Вопросы для размышления
1. Как вы относитесь к утверждению: «Самое лучшее воспитание — это отсутствие воспитания»?
2. Выявите содержание различных подходов к понятию «социализация личности».
3. Определите, в чем проявляется двойственный характер воспитания в узком смысле.
4.Л.Н.Толстой определил воспитание детей как «самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети, все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них». Как вы понимаете эти слова великого писателя?
5. Раскройте, в чем заключается деятельностный характер воспитания.
|
6.Как вы думаете, почему различные модификации концепций воспитания, лежащие в русле теорий «свободного воспитания» (антропоцентрический подход), несмотря на их привлекательность, не являются распространенными в нашей массовой школе?
7. Что вы считаете сильными сторонами советского (социоцентроиче-ского) воспитания, что можно возродить сегодня?
8. Сегодня педагогика, так же как и психология, имеет полипарадиг-мальный характер. Как вы это понимаете?
9.Раскройте двойственный характер механизма воспитательного процесса в интегративной личностно-социальной концепции воспитания.
10. В чем, на ваш взгляд, преимущества личностно-социального (ин-тегративного) подхода к воспитанию по сравнению с антропоцентрическим и социоцентрическим подходами?
ПРАКТИКУМ
Задание 1
Прочтите высказывания В.А.Караковского, директора школы № 825 г. Москвы о том, что должно быть в воспитании.
Десять заповедей воспитания
1. Главная цель воспитания — счастливый человек.
2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
3. Воспитание без уважения-подавления.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность — антипод хамству, невежеству, жлобству.
5.Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
|
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
9. Воспитание должно быть системным. Не ищи волшебной палочки.
10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Аналогично приведенным утверждениям сформулируйте десять «нельзя» в воспитании.
Задание 2
Хотите ли вы заниматься воспитанием? Оцените свой ответ на приведенные вопросы баллами от 0 до 10.
1. Испытываете ли вы потребность в общении с детьми?
2. Бывают ли у вас такие ситуации: вы читаете книгу, воспринимаете какие-либо факты и явления, и у вас появляется желание рассказать обэтом другим людям?
3. Возникает ли у вас желание воспитывать при одной мысли о детях, общении с ними?
4. Можете ли вы преодолеть раздражение по отношению к людям?
5. Интересно ли вам играть с детьми?
6. Есть ли у вас стремление в нейтральной ситуации (в троллейбусе, на улице и т.п.), наблюдая за ребенком, оценить и понять его состояние?
7. Если вам приходится рассердиться на человека, то надолго ли сохраняется ваш гнев?
Степень вашего желания быть воспитателем будет тем больше, чем ближе количество набранных вами баллов к максимуму — 70 баллам.
Задание 3
Сравните два тезиса:
«Ребенок существует для школы».
«Школа существует для ребенка».
Согласны ли вы с каким-то их них или можете предложить свой тезис?
Задание 4
Согласны пи вы со следующим утверждением Л.Н.Толстого: «...свобода есть необходимое условие всякого истинного образования (он считал, что воспитание и образование нераздельны) как для учащихся, так и для учащих... то есть и угрозы наказаний и обещания наград (прав и т. п.)... не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию».
(О воспитании: Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М., 1974. —С. 351.)
1 См. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 Т., Т.1. М.,1993. С.165.
[2] См. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия //Классный руководитель. 2002.№ 5. С.4.
[3] Примечание. Эта систематизация проведена на основе материалов Т.Н. Мальковской.
[4] См. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб.1895.Т.1.С.11.
[5] См. Кабуш В.Т. Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск. 2000. С.8.
[6] См. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа. 1996.-160 с. С.41-46.
[7] Духовность – 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов
[8] См. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.,1998.С.7.
[9] Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону.1991. С.3,
[10] См.Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара 1997. С. 6-60
[11] Концепция духовно-нравственного воспитания школьников.Проект 2009.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.22.34 (0.028 с.)