Народная свадьба как драма. Жанровый состав народного свадебного обряда. Анализ монографии Круглова «русские обрядовые песни» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная свадьба как драма. Жанровый состав народного свадебного обряда. Анализ монографии Круглова «русские обрядовые песни»



Свадьба - одно из самых величественных форм народной драмы, в которой отразились мораль и мировоззрение, семейные и общественные отношения украинского народа на каждом этапе его развития, его поэтические представления и артистические способности. В традиционном свадьбе обряды сочетались с драматическими действами, песенными и разговорными партиями, музыкой, играми. В разных регионах Украины свадьбу имело свои отличия, но основные элементы драматического действа были одинаковыми.

Как драматическое произведение свадьба имела постоянный состав действующих лиц: молодые, их родители, дружки и бояре, гости (челядь). В селах всегда были знатоки свадебного обряда, которые направляли ход действа, хотя каждый участник и сам обязательно должен знать, что и когда говорить, петь, делать. Причем свадебный обряд начинался гораздо раньше и заканчивался позже собственно праздника. Молодая, пока еще находилась дома, имела грустить и плакать по дому, по родителям, таким образом она выражала им благодарность и уважение, но в доме жениха после свадьбы она должна быть веселой, проявлять радость и удовольствие, чтобы не разгневать свекровь со свекром. Родители молодых на празднике должны выказывать уважение к гостям, любовь и забота о молодых, а мать невесты должна ходить грустная, чтобы не подумали, что она рада избавиться от дочери. Бояре - неженатые парни - должны поддерживать молодого, а старший боярин вместе со сватами распоряжался на свадьбе. Подружки одевали невесту к венцу, ходили с ней приглашать гостей на свадьбу, снимали с нее венок во время обряда покрытия. Свахи из обоих родов плели венки, лепили каравай, пели.

Свадебное действо состояло из следующих составных частей: обручение, смотрины, сватовство, приглашение, каравай, веточку, девичник, свадьба, кладовка, покрытие, перезва.

Песни, как и причитания, сопровождали свадебную обрядность. Однако причитания исполнялись только до венчания жениха и невесты, а песни пелись и после венчания. Особенно много песен исполнялось во время «красного стола» - свадебного пира. По своему конкретному содержанию, поэтике и назначению свадебные песни очень разнообразны. Но все их можно разде­лить на две группы. Первую группу составляют песни, самым тесным образом связанные со свадебной обрядностью, конкретным моментом в ее развитии. Каждая из этих песен по характеру образов замкнута тем эпизодом обряда, который она сопровождает, коммен­тирует, дополняет, поэтически углубляет.

В свадебных песнях дается описание, обряда сговора; говорится о подарках невесты жениху и его родным, о девишнике; описывается обряд расплетания косы девушке; рисуется отъезд жениха к невесте со свадебным поездом; рассказывается о том, как жених и невеста уезжают к венцу и приезжают от венца. В них сообщается о начале «красного стола» - свадебного пира; они, наконец, дают определенное представление об этнографически-поэтическом содержании свадеб­ного веселья.

Анализ монографии Круглова «Русские обрядовые песни»

Итак, обрядовый ф-р представляет собой многофункциональное многожанровое явление. Во-первых, в обрядовом ф-ре выделяются жанры собственно обрядовые и лирические. Во-вторых, различаются жанры, имеющие отношение к музыке и не имеющие к ней отношения. в-третьих, в обрядовом ф-ре есть драматургические по своей сущности жанры и недраматургические. В-четвёртых, обрядовый ф-р состоит из жанров, выполняюших в кач-ве доминирующих одну из следующих функций: ритуальная. заклинательная, величальная, корильная, лирическая.

Наличие или отсутствие какого-либо одного или нескольких из указанных четырёх признаков даёт нам общее представление о жанре. Наличие или отсутствие одного или двух из указанных первых трёх признаков позволяет выделить из общего состава обрядового ф-ра виды обрядовой поэзии. Деление на собственно обрядовую и обрядовую лирическую поэзию указывают на различную родовую принадлежность жанров обрядового ф-ра.

 

Поэтика народных плачей

Примером плача является описанный в «Слове о полку Игореве» плач Ярославны на стенах Путивля, где княжна оплакивает погибших войнов, не вернувшихся из военного похода. Плачи – это языческая традиция, в которой представления о смерти не соответствуют аналогичным представлениям в христианстве. Душа человека после смерти превращается в «маленькую птиченьку», человек покоится в гробу, парит в облаках и т.д. Умирание передается в образах замерзающего дерева или заката солнца. Именно поэтому церковь долгое время боролась с плачами, пытаясь искоренить в народе привычку сильно оплакивать умерших. Однако плачи искоренить вовсе так и не удалось.

Плачи впервые стал исследовать В.А. Дашков. Известным собранием плачей является собрание Рыбникова «Песни» (часть III), Метлинского «Южнорусские песни», 1854 г. Однако наиболее полным собранием плачей признано собрание Е.В. Барсова «Причитанья северного края», 1872; «Плачи погребальные, надгробные и надмогильные», 1882 и многие другие. Е.В. Барсов записывал плачи и причитания под диктовку одной из самых искусных «вопленниц» русского Севера Ирины Федосовой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.247 (0.006 с.)