексность, равнозначность, взаимообусловленность, что мешает обеспечению ее целостности. Структурно-функциональный подход в социально-педагогической деятельности позволяет социальному педагогу системно реализовать профессиональные функции /см. схему «Структурно-функциональная модель деятельности социального педагога»/
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.009 с.) |