Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос об авторстве Аристотеля
Следует отметить, что у позднеантичных и средневековых авторов имелись какие-то основания сомневаться в том, что авторство «Категорий» принадлежит Аристотелю. Зачастую в пользу этого сомнения приводился тот аргумент, что Стагирит вовсе не является первым, кто предложил рассматривать всё разнообразие бытия при помощи некоторой сложной, подразумевающей перекрёстную классификацию, системы категорий. Такими замечаниями в адрес Аристотеля известны многие платоники начала нашей эры, которые стремились интегрировать в единую систему идеи Платона и Аристотеля. Зачастую, они указывают на то, что систему категорий можно найти в диалогах Платона. Например, Плутарх (конец I в.н.э.) приводит отрывок из «Тимея» (37a-b), из которого при желании действительно можно извлечь все категории. Или, например, в «Софисте» (248c) говорится о деятельности, претерпевании и т.д. Несомненно, что учение Аристотеля не появилось на пустом месте и некоторые категории были введены в обиход философии до него. Однако следует учесть, что эти категории понимались в плане онтологии хотя бы уже по тому, что логики как самостоятельной системы знаний на тот момент просто не существовало. Хотя по поводу связи логики с онтологией в свете исследования «Категорий» советский философ Микеладзе З. Н. заметил следующее: «В «Категориях» изложены онтологические предпосылки логики и методологии эмпирических и дедуктивных наук, а также диалектических рассуждений. Тем самым становится понятным характер связи этого трактата с «Метафизикой». Грубо говоря, в него включено почти всё то из первой философии, что, согласно, Стагириту, необходимо для онтологического обоснования логики и методологии. В частности, учение о категориях сформулировано там в качестве определённого интенсионального принципа» [9, стр. 598]. В связи с этим, некоторые комментаторы, помимо разбора самих «Категорий», уделяют внимание защите авторства Аристотеля на эту работу. Например, Боэций приводит в доказательство этого следующие аргументы. Во-первых, то, что вся философия Аристотеля согласуется с содержанием и данного труда. Во-вторых, Боэций заявляет о стиле написанного текста, что он воплощает собой манеру самого Стагирита. И, в-третьих, Боэций высказывает мысль, что «Категории» придают законченность содержанию других специальных работ по логике, написанных её создателем: «...труд, который он написал о силлогизмах, выглядел бы неоконченным и незавершённым, если бы он не предпослал бы ему книгу о посылках или пренебрёг бы трактатом о первых звуках, из которых состоят посылки» [6, стр.124]. Обосновывая авторство Аристотеля на «Категории», Боэций попутно упоминает ту причину, которая дала основание сомневаться в этом. Оказывается, ещё до Аристотеля, существовала книга на подобную тематику, в которой тоже помещён список некоторых категорий. Боэций называет эту книгу – «Общие слова» и её автора Архита из Тарента, жившего в IV веке до н. э. Этот философ-пифагореец известен тем, что первым стал изучать механику, используя математические принципы. Этот же Архит упоминается Платоном в «Государстве» как первооткрыватель куба.
Следует отметить, что Боэций упоминает ещё и другую книгу Аристотеля по этой же теме, схожую с ней по содержанию. Комментарии к «Категориям» Первыми комментаторами логических трудов Аристотеля были его друг и ученик Теофраст (умер в 288 г. до н. э.) и Эвдем – тоже из школы перипатетиков. Вообще же из античных комментаторов собственно «Категорий» можно назвать римского стоика Корнута, греческого математика и астронома Адраста Афродисийского, сирийско-римского неоплатоника Порфирия, александрийского неоплатоника Элия, греческого грамматиста и математика Аммония Гермия, афинского философа Симпликия. Например, Корнут (I в. н. э.) отмечал параллелизм между категориями и грамматическими элементами греческого языка, а Симпликий интерпретировал категории «действия» и «претерпевания» как частный случай категории «отношение». Из огромного числа комментаторов средневековья и Ренессанса можно назвать Уильяма Оккама (XIV в.), который свёл десятку категорий к трём: субстанции, качеству и отношению и рассматривал их в составе терминов первичной интенции. Следует отметить, что на схоластическую философию определённо повлияли идея различения первых и вторых сущностей.
Из комментаторских работ на «Категории», составляющих собой некий основной корпус особо отметим несколько работ. Isagoge» Порфирия Во-первых, это комментарий уже упомянутого Порфирия (вторая половина III в. н. э.) «Введение к «Категориям» Аристотеля» («Isagoge»), написанный около 258 г., как это видно из самого текста, чтобы разъяснить учение Аристотеля о категориях некоему Хрисаорию. Хотя следует отметить, что «Введение» Порфирия – это не столько комментарий, связанный непосредственно с тематикой «Категорий», сколько работа, дающая читателю те предварительные знания, которые необходимы для чтения и понимания трактата Аристотеля. Особенностью этого труда является то, что в нём Порфирий, разбирая учение Аристотеля о предикабилиях (другие названия: роды сказуемого; логические моменты или термины; классы определительности сказуемых [9, стр. 646]), к четырём имеющимся уже у Аристотеля (род, вид, собственный признак и случайный признак) прибавляет видовое различие [ 10, стр. 77 ]. Ясное объяснение этому дополнению Порфирия к списку предикабилий Аристотеля даёт Абеляр в комментариях на «Категории», о чём ещё будет сказано ниже. Здесь только заметим, что собственный признак (proprium) и различающий признак (differentia) по определению самого Порфирия различаются следующим образом: «Характерным для различающего признака является, что он часто утверждается относительно нескольких видов, как разумность и относительно бога и относительно человека, между тем собственный признак – лишь относительно одного вида, у которого это – собственный признак. И различающий признак неуклонно следует за теми видами, у которых это был различающий признак, но обратное следование не имеет в свою очередь места с неизбежностью; между тем собственные признаки в отношении тех видов, у которых это – собственные признаки, допускают взаимное высказывание, потому что здесь обратное следование имеет место» [11, стр. 73]. Вообще, Порфирий, тщательно разбирая все пять предикабилий, соотносит каждую из них со всеми остальными и подробно рассматривает те признаки, которые позволяют говорить об их сходствах и различиях. Кроме этого он, подробно рассматривает природу рода, вида и индивида, объясняет все особенности, существующие в вертикали от единичных объектов до наивысших родов, которые уже не являются в свою очередь видами какого-то единственного рода. Порфирий выстраивает чёткую систему, дающую возможность работать в рамках логики с различными объектами через их определение и деление. Эта система получила название «древа Порфирия». Порфирию также принадлежит «Толкование «Категорий» Аристотеля», написанное в диалогической форме. Считается, что эти тексты Порфирия послужили одним из отправных элементов для средневековой проблематики природы универсалий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.007 с.) |